Статья банковская тайна: Банковская тайна, ответственность за разглашение, доступ к банковской тайне, закон о защите и нарушении – Ст. 857 ГК РФ с Комментариями 2019-2020 года (новая редакция с последними изменениями)

Статья банковская тайна: Банковская тайна, ответственность за разглашение, доступ к банковской тайне, закон о защите и нарушении – Ст. 857 ГК РФ с Комментариями 2019-2020 года (новая редакция с последними изменениями)
Сен 09 2020
admin

Содержание

Статья 857 ГК РФ ➔ текст и комментарии. Банковская тайна.

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к статье 857 Гражданского Кодекса РФ

1. Обязанность хранить банковскую тайну распространяется на кредитные организации, ЦБ РФ и аудиторские организации.

2. Кредитные организации гарантируют тайну информации о счетах и вкладах, операциях по счетам и вкладам, сведений о своих клиентах (п. 1 ст. 857 ГК) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Закона о банках). Таким образом, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя такие обязательства. Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковских операций и других сделок, предусмотренных ст. 5 Закона о банках.

Каких-либо ограничений для распространения правового режима банковской тайны на иные сведения (ст. 26 Закона о банках) федеральное законодательство не содержит. Однако учитывая, что банковская тайна представляет собой особую разновидность коммерческой тайны, в этом случае следует руководствоваться Постановлением СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (СП РФ. 1992. N 1 — 2. Ст. 7). Требования указанного нормативного акта следует также учитывать при определении объема информации, включаемой в понятие «сведения о клиентах и корреспондентах». Сюда могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и т.п. положении клиента, кроме тех, которые перечислены в Постановлении СМ РФ от 5 декабря 1991 г. N 35. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

3. Помимо сведений, указанных в п. 2, ЦБ РФ не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, конкретных сделках и операциях, полученных им из отчетов кредитных организаций или в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. ГК обязывает кредитные организации, ЦБ РФ и аудиторские организации не разглашать полученные ими сведения.

ГК определяет порядок и условия предоставления указанной информации кредитными организациями третьим лицам без согласия своих клиентов. В соответствии с п. 2 наст. статьи и ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются им самим (а также их представителям), судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ — в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим (а также их представителям), судам, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам — по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

6. Учитывая, что следственные органы могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, при наличии возбужденного уголовного дела исключается представление кредитными организациями сведений на основании ст. 109 УПК, ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (Ведомости. 1991. N 16. Ст. 503).

7. Условия предоставления таможенным органам сведений о юридических лицах, которые включены в понятие банковской тайны, определяются п. 6 Положения о ГТК РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014 (СЗ. 1994. N 27. Ст. 2855) и ст. 336 ТК РФ. ГТК РФ вправе требовать от кредитных организаций представления документов и сведений, необходимых для выполнения возложенных на него задач и функций. Должностное лицо таможенного органа РФ, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе истребовать документы, необходимые для производства по делу или его рассмотрения.

Порядок представления сведений об операциях и счетах юридических лиц в налоговые органы предусмотрен ст. 15 Закона об основах налоговой системы, а также письмом Минфина РФ от 17 января 1994 г. N 5 «О порядке представления сведений в налоговые органы». Обязанность банков представлять указанную информацию в отношении физических лиц законами РФ не установлена.

8. За разглашение банковской тайны ЦБ РФ кредитные и аудиторские организации могут быть привлечены к ответственности в форме возмещения убытков. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. ст. 151 и 152 ГК. Их должностные лица и иные работники несут дисциплинарную, а при наличии соответствующего состава преступления — уголовную ответственность.

Статьи 858. Ограничение распоряжения счетом

Другой комментарий к статье 857 ГК РФ

1. Одной из обязанностей банка по договору банковского счета является обязанность гарантировать тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данные сведения составляют банковскую тайну. В соответствии со ст. 26 Закона о банках к банковской тайне также относятся сведения о корреспондентах клиентов банка.

Обязанность хранить банковскую тайну лежит не только на банке, но и на его служащих, а также на иных лицах (на аудиторских и иных организациях, на уполномоченном органе, осуществляющем меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на их должностных лицах и работниках и т.д.), в силу осуществления своих профессиональных обязанностей получивших сведения, составляющие банковскую тайну.

2. Раскрывать сведения, составляющие банковскую тайну, может сам клиент или его представитель. Банк может представить сведения, составляющие банковскую тайну, в бюро кредитных историй. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк может представить такие сведения государственным органам и их должностных лицам. Порядок выдачи банком справок по счетам и иной информации заинтересованным лицам предусмотрен в ст. 26 Закона о банках. Банк выдает справки по счетам клиентам, судам, арбитражным судам, Счетной палате, налоговым и таможенным органам, органам принудительного исполнения актов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, обязанность предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, может быть предусмотрена иными законами. Так, п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции обязывает коммерческие организации, а значит, и банки в том числе, представлять документы и информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну, антимонопольному органу по его мотивированному требованию, основанному на возложенных на него полномочиях. В то же время Банк России в силу п. 2 ст. 25 Закона о защите конкуренции не обязан разглашать банковскую тайну по запросу антимонопольного органа.

3. Если банк разгласил сведения, составляющие банковскую тайну, клиент может потребовать от банка возмещения причиненных убытков, а также возмещения морального ущерба в соответствии со ст. 151 — 152 ГК. Если банк допускает просрочку в возмещении убытков, то с момента вступления в законную силу решения суда об их возмещении, если иной срок не предусмотрен в законе, на сумму убытков кредитор вправе начислить проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК. Проценты начисляются и в том случае, если обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, ст. 183 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны, а служащие могут нести дисциплинарную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны лежит не только на банке, но и на иных лицах, которые в силу выполнения своих профессиональных обязанностей или возложенных полномочий получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну (см., например, ст. 26 Закона о защите конкуренции).

4. Правила о банковской тайне распространяются также на отношения по договору банковского вклада. Обязанность по ее сохранению лежит на кредитной и иных организациях, а также на организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов.

Статья 857 ГК РФ. Банковская тайна. Актуально в 2019. Последняя редакция

Обязаны ли банки по запросу прокуратуры предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну?

По ст 857 ГК РФ банки дают своим клиентам гарантию сохранения тайны банковского счёта и вклада. Информация о движении на счетах не должна предоставляться никому, кроме клиента или его представителя. Её может затребовать бюро кредитных историй, но в установленном законом порядке. Государственные органы также получают конфиденциальные сведения только в предписанном законом порядке. Из ст 857 ГК РФ следует, что порядок, в котором банк выдаёт по запросам сведения о счетах клиентов, представляющие банковскую тайну, должен быть прямо установлен в законе. ФЗ №395-1 содержит список лиц, имеющих право получить от банка конфиденциальные сведения. Органы прокуратуры в этот перечень не входят. Закон, регламентирующий деятельность органов прокуратуры (ФЗ № 2202-1) также не включает норм, предоставляющих работникам прокуратуры право получать от кредитных организаций сведения, которые относятся к банковской тайне. Прокуроры, производя надзор в сфере, которая защищается банковской или иной охраняемой тайной, руководствуются в действиях Приказом Генпрокуратуры от 07.12.2007 N 195. Этот приказ указывает на недопустимость истребования сведений, составляющих банковскую тайну, и на необходимость прекращения истребования излишних материалов в целом. Позиция Конституционного суда также достаточно чёткая: законодатель может обязать банки предоставить госорганам сведения, составляющие банковскую тайну, только в объеме и пределах, необходимых для реализации предусмотренных в Конституции целей. Принимая во внимание указания ст. 857 ГК РФ, федеральных законов, Приказа Генпрокуратуры и позицию КС РФ, кредитные организации не обязаны предоставлять органам прокуратуры информацию, составляющую банковскую тайну. ВС РФ также указывает на неправомерность истребования прокуратурой таких сведений у банков.

Можно ли признать договор поручительства недействительным, из-за того, что он содержит сведения о заёмщике, которые банк не вправе разглашать поручителю?

Понятие “банковская тайна” раскрывается в ст 857 ГК РФ и в ФЗ № 395-1 о банках. Банк гарантирует своим клиентам сохранение тайны. Сведения о вкладах, счетах и операциях по счетам он не вправе давать никому, кроме самого клиента или его представителя. Содержащие банковскую тайну документы могут быть предоставлены в бюро кредитных историй или государственным органам только в порядке, предусмотренном законом. По требованиям ГК РФ договор поручительства должен содержать информацию о лице, за которое это поручительство дается, и признаки, позволяющие судить об обязательстве и его размере. Это значит, что как минимум в договоре поручительства фигурируют такие сведения по основному кредитному договору, как имя заёмщика, номер и дата договора, процентная ставка, сумма займа, срок оплаты. Получается, что соглашение о поручительстве действительно может содержать сведения, являющиеся банковской тайной. Но возможность указания такой информации прямо предусмотрена законом. А так как закон при этом не нарушается, то признать договор недействительным на этом основании не получится. Заёмщик посчитал, что разглашая конфиденциальные сведения, банк нарушил норму закона при заключении договора с поручителем. Однако, согласно п 3 ст 857 ГК РФ, при ущемлении своих прав посредством разглашения банковской тайны, клиент вправе обратиться к банку с требованием возмещения причиненных убытков. Получается, что п 3 ст 857 ГК РФ предусматривает самостоятельный способ защиты нарушенных прав, не имеющий ничего общего с признанием сделки недействительной. Если заёмщик сумеет доказать, что в договоре поручительства, заключенном между банком и поручителем, содержались сведения, составляющие банковскую тайну, и разглашение этих сведений причинило ему реальные убытки, то он может требовать от банка их возмещения. Наличие связи между разглашением тайны и убытками должно быть обязательно доказано. Договор поручительства невозможно аннулировать из-за наличия в нём сведений о заёмщике и его кредитном договоре, даже если эти сведения составляют банковскую тайну.

О банковской тайне. Модель, Модельный закон от 16 октября 1999 года

Принят
на четырнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 14-7
от 16 октября 1999 года)

О банковской тайне

О банковской тайне
 

Статья 1. Предмет регулирования закона


Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с получением, хранением, защитой, опубликованием и представлением сведений, составляющих банковскую тайну, а также ответственностью за нарушение законодательства о банковской тайне.

Статья 2. Законодательство о банковской тайне


Законодательство о банковской тайне основывается на национальном законодательстве о банках и банковской деятельности, настоящем Законе, а также положениях других актов национального законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой банковской тайны.

Если международным договором установлены другие правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

банковская тайна — защищаемые банком или кредитной организацией сведения о банковских и межбанковских операциях и сделках в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведений о самих клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить их право неприкосновенности частной жизни;

разглашение банковской тайны — опубликование или распространение в устной или письменной форме, через средства массовой информации или иным способом сведений, составляющих банковскую тайну, лицом, которому эти сведения были доверены; доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, лица, не уполномоченного на это, в результате действия или бездействия лица (лиц), ответственных за хранение, обращение и защиту банковской тайны;

носители сведений, составляющих банковскую тайну, — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие банковскую тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

третьи лица — все другие физические и юридические лица, кроме банка или кредитной организации, держателей сведений, составляющих банковскую тайну, их клиента и корреспондента, законных представителей последних и национального (центрального) банка.

Статья 4. Пределы действия настоящего Закона


Положения настоящего закона распространяются на национальный (центральный) банк, банки (кредитные организации), в том числе иностранные банки, а также на их филиалы, действующие на территории государства, юридических лиц, которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены, а также физических лиц и служащих, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе.

Статья 5. Разглашение банковской тайны

1. Разглашением банковской тайны считается опубликование или распространение в устной или письменной форме через средства массовой информации или иным способом сведений, составляющих банковскую тайну, доведение их до сведения третьих лиц, предоставление третьим лицам возможностей для добывания таких сведений, а именно: разрешение, непрепятствование или открытие возможностей для этого вследствие нарушения порядка хранения таких сведений.

2. Не считается разглашением банковской тайны сообщение или предоставление данным банком сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам в случаях, предусмотренных национальным законодательством, а также лицам, оказывающим банковской (кредитной организации) юридические, бухгалтерские, иные консультационные или представительские услуги или выполняющие для банка определенные работы, при условии, что это необходимо для оказания данной услуги или выполнения работ и что эти лица обязаны воздерживаться от действий или бездействия, установленных статьей 8 настоящего Закона.

Статья 6. Запрещение разглашения банковской тайны

1. Руководителям и служащим национального (центрального банка, банков, кредитных организаций, лицам, ранее являвшимся их руководителями и служащими, а также лицам, оказывающим либо ранее оказывавшим услуги и выполняющим (выполнявшим) для них работы, запрещается разглашение доверенных или ставших им известными сведений, составляющих банковскую тайну, использование этих сведений в личных целях или в интересах третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

2. Национальный (центральный) банк не вправе разглашать сведения, составляющие банковскую тайну, полученные им из отчетов банков (кредитных организаций), а также в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

3. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения, составляющие банковскую тайну, полученные ими в ходе проводимых проверок банков (кредитных организаций), их клиентов и корреспондентов, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Статья 7. Защита банковской тайны

1. Банки (кредитные организации) гарантируют защиту сведений, составляющих банковскую тайну.

2. Руководителям и служащим банка (кредитной организации), лицам, ранее являвшимся руководителями или служащими банка (кредитной организации), а также лицам, оказывающим либо ранее оказывавшим банку (кредитной организации) услуги и выполняющим (выполнявшим) для банка (кредитной организации) работы, запрещается разглашение доверенных или ставших им известными сведений, составляющих банковскую тайну, использование этих сведений в личных интересах или в интересах третьих лиц, а также прямое или косвенное предоставление возможности такого использования третьими лицами, а именно: разрешение, непрепятствование или открытие возможностей для этого вследствие нарушения порядка хранения составляющих банковскую тайну сведений.

3. Банки (кредитные организации) обязаны принять такие технические меры и установить такие организационные правила, которые необходимы для надлежащего хранения сведений, составляющих банковскую тайну.

4. Банк (кредитная организация) может обнародовать в суде сведения о клиенте, составляющие банковскую тайну, в случае и в пределах, необходимых для защиты своих прав и законных интересов, если спор в суде возник между банком (кредитной организацией) и данным клиентом. В этом случае по ходатайству банка (кредитной организации) или клиента судебное заседание может быть закрытым.
_______________
Указанное положение требует внесения соответствующих изменений в гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство.

Статья 8. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну

1. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, — это передача сведений установленным настоящим Законом третьим лицам в случаях и по основаниям, устанавливаемым настоящим Законом.

2. Лица, за исключением банков (кредитных организаций), которым сведения, составляющие банковскую тайну, были доверены либо стали известны в связи с их службой или работой, имеют права предоставлять эти сведений государственным органам, должностным, а также иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

3. Национальный (центральный) банк не имеет права предоставлять государственным органам, должностным, а также иным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, которые стали ему известны в процессе выполнения им возложенных на него законом функций по контролю за банками и банковской деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Статья 9. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, по уголовным делам

1. Сведения, составляющие банковскую тайну, о лице, являющемся обвиняемым или подсудимым по уголовному делу, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют судам, а также органам, осуществляющим уголовное дознание или предварительное следствие в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом государства.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение двух банковских дней после получения постановления суда или мотивированного запроса по уголовному делу органа, осуществляющего дознание или предварительное следствие, предоставить суду или органу, осуществляющему уголовное дознание или предварительное следствие, требуемые сведения и документы, составляющие банковскую тайну, в закрытом и запечатанном конверте. После предоставления указанных сведений банк (кредитная организация) принимает необходимые меры для уведомления своего клиента о получении данного постановления или запроса, обязательства банка (кредитной организации) предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, и их представлении.

3. Руководитель или служащий банка может быть допрошен по поводу сведений о клиенте банка, составляющих банковскую тайну, в порядке, установленном уголовно-процессуальным кодексом.

Статья 10. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, по гражданским и арбитражным делам

1. Составляющие банковскую тайну сведения о клиентах, являющихся стороной по гражданским делам, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют на основании постановления суда, вынесенного в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным или арбитражно-процессуальным законодательством государства, а также на основании вступившего в законную силу решения об обращении взыскания на банковские счета их клиентов.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение двух банковских дней с момента получения постановления или решения суда предоставить суду требуемые сведения и документы, составляющие банковскую тайну, в закрытом и запечатанном конверте. В течение этого времени банк принимает необходимые меры для уведомления своего клиента о получении постановления или решения суда, обязательстве банка предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, и их предоставлении.

Статья 11. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, нотариусам, наследникам (правопреемникам) клиента

1. Сведения о клиентах, составляющих банковскую тайну, банки (кредитные организации) в соответствии с настоящим Законом предоставляют нотариусам по находящимся в их производстве наследственным делам об имуществе умерших клиентов банка (кредитной организации), а также наследникам (правопреемникам) данного клиента, если последние или их представители предъявили достаточные документы в обоснование прав наследования (правопреемства) данным лицам.

2. Банк (кредитная организация) обязан в течение пяти банковских дней с момента получения документов, подтверждающих права наследования (правопреемства), уведомить обратившихся лиц о недостаточности предоставленных документов с указанием перечня недостающих документов, а в случае их достаточности — в течение десяти банковских дней передать им имеющиеся в банке (кредитной организации) исчерпывающие сведения о клиенте, предоставить все документы и сведения, составляющие банковскую тайну.

3. Отказ в сообщении банком (кредитной организацией) сведений и в предоставлении документов, составляющих банковскую тайну, или непредоставление их в установленные настоящей статьей сроки могут быть обжалованы в суд. Ущерб, причиненный обратившимся лицам вследствие отказа или несообщения сведений или непредоставления документов в установленные настоящей статьей сроки, подлежит возмещению в полном размере, если отказ был не обоснован или сроки были нарушены по вине банка (кредитной организации).

Статья 12. Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам валютного контроля, налоговым и таможенным органам


Банк (кредитная организация) предоставляет сведения о своих клиентах, составляющие банковскую тайну, должностным лицам органов валютного контроля, налоговых и таможенных органов государства в порядке, предусмотренном национальным законодательством.

Статья 13. Обращение сведений, составляющих банковскую тайну, между банками (кредитными организациями)

1. Банки (кредитные организации) в целях обеспечения безопасности своей деятельности и возвратности кредитов могут обмениваться между собой и предоставлять друг другу сведения о своих клиентах, даже если они составляют банковскую тайну.

2. Национальный (центральный) банк имеет право в процессе выполнения им возложенных на него законом функций по контролю за банками (кредитными организациями) и банковской деятельностью получать и ознакомляться со сведениями о клиентах банков (кредитных организаций), даже если они составляют банковскую тайну, если эти сведения необходимы для оценки кредитных и иных вкладов, иных активов банков (кредитных организаций).

Статья 14. Пределы подлежащих предоставлению сведений


Банк (кредитная организация) в соответствии со статьями 10, 11, 12 и 13 настоящего Закона предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну, только о своем клиенте; при этом, если в хранящихся в банке (кредитной организации) документах указаны имена и наименования других лиц, условия сделки (операции) и иные подобные сведения, то последние в контексте настоящей статьи считаются сведениями о клиенте.

Статья 15. Отказ в предоставлении сведений

1. Банк (кредитная организация) обязан отказать в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, если эти требования не соответствуют положениям настоящего Закона.

2. Отказ в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, может быть обжалован в суд органом или лицом, их запрашивавшим.

Статья 16. Обязанность сообщения о преступлении

1. Руководители банка (кредитной организации) обязаны сообщать органам, осуществляющим дознание или предварительное следствие, о достоверно известном, готовящемся или совершенном преступлении.

2. Служащие банка (кредитной организации) обязаны в письменной форме сообщать подобные сведения о достоверно им известном, готовящемся или совершенном преступлении руководителям банка (кредитной организации).

3. Положения настоящего Закона не могут толковаться как освобождающие лиц, виновных в сокрытии следов преступления из средств, добытых преступным путем, или в несообщении о преступлении, от ответственности, установленной уголовным законодательством государства.

Статья 17. Ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну

1. Собирание сведений, составляющих банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа и угроз в отношении лиц, владеющих банковской тайной, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, равно иным незаконным способом с целью разглашения либо использования этих сведений влечет за собой ответственность в случаях, определяемых уголовным кодексом государства.

2. Незаконное разглашение или использование банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эти тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, совершенное из корыстных или иных личных побуждений и причинившее ущерб владельцу банковской тайны, влечет за собой ответственность в случаях, определяемых уголовным кодексом государства.


Текст документа сверен по:
«Информационный бюллетень
Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ»,
N 23, 2000 год
     

Статья 1076. Банковская тайна

СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА | СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО КОММЕНТАРИЙ К ГК УКРАИНЫ

Информация о деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка и разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту, является банковской тайной. Банковской тайной, в частности:

сведения о состоянии счетов клиентов, в том числе состоянии корреспондентских счетов банков в Национальном банке Украины;

операции, проведенные в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки;

финансово-экономическое положение клиентов;

системы охраны банка и клиентов;

информация об организационно-правовой структуре юридического лица — клиента, его руководителях, направлениях деятельности;

сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация;

информация об отчетности по отдельному банку, за исключением подлежащей опубликованию;

коды, используемые банками для защиты информации. Информация о банках или клиентах, что собирается во время проведения банковского надзора, составляет банковскую тайну.

Банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны путем:

ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;

организации специального делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;

применения технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;

применения оговорок о сохранении банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом. Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательство о сохранении банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при выполнении своих служебных обязанностей. Частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или предоставлении услуг банку непосредственно или опосредованно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать эту информацию и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц. В случае причинения банку или его клиенту убытков путем утечки информации о банках и их клиентах из органов, уполномоченных осуществлять банковский надзор, убытки возмещаются виновными органами.

Информация о юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается банками:

на письменный запрос или с письменного разрешения собственника такой информации;

по письменному требованию суда или по решению суда;

органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени;

органам Государственной налоговой службы Украины по их письменному требованию по вопросам налогообложения или валютного контроля относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени. Требование соответствующего государственного органа на получение информации, содержащей банковскую тайну, должна:

быть изложена на бланке государственного органа установленной формы;

быть предоставлена ??за подписью руководителя государственного органа (чьего заместителя), скрепленной гербовой печатью;

содержать предусмотренные настоящим Законом основания для получения этой информации;

содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации. Справки по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев предоставляются банком лицам, указанным владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении банка, государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследства по счетам (вкладам) умерших владельцев счетов (вкладов) . Банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента. Банк имеет право предоставлять общую информацию, которая составляет банковскую тайну, другим банкам в объемах, необходимых при предоставлении кредитов, банковских гарантий. Ограничения относительно получения информации, содержащей банковскую тайну, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на служащих Национального банка Украины или уполномоченных ими лиц, в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины «О Национальном банке Украины», осуществляющие функции банковского надзора или валютного контроля. Национальный банк Украины имеет право в соответствии с международным договором, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, или по принципу взаимности предоставить информацию о банке органу банковского надзора другой страны, если:

это не нарушает государственные интересы и банковскую тайну;

гарантии того, что полученная информация будет использована исключительно с целью банковского надзора;

гарантия того, что полученная информация не будет передана за пределы органа банковского надзора. Эти положения не распространяются на случаи сообщения банками в соответствии с законодательством об операциях, имеющих сомнительный характер, и на другие предусмотренные законом случаи сообщений о банковских операциях специальным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Лица, виновные в нарушении порядка раскрытия и использования банковской тайны, несут ответственность согласно законам Украины.

Когда банк вправе раскрыть банковскую тайну?

В связи с введением в действие ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и внесением соответствующих изменений в ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности изменился обЪем сведений, составляющих банковскую тайну и у банков появилась обязанность предоставлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и обЪеме, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Положения ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , определяющие случаи предоставления сведений в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем изложены таким образом, что оставляют возможность их неоднозначного толкования.

В итоге перед кредитными организациями встала проблема выбора. С одной стороны за разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность, с другой непредставление в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, может повлечь отзыв лицензии.

В виду сравнительно недавнего вступления в силу ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем официальных разЪяснений, а также судебной практики четко определяющих случаи, в которых банки должны представлять сведения в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем не нарушив при этом банковской тайны, еще не появилось.

Тем не менее, банки ежедневно предоставляют банковские услуги своим клиентам, что в сложившейся проблемной ситуации влечет необходимость выработки каждым конкретным банком определенной позиции по данному вопросу.

Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем предусмотрел даже не право, а обязанность кредитных организаций предоставлять сведения, являющиеся банковской тайной уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов. Следовательно, можно предоставлять все сведения, которые будут запрошены этим органом.

Но этот вопрос лишь на первый взгляд решается довольно просто, столкнувшись же с конкретной ситуацией, приходится задуматься, а в каких случаях действительно кредитная организация вправе раскрыть банковскую тайну?

И определение точного круга этих случаев имеет существенное значение, что наглядно видно из действующего законодательства.

Действующее законодательство довольно четко определяет обЪем сведений, составляющих банковскую тайну, установив в статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности , что кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Согласно п.2 статьи 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

Круг лиц, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну установлен той же 26 статьей ФЗ О банках и банковской деятельности , определяющей, что сведения по счетам клиентов, являющиеся банковской тайной помимо самих клиентов банка могут получать исключительно указанные в ней лица и только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

То есть, ФЗ О банках и банковской деятельности установил три жестких условия, служащие основанием предоставления сведений, составляющих банковскую тайну государственным органам и должностным лицам, а именно включение последних в круг лиц, перечисленных в статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности , определение случаев, в которых возможно такое предоставление и статус нормативного акта, определяющего указанные случаи. Такие случаи могут быть определены не в любом нормативном акте, а только в законодательных актах, регулирующих их деятельность, то есть указанные законодательные акты, во-первых, должны иметь статус федеральных законов и, во-вторых, должны регулировать деятельность конкретного государственного органа или должностного лица.

Изменения к ФЗ О банках и банковской деятельности , внесенные ФЗ от 07.08.01. 121-ФЗ, согласно которым информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и обЪеме, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем вступили в силу с первого февраля 2002 года.

И с этого момента для кредитных организаций встал вопрос толкования положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Данный закон является федеральным законом, то есть по своему статусу может согласно статье 26 ФЗ О банках и банковской деятельности устанавливать случаи предоставления кредитными организациями сведений, являющихся банковской тайной уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и в то же время может быть отнесен к законодательным актам регулирующим деятельность данного уполномоченного органа, которым является согласно Указу Президента РФ от 01.11.01 1263 Комитет РФ по финансовому мониторингу (КМФ России).

То есть два из условий предоставления кредитными организациями сведений уполномоченному органу, осуществляющему противодействие легализации (отмыванию) доходов соблюдены.

Третье условие правомерного раскрытия банковской тайны, а именно случаи предоставления информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц в КМФ России устанавливаются в ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и определяются двумя критериями: суммой и характером совершаемой операции.

И если с суммой, являющейся одним из двух обязательных критериев, определяющих случаи предоставления сведений в КМФ России все предельно ясно, то вот с характером операций возникает множество вопросов.

ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем , определяя вроде бы случаи предоставления сведений в КМФ России, не решает главного вопроса для кредитных организаций: каков же все-таки круг этих случаев?

Как видно из изложенного предоставление кредитными организациями в КФМ России информации по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц не будет являться нарушением банковской тайны согласно действующему законодательству исключительно в случаях, установленных ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Рассмотрим один из пунктов статьи 6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , из которого четко прослеживается сложившаяся проблемная ситуация.

Абзац 4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем гласит, что кредитные организации обязаны предоставлять в КМФ России по его письменному запросу информацию по операциям зачисления на свой счет или списания со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия .

Если рассмотреть данное положение закона буквально и произвести систематическое и синтаксическое толкование абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов, полученных преступным путем , то можно утверждать, что указанное положение закона рассматривает два случая, подлежащие обязательному контролю:

1 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

2 случай. Зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия.

Будет ли операция зачисления на счет и списания со счета юридического лица третьим лицом денежных средств подпадать под случай подлежащий обязательному контролю согласно абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О легализации доходов, полученных преступным путем ? Или предусмотренные в данной норме случаи распространяются исключительно на операции зачисления на счет и списания со счета денежных средств самим юридическим лицом владельцем счета? Только ли в случае проведения первой операции должен производиться обязательный контроль или подлежат контролю все операции, производимые в установленный период?

Во-первых, рассматривая данную норму, следует отметить неточную терминологию, примененную законодателем.

Операции зачисления и списания как таковые являются банковскими операциями и соответственно, зачисление на какой-либо счет и списание с какого-либо счета денежных средств может быть произведено только банком, что прямо следует из Гражданского Кодекса РФ.

Статьи 848, 849, 854 ГК РФ, не оставляющие возможности для их неоднозначного понимания, говорят, что операции зачисления на счет и списания со счета денежных средств осуществляется банком. При этом клиент или иное уполномоченное лицо должно всего лишь представить в банк надлежащим образом оформленные распоряжения на совершение соответствующих операций.

Неточность терминологии естественно вносит определенную путаницу и мешает правильному пониманию рассматриваемой нормы.

Но если не принимать во внимание неточности терминологии, на мой взгляд, воля законодателя, выраженная в указанной норме закона, предстает достаточно очевидной.

При рассмотрении избранной нормы закона буду придерживаться выбранной законодателем терминологии, во избежание внесения еще большей путаницы в ситуацию.

Итак, рассмотрим первый случай раскрытия информации, являющейся банковской тайной, а именно зачисление на свой счет или списание со своего счета денежных средств юридическим лицом, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации.

По моему мнению, в данном случае сведения должны представляться банком в КМФ России, как при зачислении, так и при списании средств только самим юридическим лицом владельцем счета, но никак не третьим лицом.

Такой вывод напрашивается в связи с тем, что в рассматриваемой норме фигурирует термин свой счет . Фраза зачисление на свой счет юридическим лицом (если не придираться к терминологии) на мой взгляд, не может быть истолкована иначе как совершение юридическим лицом владельцем счета действий, являющихся для кредитной организации основанием совершения операции зачисления денежных средств на счет именно этого юридического лица. То есть, юридическое лицо владелец счета вносит в кассу кредитной организации наличные денежные средства с указанием зачислить их на свой счет, либо дает распоряжение кредитной организации перечислить денежные средства с другого своего счета, опять же на свой счет.

При этом сведения по операциям должны представляться по всем операциям проведенным в течении периода деятельности юридического лица, не превышающего трех месяцев со дня регистрации. То есть сообщение сведений поставлено в зависимость от срока деятельности юридического лица владельца счета.

Во втором случае, а именно при зачислении на свой счет или списании со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия сообщение сведений по операциям поставлено в зависимость именно от первичности операции. То есть, если период деятельности юридического лица превышает 3 месяца с момента регистрации и по его счетам не проводились операции, сведения должны сообщаться по первой проведенной операции.

Представляется, что это может быть лишь операция зачисления, так как операция списания может быть осуществлена только при наличии денежных средств на счете, а такое наличие уже свидетельствует о проведении хотя бы одной операции по счету, что уже исключает последующие операции по данному счету из круга операций подлежащих обязательному контролю.

Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия на мой взгляд, подразумевает в том числе и проведение операций по счету юридического лица третьими лицами, например при перечислении денежных средств контрагентом по договору.

Следует учитывать, что как и в первом рассмотренном случае обязательному контролю будут подлежать операции, проведенные самим юридическим лицом владельцем счета. То есть, если по счету юридического лица была произведена хотя бы одна операция третьим лицом, последующие операции по этому счету совершенные самим юридическим лицом владельцем счета не будут подлежать обязательному контролю.

При рассмотрении второго случая возникает также еще один вопрос. Фраза операции по счетам которого не производились с момента их открытия также, на мой взгляд, сформулирована некорректно. В каком же все-таки случае кредитная организация должна представлять в КМФ России сведения по операциям зачисления на свой счет или списания со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия? В случае, если не производились операции ни по одному из счетов юридического лица, либо в случае, если не производились операции по конкретному счету, по которому совершается конкретная операция зачисления?

Представляется, что кредитная организация должна руководствоваться все-таки последним вариантом, а именно представлять сведения в случае, если не производились операции по конкретному счету, по которому совершается конкретная операция зачисления. Такая позиция является на мой взгляд более логичной.

Действительно, юридическое лицо, согласно действующему законодательству может иметь несколько счетов в том числе и одного вида. И как правило эти счета открываются в разных кредитных организациях. Отследить совершались ли операции по счетам конкретного юридического лица клиента кредитной организации, открытым в других кредитных организациях данная кредитная организация не может. А сужение круга счетов до открытых только в данной кредитной организации будет, по моему мнению, достаточно вольным толкованием нормы закона.

Так как же все-таки поступать кредитным организациям?

Предоставлять в КМФ России сведения по всем операциям зачисления на счет и списания со счета денежных средств в том числе и совершенным третьими лицами? Либо только по операциям, которые совершаются по распоряжению самого юридического лица владельца счета?

По неофициальному мнению отдельных представителей Банка России кредитные организации должны расширительно толковать абз.4 п.п.4 п.2 ст.6 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и представлять в КМФ России сведения по всем операциям списания и зачисления на счет юридического лица денежных средств в том числе и совершенным третьими лицами.

Официальных разЪяснений на этот счет, как уже отмечалось, на сегодняшний день не существует.

Следует также учитывать, что даже официальные разЪяснения Банка России не смогут внести ясности в рассматриваемую проблему. Во-первых обязательными для юридических и физических лиц, а также государственных и муниципальных органов являются только нормативные акты Банка России, которые согласно ст.6 ФЗ О Банке России принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Статья 4 ФЗ О Банке России , определяющая его компетенцию, не предоставляет Банку России права осуществлять официальное толкование законов, да в данном случае Банк России и отношения не имеет к взаимоотношениям кредитных организаций и уполномоченного органа, осуществляющего противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Более того, ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем достаточно жестко определяет круг вопросов, связанных с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по которым Банк России может принимать нормативные акты.

Таким образом, в виду обЪективной невозможности для кредитных организаций сформировать единообразное правовое понимание положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем перед ними встает не совсем правовой вопрос о выборе ответственности.

Расширительное толкование положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь ответственность за разглашение банковской тайны, ограничительное ответственность за непредставление сведений в КМФ России.

Что же выбрать?

Согласно ч.2 ст.183 УК РФ незаконные разглашение или использование сведений, составляющих банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Следует также учитывать положения ч.3 и ч.4 той же статьи уголовного кодекса РФ, предусматривающие квалифицирующие составы данного преступления и устанавливающие более тяжелую уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до десяти лет.

То есть за разглашение банковской тайны может понести ответственность физическое лицо сотрудник кредитной организации, а не сама кредитная организация, в то время как нарушение кредитными организациями требований, предусмотренных статьями 6 и 7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , за исключением пункта 3 статьи 7, что согласно ст.13 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При решении кредитными организациями данного вопроса может быть применен п.8 ст.7 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем , который определяет, что представление в КМФ России сведений и документов работниками кредитных организаций не является нарушением банковской тайны, если такое представление производилось в целях и порядке, которые предусмотрены ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем .

Таким образом, если работник кредитной организации даже в случае, не предусмотренном ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем представил в КМФ России сведения, составляющие банковскую тайну и это представление преследовало цель противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, такое представление не будет являться нарушением банковской тайны и соответственно ответственность за разглашение банковской тайны также не наступит.

Но такое положение вещей, на мой взгляд, противоречит требованиям ФЗ О банках и банковской деятельности , то есть возникает коллизия. Кроме того, может ли федеральный закон, действующий в области гражданско-правовых отношений отменить ответственность установленную уголовным законом?

Конечно же нет.

Согласно ч.1 ст.3 УК РФ преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно — правовые последствия определяются только Уголовным Кодексом.

В то же время согласно ч.8 ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности и ч.2 ст.8 ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем КМФ России вправе раскрывать полученную от кредитных организаций информацию лишь правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией, а следовательно конфиденциальность предоставления информации будет соблюдена, то есть мало шансов, что о разглашении банковской тайны станет известно клиенту, который может быть заинтересован в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, практически для кредитных организаций выгодно сообщать в КМФ России сведения по широкому кругу случаев.

Но юридически, с точки зрения соблюдения законодательства расширительное толкование положений ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем может повлечь представление кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну в случаях законом не предусмотренных, что будут являться нарушением ст.857 ГК РФ и ст.26 ФЗ О банках и банковской деятельности и содержать состав преступления, предусмотренный ст.183 УК РФ.

Юдина Е.М.

Ст. 121 БК РБ Банковская тайна 441-З от 25.10.2000 г. Банковский Кодекс Республики Беларусь Статья 121 Комментарий

Сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.

Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим и их уполномоченным представителям, на основании письменного согласия таких лиц, лично представленного банку, либо согласия, представленного банку в электронном виде с применением программно-аппаратных средств и технологий, позволяющих достоверно установить, что оно исходит от соответствующих лиц, – любому третьему лицу, в объеме, необходимом для выполнения договора оказания аудиторских услуг, – аудиторским организациям (аудиторам – индивидуальным предпринимателям), оказывающим юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю аудиторские услуги. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в том числе настоящим Кодексом, сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, представляются банком:

судам – по находящимся в их производстве делам;

судебным исполнителям – по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве;

прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и (или) уголовным делам;

специальным подразделениям по борьбе с коррупцией и организованной преступностью органов внутренних дел;

подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел – с санкции прокурора или его заместителя;

Оперативно-аналитическому центру при Президенте Республики Беларусь;

органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

органам государственной безопасности Республики Беларусь;

налоговым и таможенным органам;

нотариусам для совершения нотариальных действий;

Национальному банку.

Банки обязаны представлять в Министерство финансов Республики Беларусь, его территориальные органы, местные финансовые органы, финансовые органы администраций районов в городе Минске сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц, в случаях и объеме, установленных законодательными актами Республики Беларусь в сфере бюджетного законодательства Республики Беларусь.

Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим и их уполномоченным представителям, на основании письменного согласия таких лиц, лично представленного банку, либо согласия, представленного банку в электронном виде с применением программно-аппаратных средств и технологий, позволяющих достоверно установить, что оно исходит от соответствующих лиц, – любому третьему лицу. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в том числе настоящим Кодексом, сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком:

судам – по находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в соответствии с законом Республики Беларусь могут быть применены конфискация имущества и (или) иное имущественное взыскание, гражданским искам, рассматриваемым в уголовном процессе, делам об административных правонарушениях, гражданским и экономическим делам;

судебным исполнителям – по судебным постановлениям и иным исполнительным документам, находящимся в их производстве;

прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия – по находящимся в их производстве материалам и (или) уголовным делам;

специальным подразделениям по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями органов внутренних дел – с санкции прокурора или его заместителя;

Департаменту финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

нотариусам для совершения нотариальных действий;

Национальному банку;

организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

налоговым органам – в связи с выполнением банками функций налоговых агентов при налогообложении подоходным налогом с физических лиц доходов в виде процентов, полученных физическими лицами по банковским вкладам (депозитам), денежным средствам, находящимся на текущем (расчетном) банковском счете в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, находящихся на территории Республики Беларусь.

Справка о размере средств, находящихся на счете и (или) во вкладе (депозите), и (или) об имуществе, находящемся на хранении в банке, в случае смерти их владельца или поклажедателя выдается банком лицам, указанным владельцем счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателем в завещательном распоряжении, нотариусам – по находящимся в их производстве наследственным делам, а в отношении счетов иностранных граждан – иностранным консульским учреждениям.

Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком:

поручителям, залогодателям, а также иным лицам, предоставившим обеспечение исполнения обязательств лица, – в отношении обеспечиваемых обязательств в объеме, необходимом для исполнения указанными лицами принятых на себя обязательств;

банкам-корреспондентам, организации, обеспечивающей функционирование автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и ее подсистем, организациям, осуществляющим в соответствии с договорами, заключенными с банками, процессинг, персонализацию банковских платежных карточек, распространение и (или) погашение электронных денег, – в объеме, необходимом для исполнения ими своих обязательств;

лицу, которому банком уступаются права (требования), – в объеме, необходимом для реализации этим лицом таких прав (требований).

Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком в иных случаях, если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут представляться банком:

на основании оригинала письменного запроса, подписанного лицом, запрашивающим данные сведения (руководителем государственного органа, иной организации либо уполномоченным должностным лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом), скрепленного печатью государственного органа (в случае обращения государственного органа) и содержащего ссылки на нормы законодательных актов Республики Беларусь, предоставляющих данному лицу право на получение такой информации;

на основании запроса в электронном виде с применением программно-технических средств и технологий, позволяющих подтвердить целостность и подлинность документа, содержащего ссылки на нормы законодательных актов Республики Беларусь, предоставляющих лицу, запрашивающему данные сведения, право на получение такой информации;

уполномоченному органу, специальной финансовой организации, имеющим право на получение указанной информации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, в рамках соглашений, заключенных между ними и банком, и (или) в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми Национальным банком, которыми определяются порядок, форма и (или) периодичность представления таких сведений.

Представляться могут сведения, составляющие банковскую тайну, возникшие как до, так и после возникновения основания для их представления в соответствии с частью девятой настоящей статьи.

Представление сведений, составляющих банковскую тайну, осуществляется Национальным банком в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей для банков.

Не являются нарушением банковской тайны представление банком сведений, составляющих банковскую тайну, при обращении банка в суд, прокуратуру, органы уголовного преследования, к нотариусам или адвокатам для защиты и (или) восстановления своих прав и законных интересов, представление таких сведений органам, ведущим административный процесс, – по выявленным банками нарушениям, аудиторским организациям (аудиторам – индивидуальным предпринимателям) в объеме, необходимом для выполнения заключенного с банком договора оказания аудиторских услуг, а также Национальному банку и другим банкам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На лиц, получивших в соответствии с настоящей статьей сведения, составляющие банковскую тайну, распространяются требования части второй настоящей статьи, установленные для банков. Лица, получившие в соответствии с настоящей статьей сведения, составляющие банковскую тайну, не вправе разглашать эти сведения без согласия клиента, в том числе владельца счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и несут в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь ответственность за разглашение этих сведений.

Статья 857 ГК РФ с комментариями — Банковская тайна | Гражданский Кодекс РФ 2019

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам, а также иным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к статье 857 Гражданского Кодекса РФ

1. Одной из обязанностей банка по договору банковского счета является обязанность гарантировать тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данные сведения составляют банковскую тайну. В соответствии со ст. 26 Закона о банках к банковской тайне также относятся сведения о корреспондентах клиентов банка.

Обязанность хранить банковскую тайну лежит не только на банке, но и на его служащих, а также на иных лицах (на аудиторских и иных организациях, на уполномоченном органе, осуществляющем меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на их должностных лицах и работниках и т.д.), в силу осуществления своих профессиональных обязанностей получивших сведения, составляющие банковскую тайну.

2. Раскрывать сведения, составляющие банковскую тайну, может сам клиент или его представитель. Банк может представить сведения, составляющие банковскую тайну, в бюро кредитных историй. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк может представить такие сведения государственным органам и их должностных лицам. Порядок выдачи банком справок по счетам и иной информации заинтересованным лицам предусмотрен в ст. 26 Закона о банках. Банк выдает справки по счетам клиентам, судам, арбитражным судам, Счетной палате, налоговым и таможенным органам, органам принудительного исполнения актов в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, обязанность предоставить информацию, составляющую банковскую тайну, может быть предусмотрена иными законами. Так, п. 1 ст. 25 Закона о защите конкуренции обязывает коммерческие организации, а значит, и банки в том числе, представлять документы и информацию, в том числе составляющую охраняемую законом тайну, антимонопольному органу по его мотивированному требованию, основанному на возложенных на него полномочиях. В то же время Банк России в силу п. 2 ст. 25 Закона о защите конкуренции не обязан разглашать банковскую тайну по запросу антимонопольного органа.

3. Если банк разгласил сведения, составляющие банковскую тайну, клиент может потребовать от банка возмещения причиненных убытков, а также возмещения морального ущерба в соответствии со ст. 151 — 152 ГК. Если банк допускает просрочку в возмещении убытков, то с момента вступления в законную силу решения суда об их возмещении, если иной срок не предусмотрен в законе, на сумму убытков кредитор вправе начислить проценты согласно п. 1 ст. 395 ГК. Проценты начисляются и в том случае, если обязанность выплатить денежное возмещение устанавливается соглашением сторон (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 13/14).

Кроме того, ст. 183 УК предусматривает уголовную ответственность за разглашение банковской тайны, а служащие могут нести дисциплинарную ответственность.

Ответственность за разглашение банковской тайны лежит не только на банке, но и на иных лицах, которые в силу выполнения своих профессиональных обязанностей или возложенных полномочий получили доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну (см., например, ст. 26 Закона о защите конкуренции).

4. Правила о банковской тайне распространяются также на отношения по договору банковского вклада. Обязанность по ее сохранению лежит на кредитной и иных организациях, а также на организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *