Обжалование налоговых решений: Как обжаловать решение налогового органа — СКБ Контур – Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения

Обжалование налоговых решений: Как обжаловать решение налогового органа — СКБ Контур – Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения
Окт 27 2020
alexxlab

Содержание

Сроки и порядок обжалования решения налогового органа

Обжалование решения налогового органа — неотъемлемое право любого налогоплательщика, позволяющее в том числе осуществить свою защиту в случае вынесения неправомерного (иногда, правда, лишь с точки зрения самого налогоплательщика) акта, носящего характер ненормативного, добиться его отмены. При реализации данного права необходимо четко следовать установленному законом порядку обжалования решения налогового органа с соблюдением его сроков, нарушение которых по общему правилу является основанием для отказа в пересмотре принятого решения. 

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Сроки обжалования решений и актов проверки налогового органа

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

Право обжалования ненормативных актов налоговой инспекции, в т. ч. о привлечении к ответственности. Правовое регулирование процедуры

Возможность обжалования решения налогового органа, выраженного в форме правового акта ненормативного характера, равно как и действий такого органа, является одной из базовых гарантий защиты прав налогоплательщика. Данное право закреплено ст. 137 Налогового кодекса (НК) за каждым лицом, если оно полагает что вынесенные акты каким-либо образом нарушают или ограничивают его права.

Процедура обжалования решения налогового органа, сроки такового обжалования, вопросы, связанные с рассмотрением жалоб (и выделяемая в качестве самостоятельного способа апелляционная жалоба) в вышестоящих органах, регулируются нормами налогового законодательства, а именно главой 19 НК. Однако оспорить правомерность подобных актов можно и путем направления соответствующей жалобы в суд, о чем указывает не только НК, но и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса (АПК). Процедура подачи и рассмотрения жалобы в судебном порядке (в отношении хозяйствующих субъектов) регулируется нормами АПК.

Кроме того, некоторые разъяснения относительно рассматриваемой процедуры приводились Пленумом ВАС, в частности, в Постановлении от 30.07.2013 № 57. Акты из судебной практики также неофициально дополняют источники правового регулирования данной процедуры.

Для правильной квалификации некоторых понятий, не приведенных в законодательстве (например, понятие ненормативного акта), необходимо прибегнуть к разъяснениям самой налоговой службы. Письма, разъяснения и методички ФНС также способствует правильному пониманию ряда вопросов, связанных с обжалованием решений налогового органа.

Сроки обжалования решений и актов проверки налогового органа

Результаты любой налоговой проверки в силу ст. 100 НК должны быть облечены в форму соответствующего акта. Законодательством не предусмотрено возможности обжаловать акт таковой проверки в отрыве от решения, самостоятельно, т. к. на основе данного документа выносится то или иное решение (будь то о привлечении к ответственности в связи с выявленными нарушениями либо об отказе в привлечении к таковой).

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Вместе с тем п. 6 ст. 100 НК предусмотрел право лица, в отношении которого проводилась проверка и которое не согласно с тем, что отражено в итоговом документе, внести письменные возражения. Также данное лицо может приложить документы и иные письменные подтверждения, аргументирующие, с его точки зрения, необоснованность отраженной в акте информации и выявленных нарушений. Согласно данной норме, срок для возражений отведен в 1 календарный месяц.

Срок обжалования решения налогового органа, принятого после проведения проверки хозяйствующего субъекта, различен в зависимости от того, вступило в силу данное решение или же нет. Так, в соответствии с п. 2 ст. 139 НК жалоба может быть подана в течение 1 года с того дня, как решение вступило в силу. А апелляционная жалоба (т. е. на еще не вступившее в силу решение), согласно п. 2 ст. 139.1 НК, подается до того дня, когда решение вступит в силу. То есть на основании п. 9 ст. 101 НК — в течение 1 месяца.

Процедура обжалования: в суде и вышестоящем органе

П. 2 ст. 138 НК устанавливается обязательная процедура обжалования в досудебном порядке (а именно — в вышестоящем органе) практически всех решений и иных актов (ненормативных), в том числе принятых после проведения налоговых проверок. Таким образом, лицо не может обратиться в суд, чтобы защитить свои затронутые права, минуя налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к вынесшему решение.

Исключение: акты ФНС, которые можно обжаловать сразу в судебном порядке.

После вынесения соответствующего решения по процедуре обжалования оно (равно как и первоначальное решение) может быть обжаловано в Арбитражном суде на основании ст. 4 АПК.

При этом важно учитывать мнение ВАС, выраженное в п. 66 вышеупомянутого постановления Пленума № 57, о том, что если срок на обжалование принятого решения в налоговую службу лицом был пропущен, то данный факт должен рассматриваться как несоблюдение досудебной процедуры. В связи с этим суды не должны принимать подобные жалобы. Естественно, кроме случаев пропуска срока по уважительной причине.

***

Таким образом:

  • обжаловать любое решение налогового органа может каждое лицо, если оно полагает, что таковым нарушаются его права;
  • срок для обжалования установлен в 1 год и 1 месяц для вступившего и не вступившего в законную силу решения соответственно;
  • при обжаловании рассматриваемых решений обязательна досудебная процедура обжалования.

Как обжаловать решение ИФНС, вынесенное по результатам проверки | Журнал «Главная книга»

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 6 июля 2018 г.

Содержание журнала № 14 за 2018 г.

