Бюджет семьи доходная и расходная части бюджета: 2. Доходная и расходная часть семейного бюджета – « Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»

Бюджет семьи доходная и расходная части бюджета: 2. Доходная и расходная часть семейного бюджета – « Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»
Сен 24 2020
alexxlab

Урок по технологии на тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета» 8 класс

Раздел «Семейная экономика»

8 класс

Тема урока: Бюджет семьи.

Доходная и расходная части бюджета.

Цель: сформировать представления о структуре семейного, научить школьников практическим навыкам расчета бюджета семьи.

Задачи:

Образовательные:

— дать теоретические сведения по теме «Бюджет семьи»;

— сформировать понятия «семейный бюджет», доход, расход, экономия;

— ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи.

Развивающие:

— развивать умение анализировать структуру потребительской корзины, синтезировать, сравнивать, практическое применение знаний о бюджете;

— развивать экономическое мышление.

Воспитательные:

— воспитание рационального отношения к семейному бюджету;

— воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, чувство товарищества.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся, письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер.

Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, тесты.

Литература: учебник «Технология» 8 класс/ под ред. В.Д. Симоненко, 2012.

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Изложение нового материала.

Коллективная работа

Практическая работа.

Закрепление (тест).

Домашнее задание.

Ход урока:

Оргмомент.

Приветствие, проверка присутствующих.

Проверка домашнего задания.

Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как усвоили эти понятия и функции на прошлом занятии.

Устный опрос:

  1. Что понимается под предпринимательской деятельностью?

  2. Что такое бизнес?

  3. Почему люди занимаются предпринимательством и бизнесом?

  4. Расскажи, какие проблемы существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.

  5. Деньги, их роль в жизни общества.

  6. Что такое потребность?

  7. Назовите виды потребностей.

Изложение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».

Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

— Тема урока «Бюджет семьи». На доске вы видите термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.

БЮДЖЕТ

ДОХОД

РАСХОД

Бюджет (определение) – Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.

Понятие «бюджет» имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи

Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.

На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А, следовательно, она должна получать какой-то доход.

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за выполненную работу, услугу или другую деятельность.

*Рассмотреть схему в учебнике «Виды доходов» (стр. 20).

Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

*Приведите примеры расходов.

Все расходы можно разделить на несколько групп:

Постоянные

Переменные (сезонные, циклические)

Непредвиденные

Единовременные

*Работа с тетрадями. Запись темы и определений «бюджет», «расход», «доход».

— Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (Лотерея, премия, наследство).

— А непредвиденные расходы? (Болезнь, несчастье).

В семейном бюджете может складываться такая ситуация:

Д > Р; Д = Р; Д < Р;

— Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?

Физкультминутка

Коллективная работа.

-Итак, мы уяснили, что:

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

— А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты, лекарства, ремонт квартиры. Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.

Проверка. На доске правильно выполненное задание.

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие  

Ремонт квартиры

Лекарства

Практическая работа «Анализ семейного бюджета»

А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей «семьи» озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

На основании данных рассуждений сделаем вывод (ответы учащихся)

что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально.

Закрепление. Тест.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

Я) расходы

Е) проценты

Ю) доходы

3. Вознаграждение это:

Б) зарплата

Г) налог

Д) доход

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) денег

-Если вы правильно ответите на вопросы – получите ключевое слово.

Домашнее задание: выучить конспект урока,

выполнить задание: составить домашний семейный бюджет и защитить его.

Открытый урок на тему » Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»

Структурное подразделение «Центр сетевого взаимодействия»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Открытый урок

«Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»

8 класс

Учитель технологии:

Патнюхина Любовь Александровна

г. Железногорск 2016 г

Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

Цели:

  • изучить структуру семейного бюджета,

  • определить возможные статьи доходов и расходов в семье,

  • определить тип бюджета семьи,

  • практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи.

Задачи.

Образовательная:

  • ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,

  • ознакомить со структурой семейного бюджета,

  • ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи).

Воспитательная:

  • развивать умение работать в группе,

  • воспитание рационального отношения к семейному бюджету,

  • формирование социальной активности и самостоятельности,

  • выработка навыков культурного общения.

Развивающая:

  • развивать творческие способности ребят,

  • развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения:

  • cловесные (объяснение нового материала, беседа),

  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации,

  • интерактивные – работа учащихся в группах — “семьях”.

Формы проведения: Познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”.

Оборудование и ресурсы: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран)

Средства обучения:  Презентационное сопровождение урока 32 слайда (Microsoft PowerPoint).

Литература: Учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год.

Класс: 8.

Продолжительность урока: 45 минут.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Вводный инструктаж

  3. Проверка домашнего задания

  4. Объяснение нового материала

  5. Практическая работа

  6. Закрепление нового материала

  7. Заключительный инструктаж.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Проверка присутствующих.

II. Вводный инструктаж.

Весь урок сопровождается презентацией, представленной в Приложении 1

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела школьной программы по технологии, который называется “Домашняя экономика”. Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре.

На прошлом занятии мы приступили к изучению раздела “Домашняя экономика”, познакомились с понятием “семья”, определились с ее функциями, выяснили, что такое потребности и какими они бывают.

III. Проверка домашнего задания.

Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, что вы усвоили на прошлом занятии.

На ваших столах лежит листок с надписью “Повторение” Переверните его, впишите свою фамилию и решите кроссворд. (Кроссворд представлен в Приложении 2). На это у вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы запомнили по прошлой теме.

Прочитайте ключевое слово, которое у вас получилось в серых клетках. Поднимите руки те, у кого получилось такое же слово. Кто при этом написал все слова? Четыре слова? Три?

Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти бальной системе.

Учащиеся получают оценку за домашнее задание.

IV. Объяснение нового материала.

Тема урока “Бюджет семьи”.

Тему записываем в тетрадь.

Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. “Бюджет” — это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь). Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.

Изучая на прошлом уроке функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.

“Доход” — это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).

Ответьте на вопрос: в каком же виде можно получать доход?

— в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.

Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организаций, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.

Следует обратить особое внимание на статью доходов “пенсии и стипендии”. Это так называемые “социальные трансферты” — доходы, которые получают от государства, но они на связаны ни с владением собственностью, не являются платой за произведенные товары или услуги. С этим понятием мы сталкиваемся впервые, поэтому его следует записать определение в тетрадь.

На диаграмме представлена структура семейных доходов в процентах к общему доходу семьи.

Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.

“Расходы” — затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).

Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?

В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных расходов в процентном соотношении в общих расходах семьи представлена на диаграмме.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).

V. Практическая работа.

Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. Вы сидите по четыре человека за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 3). На листке будет определен состав семьи и указано, кто и чем занимается. На листке – задании (Приложение 4) вашей “семье” надо будет расписать все возможные статьи доходов (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные статьи расходов на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.

Определим правила игры, которые следует соблюдать:

  • Семья должна быть дружной.

  • При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

  • Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

  • В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом соседям.

Получить задания.

Учащиеся обсуждают, записывают и озвучивают свое решение.

Мы сегодня определили, что бюджет – это структура доходов и расходов за определенный период времени.

Представим бюджет в виде весов. Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците. Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.

Продолжим нашу ролевую игру. В своих семьях вам надо определить тип бюджета. Для этого следует просуммировать весь доход семьи. Просуммировать все расходы в семье, сравнить эти две суммы и сделать выводы. Затем вы прокомментируете свои результаты. Листы с выполненным заданием в конце урока собираются. Обязательно указать членов семьи (фамилии учащихся, работающих в конкретной группе)

VI. Закрепление нового материала.

Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест “Хороший ли вы экономист в семье?” (Приложение 5)

VII. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи

Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

Оборудование: Компьютерный класс, оснащённый современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должен быть установлен пакет Microsoft Office. Документация и методические рекомендации.

Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.

Межпредметные связи: граждановедение, математика, информатика.

Цели урока:

  • Обучающая
  • — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.
  • Развивающая
  • — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
  • Воспитательная
  • — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
  • Мотивационная
  • — побудить интерес к изучению информатики.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.
  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.
  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
  • Развитие познавательного интереса,
  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

План урока.

Содержание этапов урока Виды и формы работы Время
1. Организационный момент Приветствие 2 мин.
2. Мотивационное начало урока Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

5 мин.
3. Объяснение хода игры Использование занимательных материалов.

1й-этап

5 мин.
2й-этап 20 мин.
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях. 7 мин.
5. Подведение итогов, домашнее задание. Анализ хода и результатов игры. 6 мин.

Ход урока

Написать на доске.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием. Немецкий педагог Л. Дистервег.

Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход, баланс, бухгалтерия, коммунальные услуги. Электронные таблицы, текстовый редактор, процессор.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Тема нашего урока: » Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета».

Цель нашего урока — научиться, как правильно составлять кассовую книгу семейного бюджета, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи с использованием компьютера.

Но перед этим давайте вспомним:

? Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

? Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.

? Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)

1-й этап: (5 мин.)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор — отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща — мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же — компьютер

2 — й этап.(20 мин.) Перед тем как перейти к практической части нашей игры вспомним правило техники безопасности.

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу «Состав семьи» (Приложение 2)

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление «Кассовой книги» (Приложение 3)

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)

4.Оформить титульный лист «Кассовой книги». (Приложение 7)

Работа в текстовом редакторе.

Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера — процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.

Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.

Пословица гласит: «Не похвалишь, так и не продашь».

Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).

Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета.

Аннотация: учебно — методическая разработка интегрированного урока по предметам обществознания и математике для 8 класса.

Урок рассчитан на 45 минут. Тема входит в раздел «Экономика». Дети знакомятся с понятием бюджет, его видами, учатся вести расчёты, умело расходовать средства. При разработке урока использованы элементы образовательных технологий: здоровьесберегающие, развивающее обучение,

разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, использование в обучении игровых методов

Ключевые понятия: бюджет, дефицит бюджета, профицит бюджета, сбалансированный бюджет, совокупный доход семьи, постоянные и переменные доходы

Тема урока: Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета.

Класс: 8, возраст 13-14 лет

План урока:

План урока.

Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

5 мин.

3. Изучение нового материала

Использование занимательных материалов.

1й-этап

5 мин.

2й-этап

20 мин.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях.

7 мин.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ и результаты урока.

6 мин

Цель: изучение нового материала и первичное закрепление

Задачи:

  • Осмыслить понятие бюджет, доходы, расходы, дефицит, профицит, сбалансированный.

  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

  • Развитие познавательного интереса.

  • Развитие памяти, логического мышления.

Цели урока:

  • Обучающая — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

  • Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

  • Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

  • Мотивационная — побудить интерес к изучению информатики.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.

  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.

  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

  • Развитие познавательного интереса,

  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

— готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

— способность ставить цели и строить жизненные планы

У учащихся могут быть сформированы:

— способность к овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать доказывать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы).

— способность к самооценке своих интеллектуальных возможностей необходимых для построения семейного бюджета

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

Анализировать условия достижения цели планировать пути достижения цели.

Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, построению жизненных планов при планировании достижения целей самостоятельно, полно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные

Учащиеся научатся: извлекать необходимую информацию из беседы , рассказа. Вырабатывать алгоритм действий.

Учащиеся получат возможность научиться: анализировать , сравнивать, подводить под понятие, определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные

Учащиеся научатся: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций, формировать собственное мнение.

Учащиеся получат возможность научиться: аргументировать собственное мнение и позицию, учитывать различные мнения.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся: планировать свой личный бюджет, расширят знания о семейном бюджете, пониманию понятий доход, расход, бюджет, дефицит, профицит, баланс.

Учащиеся получат возможность научиться: трудолюбию, бережливости, экономии.

Тип урока: __урок открытие нового знания

Ведущий метод: проблемное изложение

Форма организация деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная , групповая

Деятельность учителя и обучающихся

Элементы урока

(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания»)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел уже звонок, время начинать урок!

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с афоризма «Не будь расточителен, не будешь нуждаться», который очень актуален в нашей повседневной жизни. Какие ассоциации у вас возникают? Обсудите этот вопрос в группе, напишите слова-ассоциации на стикерах и положите их в корзину, которая находится на вашем столе.

Предположите, какая тема урока, назовите его цели. Запись темы. Работаем с оценочным листом (приложение 1)

«Семейный бюджет. Доходная и расходная части бюджета»-

доведение до учащихся плана урока.

Попробуйте по представленному сюжету определить понятия:

(на весах буквы Р – расход; Д – доход)

Бюджет можно представить в виде весов.

Если весы находятся в равновесии

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется профицитным.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

Рассмотрим пример книги. (Приложение2)

Знакомство с понятием совокупный доход семьи – это

Постоянные доходы

Переменные доходы

оценивание своей готовности к уроку;

эмоциональный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности , активное слушание, вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Представители от каждой из групп перечисляют свои ассоциации (деньги, сбережения, кошелек, расчет, рациональный, бережливость, экономия, банк).

Учащиеся выступают со своими предложениями и предполагаемыми изменениями данных

Личностные: самоопределение,

смыслообразование

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: целепологание.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую функцию. Вопросы для повторения.

1. Что такое семья?

2.Какие функции выполняет семья

3. Предпринимательская деятельность предполагает

4. Разница между суммой денег от продажи товаров или услуг и затратами на их производство – это…?

5.Семейная экономика- это …?

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Изложение нового материала

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета.

Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц?

Можете ли вы разумно тратить деньги?

Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? Что же такое бюджет?

Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи.

Что такое бюджет?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.

Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Бюджет – не только все доходы,

Но и различные расходы!

Его составить не ленись,

Вокруг себя ты оглянись!

Подумай, что нужно купить,

Чтоб без забот весь месяц жить!

Сложить доходы не забудь

И расточительным не будь!

Пусть лучше будет профицит,

А не бюджетный дефицит!

С помощью шуточного теста, проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста (см. приложение 3).

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы:

1.»Семья — это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью».

2.Семья выполняет следующие функции : воспроизводящую, воспитывающую, регулирующую , стабилизирующую, коммуникативную.

3. Предпринимательская деятельность – это вид деятельности человека, который владея материальными и культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

4. Прибыль

5.Семейная экономика — это наука, которая изучает повседневную экономическую жизнь семьи.

Работа с текстом, технология Инсерт

Слово «бюджет» буквально означает » денежная сумка»

Бюджет — это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их «роспись

Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде

заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.

У каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.

Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период.

Переменные расходы могут быть периодическими (сезонными) и единовременными (непредвиденными).

Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье.

Выполняют тест

Познавательные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания ;

— извлечение необходимой информации из текста

3.

Выявление места и причины затруднения

Помощь учителя

Учащиеся выявляют место и причину затруднения для этого

продолжаем работу с новым материалом и работу с учебником

Познавательные — подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы

4

Физминутка

 Игра: На карточках напечатаны слова, дети распределяют их по группам и выходят по одному к доске, читают и вешают на доску:

ДОХОД РАСХОД

Зарплата Продукты питания

Пенсия Одежда и обувь

Стипендия Школьные принадлежности

Пособие Коммунальные платежи

Выручка от продажи Непредвиденные расходы

Алименты

5.

Построение проекта выхода из затруднения

Этим процессом руководит учитель с помощью подходящего диалога

Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий

Личностные: самоопределение,

смыслообразование.

Познавательные -анализ , синтез, сравнение, обобщение

Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

6.

Реализация построенного проекта

Уточняют общий характер нового знания и фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

Личностные — смыслообразование

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.

Таблица 1 Недельный бюджет школьника

Составляют проект, заполняют таблицу

Предметные

8.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практическая работа: оценка бюджета семьи

Выполняют практическую работу.

Предметные

9.

Включение в систему знаний и повторение

Закрепление материала Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет Карточки с тестами

10.

Домашнее задание

на выбор обучающимися

1.Написать эссе по теме: «Чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета?»

2. Рассчитать бюджет семьи. (Приложение 4)

11.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Подведем итог урока.

Какие новые знания вы получили?

Где вы будете использовать эти знания?

Оцените свою работу на уроке.

«ПЛЮС — МИНУС — ИНТЕРЕСНО»

В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 

Личностные: умение

провести самооценку и

организовать взаимооценку

Коммуникативные:

вступать в диалог, с достаточной

полнотой и точностью выражать

свои мысли.

Методическая цель____изучение и первичное закрепление новых знаний, методика организации самостоятельной работы обучающихся____________________________________________________________________________________________________________________

Методические рекомендации (в соответствии с методической целью по элементам структуры урока)

__Включить технологические задания способствующие общему развитию технического мышления обучающихся____________________

Список литературы:

1.Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2007.

2.Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.

3.Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. — М.: Вита-Пресс, 2004.

4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. — М.: Вита — Пресс, 2006.

5.Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область «Технология».- М.: Вита — Пресс, 2002.

6.Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. — М.: МЦЭБО, 2003.

7. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. — М.: Вита-Пресс, 2001.

Раздаточный материал к игре.

«Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»

Тема: «Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета»

Цель: формирование у учащихся знаний по теме «Бюджет семьи»

Задачи:

  1. Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме «Бюджет семьи», раскрыть основные понятия. Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность, самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.

  2. Развивать познавательную активность, формировать универсальные учебные действия: умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.

Методы:

— словесные (беседа, объяснение),

— наглядные (демонстрация наглядных пособий), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся, письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.

Литература:

Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений – 2-е изд., перераб. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 208с.

Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

Я хочу вас познакомить с экономикой домашнего хозяйства – наукой о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика позволяет нам разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные оптимальные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки.

  1. Опрос детей.

Что такое семья? (Семья — это важнейший источник социального и экономического развития общества)

Какие функции выполняет семья? (Семья выполняет следующие функции: репродуктивную, коммуникативную, рекреативную, социальную, экономическую)

Вся наша деятельность направлена на удовлетворение насущных потребностей человека. На какие группы делятся потребности? (Потребности рациональные (разумные), потребности ложные (неразумные), материальные, духовные).

3. Для удовлетворения любых потребностей человека или члена семьи необходимы определённые ресурсы. Это то, чем располагает семья, сколько заработали все её члены, занимаясь разными видами деятельности и сколько им надо потратить, чтобы удовлетворить их семейные потребности. Сегодня на мероприятии мы познакомимся с понятием «Бюджет семьи», изучим его структуру, принципы его планирования и определим вашу роль в увеличении доходной части бюджета.

Начинается демонстрация слайдовой презентации (слайд №1)

Бюджет семьи — структура всех её доходов за определённый период времени (месяц или год) (Слайд №2)

Скажите, что вы понимаете под доходом? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью). Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата или сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д.) (Слайд №3)

Это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. Доход всех членов семьи называют совокупным доходом.

А теперь подумайте, на что семья может, тратить деньги? Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т. д.).

Таким образом, расходы – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг (Слайд №4)

Давайте представим бюджет семьи как весы. (Слайд №5) На одной чаше весов находятся доходы семьи, которые поступили, а на другой чаше будем ставить гирьки расходов. Потратили на что-то деньги – ставим гирьку на весы. Если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет сбалансированный. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги.

Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет дефицит.

— Что произошло? (Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось брать в долг).

А вот если перетянет чаша с доходами, тогда наш бюджет будет называться избыточным.

— Что это означает? (Значит, мы потратили меньше денег, чем заработали).

Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Кто-то из взрослых является домашним бухгалтером. Он знает доходную часть бюджета семьи и планирует, сколько средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги. В этих целях удобно вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся записи о покупках, их стоимости, все платежи.

Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд №6)

Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д.).

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д.).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и т.д.).

Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д.).

  1. Деловая игра «Расходы и доходы» (Слайд№7)

Дети делятся на группы по 5 человек. Каждая группа – это «семья».

1 задание. Обсудите в группе вопросы, подготовьте ответ.

Вопросы: Почему люди за некоторые вещи и услуги не платят деньги? Действительно ли эти блага достаются им бесплатно?

Какие вещи, предметы, услуги, по вашему мнению, можно и должно просить, получать, использовать, не уплачивая за них?

Следует ли платить деньги за воздух, за воду, за свет, за солнечное тепло?

Задание может быть выполнено в устной или письменной форме. После ответа каждой группы необходимо провести обсуждение, сделать вывод (Слайд №8)

2 задание. Заполните таблицу

Ученики в группах должны распределить роли членов семьи — отец, мать, бабушка, дедушка, дочь, сын. Могут быть самые разнообразные варианты, это ребята должны определить для своей команды самостоятельно. Например, в команде может не быть «бабушки», но есть двое детей.

После этого ученики выполняют задание:

Перечислите как можно больше видов денежных доходов человека.

Перечислите расходы семьи, которые, на ваш взгляд, обязательно будут.

Результаты работы учащиеся заносят в таблицу: (слайд №9)

Время на заполнение таблицы — 10 — 15 минут.

3 задание. Рассчитайте бюджет семьи за неделю, результаты работы представьте в таблицах. Сделайте вывод о типе семейного бюджета.

После выполнения задания учащимся предлагается разрезать таблицу пополам (доходы — расходы) и поменяться расходами с другими семьями.

4 задание. В семье расходы очень часто бывают непредвиденными, необходимо быть готовыми к самым разнообразным тратам. Совместите часть своей таблицы с чужой частью. Предложите пути выхода из сложившейся ситуации (Слайд №10) (5- 10 мин.)

Представление результатов работы в группе, обсуждение. Подведение итогов игры.

6.Заполнение абонентской книжки по расчетам за воду, свет, газ.

7. Подведение итогов.

Заключительное  слово.

Побыв в роли главного экономиста даже непродолжительное время, вы поняли, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно — труд не простой. Но всему можно научиться. Успехов вам в этом поприще.

Конспект урока по технологии «Бюджет семьи. Доходная и расходная части»

Школа п. Красный Октябрь филиал МОУ СОШ с. Рахинка

Среднеахтубинского района

Волгоградской области

Конспект занятия

по теме «Бюджет семьи.

Доходная и расходная части семейного бюджета»

8 класс

Автор:ТенисбаеваН.И. учитель технологии и физики.

Волгоградская область, 2018

Оборудование:  Компьютер, проектор. Документация и методические рекомендации.

Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.

Межпредметные связи:  обществознание, математика, технология .

Цели урока:

  • Обучающая — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

  • Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

  • Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

  • Мотивационная — побудить интерес к изучению экономики.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.

  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.

  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

  • Развитие познавательного интереса,

  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.

План урока.

Постановка цели урока.

Фронтальный опрос.

5 мин.

3. Объяснение хода игры

Использование занимательных материалов.

1й-этап

5 мин.

2й-этап

20 мин.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях.

7 мин.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

6 мин.

Ход урока

Написать на доске.

Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход обязательные платежи, подоходный доход, кредит, баланс.

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Тема нашего урока: » Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета».

Цель нашего урока — научиться, как правильно составлять книгу семейного бюджета, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи

Но перед этим давайте вспомним:

Что такое бюджет семьи?(слайд 3)

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

Что понимают под доходом семьи? ( слайд 4)

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.

Что такое расход? ( слайд 5)

Ответ: это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.

Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии ( 6 слайд)

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

Из чего скрадываются доходы семьи? ( слайд 7)

Ответ: заработная плата, пенсии, детские пособия, стипендии, и т.д.

На что тратится доход семьи? (слайды 8 — 11)

Практическая часть

А теперь мы с вами проведём игру: ( приложение 1)

1-й этап:

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор — отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща — мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений.

2 — й этап.(20 мин.) 

Теперь приступаем к практической части нашего урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу «Состав семьи»

2. Заполнение доходной и расходной части семейного бюджета

3. Произвести подсчёт

4. Защита, обсуждение.

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного (слайд 12)

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Вместе с родителями составьте список расходов вашей семьи за месяц, год. Попробуйте разделить их на постоянные, циклические, сезонные и единовременные.( слайд 13)

Урок по экономике «Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета»

Разделы: Технология   Экономика

Учитель технологии Сулекина А.Б.

Тема урока: Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета.

Оборудование: Компьютерный класс.

Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.

Межпредметные связи: математика, информатика.

Цели урока:

  • Обучающая — ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.

  • Развивающая — формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

  • Воспитательная — воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.

Задачи урока:

  • Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.

  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.

  • Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте дети!

Тема нашего урока: » Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета».

Цель нашего урока — научиться, как правильно составлять семейный бюджет, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи с использованием компьютера.

Но перед этим давайте вспомним:

— Что такое бюджет семьи?

Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

— Что понимают под доходом семьи?

Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого — либо рода деятельности.

— Что такое расход?

Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.

 Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии

Р=Д — бюджет сбалансирован.

Р больше Д — бюджет имеет дефицит

Д больше Р — бюджет называется избыточным.

Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.

Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.

В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.

А теперь мы с вами проведём игру: 

1-й этап: (5 мин.)

Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:

Муж, жена, дочь, сын, свёкор — отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща — мать жены.

Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. 

А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:

Он рисует, он считает, 
Проектирует заводы, 
Даже в космосе летает, 
И даёт прогноз погоды. 
Миллионы вычислений 
Может сделать за минуту. 
Догадайся, что за гений? 
Ну конечно же — компьютер

2 — й этап.  

Практическая часть урока.

1. Каждая семья заполняет таблицу «Состав семьи»

Работа в текстовом редакторе.

2. Составление «Кассовой книги»

Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников.

3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов.

4.Оформить титульный лист «Кассовой книги»

Работа в текстовом редакторе.

Сохранить всю информацию на диск, распечатать.

Защита, обсуждение.

Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного.

Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.

1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.

2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.

Подведение итогов.

Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумать рекламу к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *