ФНС получила доступ к банковской тайне налогоплательщиков
17 марта вступают в силу изменения в Налоговый кодекс, которые касаются режима хранения банками сведений, составляющих банковскую тайну
Что такое банковская тайна?
Согласно ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» тайну о счетах, вкладах и об операциях своих клиентов и корреспондентов обязаны хранить как сами кредитные организации, так и все их служащие. Случаи раскрытия банковской тайны четко регламентированы указанной статьей и не включали прежде в качестве адресата налоговые органы.
Например, справки по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация без их разрешения может выдавать судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, Агентству по страхованию вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Доступ к банковской тайне открывается также ограниченному кругу лиц в целях противодействия коррупции (в отношении лиц, претендующих на замещение или замещающих должности судей, должности государственной службы, руководителей субъектов РФ и муниципалитетов, должности в ЦБ РФ и фондах), отмыванию доходов, полученных преступным путем, или в соответствии с валютным законодательством.
Как нововведения отразятся на нас?
17 февраля 2021 г. был опубликован закон1, согласно которому банки обязуются предоставлять по запросу ФНС:
- копии паспортов клиентов;
- копии доверенностей на получение денежных средств, находящихся на счете клиента;
- копии документов по открытию, ведению и закрытию счета клиента;
- копии карточек клиента с образцами подписей и оттиска печати;
- информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.
Кроме того, закон увеличивает срок обязательного хранения банками информации о своих клиентах с 4 до 5 лет.
Поправки вступят в силу 17 марта текущего года.
Вносимые изменения Минфин обосновал необходимостью осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях. Действительно, одним из оснований раскрытия банковской тайны в законе указан «запрос уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации». И все же остается вопрос: не подрывает ли нововведение основы доверительных отношений банков и их клиентов, заложенные ст. 857 Гражданского кодекса РФ и банковским законодательством (в котором число изъятий из банковской тайны растет с каждым годом)?
1 Федеральный закон от 17 февраля 2021 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».
Банковская тайна [Справочно-правовая система по информационной безопасности]
Согласно статье 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. Например, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях» представление источниками формирования кредитной истории информации в бюро кредитных историй во исполнение указанного Федерального закона не будет являться нарушением банковской тайны. Согласно статье 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы вправе запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Необходимость соблюдения банковской тайны дополнительно обозначена в некоторых нормативных правовых актах, регулирующих различные сферы правоотношений. В частности, в статье 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны соблюдать охраняемую законом тайну, в том числе, банковскую, а также защищать другую информацию, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности и которая стала им известна при осуществлении их полномочий. Согласно статье 31 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в случае разглашения агентством по страхованию вкладов или его должностными лицами информации, составляющей, в том числе, банковскую тайну, такое агентство обязано возместить причиненные убытки лицу, права которого были нарушены.
Кому предоставляют доступ к банковской тайне — Российская газета
В соответствии с ч. 2 ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Подробности читателям «РГБ» рассказывает заместитель начальника юридического управления Главного управления Банка России по ЦФО Андрей Карлин.
— В каком порядке кредитные организации должны предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, органам внутренних дел?
— Согласно статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитными организациями органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве при наличии согласия руководителя следственного органа. Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП), по операциям, счетам и вкладам физических лиц банк выдает на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
— Какова ответственность за отказ предоставить правоохранительным органам сведения, содержащие банковскую тайну?
— Статьей 19.7. КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, либо представление в госорган такой информации в неполном объеме или в искаженном виде. Банк России не наделен полномочиями по привлечению кредитных организаций к ответственности за непредставление правоохранительным органам сведений и документов.
— В каком порядке кредитные организации должны предоставлять информацию, содержащую банковскую тайну, по запросу налоговых органов?
— Информация о наличии, об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении их реквизитов и (или) об остатках средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП, физических лиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Налоговый орган вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет РФ (подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ). Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения проверок указанных лиц либо истребования у них документов в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, ИП, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, ИП, отмене приостановления переводов электронных денежных средств. Налоговыми органами могут быть запрошены такие справки на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам соответствующие справки в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса.
— Каков порядок предоставления информации по запросу таможенных органов?
— Согласно ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов и предусмотренные Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», представляются кредитными организациями в орган валютного контроля, уполномоченный правительством РФ, налоговые и таможенные органы как агентам валютного контроля в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены указанным законом. В соответствии с ч. 13 ст. 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» уполномоченные банки и Внешэкономбанк как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся в их распоряжении копии документов. Кроме того, сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц и ИП, предоставляются кредитными организациями таможенным органам РФ в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза (ТС) и Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Ст. 136 ТК ТС предусмотрено, что банки и иные кредитные организации государств — членов ТС представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов ТС.
В соответствии со ст. 167 Федерального закона N 311-ФЗ таможенный орган, проводящий проверку, вправе запрашивать у банков, располагающих документами и сведениями, касающимися деятельности проверяемых организаций и ИП, по предмету проверки заверенные копии контрактов (договоров), заверенные копии паспорта сделок, ведомости банковского контроля, справки о подтверждающих документах, заверенные копии карточки с образцами подписей и оттисками печатей, а также выписки по операциям на счетах, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством РФ о банках и банковской деятельности. Банк, получивший мотивированный запрос о представлении документов и сведений, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает запрашиваемыми документами и сведениями.
Пришли на счёт: Минюст намерен получить доступ к банковской тайне | Статьи
Минюст рассчитывает получить доступ к операциям и банковским счетам юрлиц и граждан. Как выяснили «Известия», ведомство подготовило проект поправок в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», которые подразумевают его включение в перечень лиц, имеющих право на получение от кредитных организаций сведений, являющихся банковской тайной. Как объяснили «Известиям», в министерстве, это нужно для того, чтобы вести более тщательный контроль за деятельностью НКО. Инициативу поддерживают в профильном комитете Госдумы, где считают, что законопроект повысит прозрачность финансирования таких организаций и поможет исключить «отмывочные» схемы. Эксперты и представители некоторых фракций, напротив, полагают, что расширение круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне, повысит риск утечек.
Больше прозрачностиПо информации «Известий», Минюст разработал законопроект «О внесении изменений в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Этим документом предполагается включить министерство в перечень организаций, имеющих право на получение сведений, являющихся банковской тайной. Эту информацию подтвердили в самом ведомстве.
— Проект федерального закона разработан в целях совершенствования осуществляемого Минюстом России федерального государственного надзора за деятельностью НКО. Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий для некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с действующим законодательством, — пояснили в пресс-службе министерства, не став уточнять, о каких именно организациях идет речь.
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе правительства, ожидается, что документ поступит в кабмин в июне, а в сентябре будет внесен в Госдуму.
— Пока текст законопроекта к нам не поступал. Поэтому говорить о какой либо его оценке преждевременно, — сказал «Известиям» источник в правительстве.
Глава профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных организаций Сергей Гаврилов полагает, что новые нормы помогут Минюсту выполнять возложенный на него государством контроль за деятельностью НКО.
— Этот законопроект запоздал. Он абсолютно логичен с точки зрения полномочий Минюста, которыми он до сих пор в полной мере не пользовался. Лично я вижу ряд веских оснований, по которым мы должны его принять. Прежде всего, это выстраивание в России полноценного гражданского общества, которое будет выступать партнером государства. Для этого мы должны понимать, что НКО, которые получают субсидии и льготы, действуют в рамках российского законодательства, — пояснил парламентарий «Известиям».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
По его словам, нужно исключить некоммерческие организации, которые используются как «отмывочные» для вывода денег или незаконно занимаются бизнесом. Как отметил депутат, законопроект коснется всех НКО: это и фонды, и землячества, и зачастую даже госкорпорации. При этом он уточнил, что новые нормы затронут как юридических, так и физических лиц, которые занимаются этой деятельностью.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» определяет банковскую тайну как тайну об операциях, счетах и вкладах граждан. Помимо кредитных организаций хранить ее обязаны Банк России, Агентство по страхованию вкладов, аудиторские компании, таможенные органы, Росфинмониторинг и органы валютного контроля, операторы платежных систем, клиринговые центры и другие государственные органы. Иными словами все структуры, у которых есть доступ к данным о счетах или финансовых операциях, согласно закону, не имеют права их разглашать и несут за это ответственность.
Однако в законе есть и исключения. В частности, информацию по операциям и счетам юрлиц и граждан, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, могут получать суды, Счетная палата, налоговые органы, ПФР, ФСС, а также правоохранительные органы.
Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов
Кроме того, эти данные могут получить руководители государственных органов, если они касаются проверки финансовых операций претендентов на государственные должности или тех, кто их уже занимает.
Также к ним имеет доступ уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Помимо этого, доступ к информации по счетам и вкладам граждан в случае их смерти получают наследники и нотариусы, к данным о счетах исполнителя по гособоронзаказу — заказчик, а о счетах кандидатов на выборные должности — избирательная комиссия.
Резонансная темаВо фракциях отнеслись к инициативе Минюста по-разному.
— Сначала мы должны увидеть сам законопроект. Тема резонансная и очень чувствительная, поэтому мы должны все внимательно изучить, а потом давать оценки, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Единая Россия» Адальби Шхагошев.
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев считает, что размывать понятие банковской тайны нецелесообразно.
— Нет никаких гарантий, что не возникнет злоупотреблений в ущерб гражданам нашей страны. Банковская тайна — это одно из великих достижений человечества с точки зрения частной жизни. Если мы начнем раздавать к ней право доступа, то никакой частной жизни не останется. Если хотите что-то узнать, обращайтесь в суд. Поэтому мы вряд ли поддержим данную идею Минюста, — пояснил «Известиям» либерал-демократ.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов видит в законопроекте и плюсы, и минусы.
— Конечно, важно контролировать потоки денег, которые идут через НКО, особенно в части иностранного финансирования. Поэтому мы должны будем услышать дополнительные аргументы со стороны Минюста. С другой стороны, все-таки министерство не имеет отношения к правоохранительным органам, которые сегодня обладают этим доступом. Минюст всегда может обратиться в прокуратуру для такой проверки, — заявил «Известиям» парламентарий.
По его словам, в то же время нельзя не признать, что расширение круга лиц, имеющих доступ к банковской тайне, размоет этой понятие и повысит риски утечки персональных данных россиян. А они в последнее время происходят очень часто.
В октябре 2019 года, по сообщениям СМИ, в продаже в DarkNet появилась база с 60 млн записей о владельцах кредитных карт Сбербанка. Эту базу тогда назвали самой крупной и подробной системой сведений, попавших на черный рынок. Глава финансовой организации Герман Греф признал утечку информации сначала о 200 клиентах, а позже — о 5 тыс. Он подчеркнул, что все карты пострадавших перевыпущены.
Глава политической экспертной группы Константин Калачев считает, что законопроект не вызовет воодушевления в обществе, которое воспримет его как инструмент контроля. По его мнению, все необходимые меры по надзору за деятельностью НКО сегодня государством выполняются. Хотя понятно, что действия Минюста вполне объяснимы. Очевидно, там есть представления о неких деструктивных силах, которые в преддверие выборов в Госдуму будут пытаться раскачать политическую ситуацию в стране, отметил эксперт.
Под колпаком
Финансовый кризис может иметь для компаний и граждан одно весьма неприятное последствие — фактический отказ от банковской тайны.
Банки теряют статус независимых институтов — эта максима становится уже абсолютно очевидной. А тайна вкладов перестает соблюдаться. Налоговики и приставы выкручивают руки банкирам, заставляя их раскрывать данные, которые некогда считались абсолютно секретными.
Наступление на банковскую тайну началось не сегодня, но ранее банкиры могли изворачиваться и с помощью юридических уловок блюсти интересы граждан и компаний, доверивших им свои деньги. Банковские форумы буквально наводнились советами бывалых, как отказать госорганам в получении запрашиваемой ими информации. Лучше всего прятать конфиденциальные данные удавалось «карманным» банкам — они и создавались зачастую для защиты интересов и сокрытия от посторонних глаз сведений определенного круга лиц.
Но кризис усугубил ситуацию, и теперь, находясь под большим давлением со стороны государства (и получая от него поддержку), банки вынуждены уступать, сдавая своих клиентов — как корпоративных, так и розничных. «Карманные» и кэптивные банки, поставленные на грань выживания, теперь либо перестают быть информационной крепостью, либо исчезают с рынка.
Теперь у государства появился отличный повод для дальнейшего выкручивания рук банкирам — кризис опустошает казну, а доступ к банковским данным позволил бы пополнять бюджет «теневыми» деньгами. Еще в апреле прошлого года ФНС направила в правительство письмо о возможных дополнительных источниках доходов федерального и регионального бюджетов за счет жесткого налогового контроля и администрирования. И в числе радикальных предложений фигурировала просьба открыть налоговикам доступ к тем операциям, которые банки до сих пор, по закону, раскрывают только перед ЦБ и Росфинмониторингом (пока ФНС не может запрашивать у кредитных организаций информацию, которая не связана непосредственно с осуществлением валютного и налогового контроля). Представители ЦБ тогда раскритиковали инициативу налоговиков, заявив о необходимости сохранения банковской тайны, но предложение ФНС неожиданно поддержал Минфин. Теперь осталось только приравнять банковскую тайну к налоговой и внести поправки в НК и в банковское законодательство, и тогда налоговики получат доступ к базе Центробанка!
ФНС уже давно интересуется информацией о клиентах банков и при этом все чаще выходит за рамки своих полномочий. В феврале прошлого года руководитель ФНС Михаил Мокрецов пожаловался вице-премьеру Алексею Кудрину на трудности с получением информации от банков. В ответ министр финансов пообещал расширить полномочия налоговиков, и уже в июле Минфином были подготовлены поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Пока они еще не приняты, но если этому суждено будет случиться, то банкам придется выдавать налоговикам полный пакет документов о своих клиентах — не только данные о счетах и остатках по ним, но и паспорта сделок, таможенные декларации, документы, удостоверяющие личность граждан, и о регистрации компании или индивидуального предпринимателя и т.д.
Для банков наплыв запросов со стороны налоговиков вызовет только увеличение непроизводственных расходов, связанных со сбором информации и направлением ответов на запросы. Различные федеральные службы и другие уполномоченные органы (таможенники, правоохранительные органы и т.д.) и без того буквально заваливают кредитные организации различными запросами. К широкому списку ведомств, имеющих доступ к информации о клиентах банков, в скором времени присоединится и ФСФР — по крайней мере такая возможность подразумевается в подготовленной к концу прошлого года новой версии закона об инсайде. Службе предоставляются широкие полномочия для расследования возможных манипуляций на фондовых рынках и абсолютно неограниченный доступ к банковской тайне. Причем если для налоговиков установлены определенный регламент, сроки, виды и периодичность проверок, то для ФСФР никаких ограничений нет, по крайней мере в нынешней версии закона. Более того, для сотрудников службы даже не установлена ответственность за разглашение банковской тайны. Даже Минюст, подготовивший записку к закону, считает, что размытость формулировок этого документа может создать почву для коррупции. Ограничат ли любопытство чиновников, пока не известно: подготовка ко второму чтению закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком будет закончена в первом квартале этого года.
ВСЕ ПОД ПРИЦЕЛОМ
Фундамент под банковской тайной размывается не только в отношении компаний и предприятий. До последнего времени банки обязаны были выдавать справки по счетам и вкладам физлиц либо им самим, либо судам, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Но с февраля прошлого года доступ к банковской тайне получили судебные приставы. Новая версия закона «Об исполнительном производстве» обязала банки предоставлять им не только информацию по кредитам должников. Приставы получили банковские реквизиты граждан, и узнали о том, какие суммы и в какой валюте находятся на их счетах и депозитах, откуда они поступили и куда переводились. Конечно, многие думают, что их, простых смертных, это не касается, — силовиков интересуют только олигархи. Однако в черных списках приставов теперь могут оказаться даже должники по квартплате. Причем часто граждане даже не получают уведомлений о передаче их дел в суд, решения выносятся без их участия и далее исполнение решений передается приставам — и теперь они могут с легкостью узнавать данные о счетах и вкладах тех, кто попадается им в руки.
В мае прошлого года Верховный суд внес в Госдуму беспрецедентное предложение о возможности взыскивать с граждан недоплаченные ими налоги, пени и штрафы без санкции суда. Для этого ВС собирался внести поправки в Налоговый кодекс, а инициативу объяснил необходимостью разгрузить суды от мелких, бесспорных дел, когда плательщики не оспаривают предъявленные требования. Но тут даже депутаты со ссылкой на Конституцию бросились защищать неприкосновенность вкладов, что, в общем-то, понятно — им бы тоже могло достаться! В итоге поправки в НК не были приняты, а в начале этого года президент Медведев своим указом запретил списание средств со счетов без распоряжения клиента даже по решению суда. Так что неприкосновенность вкладов удалось пока отстоять.
А вот их тайну — нет. Еще в апреле прошлого года Ассоциация российских банков (АРБ) опубликовала на своем сайте: «На практике некоторые налоговые органы при проведении выездных налоговых проверок требуют от банков предоставления справок и документов по счетам физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, с указанием их фамилий и иных персональных данных, процентных ставок по договорам банковского вклада, а также информации о начисленных и выплаченных процентах по вкладам определенных клиентов, указанных в требованиях налоговых органов… Исполнение кредитными организациями подобных требований может привести к нарушению норм действующего законодательства, устанавливающих режим банковской тайны». Активность фискалов вынудила АРБ обратиться за разъяснением в Минфин, из полученного ответа следовало: раз налоговики не указаны в установленном законом «О банках и банковской деятельности» списке допущенных к информации о частных вкладчиках, следовательно, их запросы о счетах и вкладах неправомерны. Однако в том же письме Минфина была приведена оговорка: налоговые органы вправе требовать от банков предоставления договоров банковского вклада (счета), заключенного с физическими лицами. Но разве это не является той самой тайной вклада? Минфиновская казуистика заставила АРБ, приведшую на своем сайте полный текст разъяснений курирующего налоговиков ведомства, уже ниже — от себя — посоветовать: «При наличии требований налоговых органов о предоставлении договоров банковского счета, заключенных с физическими лицами, рекомендуем кредитным организациям при выборе позиции оценивать перспективу ее доказывания в судебном порядке». Так банковский профсоюз, по сути, расписался в собственном бессилии: он не может отстаивать интересы вкладчиков и перекладывает эту обязанность на плечи банкиров в каждом конкретном случае.
С ГЛАЗ ДОЛОЙ
«Понятие «банковская тайна» в России очень номинально, — говорит Виктор Юзефович, старший юрист практики «Арбитраж. Конфликты. Судебные споры» фирмы «Вегас-Лекс». — Не стоит забывать о тесном сплетении государства и банков, а значит, доступ к нужной информации всегда будет. Другое дело, что некоторые государственные органы, которые могут запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, иногда чрезмерно увлекаются этим занятием». По мнению юриста, стоило бы ограничить их полномочия и дать кредитным организациям право разумно фильтровать такого рода запросы.
Но такой возможности у банков нет — они буквально связаны по рукам и ногам: потеря устойчивости в период кризиса сделала их весьма уязвимыми. «Когда у тебя куча плохих активов и проблемы с ликвидностью, становишься уступчивым и начинаешь сдавать своих», — объясняет поведение банкиров представитель крупной консалтинговой компании.
Состоятельные россияне всегда стремились держать свои сбережения подальше от Родины, доверяя отечественным банкам лишь часть своих доходов. Но в кризисное время желание увести капиталы с глаз долой у тех, кому есть что терять, только выросло. За 2008 год отток средств частных лиц из России увеличился по сравнению с предыдущим годом на 55% — всего из страны ушло около $41,1 млрд, из них $5 млрд россияне перевели в зарубежные банки. Не приходится удивляться тому, что наиболее крупные переводы приходились на страны, хранящие финансовую тайну, то есть имеющие льготный налоговый режим и не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (Швейцария, Кипр, Великобритания и т.д.).
И хотя не так давно даже суперзакрытой Швейцарии пришлось приподнять завесу банковской тайны, все-таки ситуация с конфиденциальностью там лучше, чем в России. Швейцарский адвокат русского происхождения Сергей Лакутин не сомневается, что интерес россиян к тем странам, где им гарантируется тайна вкладов, не пропадет: «Закон о банковской тайне в Швейцарии никто не отменял, сделано лишь небольшое послабление в отношении граждан некоторых стран, которое касается уклонения от уплаты налогов. Для россиян вообще ничего не изменилось и меняться не будет в ближайшем будущем. Вы думаете, Россия будет воевать со Швейцарией за списки русских клиентов банков, как это делают США? Никогда в жизни, поскольку подавляющее большинство российских чиновников высокого уровня и политиков, а также члены их семей имеют счета в тех самых швейцарских банках!»
ПО ВСЕМ ФРОНТАМ
Наступление на банки государство ведет по нескольким направлениям, и ограничение банковской тайны — лишь одна из тех позиций, которые пришлось сдать кредитным организациям в нелегкие времена. «Контроль над банками был усилен еще в самом начале кризиса, после того, как премьер Путин выразил обеспокоенность, что средства, выделяемые банкам, не доходят до реального сектора, а используются для валютных операций. Причем контроль был усилен не только со стороны ЦБ, но и со стороны правоохранительных органов», — говорит Денис Барабанов, начальник аналитического отдела ИК «Грандис Капитал».
Еще в конце 2008 года президент Медведев одобрил поправки в действующий закон «О Центральном банке», дающие регулятору право назначать уполномоченных представителей в коммерческие финорганизации, которые получили кредиты от ВЭБа для рефинансирования внешнего долга, а также участвовали в беззалоговых аукционах Банка России или бюджетных аукционах Минфина. «Некоторые банки получили в дополнение к средствам и повышенный контроль в лице специалистов ЦБ, курирующих деятельность кредитных организаций», — говорит Николай Сидоров, председатель правления Абсолют Банка.
С этого года ЦБ требует от банков-участников системы страхования вкладов (а их большинство — 931 из 1069) раскрытия на своих сайтах или сайте Центробанка лиц, оказывающих существенное влияние на управление ими. Можно вспомнить и то, что с прошлого года кредитные учреждения обязаны ежемесячно предоставлять в ЦБ прогнозы по ликвидности.
Теперь ЦБ контролирует политику банков по определению ставок по вкладам — от установления максимальной величины до фактически директивного снижения общего уровня ставок. Также был усилен контроль над банками, которым требуется докапитализация. Наконец в сентябре 2009 года Банк России ужесточил контроль над бонусной политикой банков, получивших средства господдержки. Но наступление продолжается — в конце прошлого года первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян намекнул, что в недрах регулятора зреют меры по ужесточению требований к составу и формированию структуры советов директоров банков «с точки зрения компетен-ции и репутации».
«Количество отчетности в период кризиса у банков не выросло, но выросло внимание к банкам, к движениям в кредитном портфеле, наличию просроченной задолженности, процентным ставкам по депозитам физических лиц, — говорит зампред cовета директоров Нордеа-Банка Игорь Коган. — В России доля государства в бизнесе всегда была выше, чем в других странах». Впрочем, нельзя не отметить, что усиление госконтроля над банками — это общемировая тенденция: роль государства в Великобритании, США, других странах резко выросла в кризис. И хотя ряд финансовых организаций, особенно американских, стремится поскорее избавиться от чрезмерной опеки властей, очевидно, что в ближайшие годы позиции государства не ослабнут, а надзор за банками станет более жестким. Этого требует и глобализация: все понимают, что еще один подобный кризис мировая экономика может и не пережить. «Само время заставляет мировые державы создавать новую финансовую базу, а это, в свою очередь, требует решающей координационной роли со стороны государства», — резюмирует Дмитрий Назаркин, эксперт УК «Альфа-Капитал». Но Россия в деле государственного вмешательства в экономику идет дальше, смешивая два совершенно разных вопроса: если госконтроль над деятельностью банка — вещь необходимая, то контроль над клиентами — недопустимая.
В ТРЕНДЕ
Эрозия банковской тайны происходит сегодня во всем мире. Правительства ратуют за то, чтобы национальные границы перестали быть преградой для налоговых расследований. Ясно одно: борьба вокруг банковской тайны разворачивается в контексте острого финансового и экономического кризиса, когда власти разных государств стараются справиться с бюджетными проблемами и поддержать внутреннюю экономику. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) были приняты нормы по обмену налоговой информацией. В своем заявлении ОЭСР указала, что время, когда «банковская тайна была щитом для тех, кто скрывается от налогов, прошло».
Большой резонанс получила история со швейцарским банком UBS. Швейцария уже пошла навстречу США и согласилась открыть информацию о некоторых американских клиентах банка. В феврале 2009 года швейцарское Ведомство по контролю рынков (FINMA) обязало UBS передать американцам информацию о 300 клиентах, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. Однако в конце года швейцарский суд признал, что FINMA превысило свои полномочия. И хотя данные ряда американских клиентов банка UBS уже находятся у властей США, решение может приостановить передачу аналогичной информации другим странам, в частности, налоговикам Франции и Германии. Это говорит о том, что борьба вокруг банковской тайны далеко не окончена.
ОПРАВДАННАЯ ЖЕСТКОСТЬ
Президент Московской международной валютной ассоциации (ММВА) Алексей МАМОНТОВ всегда отличался либеральными взглядами и резкой критикой ужесточения контроля над банками со стороны регулятора. Однако в интервью «Профилю» он высказал мнение, что сегодня усиление роли государства в банковском секторе может пойти не на пользу последнему.
— Во время кризиса многие частные банки оказались в руках государства. Эксперты считают, что за счет наращивания доли в банковских капиталах органы власти получили больше возможностей влиять на сектор в целом. Вас не пугает этот процесс?
— Возможно, мы вступаем в такое время, когда прежние подходы и принципы стали трансформироваться. В нас остался шлейф ментальности, что государство — это очень вредно. Тотальный контроль экономики со стороны государства породил поколения неэффективного менеджмента, неэффективные принципы ведения бизнеса и паразитарные подходы, и все это до сих пор сидит в наших головах. Но переделка будет происходить и уже происходит. В последнее время мы видим конкретные примеры того, что «государственный» и «отсталый» — это не одно и то же. Возьмем Сбербанк — в его бизнесе за десятилетие ничего не поменялось, главным акционером остается ЦБ, финансирование со стороны государства и доверие населения — все остается на своих местах, он был и остается монополистом на своем рынке. Но несколько лет назад в банк пришел эффективный менеджмент, и картина стала меняться на глазах. Новой командой были внедрены новые принципы ведения бизнеса, новая стратегия, и банк теперь воспринимается иначе.
— Но госбанкам теперь достаются активы рухнувших структур, которые государство решило спасти и не банкротить, тем самым их доля на рынке растет, вытесняя частный бизнес. Это ведет к отсутствию здоровой конкуренции…
— Но посмотрите: сегодня эта конкуренция обостряется даже среди самих госбанков. «Сбер», Россельхозбанк, «ВТБ 24» и Газпром-банк вовсю конкурируют на рынке ритейла и обслуживания малого и среднего бизнеса. И чем большего объема ресурсы с большим горизонтом будут требоваться для развития этих направлений, тем сильнее будет ужесточаться конкуренция. Так что я бы однозначно не утверждал, что усиление роли госбанков уничтожает рынок. Посмотрите: на наших глазах рухнули частные банки, и отнюдь не из-за отсутствия конкуренции. «Глобэкс» — самый что ни на есть частный банк, принадлежавший одному акционеру, причем этот достаточно крупный банк пострадал из-за своей рискованной кредитной политики. И в 1998 году многие системообразующие частные банки рухнули, и это притом, что они находились под особым контролем со стороны регулятора.
— То есть сегодня у вас изменилось отношение к усилению контроля над банками со стороны государства?
— По первости отношение всегда настороженное. Но со временем краски меняются. Как я уже говорил, примеры показывают, что даже в сугубо государственных банках может быть эффективный менеджмент. Нужно лишь создать правовую основу, способную защищать любого из участников рынка и вести эффективный контроль над соблюдением этой основы. И тогда расстояние между квазигосударственными и частными компаниями будет сокращаться. Тогда, наоборот, у государственных банков будет мотивация отходить от участия государства.
— А сегодняшнее наступление государства на банки как на хранителей конфиденциальной финансовой информации о клиентах вас не смущает?
— Постепенное поднятие занавеса конфиденциальности — это глобальный тренд. Даже если швейцарские банки выдают информацию американской финансовой разведке, то что говорить о нас! «Швейцарские гномы», которые, собственно, и сделали весь этот банковский капитал на принципах неприкосновенности и конфиденциальности, вынуждены сдаться. Эти принципы уходят в прошлое. Трансграничные потоки сегодня настолько мощны и быстры, что должны соответствовать новым условиям, в том числе и информационной открытости, — ведь в основе этого лежат вопросы безопасности. А сейчас вопросы безопасности беспокоят весь мир. Когда ты пересаживаешься с трехколесного велосипеда на гоночный, у тебя совсем другие требования к системе безопасности.
Я имею в виду скорость перемещения активов из горизонта в горизонт, из одной формы в другую, из одной юрисдикции в другую. Весь мир настолько сегодня открыт, финансовые границы настолько стали условными, что не менять правила игры нельзя.
— Но нас, как банковских клиентов, разве не может волновать вопрос сохранности данных о наших счетах?
— Подавляющему большинству клиентов банков интересно только одно: чтобы их деньги вернули (а сегодня им это гарантировано государством) и вернули с процентами. А передача информации не волнует практически никого. Мы настолько привыкли к тому, что все быстро становится известно «кому надо», что уже перестали волноваться по этому поводу. Да я и сам считаю, что ничего дурного в этом нет. Мы уже подходим к такому прорывному моменту развития цивилизации, что любая информация вмиг становится легкодоступной. Не удивлюсь, если скоро мы начнем читать мысли друг друга.
ФНС получила доступ к банковской тайне: поправки в Налоговый кодекс с 17 марта | 74.ru
В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.
— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.
— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.
Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.
— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.
Банковскую тайну россиян открыли для налоговой | 15.03.21
В России начинают действовать поправки в Налоговый кодекс, существенно расширяющие доступ налоговых органов к банковской тайне физических лиц.Закон о внесении изменений в статью 86 НК РФ, одобренный ГосДумой в конце января и подписанный президентом Владимиром Путиным в середине февраля, ступает в силу 17 марта.
Отныне кредитные организации будут обязаны предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и заявления на его закрытие, а также образцы подписей и оттиски печатей.
ФНС также получит доступ ко всей информации и документам, которые в банк предоставляет клиент при идентификации.
Кроме того, кредитные организации будут обязаны раскрывать выгодоприобретателей по совершаемым операциям — как в отдельных случаях, так и за определенный период.
На передачу сведений в налоговую банкам дается три дня с момента получения запроса.
Доступ налоговых органов к банковской тайне применяется для предотвращения ухода от налогов и не затронет добросовестных налогоплательщиков, заявили ТАСС в пресс-службе Федеральной налоговой службы.
Изменения вводятся для «повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля», «предотвращении ущерба от недобросовестных налогоплательщиков», при этом все собранные ФНС данные «составляют налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа», напомнили в службе.
ФНС также подчеркивает, что закон не предусматривает непосредственного получения доступа к выпискам по операциям на счетах и вкладах физических лиц. Режим получения таких сведений останется прежним — только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Поправки о расширении полномочий ФНС были внесены в Думу правительством и включены в проект закона, который касался совершенно другого вопроса — налогового контроля за ценами и порядка заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.
Это позволило принять их без публичного обсуждения и в ускоренном режиме. Как следует из данных в базе Думы, внесение состоялось во вторник, 26 января. В тот же день законопроект прошел второе чтение, а 27 января — утвержден в третьм. Совет Федерации одобрил его спустя две недели — 10 февраля.
Против инициативы выступал Минюст. «Не ясно, для каких целей налоговые органы наделяются правом запрашивать вышеприведенный перечень имеющихся в распоряжении банка документов и сведений, поскольку в представленных материалах отсутствует аргументация вводимых проектом поправок положений», — говорилось в заключении ведомства.
Минфин в пояснительной записке к законопроекту уточнил, что поправки необходимы для осуществления налогового контроля и исполнения международных обязательств РФ по обмену информацией в налоговых целях.
Закон о банковской тайне (BSA)
Что такое Закон о банковской тайне (BSA)?
Закон о банковской тайне (BSA), также известный как Закон об отчетности о валютных операциях и иностранных операциях, — это законодательство США, созданное в 1970 году для предотвращения использования преступниками финансовых учреждений в качестве инструментов для сокрытия или отмывания своих доходов, полученных незаконным путем.
Закон требует, чтобы банки и другие финансовые учреждения предоставляли регулирующим органам документацию, например отчеты о валютных операциях. Такая документация может потребоваться у банков, когда их клиенты имеют дело с подозрительными операциями с наличными деньгами, включающими суммы денег, превышающие 10 000 долларов США.Закон дает властям возможность более легко восстанавливать характер транзакций.
Ключевые выводы
- Закон о банковской тайне (BSA) — это законодательство США, направленное на предотвращение использования преступниками финансовых учреждений для сокрытия или отмывания денег.
- Закон требует, чтобы финансовые учреждения предоставляли регулирующим органам документацию всякий раз, когда их клиенты имеют дело с подозрительными операциями с наличными деньгами на суммы, превышающие 10 000 долларов США.
- Закон не требует документации для каждой транзакции на сумму более 10 000 долларов, но компании должны подавать форму IRS 8300, если они получают более 10 000 долларов наличными от одного покупателя.
Понимание Закона о банковской тайне (BSA)
BSA был введен в действие, чтобы лучше определять, когда отмывание денег используется для содействия преступному предприятию, поддержки терроризма, сокрытия уклонения от уплаты налогов или сокрытия другой незаконной деятельности. Законодательство вначале использовалось для противодействия финансированию преступных организаций, но вскоре стало применяться и для борьбы с финансированием террористических групп.
Преступники и мошенники используют отмывание денег как средство, чтобы скрыть свои незаконные действия под видом законности.Наличные деньги, а не отслеживаемые электронные транзакции, как правило, являются предпочтительным средством покупки незаконных товаров и услуг. Тактика отмывания денег используется для маскировки этих денежных источников дохода под законные транзакции.
Как работает Закон о банковской тайне
Закон не требует документального оформления каждой транзакции на сумму, превышающую 10 000 долларов США. Согласно Налоговой службе, существует общее правило, согласно которому любое лицо, занимающееся торговлей или бизнесом, должно подавать форму 8300, если их бизнес получает более 10 000 долларов наличными от одного покупателя.Это может быть результатом одной транзакции или двух или более связанных транзакций. Правило может применяться к физическому лицу, компании, корпорации, товариществу, ассоциации, трасту или имуществу.
Форму 8300 необходимо подать до 15-го дня после проведения операции с наличными. Это требование применяется, если какая-либо часть операций с наличными происходит в Соединенных Штатах, их владениях или территориях.
В законодательстве есть список исключений, которые не требуют такой проверки.Государственные ведомства или агентства и компании, котирующиеся на крупных североамериканских биржах, являются примерами сторон, освобожденных от уплаты налогов.
Хотя этот акт может быть полезен в борьбе с преступной деятельностью, BSA подвергается критике, потому что очень мало руководящих принципов определяет, что считается подозрительным. Правоохранительным органам также не нужно получать судебный приказ, чтобы получить доступ к информации.
Управление валютного контролера регулярно проверяет банки, федеральные сберегательные ассоциации и другие учреждения на предмет соответствия BSA.
р. 1405
АКТ РЕСПУБЛИКИ № 1405
ЗАКОН, ЗАПРЕЩАЮЩИЙ РАСКРЫТИЕ ИЛИ ЗАПРОС О ДЕПОЗИТАХ В ЛЮБОМ БАНКОВСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ НАКАЗАНИЕМ НАКАЗАНИЯ.
Раздел 1. Настоящим провозглашается, что политика правительства состоит в том, чтобы поощрять людей вкладывать свои деньги в банковские учреждения и препятствовать частному накоплению, чтобы они могли надлежащим образом использоваться банками в разрешенных ссудах для оказания помощи в экономическом развитии страны.
Раздел 2. 1 Все депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях на Филиппинах, включая инвестиции в облигации, выпущенные правительством Филиппин, его политическими подразделениями и его органами, настоящим считаются абсолютно конфиденциальными. и не могут быть изучены, допрошены или проверены любым лицом, государственным должностным лицом, бюро или офисом, кроме как с письменного разрешения вкладчика, или в случаях импичмента, или по приказу компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей. государственных должностных лиц или в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства.
Раздел 3. Любое должностное лицо или служащий банковского учреждения не имеет права раскрывать любому лицу, кроме лиц, упомянутых в Разделе 2 настоящего Соглашения, любую информацию об указанных депозитах.
Раздел 4. Настоящим отменяются все акты или части законов, специальных уставов, административных распоряжений, правил и положений, несовместимые с положениями этого закона.
Статья 5. Любое нарушение этого закона повлечет за собой осуждение правонарушителя лишением свободы на срок не более пяти лет или штрафом в размере не более двадцати тысяч песо или и тем, и другим, по усмотрению суда.
Статья 6. Настоящий Закон вступает в силу после его утверждения.
Утверждено: 9 сентября 1955 г.
Сноска
1 В этот Раздел и Раздел 3 были внесены поправки PD № 1792 от 16 января 1981 года, PD 1792 был прямо отменен Разделом 135 R.A. № 7653, утвержден 14 июня 1993 г. Первоначальные разделы 2 и 3 Р.А. № 1405 воспроизводятся для справки следующим образом; «Раздел 2 Все депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях на Филиппинах, включая вложения в облигации, выпущенные правительством Филиппин, его политическими подразделениями и его органами, настоящим считаются абсолютно конфиденциальными и не подлежат проверке. запрашивается или проверяется любым лицом, государственным должностным лицом, бюро или офисом, кроме как с письменного разрешения вкладчика, или в случаях импичмента, или по приказу компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей государственными должностными лицами.или в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства », гл. 3. Любое должностное лицо или служащий банковского учреждения является незаконным раскрывать любому лицу, кроме лиц, упомянутых в Разделе 2 настоящего Соглашения, любую информацию, касающуюся указанных депозитов ».
The Lawphil Project — Законный фонд Арельяно
Закон о банковской тайне (BSA) | OCC
OCC предписывает правила, осуществляет надзорную деятельность и, при необходимости, принимает правоприменительные меры для обеспечения того, чтобы национальные банки имели необходимый контроль и предоставляли необходимые уведомления правоохранительным органам для предотвращения и выявления отмывания денег, финансирования терроризма и других преступных действий и неправомерное использование финансовых институтов нашей страны.
OCC проводит регулярные проверки национальных банков, федеральных сберегательных ассоциаций, федеральных отделений и агентств иностранных банков в США, чтобы определить соответствие BSA.
OCC использует неофициальные и формальные правоприменительные меры для обеспечения соблюдения национальными банками, федеральными сберегательными ассоциациями, федеральными отделениями и агентствами иностранных банков BSA. В соответствии с меморандумом о взаимопонимании между банковскими агентствами США и Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) Министерства финансов США и OFAC, OCC незамедлительно уведомит FinCEN и OFAC о существенных нарушениях или недостатках BSA.
Закон о банковской тайне (BSA), 31 USC 5311 et seq устанавливает требования к программам, ведению учета и отчетности для национальных банков, федеральных сберегательных ассоциаций, федеральных отделений и агентств иностранных банков. Правила реализации OCC находятся в 12 CFR 21.11 и 12 CFR 21.21. В BSA были внесены поправки для включения положений Закона США PATRIOT, который требует, чтобы каждый банк принял программу идентификации клиентов как часть своей программы соответствия BSA.
Помимо использования информации, представленной банками при расследовании случаев отмывания денег и финансирования терроризма, U.S. правоохранительные органы также предоставляют банкам доступ к ресурсам и инструментам, перечисленным здесь, которые можно использовать для усиления ваших программ управления рисками BSA / AML.
OCC и Министерство финансов США периодически выпускают предупреждения, рекомендации и правила, касающиеся организаций или лиц, которые могут быть вовлечены в мошенническую деятельность или могут считаться объектами высокого риска для деятельности по отмыванию денег или финансированию терроризма.
Банки США играют ключевую роль в борьбе с финансированием терроризма, выявляя и сообщая о потенциально подозрительной деятельности в соответствии с требованиями BSA.Доступен ряд ресурсов, которые помогут вам в этом.
Преступники давно используют схемы отмывания денег для сокрытия или «очистки» источника полученных или украденных средств обманным путем. Отмывание денег создает значительные риски для безопасности и устойчивости финансовой индустрии США. С появлением террористов, которые используют методы отмывания денег для финансирования своих операций, риск расширяется и охватывает безопасность нации. Благодаря надежным операциям банки играют важную роль, помогая следственным и регулирующим органам выявлять организации, занимающиеся отмыванием денег, и принимать соответствующие меры.
В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) и соответствующими законами о борьбе с отмыванием денег банки должны
- Создание эффективных программ соответствия BSA
- Создание эффективных систем надлежащей проверки клиентов и программ мониторинга
- Проверка по спискам Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) и другим правительственным спискам
- Наладить эффективный процесс мониторинга подозрительной деятельности и отчетности
- Разработка программ противодействия отмыванию денег с учетом рисков
С 1 апреля 2013 года финансовые учреждения должны использовать электронную систему регистрации BSA Закона о банковской тайне для подачи отчетов о подозрительной деятельности.
Финансовое учреждение обязано подавать отчет о подозрительной деятельности не позднее, чем через 30 календарных дней после даты первоначального обнаружения фактов, которые могут служить основанием для подачи отчета о подозрительной деятельности. Если в день обнаружения инцидента, требующего регистрации, подозреваемый не был идентифицирован, финансовое учреждение может отложить заполнение отчета о подозрительной деятельности еще на 30 календарных дней, чтобы идентифицировать подозреваемого. Ни в коем случае представление отчетности не должно задерживаться более чем на 60 календарных дней после даты первоначального обнаружения транзакции, подлежащей отчетности.
В соответствии с Законом о банковской тайне (BSA) финансовые учреждения обязаны помогать правительственным учреждениям США в обнаружении и предотвращении отмывания денег, например:
- Вести учет покупок оборотных инструментов за наличные,
- Хранить отчеты о кассовых операциях, превышающих 10000 долларов США (дневная совокупная сумма), и
- Сообщить о подозрительной деятельности, которая может указывать на преступную деятельность (например, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов)
Поправка к BSA включает положения Патриотического акта США, который требует, чтобы каждый банк принял программу идентификации клиентов как часть своей программы соответствия BSA.
Банковская тайна, ЗБИ и Закон о налоговой амнистии
Главный офис Налогового управления в Кесон-Сити — ФАЙЛ BW ФОТОИдея скрытности довольно иронична. Прежде чем что-то будет считаться «секретом», кто-то должен не только что-то скрывать, но и другой должен знать или опасаться сокрытия. Фактически, некоторые эксперты сказали бы, что чем больше людей желают разглашать секреты, тем больше власти тем, кто их знает.
Итак, я спрашиваю: неужели лучше всего хранить в секрете? Недавние обновления налогового законодательства Филиппин говорят об обратном.
Недавно президент наложил вето на положения об общей налоговой амнистии. Вето могло быть следствием его осторожности в отношении того, что скрывают налогоплательщики. Он сослался на отсутствие полномочий для проверки банковского счета заявителя-налогоплательщика, что может способствовать ложным декларациям об активах или чистой стоимости активов. Отчасти это связано с Законом о банковской тайне или Республиканским законом № 1405 с поправками.
Банковская тайна — одна из главных особенностей банковского дела. Совсем недавно это также было доказано как палка о двух концах; особенность закона, запрещающая обмен информацией, была использована в качестве инструмента отмывания денег на миллионы долларов в 2016 году.Сообщается, что за исключением Филиппин, Ливан и Швейцария имеют аналогичные особенности в своих банковских законах.
Согласно Закону о банковской тайне банковские депозиты любого характера, включая вложения в государственные облигации, считаются абсолютно конфиденциальными. Этот закон запрещает правительству и его агентствам, включая BIR, проверять банковские счета. Конечно, закон допускает случаи, когда разрешено расследование банковских вкладов, например, когда имеется письменное разрешение вкладчика, дела об импичменте по приказу компетентного суда, когда внесенные деньги являются предметом судебного разбирательства, а также дела, связанные с — Закон об отмывании денег, среди прочего.Верховный суд отметил, что некоторые исключения предусмотрены другими специальными законами.
Национальный налоговый кодекс (Налоговый кодекс) предусматривает некоторые из этих дополнительных исключений.
В Разделе 5 Налогового кодекса с внесенными в него поправками закон наделяет Налогового комиссара (CIR) широкими полномочиями проверять любые записи или книги или получать любую информацию от любого лица для проверки правильности налоговой декларации и, в конечном итоге, определить ответственность конкретного налогоплательщика.Бюро принимает на себя большую свободу действий и свободу действий при оценке и взыскании задолженности. Однако этот всеобъемлющий авторитет сводится к абсолютной конфиденциальности банковских депозитов. То же положение затем ограничило бы это право, указав, что оно не должно толковаться как предоставление ЗБИ полномочий расследовать банковские депозиты.
Налоговый кодекс разрешает CIR ограниченные полномочия по проверке данных банковских депозитных счетов. Его полномочия предоставляются только в трех случаях: (1) для определения совокупного состояния умершего; (2) при согласии на компромисс по обязательствам налогоплательщика в связи с финансовой неспособностью уплатить начисленный налог; и (3) когда информация запрашивается иностранным налоговым органом в соответствии с международным соглашением, заключенным Филиппинами.
Что касается расследования в связи с компромиссом, это может произойти только тогда, когда финансовое положение налогоплательщика показывает явную неспособность уплатить начисленный налог. Учитывая, что компромисс со стороны BIR является дискреционным и его одобрение основано на существующих фактах и обстоятельствах, необходимо предоставить отказ от прав владельца счета в соответствии с законом о банковской тайне. Задача расследования — определить, действительно ли налогоплательщик неспособен платить. Таким образом, отказ от прав должен быть включен в официальную заявку в ЗБИ на компромисс.
Можно сделать вывод, что заявление об использовании общей налоговой амнистии сродни компромиссному соглашению. И то, и другое позволит налогоплательщику уплатить меньшую сумму налога, чем начисленный налог, и потребует подачи заявки до BIR. Основное различие будет заключаться в том, что законодатели сочли целесообразным не касаться закона о банковской тайне при использовании общей налоговой амнистии; В отличие от заявки на компромиссное соглашение, здесь прямо указывается, что требуется отказ от банковской конфиденциальности.
По сути, BIR не имеет полномочий проверять содержимое банковского счета налогоплательщика, за исключением исключений, предусмотренных Налоговым кодексом. Если бы положения об общей налоговой амнистии были утверждены (то есть без требования отказа от банковской тайны), BIR был бы вынужден обратиться в суд и запросить приказ только для доступа к информации о банковском счете и установления истинной чистой стоимости заявитель об амнистии. С точки зрения налогового администрирования это займет слишком много времени и потребует больше усилий.
Возможно, это и есть трудности, которые предсказывает президент, если положения, на которые наложено вето, будут закреплены в законе. Из-за жесткости конфиденциальности банковских счетов в наших законах, налоговая амнистия может также предоставляться лениво, просто доверяя имеющимся документам, таким как Отчет об активах, обязательствах и чистой стоимости налогоплательщика (SALN). Это открывает BIR возможность того, что дела о налоговом мошенничестве и уклонении от уплаты налогов ускользнут сквозь его пальцы.
Президент призывает Конгресс принять еще один закон о налоговой амнистии, охватывающий общие положения об налоговой амнистии, на которые наложено вето.Но на этот раз он просит включить отказ от банковской тайны, прежде чем налогоплательщик сможет воспользоваться этими положениями. Если когда-нибудь будет объявлена общая налоговая амнистия, налогоплательщики должны быть открыты для выполнения этого конкретного требования, если их самооценка окажется выгодной для них, чтобы воспользоваться амнистией. По крайней мере, только в этом случае лучше всего раскрыть секреты.
Филип Конрад Д. Вейлс (Philip Conrad D. Vales) является сотрудником отдела налогового консультирования и соблюдения нормативных требований P&A Grant Thornton.P&A Grant Thornton — одна из ведущих аудиторских, налоговых, консультационных и аутсорсинговых компаний на Филиппинах.
Как опубликовано в BusinessWorld от 26 февраля 2019 г. Изображение взято с: https://www.chappatte.com/prod/wp-content/uploads/artworks/2010/01/L100128ce-500×280.jpg
Читайте также: ПОЛНОМОЧИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БАНКОВСКИХ ДЕПОЗИТОВ НА ОСНОВЕ АКТА
ОБ ОТМЫВАНИИ ДЕНЕГ- Все депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях считаются абсолютно конфиденциальными.
- Депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях не могут быть проверены, запрошены или проверены каким-либо лицом.
- Однако банковский вклад может быть проверен или раскрыт должностным лицом или служащим любого банковского учреждения при наличии письменного разрешения вкладчика, в случаях импичмента, по постановлению компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей. государственных должностных лиц, или в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства.
Может ли банк раскрыть личную информацию о своем вкладчике любому лицу, которое запрашивает?
Нет. Это запрещено Законом РЕСПУБЛИКИ № 1405 или «Законом, запрещающим раскрытие или расследование депозитов в любом банковском учреждении и предусматривающее наказание за это».
Закон гласит:
Все депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях на Филиппинах, включая инвестиции в облигации, выпущенные правительством Филиппин, его политическими подразделениями и его учреждениями, настоящим считаются абсолютно конфиденциальными и не могут быть проверены, запрошены или расследуется любым лицом, государственным должностным лицом, бюро или офисом, за исключением случаев письменного разрешения вкладчика, или в случаях импичмента, или по приказу компетентного суда в случаях подкупа или невыполнения служебных обязанностей государственными должностными лицами, или в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства.
Более того, любое должностное лицо или служащий банковского учреждения незаконно раскрывает информацию любому лицу, кроме упомянутых выше.
Таким образом, в РЗ 1405 запрещены следующие действия:
- Проверка / запрос / проверка всех депозитов любого характера в банках или банковских учреждениях на Филиппинах (включая инвестиции в облигации, выпущенные правительством) любым лицом, государственным служащим или офисом.
- Раскрытие любым должностным лицом или служащим любого банковского учреждения неуполномоченным лицам любой информации, касающейся указанного депозита.
Однако банковский вклад может быть проверен или раскрыт должностным лицом или служащим любого банковского учреждения, если:
- есть письменное разрешение вкладчика;
- по делам об импичменте; №
- по постановлению компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей государственными служащими; или
- в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства.
Alburo Alburo and Associates Law Offices специализируется на консалтинге в области коммерческого и трудового права.Если у вас есть вопросы, вы можете связаться с нами по адресу [email protected] или позвонить по телефону (02) 7745-4391 / 0917-5772207.
Все права защищены.
ПОДПИШИТЕСЬ НА БОЛЬШЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБНОВЛЕНИЙ!
Что нужно знать о Законе о банковской тайне
Изображение с https://www.wexinc.com/insights/blog/inside-wex/whats-next-in-bank-to-bank-real-time-payments/
Также читайте: Насколько безопасна наша банковская система?
Республиканский закон No.1405, иначе известный как Закон о банковской тайне , был принят 9 сентября 1955 года. Он был создан, чтобы побудить людей вкладывать свои деньги в банковские учреждения и использовать их банками для экономического развития страны (Секция 1). Деньги, депонированные и вложенные в банк, могут использоваться последним для других целей, которые будут полезны для нашей экономики.
В соответствии с разделом 2 сказал закон, все депозиты любого характера с банками или банковскими учреждениями на Филиппинах, включая инвестиции в облигации, выпущенные правительством Филиппин, его политические подразделения и их инструменты, настоящим рассматриваются как абсолютно конфиденциальный характер и не может быть исследован, исследован или изучен любым лицом, государственным служащим, бюро или офисом.Далее, это будет незаконно для любого должностного лица или сотрудника банковского учреждения раскрывать любое лицо, кроме упомянутых в Разделе 2 настоящего Соглашения, любая информация в отношении указанных депозитов ( Раздел 3).
Общее правило заключается в том, что все банковские депозиты любого характера являются абсолютно конфиденциальными и не могут быть исследованы любое лицо, независимо от того, является ли он частным лицом или представителем правительство. Он гарантирует право человека на неприкосновенность частной жизни в отношении на его деньги, которые можно ожидать от человека как с частным делом, не доступен никому.Однако есть исключений из общего правила, а именно: следующий:
- При наличии письменного разрешения вкладчика или инвестора;
- По делам об импичменте;
- По постановлению компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей государственными должностными лицами;
- Когда деньги на депозите или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства;
- По запросу налогового инспектора с целью определения чистой собственности умершего вкладчика для целей налогообложения;
- Отчет банков в Совет по борьбе с отмыванием денег о покрытых и / или подозрительных операциях
- По постановлению компетентного суда или трибунала в делах, связанных с необъяснимым богатством, в соответствии с Законом о борьбе со взяточничеством и коррупцией или Республиканским законом No.3019; и
- В случаях терроризма в соответствии с Законом о безопасности человека 2007 года или Республиканским законом № 9372.
Дело BSB Group, Inc. против Салли Го, G.R. № 168644 от 16 февраля 2010 г., № , в котором ответчик Салли Го была обвинена в Estafa и / или квалифицированном воровстве из-за незаконного присвоения средств компании, содержит рекомендации. Ответчик якобы положила чеки, выпущенные клиентами, на свой личный банковский счет в Security Bank. Верховный суд , постановив, что проверка счета ответчика в указанном банке представляет собой нарушение положений Закона о банковской тайне и, следовательно, не может быть расследовано, заявил, что:
«Что действительно составляет предмет судебного разбирательства в отношении Раздела 2 R.A. № 1405 был многозначительно рассмотрен в деле Union Bank of the Philippines против Апелляционного суда, , в котором Суд отметил, что расследование банковских депозитов допускается в соответствии с R.A. № 1405 следует исходить из того факта, что деньги, внесенные на счет , сами являются предметом иска. С этой точки зрения мы делаем вывод, что предмет иска по делу в баре должен определяться на основании обвинительного заключения, в котором ответчик обвиняется в правонарушении, а не на основании доказательств, которые обвинение требует, чтобы они были включены в протоколы.В уголовной Информации, поданной в суд первой инстанции, ответчик безоговорочно и простым языком обвиняется в квалифицированной краже путем злоупотребления доверием и доверием заявителя и кражи денежных средств на сумму 1 534 135,50 фунтов стерлингов. Указанная Информация не содержит фактических утверждений, которые каким-либо существенным образом связаны с проверками, подлежащими скрытию свидетельских и документальных доказательств. В утверждениях в указанной Информации также не упоминается предполагаемый банковский счет, на котором якобы хранились средства, представленные чеками.Другими словами, из самого обвинительного заключения вряд ли можно сделать вывод о том, что счет в Security Bank является якобы предметом расследования обвинения ».
В указанном деле это не доказано. что сумма, внесенная на счет респондента, действительно является суммой который является предметом иска. В обвинительном заключении нельзя сделать вывод что счет Security Bank является предметом расследования обвинения. Это не был определенно и конкретно сделан вывод о том, что деньги в Банке безопасности на самом деле деньги являются предметом судебного разбирательства.Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, включая любую информацию, касающуюся их финансы. Указанное право защищено положениями Закона о банковской тайне. и подвергается тщательной проверке в случае нарушения такое право.
Что касается депозитов в иностранных банках в соответствии с Законом о депозитах в иностранной валюте или Республиканским законом № 6426, закон предусматривает только один случай, когда можно проверить счет в иностранном банке, а именно: когда имеется письменное разрешение вкладчика ( Раздел 8 Закона о депозитах в иностранной валюте). Хотя проверка указанных иностранных депозитов также разрешена в случаях, предусмотренных статьей 11 Закона о борьбе с отмыванием денег и Законом о безопасности человека 2007 года.
За любое нарушение этого закона преступник будет наказан осуждение, к лишению свободы на срок не более пяти (5) лет или штрафу в размере не более 20 000 (Двадцати тысяч) песо или того и другого, по усмотрению Суд (Раздел 5).
Кроме того, банковские депозиты могут быть привлечены кредиторами вкладчика, и это не будет считаться нарушением Закона о банковской тайне.Причина в том, что сумма депозита фактически не разглашается. Намерение законодательного органа обсуждается Верховным судом в деле China Banking Corporation v. Ortega, G.R. № Л-34964 от 31.01.1973 г. а.е.
«Запрет на проверку или расследование банковского вклада согласно R.A. № 1405 не препятствует тому, чтобы он использовался для обеспечения удовлетворения судебного решения. Действительно, в таком случае нет настоящего расследования, и если раскрывается наличие депозита, это раскрытие является чисто случайным для процесса исполнения.Трудно представить себе, что в намерения Конгресса входило дать должникам возможность уклоняться от уплаты своих справедливых долгов, даже если это предписано Судом, путем конвертации их активов в наличные и их депонирования в банке ».
В данном случае фактического запроса относительно депозита нет, потому что сумма депозита не запрашивалась. Было раскрыто только существование учетной записи. Если взыскание не будет разрешено с использованием Закона о банковской тайне в качестве защиты, то любое лицо может просто сослаться на указанный закон, чтобы его депозиты не были взысканы, что позволит им уклониться от уплаты долгов.Такой случай не предусмотрен законом. Следовательно, взыскание с банковских депозитов, , за исключением депозитов в иностранных банках , разрешено в соответствии с нашими действующими законами.
Alburo Alburo and Associates Law Offices специализируется на консалтинге в области коммерческого и трудового права. Если у вас есть вопросы, вы можете связаться с нами по адресу [email protected] или позвонить по телефону (02) 745-4391 / 0917-5772207.
Все права защищены.
ПОДПИШИТЕСЬ НА БОЛЬШЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ОБНОВЛЕНИЙ!
Что в курсе: Закон о банковской тайне
Республиканский закон No.1405, или закон о банковской тайне, запрещает раскрытие или проверку всех депозитов в банках и банковских учреждениях на Филиппинах.
Раздел 2 Закона о банковской тайне предусматривает, что все депозиты любого характера в банках или банковских учреждениях носят «абсолютно конфиденциальный характер и не могут быть проверены, запрошены или проверены каким-либо лицом, государственным должностным лицом, бюро или офисом».
Единственными исключениями являются либо письменное согласие вкладчика в случаях импичмента, по постановлению компетентного суда в случаях подкупа или неисполнения служебных обязанностей или государственных должностных лиц, либо в случаях, когда внесенные или вложенные деньги являются предметом судебного разбирательства. .
Закон принят 9 сентября 1955 года.
Bangko Sentral ng Pilipinas (BSP) Губернатор Амадо Тетангко-младший, который также возглавляет Совет по борьбе с отмыванием денег (AMLC), заявил, что «очень строгий» закон страны о банковской тайне препятствует борьбе с отмыванием денег.
Он повторил свой призыв к внесению поправок в закон и разрешению доступа к более широкому кругу банковских вкладов «при определенных условиях».
«Когда дело доходит до AMLC, начинается расследование. Так что инцидент уже произошел.Нужны какие-то профилактические меры. «Предотвращению этой конкретной деятельности препятствует очень строгий закон о банковской тайне», — сказал Тетангко.
Он сказал, что готов смягчить или отменить закон о банковской тайне при определенных условиях, но не стал вдаваться в подробности.
Во время слушаний сенатского комитета с голубой лентой по поводу 81 миллиона долларов, украденных у центрального банка Бангладеш и отмытых на Филиппинах, исполнительный директор AMLC Джулия К. Бакай-Абад подтвердила, что совет выступает за отмену закона о секретности.
Она сказала, что AMLC предложит Конгрессу включить казино и сектор недвижимости в сферу действия Республиканского закона № 9160 или Закона о борьбе с отмыванием денег (Amla) 2001 года.
Абад также упомянул предложение наделить AMLC полномочиями издавать приказ о прекращении действия и немедленно заблокировать подозрительный счет, прежде чем обращаться в суд, было бы «полезно», хотя это будет зависеть от законодателей, которые предложили внести поправки в Амла.
РА № 9160, в ред.9194, учредил AMLC, задачей которого является расследование и судебное преследование преступлений, связанных с отмыванием денег.
Amla перечисляет банки, оффшорные банковские подразделения, квазибанки, трастовые организации, сберегательные и ссудные ассоциации, не связанные с акциями, ломбарды, а также все другие учреждения и их дочерние и зависимые компании, контролируемые или регулируемые BSP, как «покрытые учреждения», которым им разрешено «требовать» и получать отчеты о покрытых транзакциях ».
Другие «покрытые учреждения» включают страховые компании и все другие учреждения, контролируемые или регулируемые Комиссией по страхованию, дилеров по ценным бумагам, брокеров, компании, пользующиеся услугами, валютные корпорации, инвестиционные компании, торговых консультантов, а также другие организации, контролируемые или регулируемые Ценными бумагами. и биржевой комиссии.
Раздел 11 Amla гласит, что AMLC «может расследовать или проверять любой конкретный депозит или инвестицию в любом банковском учреждении или небанковском финансовом учреждении по приказу любого компетентного суда в случаях нарушения Amla, когда было установлено, что существует вероятная причина того, что задействованные депозиты или инвестиции каким-либо образом связаны с преступлением по отмыванию денег ».
Источники: PDIC.gov.ph, BSP Briefer on Amla, Inquirer Archives
Читать далее
Не пропустите последние новости и информацию.