А.В. Кононенко,
юрист

Бывает, что вопреки всем стараниям налогоплательщика ИФНС остается глуха к его доводам, изложенным в возражениях на акт налоговой проверки. И в итоговом решении появляются суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов. Однако это еще не повод опускать руки. Решение по проверке можно обжаловать.

Куда жаловаться

Если вы не согласны с решением налоговой инспекции, принятым по результатам проверки, то на такое решение можно подать жалобу в вышестоящий налоговый орган (управление ФНС по вашему региону) или в суд. Причем жаловаться надо сначала в УФНС. И только после этого вы можете обратиться в суд. Сразу пойти в суд нельзя, даже если вы пропустили срок на обжалование в вышестоящем налоговом органепп. 1, 2 ст. 138 НК РФ.

В какой срок подавать жалобу

Срок для подачи жалобы в УНФС зависит от того, вступило ли в силу решение ИФНС по проверке.

Решение ИФНС по проверке Вид подаваемой жалобы Срок, в который жалобу можно подать в УФНС
Не вступило в силу, то есть еще не истек 1 месяц со дня вручения вам решенияп. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФЕсли вы подадите апелляционную жалобу, то вступление в силу решения по проверке будет отложено. ИФНС сможет его исполнить (взыскать с вас недоимку, пени, штрафы) только после рассмотрения УФНС вашей жалобы. Однако пени в любом случае будут рассчитаны за все календарные дни, когда обязанность по уплате налога была просроченап. 3 ст. 75, п. 9 ст. 101, ст. 101.2, п. 1 ст. 101.3 НК РФ Апелляционная жалобап. 1 ст. 138 НК РФ В течение месяца со дняп. 2 ст. 139.1, п. 9 ст. 101 НК РФ; п. 11 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/[email protected]:
•когда решение было вручено вам под расписку;
•когда истекают 6 рабочих дней со дня отправки решения вам по почте;
•который указан в квитанции о приеме, если решение было выслано вам по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)Если вы пропустите срок на подачу апелляционной жалобы, ИФНС уже начнет взыскивать вашу налоговую задолженность. И приостановить этот процесс можно, только предоставив налоговому органу банковскую гарантиюп. 5 ст. 138 НК РФ
Вступило в силуЕсли вы пропустите срок на подачу апелляционной жалобы, ИФНС уже начнет взыскивать вашу налоговую задолженность. И приостановить этот процесс можно, только предоставив налоговому органу банковскую гарантиюп. 5 ст. 138 НК РФ Обычная жалоба В течение года со дня вынесения решенияп. 2 ст. 139 НК РФ

Пример. Расчет срока на подачу обычной жалобы

Условие. Решение по выездной налоговой проверке вынесено 20.06.2018.

Решение. Последним днем срока подачи обычной жалобы на это решение будет 20.06.2019.

Как оформить и подать жалобу

Порядок подачи обоих видов жалоб идентичен.

Образцы жалоб вы можете найти:

сайт ФНС → Юридические лица или индивидуальные предприниматели → Подача жалобы в налоговые органы → Я хочу обжаловать решение по налоговой проверке

В жалобе должны содержатьсяпп. 1—3, 6 ст. 139.2 НК РФ:

•ваши данные. Это наименование организации или ф. и. о. предпринимателя, адрес с индексом, ИНН. Укажите также адрес электронной почты и номера контактных телефонов;

•реквизиты обжалуемого решения;

•наименование ИФНС;

•основания, по которым, как вы считаете, ваши права нарушены.

•Это так называемая мотивировочная часть жалобы. Указывайте в ней все нарушения допущенные ИФНС, в том числе и процедурные. Если о каких-то своих претензиях вы в жалобе не заявите, то суд впоследствии их учитывать не будетп. 68 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление № 57);

•ваши требования. Например, отменить решение полностью или в части. Учтите, что требовать полной отмены решения вы можете даже в том случае, если в жалобе привели доводы не по всем его пунктам. Решение все равно будет считаться обжалованным целиком, а обязательная процедура обжалования будет соблюдена в отношении всех его эпизодов. В дальнейшем вы сможете обжаловать в суде любую часть решения, включая и те его пункты, по которым вы доводы в своей жалобе не заявлялип. 67 Постановления № 57;

•способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;

•подпись руководителя организации/ИП или представителя. В последнем случае к жалобе нужно приложить доверенность или ее нотариально заверенную копиюп. 3 ст. 29, п. 4 ст. 139.2 НК РФ.

Также к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие доводы налогоплательщикап. 5 ст. 139.2 НК РФ.

Совет

Если по итогам камеральной проверки НДС-декла­рации налоговая вынесла два решения, к примеру о привлечении к ответственности и об отказе в возмещении налога, на оба эти решения можно подать одну жалобуп. 49 Постановления № 57.

Жалобу нужно подать в письменном виде в ИФНС, проводившую налоговую проверку. Это можно сделать:

•или лично;

•или по почте заказным письмом с описью вложения;

•или по ТКС в формате, утвержденном ФНС;

•или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

В течение 3 рабочих дней с даты получения жалобы налоговая инспекция должна направить ее со всеми материалами в УФНСп. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ.

Как рассматривается жалоба

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без участия налогоплательщика или его представителя. За исключением ситуации, когда будет обнаружено противоречие в материалах, представленных ИФНС, или несоответствие между сведениями, указанными в жалобе, и сведениями, содержащимися в материалах налогового органап. 2 ст. 140 НК РФ.

О ходе рассмотрения вашей жалобы можно узнать:

сайт ФНС → Электронные сервисы → Узнать о жалобе

УФНС должно рассмотреть жалобу в течение месяца со дня ее получения. В отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на 1 месяц. Однако если УНФС нарушит срок рассмотрения жалобы, этот факт не повлечет недействительности решения, принятого по нейп. 6 ст. 140 НК РФ; Постановление Президиума ВАС от 01.02.2010 № 13065/10.

УФНС оставит жалобу без рассмотрения, еслип. 1 ст. 139.3 НК РФ:

•или она подана в ненадлежащей форме либо не подписана;

•или в ней нет реквизитов обжалуемого решения;

•или нарушен срок подачи жалобы, при условии что она не содержит ходатайства о восстановлении срока или такое ходатайство оставлено без удовлетворения;

•или ИФНС сообщила об устранении нарушения прав налогоплательщика до вынесения решения по обычной жалобе;

•или жалоба отозвана до принятия решения по ней;

•или ранее уже подавалась жалоба по тем же основаниям.

Снижение количества жалоб на налоговиков

Решение об отказе в рассмотрении должно быть принято в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве. О нем вам сообщат в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. При этом в первых трех случаях вы можете исправить недочеты и подать жалобу еще разпп. 2, 3 ст. 139.3 НК РФ.

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправеп. 7 ст. 138, п. 1 ст. 140 НК РФ:

•представить дополнительные документы в обоснование своей позиции;

•отозвать жалобу полностью или в части, подав письменное заявление в УФНС. Однако в дальнейшем вы не можете подать повторную жалобу по тем же основаниям.

УФНС по итогам рассмотрения жалобып. 3 ст. 140 НК РФ:

•или оставит первоначальное решение ИФНС без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

•или отменит первоначальное решение полностью либо в части;

•или отменит первоначальное решение полностью и примет новое решение.

Свое решение УФНС должно направить или вручить налогоплательщику в течение 3 рабочих дней с даты его принятияп. 6 ст. 140 НК РФ.

Обращаемся в суд

У вас есть право обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде по месту нахождения инспекции в следующих случаяхп. 2 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ; ч. 1 ст. 198 АПК РФ:

•или если ваша жалоба оставлена без удовлетворения;

•или если решение ИФНС отменено только в части;

•или если решение по поданной вами жалобе не принято УФНС в установленные сроки.

При этом в суде решение ИФНС можно обжаловать только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНСп. 67 Постановления № 57.

А если по итогам рассмотрения жалобы УФНС отменило решение ИФНС и приняло новое решение, в суде нужно обжаловать новое решение УФНСп. 2 ст. 138 НК РФ; п. 75 Постановления № 57.

Срок на обращение в суд составляет 3 месяца с даты принятия УФНС решения по жалобе, а если решение не принято в срок, то с момента, когда такое решение должно было быть принято. Если срок пропущен по уважительной причине, то суд его может восстановитьч. 4 ст. 198 АПК РФ; п. 3 ст. 138 НК РФ.

Пример. Исчисление срока на обращение в суд

Условие. УФНС получило апелляционную жалобу на решение ИФНС по проверке 19.06.2018. По состоянию на 23.07.2018 жалоба не была рассмотрена, а руководитель УФНС не принял решение о продлении срока ее рассмотрения.

Решение. Срок подачи заявления в суд начнется 20.07.2018 (19.07.2018 — последний день, когда УФНС должно было принять решение по жалобе), а последним днем этого срока будет 19.10.2018.

* * *

Если результат рассмотрения жалобы в УФНС вас не устраивает, то перед тем, как обращаться в суд, первоначальное решение ИФНС или новое решение УФНС можно обжаловать в ФНС. Подать жалобу в ФНС нужно в течение 3 месяцев со дня принятия решения УФНС. А если решение ФНС вас опять не устроит, его уже можно обжаловать в суде. Главное, чтобы срок на обращение в суд к этому моменту не истекп. 2 ст. 138 НК РФ; Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-02-08/7996; п. 75 Постановления № 57.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налоговый контроль / налоговые проверки»:

2020 г.
  1. Что Интернет расскажет налоговикам о компании, № 3
  2. Переплата по году проявляется не сразу, № 2
  3. Среднесписочная численность: январь подкрался незаметно, № 1ООО с «инвалидными» вкладами: снова в реестре МСП, № 1
2019 г.
  1. КБК: очередные небольшие изменения, № 9
  2. Запоздалый отказ в приеме отчетности из-за сбоя в ФНС, № 6
  3. Тайм-аут в бизнесе: какую отчетность сдавать, № 4Как выдать директору деньги на личные нужды, № 4Документов, истребуемых при проверках, стало меньше, № 4
  4. Процедурные нарушения как повод отменить решение ИФНС, № 3
  5. Когда нулевые декларации можно заменить на ЕУД, № 24Оспариваем результаты налоговой проверки, № 24Рожденные в декабре-2019: когда впервые сдаваться, № 24Про учет добрых дел, № 24
  6. «Рокировка»: меняем ОСН или ЕНВД на упрощенку, № 22Уведомление о переходе на УСН: нюансы заполнения, № 22Как налоговики «вечную» проверку придумали, № 22Что узнает о вас ФНС от зарубежных коллег, № 22Два штрафа за один незакрытый запрос по «встречке»? Легко!, № 22Правила предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, № 22
  7. Запрашиваем у ИФНС справки по расчетам с бюджетом, № 20Оснований для отказа в приеме налоговых деклараций станет больше, № 20
  8. Запрос по «встречке»: можно ли отказать налоговикам, № 2«Чужой» инспектор: законен ли визит, № 2
  9. Ведение деятельности, не внесенной в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, № 19
  10. Мойка самообслуживания: какие налоги платить, № 17
  11. ООО убрали из ЕГРЮЛ: можно быть директором другой фирмы?, № 16
  12. Налоговики не уточняют требование об уплате задолженности, № 15
  13. Готовим ответы в ИФНС вовремя, № 14
  14. Оцениваем обоснованность налоговой выгоды, № 13Свежий взгляд судей на налоговые споры, № 13
  15. Налоговый обзор решений высших судов за I квартал 2019 года, № 12Преимущества быть малым, № 12
  16. Сколько длится «налоговый» допрос, № 11Сдавать отчетность через сайт ФНС можно еще год, № 11
  17. Уплата налога через проблемный банк: когда платеж не засчитают, № 10Госрегистрация по-новому: что осталось неясным, № 10Заявление на госрегистрацию: о чем следует знать, № 10
  18. Бесплатная регистрация ИП и юрлиц: миф или реальность?, № 1Аудиторская тайна отменяется?, № 1
2018 г.
  1. Как уведомить ИФНС о смене директора компании, № 9
  2. Минфин в погоне за безнадежными недоимками, № 7
  3. Как дать пояснения налоговикам о выплате низкой зарплаты, № 6Договор с управляющей компанией: нюансы содержания, № 6
  4. Если ИФНС просит информацию о счетах сотрудников, № 5Обзор ФНС по решениям высших судов за IV квартал 2017 года, № 5
  5. Налоговые проверки: преодолеваем трудности вместе, № 4
  6. Требования ИФНС, обязательные к исполнению, № 3Запрос инспекцией документов по чужой проверке, № 3Взыскание недоимки компании с ее руководителя возможно лишь в особых случаях, № 3
  7. Решения ВС за III квартал 2018 года: Обзор от ФНС, № 22Для уплаты налога формулировки «до» и «не позднее» равны, № 22Надо ли платить налоги, если фирма исключена из ЕГРЮЛ, № 22Новое обоснование налоговой выгоды — не для старых проверок, № 22
  8. Требования и запросы из ИФНС: как реагировать, № 21Какие разъяснения не спасут от пеней и штрафов, № 21Что делать бухгалтеру, если компания меняет «прописку», № 21
  9. Зачем налоговикам данные из компьютеров фирмы, № 20
  10. С «доходной» УСН на ОСН: с расходами или без?, № 2Когда на требования ИФНС можно ответить вежливым отказом, № 2Дробление бизнеса может дорого обойтись, № 2
  11. «Регистрационные» споры: учимся на чужих ошибках, № 18Что инспекция сможет запросить у аудиторов, № 18
  12. Вчера «малыш», сегодня уже нет: что исправить, № 17Зачем менять коды ОКВЭД в реестрах, № 17Как ООО изменить коды ОКВЭД: пошаговая инструкция, № 17Смена кодов ОКВЭД в ЕГРИП, № 17Как проверить контрагента на благонадежность, № 17
  13. Эффективные возражения по акту налоговой проверки, № 16Обзор налоговых споров, рассмотренных ВС во II квартале 2018 г., № 16Новинка от ФНС: аннулирование деклараций, № 16Налоговая нагрузка: как сверить свои показатели со среднеотраслевыми, № 16
  14. Чем чревато использование массового адреса, № 15
  15. Сервисы на сайте ФНС: взаимодействие с налоговиками, № 14Фирма больше не нужна: почему не стоит ее просто бросать, № 14
  16. Будет ли главбух крайним при неуплате налогов, № 13
  17. Информационные сервисы ФНС: не всегда бесплатно, зато полезно, № 12
  18. Новые КБК для взносов на ОПС по доптарифам, № 10Чем грозит «опасная» запись в ЕГРЮЛ, № 10Что делать, если в компании гендиректор с «черной меткой», № 10
  19. Среднесписочная численность: тонкости расчета, № 1Нюансы представления единой декларации, № 1Отчетность организации, зарегистрированной в IV квартале 2017 г., № 1

Новые правила обжалования налоговых решений

Вынесение налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности всегда приводит к ужасу руководителя фирмы и главного бухгалтера. Если организация не согласна с принятым решением, сразу возникает вопрос: что же делать и как обжаловать решение налогового органа?

Если раньше налогоплательщики могли обратиться со своей проблемой в суд, то с 1 января 2009 года вступает в силу норма Федерального закона № 137 – ФЗ от 27.07.2006 года «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (далее – Закон № 137-ФЗ), в соответствии с которой налоговые споры обязательно должны рассматриваться в досудебном порядке вышестоящим налоговым органом.
 Как правильно действовать с 2009 года в сложившейся ситуации,  постараемся подробно рассмотреть в данной статье.

Проблема совершенствования порядка урегулирования споров с участием налоговых органов давно находится в центре внимания судебной и налоговой системы. Судебными органами неоднократно отмечалось, что отсутствие эффективного механизма рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти жалоб на решения подведомственных органов, а также на действия должностных лиц подрывает веру в административные институты тех, кто обращается с жалобами и, как следствие, увеличивает поток обращений в суды по вопросам, которые гораздо оперативнее могли бы решаться в системе соответствующих ведомств (Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 г. «О состоянии правосудия в РФ и перспективах его совершенствования»).

И для того, чтобы до суда доходили лишь такие разногласия, устранить которые не удалось в административном порядке рассмотрения дела, предлагалось предусмотреть в законодательстве обязательность процедуры досудебного урегулирования административного спора, прежде всего, для юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также признать целесообразным законодательное закрепление альтернативных средств разрешения споров (путем переговоров, посредничества, консультаций и т.п.).

Для решения данной проблемы 27 июля 2006 года были приняты нормы Закона № 137-ФЗ об обязательном досудебном рассмотрении налоговых споров вышестоящими налоговыми органами, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Таким образом, п. 75 ст. 1 и п. 16 ст. 7 Закона № 137 – ФЗ установлен обязательный претензионный, или досудебный, порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

Законодатель предусмотрел обязательную административную стадию рассмотрения споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов выездных и камеральных налоговых проверок (п. 7 ст. 101 НК РФ).

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о приостановлении операций по счетам и др.) могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного административного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

Следовательно, в случае обращения организации или индивидуального предпринимателя с заявлением непосредственно в арбитражный суд при оспаривании «решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» арбитражный суд, начиная с 01.01.2009 г., будет оставлять такое заявление без рассмотрения, указав, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.

На самом деле возможность подать жалобу на решение налоговиков в вышестоящий орган компании могут и сейчас. Это право у них появилось с 1 января 2007 года. Количество апелляционных жалоб, поданных компаниями, быстро растет. Согласно данным статистики, в 2007 году количество жалоб, рассматриваемых в досудебном порядке, увеличилось в четыре раза

Однако статистика рассмотрения жалоб свидетельствует о том, что жаловаться в суд гораздо эффективнее. В 2007 году в целом по стране налогоплательщики получали поддержку от налоговых органов в 36 процентах случаев. Суд удовлетворял требования налогоплательщиков гораздо чаще, признавая действия налоговых органов неправомерными (по данным прошлого года) в 76 процентах случаев.
Сейчас в налоговых органах создаются специальные подразделения налогового аудита, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство. Они будут рассматривать налоговые споры на двух основных стадиях досудебного урегулирования. Во-первых, при рассмотрении возражений налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки. Во-вторых, при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия налоговых органов и должностных лиц, а также ведомственные акты ненормативного характера.

Кроме того, с учетом п. 5 ст. 101.2 НК РФ, в соответствии с которым решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, такое право превращается в обязанность налогоплательщика, поскольку иначе суд не примет жалобу к рассмотрению.
Следует обратить на данную норму особое внимание. Фактически вместо института одновременного обжалования (в налоговый орган и в суд) вводится механизм последовательного обжалования. До обращения в суд налогоплательщик будет обязан пройти согласительную процедуру с налоговым органом, и только в случае, если спорные вопросы разрешить налогоплательщику не удастся, у него появится право на обращение в суд.

Подача апелляционной жалобы фактически приостанавливает исполнение решения налогового органа до момента вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Это механизм является гарантией сохранности имущества налогоплательщика от притязаний налоговых органов до момента, пока соответствующее решение налогового органа не пройдет рассмотрение в вышестоящем налоговом органе и не будет подтверждено или отменено.

При этом в случае обжалования решения, вступившего в силу, а также иных актов налоговых органов, по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения. Но автоматического приостановления в случае обжалования решения, вступившего в силу, не происходит. Поэтому налогоплательщикам выгоднее использовать именно институт апелляционного обжалования.

В случае последующего обжалования решения налогового органа в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении этого решения в силу.
В общем случае при обжаловании акта налогового органа, действия или бездействия его должностного лица жалоба подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

«Подводные камни» досудебного обжалования налоговых решений. 

Суть административного обжалования, на первый взгляд, заключается в устранении нарушений прав налогоплательщика, однако, как показывает всесторонний анализ положений НК РФ, законодатель, кроме устранения нарушения прав налогоплательщика, не исключает возможность «пробюджетного» устранения недостатков решения, в том числе, путем усиления аргументации решения, устранения допущенных нижестоящей налоговой инспекцией счетных ошибок, а также ошибок при квалификации налоговых правонарушений и т. д. Налоговая инспекция, вынесшая обжалуемое решение, является участником процесса административного обжалования, в то время как НК РФ не обеспечено право налогоплательщика участвовать в рассмотрении материалов жалобы, давая необходимые пояснения и т.д.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 1 марта 2007 г. N А29-4792/2006А указано: «в силу подп. 4 п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе изменить решение или вынести новое решение. Из содержания данной нормы не следует, что решение налогового органа может быть изменено только в сторону уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика».
Процедура судебного обжалования детально регламентирована, предсказуема и понятна налогоплательщику: суд не выйдет за пределы заявленных требований, судебное решение не увеличит налоговые обязательства, зафиксированные в оспариваемом акте налогового органа.

Если в решении налоговым органом была допущена неверная квалификация налогового правонарушения, суд признает решение о привлечении к ответственности недействительным как не основанное на законе. Как поведет себя в такой ситуации вышестоящий налоговый орган, обнаружив «квалификационную» ошибку, допущенную нижестоящим налоговым органом, неизвестно.
Процессуальная предсказуемость судебной процедуры – немаловажный фактор при выборе ее в качестве приоритетного способа защиты. Законодатель, введя с 01.01.2009 г. в качестве обязательного досудебное (административное) урегулирование спора, не раскрыл в должной мере само содержание апелляционного обжалования, не регламентировал вопросы, разрешаемые вышестоящим налоговым органом при принятии решения, в том числе вопросы, которые в обязательном порядке должны быть разрешены в ходе рассмотрения материалов жалобы, не установил требования к содержанию и изложению такого решения и т.д. Внесение необходимых дополнений в НК РФ с целью надлежащей регламентации процедуры обжалования будет способствовать ее эффективности.

Преимуществами именно административного (досудебного) порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования, являются простота (отсутствие регламентирующих процессуальных норм), оперативность рассмотрения (1 месяц), отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.
Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами. А переходный период, проходивший с 2007 по 2009 годы, позволил сторонам в течение двух лет привыкнуть к новому порядку обжалования решений налоговых органов.

Процедура обжалования решения налоговой инспекции

Обжалование решения налоговой

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка  служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству – для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Также рекомендуем ознакомиться с особенностями подачи возражений на налоговую проверку.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов. Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля. Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.
Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается  до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ).  По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ). Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ). В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ). В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ). Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения. В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из  указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд. Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом. Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ,  исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца  (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

О таком порядке соотношения норм и исчислении сроков, установленных налоговым и арбитражно-процессуальным законодательством, компании были сориентированы Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8815/07 по делу № А41-К2-19605/06, выводы которого были дополнены Определением ВАС от 30.01.2009 № ВАС-15592/08 по делу № А27-3697/2008-2. При этом суд отметил, что нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ, устанавливающие срок для обращения в суд за защитой нарушенного права не должны рассматриваться как препятствующие реализации права на использование внесудебных процедур разрешения налоговых споров, которые являются предпочтительными в налоговых правоотношениях с точки зрения оперативности защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Учитывая правовое толкование норм высшим судебным органом, представляется, что в случае нарушения вышестоящим налоговым органом установленного месячного срока на вынесение решения у компании возникают объективные риски, связанные с пропуском срока на судебное обжалование.

С другой стороны, если компания посчитает целесообразным все-таки дождаться решения по жалобе и пропустит срок на подачу заявления в суд[3], то она сможет обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа (ст. 117 АПК РФ). Суды, признавая принятие мер для урегулирования спора в административном порядке уважительной причиной пропуска срока, такие ходатайства удовлетворяют[4]. Учитывая практику федеральных арбитражных судов, а также правовую позицию, выраженную высшим судебным органом, в настоящее время нет оснований полагать, что в случае обращения в суд при пропуске срока компании будет отказано в судебной защите.

Обжалование вступивших в силу решений

Вступившее в силу решение может быть обжаловано в течение года с момента его вынесения путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 101.2, п.2 ст. 139 НК РФ).

В случае обжалования вступившего в силу решения процедура взыскания автоматически приостанавливаться не будет, но положения п. 4 ст. 101.2 НК РФ предусматривают право вышестоящего налогового органа удовлетворить ходатайство компании о приостановлении обжалуемого решения. В настоящее время отсутствует практика обращения компаний с подобными ходатайствами, не налажено взаимодействие налогоплательщика и налогового органа, повышающее вероятность положительного для компании разрешения вопроса, в связи с чем риск принудительного списания спорных средств с банковских счетов налогоплательщика является высоким.

Исчисление срока для обращения в суд

В случае распространения логики исчисления сроков на судебное обращение, примененной в случае апелляционного обжалования, на случай обжалования решения в общем порядке, получалось бы, что трехмесячный срок на подачу заявления в суд начинает исчисляться по истечении месяца со дня подачи жалобы, которая в свою очередь может быть подана в течение одного года с даты вынесения обжалуемого решения.

Однако, данный приём противоречит положениям Налогового кодекса РФ. В связи с чем компании необходимо внимательно отнестись к правилам исчисления сроков для обращения в суд при обжаловании решения в общем порядке, чтобы, в случае необходимости, не лишиться права на судебную защиту.

Как было отмечено выше, процессуальный срок на обращение в суд применяется с учетом положений налогового законодательства, а именно п. 5 ст. 101.2 НК РФ, предусматривающих, что в случае обжалования решений в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке в вышестоящий орган, то оно вступает в силу на следующий день после истечения десятидневного срока на подачу апелляционной жалобы (п. 9 ст. 101 НК РФ). Следовательно, для сохранения права на судебную защиту и одновременного соблюдения обязательной досудебной процедуры обжалования решения, установленного п. 5 ст. 101.2 НК РФ, компании следует подать жалобу в вышестоящий налоговый орган не позднее полутора месяцев со дня вступления решения в силу.

Таким образом, если налогоплательщик ожидает отрицательного результата по рассмотрению жалобы и планирует защищать свои права в суде, то реальный срок на подачу жалобы в вышестоящий налоговый орган существенно сокращается.

Представляется, что противоречие между установленным в законе годичным сроком на административное обжалование (п.2 ст. 139 НК РФ) и его существенным сокращением с целью сохранения права на судебную защиту до полутора месяцев (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) является «технической» недоработкой законодателя.

Коллизия порядка исчисления сроков на судебное обращение, по нашему мнению, будет преодолеваться путем обращения компаний в арбитражные суды с просьбой о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного акта государственного органа по уважительной причине.

Обозначенные в настоящей статье спорные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ[5] в настоящее время стали дискуссионными, в связи с чем, можно полагать, в ближайшее время они найдут свое разрешение в виде разъяснений компетентных органов.

Куда подавать жалобу

Согласно п. 1 ст.139 НК РФ жалобу на решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности нужно подавать в вышестоящий налоговый орган.

Структура налоговых органов разделена на три уровня: территориальные инспекции, управления ФНС РФ по субъектам Российской Федерации и центральный аппарат ФНС РФ (приложение № 1 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

К территориальным инспекциям относятся инспекции по району, району в городе, городу без районного деления, а также межрайонные инспекции. Их решения нужно обжаловать в управление ФНС РФ соответствующего субъекта Российской Федерации (области, края, республики, города Москвы или Санкт-Петербурга).

Если решение принято управлением ФНС РФ по субъекту Российской Федерации, то жалобу надо подавать непосредственно в ФНС РФ.

Крупнейшие налогоплательщики состоят на учете в специальных межрегиональных инспекциях. Их решения нужно обжаловать сразу в ФНС РФ (приложение № 2 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Повторные проверки проводят также межрегиональные инспекции по федеральным округам. Их решения нужно обжаловать в ФНС РФ (приложение № 4 к приказу Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Что может предпринять инспекция в связи с решением, не вступившим в законную силу

До вступления в силу решения, принятого по результатам проверки, налоговая инспекция, в качестве обеспечительных мер может вынести постановление о запрете компании распоряжаться определенным имуществом стоимостью не меньше недоимки, пени и штрафа. Если совокупная стоимость имущества компании по данным бухгалтерского учета меньше доначисленных согласно решению сумм, то на сумму разницы инспекция вправе также арестовать банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 101 НК РФ).

При аресте счета деньги не списываются с него, как при взыскании, а лишь «замораживаются», то есть компания не может ими распоряжаться.

Решение об аресте счета, как и о запрете распоряжаться имуществом, можно сразу же оспорить в суде. У налоговиков есть право на такие обеспечительные меры только при достаточных основаниях полагать, что без них  будет трудно или вообще невозможно исполнить обжалуемое решение, принятое по результатам проверки, и (или) взыскать указанные в нем недоимку, пени и штрафы. Налоговики обычно игнорируют эту оговорку и не могут доказать, что у них были основания для подобных предположений. В таких случаях суды отменяют обеспечительные меры (определение ВАС РФ от 26.09.08 № 12266/08, Постановление ФАС ВСО от 20.05.08 № А33-13063/07-Ф02-1987/08, Постановление ДО от 20.01.09  Ф03-6280/2008)

В чем смысл обжалования решения об отказе в привлечении к ответственности?

Формулировка «об отказе в привлечении к ответственности» означает лишь то, что инспекция не нашла оснований для штрафа за совершение налогового правонарушения. Таким решением инспекция тоже может доначислить компании налоги и пени.

В какой форме составляется жалоба в вышестоящий налоговый орган?

Форма жалобы в вышестоящий налоговый орган законодательно не установлена. В связи с чем она может быть составлена в произвольной форме.

При подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган надо уплачивать госпошлину?

Нет, плата за административное обжалование решений налогового органа не взимается.

Источник: http://www.pgplaw.ru

 

 

Возможно вас также заинтересуют следующие материалы по налоговой тематике:

  1. Правомерность выдачи ИП доверенности физическому лицу для налоговой
  2. Новеллы о необоснованной налоговой выгоде. Разъяснения налоговых органов
  3. Вексель и НДС

Порядок обжалования решений налогового органа

03.06.2016

Куда подавать жалобу на решение налогового органа
Досудебное урегулирование налоговых споров – это процедура, применение которой позволяет оперативно урегулировать возникающие конфликты, не доводя разрешение спора до судебного разбирательства.

Важным механизмом совершенствования налогового законодательства является реализация досудебной процедуры урегулирования налоговых споров в отношениях с налоговым органом. Каждому налогоплательщику необходимо знать, как действует этот порядок защиты его прав.

Порядок досудебного урегулирования налоговых споров предусмотрен в главах 19, 20 Налогового кодекса Российской Федерации. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ
Под актом ненормативного характера понимается документ, поименованный в Налоговом кодексе Российской Федерации и касающийся конкретного налогоплательщика (например, требование об уплате налогов, решение о взыскании налогов, решение об отказе полностью или частично в возмещении налога на добавленную стоимость и т.д.).

• Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
• Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование невступившего в силу решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам проведения камеральной или выездной налоговой проверки, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Какие претенции рассмтаривает ФНС

Наиболее типичные претензии о нарушений прав лица, рассматриваемые в жалобах


• Нарушение сроков исчисления имущественного налога;
• Неправомерное выставление требования об уплате налогов;
• Отказ в предоставлении налоговых вычетов;
• Вынесение решения о приостановлении операций по банковским счетам;
• Отказ в возврате налога.

Решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимаются налоговым органом в двух случаях:

1. В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки лица (группы налогоплательщиков).
В связи с тем, что принятое по результатам налоговой проверки лица решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, срок на подачу апелляционной жалобы составляет один месяц.

2. В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Принятое налоговым органом решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение вступает в силу с момента его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно принято.

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Налоговым законодательством закреплён обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, в соответствии с которым решения налоговых органов, вынесенные по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе.

С 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования применяется ко всем налоговым спорам, в том числе в отношении обжалования иных актов налоговых органов ненормативного характера, а также действий или бездействия их должностных лиц.

Налогоплательщикам в целях соблюдения обязательного порядка досудебного обжалования достаточно в установленные Налоговым кодексом сроки обратиться с апелляционной жалобой на невступившее в законную силу решение по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо с жалобой на вступившее в законную силу решение или иной акт ненормативного характера, либо подать жалобу на действия или бездействие должностных лиц налогового органа.

Решения вышестоящего налогового органа или иной акт ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы как в Федеральную налоговую службу, так и в суд.

Решения или иные акты ненормативного характера, вынесенные Федеральной налоговой службой, действия или бездействие её должностных лиц обжалуются в судебном порядке.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

С учётом того, что апелляционная жалоба подается до вступления обжалуемого решения в силу, то обжалованное в апелляционном порядке решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим
налоговым органом решения по данной жалобе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и (или) примет новое решение, то решение вышестоящего органа вступит в силу со дня его принятия.

Если вышестоящий налоговый орган примет решение об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока на подачу апелляционной жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение, вступившее в силу, не приостанавливает исполнение обжалуемого решения.

ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ В ФНС

СОДЕРЖАНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПРАВИЛА ПОДАЧИ ЖАЛОБЫ

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в налоговый орган в письменной форме и подписывается лицом, которое заявляет о нарушении его прав, или его представителем, полномочия которого должны быть документально подтверждены.

• Законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или её учредительных документов.
• Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с нормами гражданского и семейного законодательства (родители, усыновители, опекуны, попечители).
• Уполномоченным представителем организации (физического лица) может быть другое юридическое или физическое лицо, наделенное этой организацией (физическим лицом) соответствующими полномочиями на основании доверенности.
• Доверенность, выданная уполномоченному представителю организации, должна быть подписана её руководителем или иным лицом, уполномоченным на это учредительными документами, и заверена печатью данной организации.
• Полномочия представителя физического лица или индивидуального предпринимателя должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством.

Жалоба (апелляционная жалоба) может быть подана в налоговый орган:

• Лично, а также через законного или уполномоченного представителя в канцелярию налогового органа или окно приёма документов, получив при этом отметку
о принятии на втором экземпляре жалобы;
• По почте (например, ценным письмом с описью вложения, в которой фиксируются перечень отправленных документов и дата направления корреспонденции).

ВНИМАНИЕ
Законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании решений налогового органа в досудебном порядке.

В жалобе (апелляционной жалобе) указываются:

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
1. Фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2. Обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3. Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4. Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5. Требования лица, подающего жалобу.

В случае подачи жалобы (апелляционной жалобы) уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя (п. 4 ст. 139.2 Налогового кодекса).

ОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ В ФНСБЕЗ РАССМОТРЕНИЯ

ОСТАВЛЕНИЕ ЖАЛОБЫ БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ

Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части по следующим основаниям:

1.Жалоба (апелляционная жалоба) не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на её подписание;
2.Жалоба (апелляционная жалоба) подана после истечения срока для её подачи и не содержит
ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3.До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) от лица, её подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;
4. Ранее подавалась жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий жалобу (апелляционную жалобу), принимает решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения полностью или в части в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части.

О принятом решении в течение трёх рабочих дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу).

ВНИМАНИЕ
Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой (апелляционной жалобой) в сроки, установленные налоговым законодательством для её подачи, за исключением случаев, когда жалоба уже подавалась по тем же основаниям или заявитель отзывал жалобу полностью или в части.
Рассмотрение жалобы в ФНС

РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

Порядок подачи и рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) включает в себя следующие этапы:

ЭТАП 1

Подготовка и подача жалобы (апелляционной жалобы).
Жалоба (апелляционная жалоба) оформляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ
Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу) до принятия по ней решения, может отозвать её полностью или в части на основании письменного заявления в налоговый орган,  ассматривающий соответствующую жалобу. При этом отзыв лишает лицо права на повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) по тем же основаниям.

Апелляционная жалоба на невступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся в
течение одного месяца со дня вручения решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подаётся в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на решение или иной акт ненормативного характера, принятые вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) подается в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

ЭТАП 2

Передача налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, чьи документы, действия или бездействие обжалуются, который в течение 3 дней со дня поступления такой жалобы (апелляционной жалобы) направляет её со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

ЭТАП 3

Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом.

Жалоба (апелляционная жалоба) на решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам проведения налоговой проверки, рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения такой жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлён не более чем на один месяц.

Жалоба на иные решения налогового органа, а так же действия и бездействие рассматривается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня её получения.

Указанный срок может быть продлён не более чем на 15 рабочих дней.

ВНИМАНИЕ
Жалобу (апелляционную жалобу) и документы, представленные вместе с жалобой или в процессе её рассмотрения, вышестоящий налоговый орган рассматривает без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).

Решение налогового органа о продлении срока рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Сроки рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) могут быть продлены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении дополнительных документов лицом, её подавшим.

По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:
• Оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
• Отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
• Отменяет решение налогового органа полностью или в части;
• Отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
• Признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

ЭТАП 4

Уведомление лица о принятом вышестоящим налоговым органом решении по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).

Решение налогового органа по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вручается или направляется лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу), в течение трёх рабочих дней со дня его принятия.

ЭТАП 5

Исполнение или обжалование принятого вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) вступает в силу со дня его принятия и подлежит исполнению.

Принятое вышестоящим налоговым органом решение по жалобе (апелляционной жалобе) или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения и (или) в суд в соответствии с процессуальным законодательством.

Всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной как в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, так и в Федеральную налоговую службу, можно узнать с помощью электронного сервиса «Узнать о жалобе», размещённого на сайте ФНС России www.nalog.ru

Рассмотрение жалобы в ФНС



Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *