Семейная экономика план 1 Источники семейных доходов
Семейная экономика
план 1. Источники семейных доходов 2. семейные расходы и закономерности их изменения 3. инфляция и семейная экономика 4. неравенство доходов и его последствия
Семейные доходы Это денежные средства , которые члены семьи получают от посторонних лиц и организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов
Типы доходов от факторов производства Факторы производства Вид приносимых доходов Труд наемного работника Заработная плата Труд предпринимателя и Прибыль собственника капитал фирмы, созданный за счет его собственных средств Производственный капитал фирмы Прибыль фирм(доход их владельцев) Земля Рента Денежный капитал процент
Структура расходов семей горожан страна питание Одежда и жилье обувь транспорт Обучение и лечение США 10, 0 6, 5 25, 5 13, 5 17, 5 Япония 15, 0 6, 0 24, 0 10. 00 15, 00 Швеция 16, 5 7, 0 30, 5 19, 0 3, 3 Греция 33, 0 9, 5 20, 5 13, 0 4, 5 Португа лия 35, 0 11, 0 15, 0 16, 0 Россия 40, 00 20. 00 8, 00 3, 0
Закон Эрнста Энгеля С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается , доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает
Инфляция и семейная экономика Номинальный доход- сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени. Реальный доход-объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Что порождает неравенство в благосостоянии? Богатство семьи – собственность семьи , свободная от долгов. Завещание — юридически оформленное дарение богатства, вступающее в силу после смерти его владельца
Заработная плата в России
Распределение семей по уровню дохода Группы семей по уровню дохода Доля от общей суммы доходов Доля доходов семей нарастающим итогом Беднейшие (20%) 4, 9 Вторые(20%) 11, 1 16, 0 Средние(20%) 17, 0 33, 0 Четвертые(20%) 24, 3 57, 3 Высшие(20%) 42, 7 100, 00
Коэффицент бедных семей в мире (в %)
Лук Лоренца
Бе дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе (Коэффициент Джини, Индекс Тейла
Проблема Как можно помочь бедным?
Механизмы 2. прогрессивное налогооблажение личных доходов 3. социальный трансферт.
Направления и механизмы снижения уровня бедности Среди государственных мер по снижению бедности выделяют: создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения, поддержание макроэкономической стабильности, проведение антиинфляционной политики, установление минимального размера оплаты труда, разработка социальных программ и механизмов их реализации.
Рабочая программа . Технологии: Семейная экономика+КТП
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ ЛНР «Луганский
гуманитарно-экономический
лицей-интернат»
____________Е.А. Кононова
«____»______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ТЕХНОЛОГИИ – СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА»
Материал рассчитан на совместное обучение
8-А класс
Составитель рабочей программы:
Плешечников Ю. В.,
учитель черчения
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологиям составлена на основе «примерной программы для общеобразовательных учреждений ЛНР». Программа составлена на основе авторской программы В.Д. Симоненко, с учетом учебника «Технология» 8 класс, под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана — Граф, 2010.
Материал рассчитан на совместное обучение. Основные темы: «Электротехнические работы», «Семейная экономика», «Дом, в котором мы живем», «Творческий проект».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 8м классе (34 часа в год). Предлагаемая программа по черчению для 8го класса представлена курсом «Технологии. Семейная экономика».
Рабочая программа по технологиям представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Кроме того, занятия по технологиям оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Сущностью деятельностного подхода является включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, их подготовка к взрослой жизни, профессиональному будущему. Применение деятельностного подхода на уроках по семейной экономике начинается с этапа целеполагания, планирования учебной деятельности, что позволяет проводить изучение материала последовательно, всесторонне, системно.
Основной целью изучения курса «Технологии» является:
—формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; знаний, умений использования средств и путей преобразования материалов, приобретение знаний и навыков, необходимых учащимся в сегодняшней повседневной практике и будущей самостоятельной жизни;
—ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли семейной экономике в современной семье, установление логической связи технологий с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству мыслительных работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет совершенствоваться общая жизненная грамотность учащихся. В задачу обучения семейной экономике входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем;
-научить школьников читать и выполнять элементарные задания по ремонту и модернизации жилища, а также применять полученные знания при решении задач с творческим оформлением интерьера и экстерьера;
—формирование развитой личности, способной к самоидентификации, осознающей себя субъектом исторического развития, вносящей посильный вклад в семейные ценности, гражданином-патриотом, владеющей способностью активно и творчески применять технологические знания в учебной и практической деятельности.
Приоритетная функция курса «Технологии» состоит в создании оптимальных психолого-педагогических условий для формирования ключевой и предметной компетентностей учащихся, их социализации, является общая система развития мышления, пространственных представлений и экономической грамотности учащихся. Школьный курс технологий помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного жилища; содействует развитию технического и экономического мышления, познавательных способностей учащихся.
Обозначенные цели изучения курса в основной школе обуславливают постановку следующих задач:
— познакомить с семейной экономикой, ее задачами, функциями;
— сообщить общие сведения о предпринимательстве в семье;
— познакомить с потребностями семьи; бюджетом семьи, расходами на питание, сбережениями;
-формирование у учащихся эстетического вкуса, общечеловеческих и социальных ценностей;
-развитие познавательного интереса следует рассматривать в технологиях как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика;
-сообщить общие сведения о товарах, торговых символах;
-научить оценивать затраты семьи на питание, планировать расходы, правилам покупки, экономии денежных средств;
-овладение широким ассортиментом товаров и материалов, отличающихся высоким качеством дизайна и простотой применения при строительстве жилища;
-формирование у учащихся технического и экономического мышления, пространственных представлений; патриотических качеств, любви к Родине, к семье, как главной ячейке общества, уважения к истории своего народа; этнической и религиозной толерантности, гуманизма;
-развитие умений и навыков анализировать различные источники информации, систематизировать и классифицировать основные понятия, умение создавать различные схемы и проектировать дизайн жилища, применять цвета и различные материалы, флористику при садово-парковом проектировании;
-формирование умения применять полученные знания для ремонта своего жилища, посильной помощи родным и близким;
—ознакомить учащихся с правилами техники безопасности различными инструментами и их применении в жизни, ремонт оконных и дверных блоков, их утеплению;
-обучить общим сведениям об электроэнергии, ее использованию и правилам техники безопасности при электротехнических работах;
-развивать все виды мышления, соприкасающиеся с технологической деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами, бытовыми приборами и инструментами, выполнять творческие и проектные задания необходимые в сфере профессиональной деятельности;
-прививать культуру графического труда.
Технологии как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения технологиям отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в технологии, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса технологии используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических и проектных работ, работа с учебником и справочным материалом.
При этом в рабочей программе предусмотрена реализация учителем авторских подходов к изучению программного материала, использования разнообразных форм организации учебного процесса, в том числе нетрадиционных, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа курса «Технологии» для 8-х классов не противоречит базовым программам для общеобразовательных учебных учреждений по «Технологиям. Семейная экономика» предыдущих редакций, действующим программам вариативных курсов, направленных на практическую реализацию задач внедрения регионального компонента в обучение и воспитание школьников.
Виды контроля:
ИтоговыйТестирование.
Устный опрос.
Тестирование по теме.
Словарный диктант.
Итоговый тест.
Контрольная работа.
Творческий проект.
При проведении промежуточного и итогового контроля оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно отвечают на вопросы.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, проверочных работ, защиты творческих работ. Итоговая аттестация – в форме проверочной контрольной работы, защиты проекта.
Данная рабочая программа состоит из 3-х разделов:
пояснительная записка с определением целей и задач основного общего образования с учётом специфики предмета «Обществознание» (8, 9 класс).
календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся и описанием планируемых результатов по каждой теме;
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Содержание программы
Технологии: Семейная экономика. Класс: 8-А
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (8-А класс – 1 час в неделю)
4
4
Раздел VII. Проектная деятельность.
4
4
Итоговое обобщение.
1
1
Итого.
34
34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Учащиеся основной школы в результате изучения курса «Технологии» должны овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками.
Учащиеся должны знать/понимать:
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и влияния продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; воздействие стилей и методов интерьера и экстерьера на человека и его участие в проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; составлять пирамиды потребностей своей семьи, выполнять экономические расчеты доходной и расходной части семейного бюджета; определять баланс семьи; разрабатывать рекламу на конкретный вид товара или услуги;
определять этапы развития производственного предпринимательства (реализация изделий, выполняемых на уроках технологии). Разрабатывать конструкцию изделия и технологическую карту его изготовления. Анализировать ситуацию на рынке труда, товаров и услуг ЛНР.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных инструментов; оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги; построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Критерии оценивания
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные практические работы.
Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За рпактические работы выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество художественного оформления (дизайн).
Нормы оценки знаний:
отметка «5» ставиться, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
-отметка «4» ставиться, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
-отметка «3» ставиться, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.
-отметка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый;
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа,
групповая, фронтальная.
Виды деятельности:
основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ, беседы, практикум, лекции, работа с книгой, слайд-лекция, деловые и ролевые игры, проблемные дискуссии.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (1час в неделю)
урокав теме
Тема урока
Дата проведения
Примечание
по плану
по факту
1.
Введение (1 час). Инструктаж по ТБ.
Раздел I. Основы семейной экономики. (7 часов)
1.
Семья как экономическая ячейка общества.
02/09
2.
Основные понятия, цели и задачи экономики. Макро, микро экономика.
08/09
Разработка рекламы на конкретный вид товара.
3.
Рыночная система хозяйствования.
15/09
4.
Домашняя экономика. Экономические связи в семье.
22/09
Маркетинг в семейной экономике.
5.
Семейное хозяйство. Ресурсы семьи.
29/09
Доход и расход.
6.
Бюджет семьи, доходы и расходы семьи. Торговые символы.
06/10
Практическ. работа. Разработка торговых брендов
7.
Составление пирамиды потребностей своей семьи. Этикетки и штрих-код.
13/10
Определение страны и качества товара по штрих-коду
Раздел II. Культура питания. (3 часа)
1.
Целебные качества продуктов.
Способы их сохранения. ОПЗП.
20/10
Энергетическая ценность продукта.
2.
Понятие десерт. Требования к качеству сладких блюд.
03/11
Деловое письмо в ОПЗП на некач. приобрет. продукцию.
3.
Сервировка стола. Барбекю. Диеты.
10/11
Практическ. работа. История культуры питания.
Раздел III. Интерьер: дом в котором мы живем. (7 часов)
1.
Интерьер жилых помещений и их комфортность. Потребности семьи.
17/11
Запросы и потребност семьи в жилье.
2.
Современные стили в оформлении жилых помещений.
24/11
Эскиздекороформления
интерьера.
3.
Строим дом. Перспективное планирование. Сан-гигиенические требования (СГТ). Мансарды.
01/12
Нарисовать проект дома.
4.
Системы энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации. Правила их эксплуатации.
08/12
5.
Праздничное оформление жилых помещений. Декорирование.
15/12
Проектная работа. Дизайн жилища.
6.
Праздничное оформление жилых помещений к Новому году.
22/12
Гирлянды, игрушки и поделки.
7.
Технологии ремонта и отделки жилых помещений. Необходимые инструменты. ТБ.
Раздел IV. Электротехнические работы. (2 часа)
1.
Электричество в нашем доме. ТБ.
2.
Общие сведения об электротехнических устройствах.
Раздел V. Современное производство и профессиональное образование.(5 часов)
1.
Роль профессии в жизни человека. Сферы и отрасли современного производства.
2.
Влияние техники и технологий на виды и содержание труда.
3.
Понятие о профессии, специальности и квалификации работника.
4.
Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
5.
Источники получения информации о профессиях.Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Раздел VI. Экстерьер: дизайн территории лицея. (4 часа)
1.
История развития садово-паркового искусства. Стили. Планирование.
2.
Особенности ландшафтного искусства.
3.
Флористика. Оранжереи и зимние сады.
4.
Дизайн территории лицея.
Раздел VII. Проектная деятельность.
1.
Разработка торгового знака. Резюме работника.
2.
Составить бизнес-план фирмы.
3.
Эскиз интерьера помещения.
4.
Защита проектов. Аргументированность.
1.
Итоговое обобщение. (1 час).
Условия реализации рабочей программы: учебник «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с.: ил.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методическоеобеспечение
Название, автор, издательство, год издания
Программы
-«Примерная основная образовательная программа основного общего образования» одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
-Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5- 09-020557-3
-Технология: программа: 5-8 классы/А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М:Вентана – Граф, 2015. -144с.
Учебная литература
-Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с.: ил.
Справочная литература
-Петрукович, О. А. Проект «Озеленение пришкольной территории» / О. А. Петрукович // Школа и производство. — 2002. — № 8. — С. 35.
-Плуэллин, М. Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона / Миллер Плуэл-лин. — М.: Центрополиграф, 2005.
-Профориентация старшеклассников : сб. учеб.-метод. материалов / авт.-сост. Т. В. Чер¬никова. — Волгоград : Учитель, 2006.
-Яркова, И. В. Учебные игры в изучении технологии / И.В. Яркова // Школа и производство. — 2001. — № 5. — С, 50.
-Петрукович, О. А. Проект «Озеленение пришкольной территории» / О. А. Петрукович // Школа и производство. — 2002.-№ 8. — С. 35.
-Плуэллин, М. Энциклопедия этикета. Всё о правилах хорошего тона / Миллер Плуэл-лин. — М.: Центрополиграф, 2005.
-Профориентация старшеклассников : сб. учеб.-метод. материалов / авт.-сост. Т. В. Черникова. — Волгоград : Учитель, 2006.
-Рубис, А. И. Раздаточный материал по безопасности труда / А. И. Рубис // Школа и производство. — 1989. — № 3. — С. 28.
-Сальникова, Т. Н. Рамки для фотографий в технике рельефной пластики / Т. Н. Сальникова // Школа и производство. — 2005. — № 8. — С. 31.
-Джексон А., Дэй Д. Сделай сам: Полное руководство/А.Джексон, Д.Дэй.- М.: «Издательство АСТ», «Издательство Астрель», 2004.-550с.
-Барбекю от А до Я. Под ред. Федорова А.К. – М.: изд. «Кладезь – Букс», 2004. – 192с.
— Настольная книга садовода. Садовая классика/ Мэри Дж. Бернер, Э.Кэндлин, Дон М. Зир.- М.: «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2010. – 320с.
-Высоцкая Ю.А. Едим дома. Рецепты Юлии Высоцкой.- М.: Изд-во «Эксмо», 2006. -272с.
-Рублевская поваренная книга/Авт.-сост. Т.Ю. Подошвина.- М.: «Эксмо», 2006. – 320с.
-Сборник рецептур национальных блюд и кулинарных изделий: для предпр. пищ. пром. всех форм собственности/ О.В. Шалиминов, Т.П. Дятченко и др.- К.: А.С.К., 2000.- 848с.
-Коктейли. Большая кулинарная энциклопедия/Авт.-сост. А.Е. Польской.- Мн.: «Современный литератор», 1999. – 784с.
Электронный ресурс
http://nmcro.ru/materialy-dlya-slushatelej-kursov-povysheniya-kvalifikacii/
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания кафедры от «___» __________ 2016 г. №_____.
_________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _____________________________________
«___» __________________ 2016 г
Рабочая программа по технологии по теме «Семейная экономика»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ г. ИРКУТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Согласовано: Утверждаю:
Протокол заседания Директор МОУ СОШ № 27
Совета школы ______________А.Я.Кравчук
№ 6 от 22.02.2005 г.
Председатель МС 28.04.2005 г.
__________Е.К.Балкова
ПРОГРАММА
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
(Учебный курс для учащихся 9-х классов в рамках
предпрофильной подготовки с ориентацией на математический профиль)
Автор программы,
учитель технологии
Е.А. Устюгова
23.03.2005
Иркутск 2005
Пояснительная записка
Отношение к экономике имеют все люди, но по-разному. В условиях складывающихся рыночных отношений знание основ домашней экономики становится особенно важным. Среди причин возрастающей популярности семейной экономики можно назвать то, что нельзя построить общество с эффективной экономикой, высоким уровнем жизни, если семья развивается на нездоровой экономической основе.
Семья – это общество в миниатюре, она развивается в основном по тем же экономическим законам, что и общество, а поэтому, освоив домашнюю экономику, учащиеся более сознательно будут изучать другие ее составляющие.
Семейная экономика долгое время не пользовалась достаточным вниманием экономической науки и только сейчас начинает свой путь к зрелому состоянию. Экономику семьи следует рассматривать как систему отношений между людьми (членами семьи) в связи с домашним трудом, имуществом, использованием денег, удовлетворением потребностей членов семьи на основе сложившихся региональных и национальных традиций. Как формировать бюджет семьи, планировать расходы, вести домашнее хозяйство (широко использовать современную бытовую технику, оформлять интерьер, приготовить пищу, изготовить нужные в хозяйстве мелочи и др.), рационально использовать свободное время, организовать досуг и выполнять домашние обязанности. Курс дает равные возможности для самореализации, как юношей, так и девушек.
Цель курса: вооружить учащихся знаниями о домашней экономике, сформировать навыки ведения домашней финансовой документации, участие в рыночных отношениях семьи; воспитывать у них уважение к собственности, ответственность, экономность, формировать экономическое мышление, культуру потребления; подготавливать к выполнению своих социальных ролей: производителя, потребителя, гражданина, семьянина.
Изучение курса решает следующие задачи:
познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств;
получить целостное представление о семье, ее экономических, социальных, нравственных устоях, традициях и роли в обществе;
овладеть умениями осуществлять несложные экономические расчеты: определять затраты на услуги (вода, газ, тепло, канализация, уборка), продукты питания, одежду и др.;
готовить к жизни в условиях ограниченности ресурсов и роста потребностей, целесообразного выбора;
формировать качества рачительного хозяина и потребителя.
Курс рассчитан на 34 учебных часа по 2 часа в неделю. Так как теоретический материал подкрепляется практическими занятиями. Значительная часть времени отводится на проведение практических знаний: деловых игр, тестирования, ролевого обыгрывания ситуаций, выполнение практических и исследовательских заданий.
В процессе изучения курса школьники должны:
знать – цели и значение домашней экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства, составляющие семейного бюджета и источники его доходной и расходной части, возможности рационального использования средств и пути их увеличения, элементы семейного маркетинга.
уметь – анализировать семейный бюджет, определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося, анализировать рекламу потребительских товаров, осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
понимать – роль членов семьи в формировании семейного бюджета.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
всего | теорети- ческих | практи- ческих | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение 1. Семья в экономической структуре общества. 2. Бюджет семьи.
Итого: | 1 2 7 7 5 4 2 2 1 1 1 1 34 | 1 1 3 3 2 2 1 1 1 1 1 1 18 | 1 4 4 3 2 1 1 16 |
Содержание.
Введение. Цели и задачи семейной экономики. Рачительный хозяин.
Тема 1. Семья в экономической структуре общества. Семья и ее потребности. Ресурсы семьи, их воспроизводство. Становление семейных отношений. Внутренняя и внешняя среда семейного хозяйства.
Практические занятия: Мини-сочинение на одну из тем:
— «Моя семья»;
— «Чем богат человек?»;
— «Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?».
Решение кроссворда.
Тема 2. Бюджет семьи. Доходы семьи. Расходы семьи. Понятие бюджета. Финансовая документация семьи. Информационные технологии в домашней экономике. Бюджет школьника.
Практические занятия: Составление бюджета семьи. Расчет стоимости потребительской корзины. Решение кроссвордов. Проанализировать свои доходы и расходы в течение месяца и составить кассовую книгу на месяц.
Тема 3. Расходы на питание. Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. Составление меню. Планирование расходов на питание для семьи. Сохранность продуктов. Организация семейных праздников.
Практические занятия: Дидактическая игра «Семейный праздник». Резервы экономии времени на кухне. Решение кроссвордов.
Тема 4. Расходы на жилье. Способы удовлетворения потребности в жилье. Правила рационального интерьера и требования к жилью. Интерьер квартиры. Ремонт жилья.
Практические занятия: Решение кроссвордов. Тест. Дидактическая игра «Интерьер и рациональное оборудование детской комнаты». Расчет стоимости ремонта комнаты». «Рациональный интерьер».
Тема 5. Расходы на оплату коммунальных услуг. Расчет оплаты за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии. Льготы по оплате. Экономия электроэнергии.
Практические занятия: Методика расчета потребляемой электроэнергии в квартире.
Тема 6. Рациональные вещевые потребности. Разнообразие семейных потребностей. Уровень жизни и потребительская корзина. Резервы экономии в семье. Определение затрат на приобретение оборудования кухни и кухонной утвари. Маркетинг в домашней экономике.
Практические занятия: Определение затрат на приобретение оборудования кухни. Определение затрат на приобретение кухонной утвари и посуды. Решение кроссвордов. Тест.
Тема 7. Обязательные платежи. Налоги. Ссуды и кредиты.
Тема 8. Накопления и сбережения. Способы сбережения денежных ресурсов семьи.
Тема 9. Семейный менеджмент. Понятие о семейном менеджменте. Организация труда в семье. Предпринимательство в семейной экономике.
Тема 10. Правовые основы семейных отношений. Брак. Имущественные права. Брачный контракт.
Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Симоненко В. Д., Шелепина О.И. Семейная экономика.– М.: Вита-Пресс, 2000. — 184 с.: ил. – ISBN 5 – 7755 – 141 – 1, 5 000 экз.
2. Третьякова Л. Р. Элементы домашней экономики (методические рекомендации). – Иркутск, 1997.
Дополнительная литература
3. Федоров В. И, Каневский Е. М. 1000 советов по экономии в быту. – М.: Экономика, 1991. — 272 с. – ISBN 5 – 282-01503-Х, 400 000 экз.
4. Бруннек Н.И. Доморачительным хозяевам. – М.: Изд. дом МСП, 1995. – 381 с.: табл., ил. — ISBN 5-7578-0004-6 , 30000 экз.
Р Е Ц Е Н З И Я
на учебную программу «Семейная экономика»,
разработанную учителем технологии
МОУ СОШ № 27 г. Иркутска
Устюговой Еленой Анатольевной
Рецензируемая программа «Семейная экономика», рекомендованная для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на математический профиль, разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным программам государственным стандартом.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета по 2 часа в неделю.
Структурное построение представленной учебной программы состоит из следующих компонентов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, список основной и дополнительной литературы.
В пояснительной записке представлены цель и задачи курса. В учебно-тематическом плане указана краткая характеристика теоретической и практической частей курса и количество часов; основные формы и методы; уровень компетенции учащихся по окончании обучения.
Разработанная программа Устюговой Е. А. будет способствовать вооружению учащихся знаниями о домашней экономике; воспитанию уважения к собственности, ответственность, экономность; формированию навыков ведения домашней финансовой документации.
Учебная программа «Семейная экономика», разработанная Устюговой Е. А., может быть рекомендована для применения в рамках предпрофильной подготовки учащихся образовательной школы с ориентацией не только на математический, но и на другой профиль.
Программа рассмотрена на методическом заседании совета школы, протокол № 6 от 22. 02 2005
И.о. директор школы Т.А. Дмитриева
Председатель МС Е. К. Балкова
Член МС И.Ф. Соколова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основу календарно-тематического планирования положена программа «Семейная экономика», учебный курс для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки с ориентацией на математический профиль и для общеобразовательных классов. Программа разработана учителем технологии МОУ СОШ № 27 г. Иркутска Устюговой Е.А. рассмотрена и утверждена на заседании ГКМС от 19.05.2005 г., протокол № 13, регистрационный № 672.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета по 2 часа в неделю.
Содержание программы определяют десять тем курса, которые представлены в виде теоретических и практических занятий. Программа способствует вооружению учащихся знаниями о домашней экономике; воспитанию уважения к собственности, ответственность, экономность; формированию навыков ведения домашней финансовой документации; участие в рыночных отношениях семьи.
Дата урока | № урока | Разделы Темы уроков | Задачи уроков | Практическая работа | Примечание |
1 — 2 | Цели и задачи семейной экономики. Семья и ее потребности. | Познакомить с содержанием курса. Дать понятие: потребность, ресурсы, ресурсы семьи. | Мини-сочинение. | ||
3 – 4 | Ресурсы семьи, их воспроизводство. Бюджет семьи. | Изучить основные понятия: бюджет, доход, расход, баланс; выяснить основные источники пополнения доходной части бюджета. Познакомить учащихся с постоянным ростом потребностей, ограниченностью ресурсов семьи. Развивать способности к сбалансированному ведению домашнего хозяйства, умению рационально использовать ресурсы семьи. Формировать способности к самоорганизации. Воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость, самостоятельность, деловитость. | Решение кроссворда. | ||
5 — 6 | Виды доходов и расходов. Финансовая документация семьи. | Составление бюджета семьи. Проанализировать свои доходы и расходы в течение месяца. | |||
7 — 8 | Самостоятельная работа по финансовой документации семьи. Информационные технологии в домашней экономики. | Тест: Умеете ли вы считать семейные деньги? Используя программу Excel, составить собственную книгу доходов и расходов. | Выполнение проекта. Итоговая работа за весь курс. | ||
9 — 10 | Расчет стоимости потребительской корзины. Бюджет школьника. | Решение кроссворда. Рассчитать свои доходы на месяц. Придумать и описать сценарий своего дела. | |||
11 — 12 | Организация рационального питания. Биологические требования к семейному питанию. | Сформировать понятие рационального и культурного питания человека. Изучить биологические требования и экономические возможности семьи в использовании продуктов питания. Развивать культуру потребления продуктов питания; глубины, широты, быстроты мышления. Воспитывать рационального потребителя. | Рассчитать энергетическую ценность и стоимость блюд. | ||
13 — 14 | Составление меню. Планирование расходов на питание для семьи. | Составление меню. Рассчитать стоимость дневного рациона для школьника 14 – 15 лет. | |||
15 -16 | Сохранность продуктов. Организация семейных праздников. | Составить календарь семейных праздников. Написать сценарий праздника, составить меню, рассчитать затраты. | |||
17 – 18 | Игра «Семейный праздник». Способы удовлетворения потребности в жилье. | Оценить затраты, которая несет семейный бюджет на организацию праздников. Дать понятие об экономических потребностях семьи. Сформировать понятие о критериях разумности потребностей. Развивать логическое и экономическое мышление, умение адаптироваться в жизни. Воспитание разумности удовлетворения потребностей, самостоятельности. | Дидактическая игра. Рассчитать стоимость оборудования комнаты. | ||
19 – 20 | Правила рационального интерьера и требования к жилью. Составление интерьера квартиры. | Обучить учащихся навыкам оценки экономности и рациональности существующего жилья, составления проектов жилья будущего, умению составлять рациональный интерьер, дать начальные понятия о правилах стилевого и колоритного единства интерьера. Развивать в учащихся потребность самостоятельно мыслить и оценивать заданные ситуации, возможность критически оценивать существующий интерьер, дополнять его необходимыми деталями. Воспитывать чувство рачительного хозяина, бережливость, экономность. | Дидактическая игра « Интерьер и рациональное оборудование детской комнаты», «Рациональный интерьер». | ||
21 – 22 | Ремонт жилья. Оценка стоимости ремонта жилья. | Рассчитать примерную стоимость ремонта одной из комнат в квартире. | |||
23 – 24 | Расчет оплаты за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии. | Научить элементарным расчетам потребляемой электроэнергии в городской квартире, методам экономии ее в домашних условиях. Развивать навыки экономии, способности рационального использования ресурсов домашнего хозяйства. Воспитывать чувство рачительного хозяина, способствовать возможностям научного обоснования рациональных затрат средств. | Рассчитать стоимость коммунальных услуг и квартплаты. | ||
25 – 26 | Льготы по оплате. Экономия электроэнергии. | Расчет при наличии у семьи льгот по оплате коммунальных платежей и электроэнергии. | |||
27 – 28 | Разнообразие семейных потребностей. Норма рационального потребления. | Сформировать понятие прожиточного минимума; показать, как определяется стоимость необходимого набора потребительских благ, минимального потребительского бюджета и потребность семьи в деньгах. | Рассчитать стоимость основных нормативных продуктов питания в год. | ||
29 – 30 | Обязательные платежи. Накопления и сбережения. | Дать понятия об обязательных платежах (налоги, ссуды и кредиты). Рассказать о накоплениях и сбережениях | Рассчитать сумму подоходного налога. | ||
31 – 32 | Семейный менеджмент. Маркетинг в домашней экономике. | Формировать понятия о менеджменте как науке управления людьми, маркетинге в домашней экономике, использование рекламы для покупки товаров, услуг. Развивать экономическое и логическое мышление, умение анализировать, делать правильный выбор при покупке товара. Воспитывать самостоятельность, деловитость, практичность, предприимчивость, хозяйственность. | Составить график своей недельной загрузки. | ||
33 – 34 | Правовые основы семейных отношений. Защита проекта. | Знакомство с правовыми основами семейных отношений. Закрепить знания и умения по самостоятельному выполнению творческих проектов от замысла до материального воплощения. Развивать логическое мышление, творческое воображение, внимание |
План-конспект урока на тему: материалы к уроку «семейный бюджет»
Урок # 17 «Семейный бюджет»
Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработки умений и навыков.
ЦЕЛИ:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.
- Уметь заполнять и вести домашнюю финансовую документацию;
Развивающие:
- Развивать способность сравнивать и анализировать;
- Формировать навыки ведения домашней финансовой документации.
- Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности;
Воспитывающие:
- Воспитать уважение к собственности, ответственность и экономность;
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет, реальный, номинальный доход, закон Энгеля, инфляция, кривая Лоренца
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: проектор, раздаточный материал
Время: 45 минут
Список литературы:
- Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности (интегрированные игры по географии, биологии, экологии, экономике, основам права) / авт.-сост. М.Е.Сергеева. — Волгоград: Учитель, 2007.
- Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В.Д. Симоненко, Т.А.Степченко — М.: Вита-Пресс, 2004.
- Основы потребительской культуры: Учебник для старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. — М.: Вита-Пресс, 2004.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. — М.: Вита — Пресс, 2006.
- Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область «Технология».- М.: Вита — Пресс, 2002.
- Раздаточный материал к игре.
Технологическая карта.
Этапы реализации технологии | Задачи этапа | Содержание учебного материала | Формы обучения | Методы обучения | Обратная связь, измерители | Время |
1. Организация начала занятия | Подготовить учащихся к работе на уроке |
| Фронтальная | Словесный | Организация внимания | 1 |
2. Постановка цели | Определить цель занятия | Цель занятия | Фронтальная | Словесный | Сосредоточение внимания | 1 |
3. Проверка домашнего задания |
| Индивидуальная | Словесный | Выполнение действий | 3 | |
4. Изложение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний | Что такое семья Бюджет семьи Рациональный бюджет школьника Номинальная, реальная з/п Закон Энгеля | Фронтальная | Словесный наглядный | Запись в тетрадь, | 20 |
5.Самостоятельная работа | Закрепить умения и навыки | Сюжетно-ролевая игра «Семейный бюджет» | Индивидуальная | Практический | Выполнение действий | 15 |
6. Подведение итогов | Осуществить анализ и оценку успешности достижения цели | Анализ допущенных ошибок и оценивание работы учащихся на уроке | Фронтальная | Словесный | обсуждение | 5 |
ХОД УРОКА
Организация начала занятия (1 мин.):
Приветствие
Проверка присутствующих
Проверка домашнего задания (3 мин.). Начнем наш урок с проверки вашего домашнего задания.
Знакомство с темой и Постановка целей (1мин.)
Сегодня тема нашего урока: семейный бюджет. Как вы думаете какова цель нашего сегодняшнего урока?)( выявляю цели занятия вместе с учениками)
Изложение нового материала (20 мин.)
Бюджет семьи
Жизнь семьи складывается из множества повседневных хозяйственных мелочей и будничных дел, но ни что так не влияет на ее достаток и благополучие, как содержание в порядке семейной кассы, т.е. умение и привычка планировать и учитывать средства семейного бюджета.
Для того, чтобы перейти непосредственно к изучению бюджета семьи, давайте попробуем разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц?
Бюджет — это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки — расходы так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если «весы» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит. В таком случае семья вынуждена жить в долг, занимая деньги.
Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным, у семьи появляется возможность направлять свободные средства на сбережения.
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:
Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.
Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.
Рациональный бюджет школьника
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.
Таблица 1
Недельный бюджет школьника
Запланированные доходы | Сумма | Запланированные расходы | Сумма |
Деньги от родителей на карманные расходы |
| Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы) |
|
Заработок |
| Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.) |
|
Другие доходы |
| Сбережения |
|
Всего доходов |
| Всего расходов и доходов |
|
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Теперь, когда мы изучили личный бюджет,мы можем поговорить о доходах и расходах наших семей.
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут использовать для оплаты собственных расходов.
Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставлению их в пользование другим людям или фирмам. Давайте вспомним, какие факторы производства нам известны? (Земля, Труд, Капитал, Предпринимательские способности, Информация)
Доходы семьи делятся на два основных вида: номинальные и реальные
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьей в целом за определенный период времени.
Реальный доход – объем товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определенный период времени на свои номинальные доходы.
Исходя из этого ответьте мне на вопрос, в чем выражается реальный и номинальный доход? (Номинальный доход выражается в рублях или иной валюте, а реальный в продуктах или услугах)
Реальный доход во многом зависит от такого экономического процесса, как инфляция. Кто-нибудь догадывается почему? (Что характерно для инфляции?)
Вспомним определение. Инфляция – процесс обесценения денег, который выражается падением их покупательной способности, повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Влияние инфляции на экономику семьи негативно, т.к. общий рост цен и падение покупательной способности денег обесценивают доходы семьи. Обесценивание семейных доходов ведет в свою очередь к резкому росту разницы между реальными и номинальными доходами. То есть, если цены растут быстрее, чем заработная плата, то это может привести к дефициту семейного бюджета.
Итак, вы получили достаточно много информации, и теперь, я думаю, вы без труда сможете сформулировать формулу для реальных доходов! давайте вместе попробуем.
Номинальный доход
Реальный доход семьи = —————————————-
Индекс цен
Индекс цен- показатель, который характеризуется соотношением цен во времени.( цены в базовом году делить на цены текущего года)
Изучая доходы семьи нельзя не упомянуть немецкого экономиста и статистика Эрнста Энгеля. Он утверждал( записываем) :»чем меньше доходы семьи, тем большая их часть расходуется на питание и меньшая – на покупку товаров длительного пользования, и, наоборот, с ростом доходов семьи расходы на питание и товары первой необходимости сокращаются, а доля расходов на дорогостоящие товары и на удовлетворение культурных потребностей возрастает.
Но нужно учитывать, что закон Энгеля не носит абсолютный характер, так как в Мире есть и такие люди, чьи изменения в доходах никак не отразятся в структуре их расходов. На своем примере: я люблю творог. Постоянно покупаю его на рынке за 180 руб/ кг. Так как у меня ограниченный бюджет я покупаю только 500гр творога. Но если мои доходы увеличатся, я всё равно буду покупать этот же творог, только смогу теперь позволить себе купить 800 гр вместо 500.
Неравенство распределения доходов.
Различия в размерах заработной платы и других источников формирования семейного бюджета определяют неравенство в распределении доходов. Почему же возникает это неравенство? Давайте разберемся… Существует ряд причин: это
1) различия в способностях;
2) различия в образовании;
3) различия в профессиональном опыте;
4) различия в распределении собственности;
5) риск, удача, с которыми связана деятельность людей.
Все эти причины действуют в разных направлениях, увеличивая или уменьшая неравенство. Для того чтобы определить степень этого неравенства, экономисты используют кривую Лоренца, которая отражает фактическое распределение на ационального дохода. Эту кривую экономисты используют для сравнения доходов в различные промежутки времени, или между разными слоями определенной страны или между странами.
На горизонтальной оси координат откладывается процент населения, а на вертикальной — процент дохода. экономисты разделяют населения на пять частей, в каждую из которых входят 20% населения. Группы населения распределяют на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения доходов представлена линией OE. Она указывает на то, что любая группа населения получает соответствующий в достаток дохода. Абсолютно неравномерное распределение дохода представлен линией EF. Конечно, в реальной жизни бедная часть населения получает 5-7% от общего размера дохода, а богатый — 40-45% Поэтому кривая Лоренца лежит между линиями, которые отражают абсолютное равенство и абсолютное неравенство в распределении доходов. Чем неравномернее распределение доходов, тем больше вогнутость кривой Лоренца и тем ближе она будет к линии EF И наоборот, чем справедливее распределение, тем кривая Лоренца будет ближе к линии OE.
Как же можно ослабить проблему неравенства распределения национального дохода между различными слоями населения? ( хотелось бы чтобы кто-нибудь подготовил по этой теме доклад на следующий урок, только конкретно про соц. Поддержку в России ) итак, Эту проблему правительство может решать с помощью налоговой системы. В некоторых странах наиболее обеспеченные части населения облагаются высокими налогами (в процентном соотношении), чем малообеспеченные. К тому же полученные налоговые поступления государство может использовать как трансфертные платежи (это выплаты в форме компенсации населению, юридическим лицам, а также иным предприятиям негосударственной формы собственности) Практически во всех странах существуют различные социальные программы по защите населения, а именно помощь по социальному страхованию на случай потери работы, потери кормильца, пособие по инвалидности и др.
Итак, государственная налоговая система и различные трансфертные программы существенно уменьшают степень неравенства в распределении национального дохода страны.
Игра (15мин)
Далее учащимся предлагается проверить свои знания и навыки в условиях игровой ситуации.
СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Пред учащимися ставятся цели игры
Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.
Класс разбивается на группы
Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов
По окончании игры осуществляется подведение итогов игры
Подведение итогов урока (5 мин.)
Подведение итогов урока: всем кто набрал 5 или 4 плюсов ставлю 5 или 4 в журнал соответственно
Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
План-конспект урока по обществознанию (8 класс): Инфляция и семейная экономика
Урок обществознания в 8 классе, Тема: «Инфляция и семейная экономика»
Дата: _________________________
Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потребительского кредита и основные принципы пользования потребительским кредитом;развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, самостоятельная.
Понятийный аппарат: инфляция, реальные доходы, номинальные доходы, сбережения, банковский кредит, потребительский кредит.
План:
I. Номинальные и реальные доходы.
II. Формы сбережения граждан.
III. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам.
- Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?
- Какова связь между доходом и потреблением?
- Назовите различные виды страховых услуг.
- Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?
(ученик зачитывает сообщение: какими страховыми услугами пользуется ваша семья).
- Мотивация
Подумайте!
- От чего зависит благополучие домашнего очага?
- Как сберечь и увеличить свои доходы?
(ученики размышляют и дают ответы)
Экономическая деятельность семьи направлена на удовлетворение потребностей все членов семьи. Успешность решения этой задачи зависит от, того насколько эффективно семья распоряжается своими ресурсами, в первую очередь денежными. Об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.
- Изучение новой темы
Вспомни:
- В чём заключаются рыночные отношения в экономике?
- Почему возникает неравенство доходов?
- Какие меры проводятся для социальной поддержки населения с низкими доходами?
(ученики отвечают на вопросы)
- Номинальные и реальные доходы.
Врыночной экономики, как вы уже знаете, цены на товары изменяются в зависимости от изменения спроса и предложения: одни товары дешевеют, другие дорожают. Для рынка характерны и колебания общего уровня цен. Однако для современной экономики стало правилом изменение уровня цен на товары и услуги преимущественно в одном направлении — их рост.
- Работа над определением:
Процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги, называется инфляцией.
(записывают определение в тетрадь)
- Для усвоения учащимися сущностных признаков этого понятия учительставит и обсуждает следующие вопросы:
1) Что является причиной инфляции в рыночной экономике?
2) Какое влияние оказывает инфляция на уровень жизни, благополучие отдельных людей, семей?
3) Кто и как пострадал из вас, ваших родственников, знакомых от инфляции? Приведите примеры.
(учащиеся приводят примеры)
- Игра «Да, нет».
Какие из перечисленных факторов могут (прямо или косвенно) стать причиной инфляции:
- Рост цен на большинство товаров (не может стать причиной инфляции, поскольку это её определяющий признак).
- Увеличение денежной массы (причина инфляции).
- Уменьшение нормы обязательных резервов ЦБ (может стать причиной инфляции, т.к. произойдёт увеличение денежной массы).
- Ожидание хорошего урожая (не может стать причиной инфляции, люди могут ожидать снижение цен).
- Ожидание плохого урожая ( может стать причиной инфляции, т.к.у населения формируются ожидания роста ценна с\х продукцию).
- Снижение цен на электроэнергию (не вызовет инфляцию, снижение затрат для большинства товаропроизводителей).
- Увеличение закупочных цен на зерно (может вызвать инфляцию, инфляция издержек).
- Успешная забастовка шахтёров, добившихся повышения зарплаты в два раза (может стать причиной инфляции, это повлечёт за собой удорожание энергоносителей – инфляция издержек)?
Безусловно, благополучие семьи, отдельных граждан во многом зависит от уровня их доходов. Доходы, получаемые в рыночной экономике, рассматриваются как номинальные, так и реальные.
- Работа над определением:
Номинальный доход – сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени. Примеры.
Реальный доход – количество товаров и услуг, которые гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы. Примеры.
(записывают определение в тетрадь, с последующим коментированием)
Люди последние десятилетия живут в ситуации, когда цены на товары и услуги постоянно повышаются. При этом цены растут, как правило, быстрее, чем, например, заработная плата или пенсии.
- Работа с учебником, стр. 216-217
Какое влияние оказывает инфляция (рост цен) на уровень жизни населения, каждой семьи, отдельного человека?
(ученики отвечают на вопрос, примерный ответ)
Ответ:Инфляция действует на реальные доходы отдельных граждан и семей по-разному. Если зарплата работающих членов семей растёт пропорционально росту цен или семья владеет дачей, квартирой (их стоимость растёт вместе с инфляцией), то она ничего не потеряет. Серьёзно страдает от инфляции жизненный уровень тех, кто имеет фиксированные доходы: пенсионеров, студентов, получающих стипендию, инвалидов, многодетных семей, работников бюджетных отраслей (врачей, учителей, работников культуры и др.). Цены на товары и услуги растут регулярно, а доходы названных категорий граждан пересматриваются правительством периодически и повышаются практически всегда с опозданием, отставая от темпов инфляции. Люди, откладывающие деньги, отказываясь от потребления, несут напрасные жертвы. Их накопления тоже могут обесцениться, а каким образом, об этом речь пойдёт позднее.
- Формы сбережения граждан.
- Сообщение учащегося (о формах сбережения)
Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.
- Работа над определением:
Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
(записывают определение в тетрадь)
- Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)
(ученики обдумывают и высказывают свои точки зрения)
Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.
- Работа с документом стр. 219
Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).
- Решение ситуации (работа с учебником) стр. 220-221
(ученики разбирают ситуацию)
Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты.
- Банковские услуги, предоставляемые гражданам.
- Работа с текстом учебника стр. 221-223.
Составить развернутый план по теме «Виды банковских услуг»
1. Какие услуги предоставляют гражданам банки?
2. Открытие и ведение банковского счета.
3. Предоставление кредитов.
4. Формы кредита.
V. Закрепление
- Разбор ситуаций:
- Инженер приборостроительного завода жалуется соседу: «Администрация завода каждый год дает прибавку к зарплате, но инфляция ее съедает». В чем смысл этого разговора?
- Три старшеклассника копили деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Из-за болезни одного из них поездку пришлось отменить. Сергей положил деньги на текущий счет в банк под 12 процентов годовых. Андрей купил новый велосипед, а Егор решил хранить деньги дома до следующего лета. Годовой рост уровня цен составил 30 процентов. При этом велосипеды подорожали в 1,5 раза. Кто из друзей наиболее рационально распорядился своими деньгами? Поясните свой ответ.
Проверить результативность усвоения изученного поможет выполнение учащимися задания 2 из рубрики «В классе и дома», а также использование следующих заданий:
1) Выбери верное утверждение.
Инфляция — это
а) кратковременное (сезонное) повышение общего уровня цен на большую часть товаров и услуг
б) массовый выброс товаров на рынки сбыта для сбивания цен
в) долговременное повышение общего уровня цен натовары и услуги
г) повышение цен на социально значимые виды товаров
2) Какие социальные группы несут потери от инфляции?
а) представители малого бизнеса
б) сотрудники коммерческого банка
в) государственные служащие
г) собственники фирм, занимающихся добычей и переработкой природного сырья
д) работники страховой компании
VI. Итог.
Подведение итогов, выставление оценок
VII. Домашнее задание.
§ 20; написать мини – сочинение: «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Ауэрбах (1812-1882), немецкий писатель)
План-конспект урока по технологии (8 класс) на тему: Тема: Семья как экономическая ячейка общества. Предпринимательство в семье.
Тема: Семья как экономическая ячейка общества.
Предпринимательство в семье.
Цели: познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями, путями их удовлетворения; дать понятие семейной экономики, предпринимательства; развивать понимание того, что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов; воспитывать у учащихся понимание того, что семья для каждого человека – это начало начал.
Словарь: семейная экономика, потребности, ресурсы, семейный бюджет, прибыль предпринимательская деятельность, патент, лицензия, фирма.
Ход урока
- Организация урока.
а). Приветствие.
б). Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы урока.
Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков. Благополучие семьи зависит от многих факторов. Немаловажным из них является экономический фактор.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с основами семейной экономики, ролью семьи в социально-экономическом развитии общества; способах получения доходов в семье, путях повышения ее благосостояния.
- Изучение нового материала.
- Объяснение с элементами беседы. Семья – ячейка общества.
- Что же такое семья? (ответы учащихся) Семья – это группа людей, объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви, чувства родства, единства духовных стремлений, ответственности ее членов друг за друга, их взаимной помощи и поддержки.
Тысячами нитей семья связана с обществом, государством, с большим миром планеты и заботами ближайших соседей. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государстве, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, воздействует на общество.
У семьи много различных функций – воспроизводящая, воспитывающая, стабилизирующая, регулирующая, коммуникативная.
- Как вы думаете, что имеется в виду? (ответы учащихся)
Семья дает обществу новых членов. Именно в семье мы учимся жить в обществе. Поскольку семья основана на взаимных на взаимных привязанностях, то от ее устойчивости зависит стабильность государства. И в самом понятии «семья» заложено, что ее члены активно общаются между собой.
Но кроме этих функций семья играет важную экономическую роль, т.к. в рамках семьи осуществляется удовлетворение потребностей человека. Счастье семьи не в последнюю очередь зависит от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов.
Наука, которая изучает повседневную экономическую жизнь, называется семейной экономикой.
В семейной экономической деятельности контролеров нет. Вы сами и рассчитываете, и совершаете экономические действия.
Чтобы семейная экономика лучше работала, надо себе представлять расходы семьи и то, как они соотносятся с ее доходами.
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Что вы знаете о доходах своей семьи?
- Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
- Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете?
- Что входит в эти расходы?
- Практическая работа.
Задание: выполнить практическую работу №1 (с. 6)
- Изучение нового материала (продолжение)
Объяснение учителя.
- Источник повышения благосостояния семьи.
Фундамент семейного благополучия – заработок. Никто не будет спорить, что фундамент должен быть крепким, но и никто также не будет строить высотное здание на основании, рассчитанном на два этажа. Поэтому нужно твердо усвоить первый закон семейной экономики: нужно четко соизмерять свои потребности с возможностями. Семья должна сводить концы с концами. Правда, это выражение – сводить концы с концами – имеет у нас некоторый негативный оттенок. И зря! За ним стоит здравый смысл, который означает не что иное, как соответствие расходов по доходам.
И все-таки жизнь есть жизнь, потребности растут, и перед семьей то и дело встает вопрос: как их удовлетворить? Первый — умерить свои потребности, вести экономный образ жизни. И второй путь – поднять уровень своих доходов.
Как это сделать? Можно повысить свою квалификацию, работать лучше и качественней… Но стоит иметь в виду следующее: на первых порах доход
семьи может уменьшиться, ведь придется пойти на курсы, поднабраться опыта.
Можно подумать о заочной учебе. Правда, здесь есть одно «но»: учеба требует расходов. Есть и еще один путь повышения благосостояния семьи – предпринимательская деятельность.
- Виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность – вид деятельности человека, который, владея материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг с целью получения прибыли. Предпринимательство может быть личным (индивидуальное или частное) или семейным.
Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. Как вы думаете, что такое прибыль? (ответы учащихся)
Прибылью называется разница между суммой денег от продажи и услуг и затратами на их производство.
— Как вы думаете, что необходимо сделать для того, чтобы заняться предпринимательской деятельностью? (ответы учащихся)
1.Выбрать вид предпринимательской деятельности.
2. Изучить рынок: будет спрос на ваш товар или услугу.
3. Сделать экономические расчеты для определения экономической целесообразности занятия предпринимательством (составить бизнес – план)
— Как вы думаете, каким видом деятельности могли бы заниматься члены вашей семьи? (ответы учащихся)
Предпринимательство в семье – это чаще всего коммерческая и посредническая работа, оказание услуг, реализация товаров, произведенных членами семьи.
- Практическая работа.
Задание: выполнить практическую работу №2 (учебник, с. 8)
- Итог урока.
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы начали постигать азы семейной экономики. А экономика – наука серьезная, любительский подход ей противопоказан, на уговоры она не поддается. Она служит тому, кто уважает ее законы, не ленится следовать им. И если вы желаете благополучия в своей семье, то наводите порядок в домашней и своей личной экономике. А для этого необходимо уметь планировать, вести учет доходов и расходов, искать пути получения дополнительных доходов. Не ленитесь, и у вас будет меньше проблем в семейной жизни.