Бюджет и потребности семьи: «Бюджет семьи и ее потребности». – Бюджет семьи и ее потребности

Бюджет и потребности семьи: «Бюджет семьи и ее потребности». – Бюджет семьи и ее потребности
Ноя 25 2020
alexxlab

Бюджет семьи и ее потребности

Тема: Бюджет семьи и ее потребности. 
Цель:
 Учить экономической и финансовой грамотности, необходимой для 
ориентации и социальной адаптации учащихся. 
Задачи:

— Обеспечить усвоение основных понятий и знаний входящих в содержание темы урока. Формировать умения постановки и решения учебных задач урока. Формировать умения решения проблемных ситуаций на уроке. Формировать умения выполнения 
продуктивных (творческих) заданий на уроке. 
— Воспитывать нравственность, бережливость, экономное отношение к ведению домашнего хозяйства. 
— Развивать у школьников познавательные способности, способности к самооценке, к самодиагностике личностного развития; способности открыто выражать свое мнение. 

Тип урока: Урок изучения нового материала.

МТО урока: учебный текст для самоизучения, конспект, карточки

Ход занятия. 
1.Организационный момент
• Отметить отсутствующих. 
• Создание положительного эмоционального настроя: 
Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся класса, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней сижу?». 
Ответы учащихся: 
— мне с ней интересно общаться; 
— она очень умная, добрая и отзывчивая; 
— мы дружим с ней еще с первого класса и т. д. 
Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам человек. Вы провожаете и встречаете, друг друга на остановке, вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе! Улыбнитесь друг другу! 
Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите почерпнуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения. 

2. Объяснение нового материала

У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.

Семья — важнейший источник социального и эконо­мического развития общества. Она является его подвижной ячейкой. Для каждого человека семья — начало начал.

Семья выполняет ряд функций, основными из которых являются:

«репродуктивная (воспроизводство общества), ре­гулятивная, коммуникативная (общение членов семьи),рекреативная (воспитание членов семьи),

социальная и экономическая.

Составными частями экономической функции семьи являются:

1.Организация семейного потребления и ведение до­машнего хозяйства как индивидуального или частного производства, включающего в себя бытовое обслуживание членов семьи, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность, частное предпринимательство, создание частных семейных предприятий.

2.Накопление частно-семейного имущества и обес­печение его наследования.

3.Финансовая деятельность по формированию и ис­пользованию бюджета семьи охватывает движение денег от их поступления до расходования на товары (услуги) и накопление.

4.Участие членов семьи в общественном и коопера­тивном производстве.

5.Воспроизводство человека как личности и трудяще­гося охватывает подготовку детей к труду в домашнем и общественном производстве, ориентацию на будущую профессию, экономическое воспитание, формирование хозяина.

Все эти функции семьи и изучает «Домашняя эконо­мика».

Домашняя экономика — это наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетво­рение потребностей ее членов, деловой связи с окружаю­щей средой, воспроизводства ее ресурсов, производства товаров и услуг. Домашняя экономика — это умение ра­зобраться со своими потребностями, выбрать оптималь­ные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену тру­довой копейки.

Перед домашней экономикой стоят следующие задачи:

1.Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи, организация обмена и сделок.

2.Рациональное использование семейных ресурсов.

3.Планирование и экономия средств и времени.

4.Применение хозяйственного расчета и научной ор­ганизации труда в домашней работе.

Потребность — это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.

Существуют ложные (неразумные) и рациональные (разумные) потребности. Удовлетворение ложных потреб­ностей не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потреб­ность в курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.

Следует различать материальные и духовные потребно­сти. К материальным относятся: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребно­стей. К духовным относятся: потребность в культуре, об­щении, знаниях, искусстве.

Ресурсы — это то, чем располагают человек и семья.

Родители работают для того, чтобы содержать семью, старшие братья и сестры помогают им в этом. Расходы на тебя занимают значительное место в семейном бюджете. Это расходы на питание, одежду, обувь, учебу, дополни­тельное образование (кружки, курсы, секции) и различ­ные увлечения. Конечно, затраты на твое содержание — это обязанность родителей, а твоя обязанность помогать им в этом всеми возможными силами, знаниями и уме­ниями.

Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета

Бюджет семьи — это структура всех доходов и расхо­дов за определенный период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные цен­ности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Расход — затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ста­вим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны дохо­дам — бюджет сбалансированный. Когда расходы превыша­ют доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше рас­ходов, то бюджет называется избыточным.

3. Практическая работа 
Составить бюджет на 2 человек на 1 квартал текущего года, используя следующие сведения:

Жена – студентка 4-го курса, стипендия 15000тн, подрабатывает массажисткой и получает 40000тн.

Муж – студент 5-го курса, стипендия 15000тн,подрабатывает грузчиком в магазине и получает 50000тн. Семья снимает квартируоплата 35000тн., из которых 20000 платят родители.

Ежемесячные расходы: на питание -40000тн., транспортные – 5000тн., на учёбу – 5000тн., санитарно-гигиенические – 4000тн.

Подсчитать экономию бюджета. Оформить в таблице.

доходы

сумма

расходы

сумма

муж

жена

итого

Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии. По сути дела каждый из ваших родителей (чаще мама) является домашним бухгалтером. 
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование. Варианты ведения этих книг могут быть самые разные. Это зависит от индивидуальных особенностей человека. 
Формы ведения: 
1. Число и месяц, графы расходов и доходов. (графа расходов может быть дополнительная, если вы к примеру хотите отучить папу или брата курить. Эта сумма является веским аргументом в борьбе с курением. 
2. Записи ведутся ежедневно, сразу после покупок – для людей любящих сравнивать и анализировать. 
Рефлексия: 
• Что понравилось, а что не понравилось тебе в уроке? 
• Какие знания ты отметил для себя как важные. 
• Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее? 
• Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему? 
• Какую оценку в плане активности на уроке ты бы себе поставил? 

Домашняя задание

Составьте структуру вашего семейного бюджета. Определите доходы и расходы вашей семьи. Задание можно выполнить в любой приемлемой для вас форме: в виде списка, схемы, кластера, таблицы. 

Потребности и бюджет семьи.

8 класс дата______________ № урока____19__

Тема урока: Потребности и бюджет семьи.

Цель урока: Формирование у учащихся знаний о потребностях бюджета семьи.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с определениями: семья, бюджет, экономика, баланс.

2. Развивать способность сравнивать и анализировать, всестороннее развитие, умение выступать перед классом, обобщать, выделять главное, логическое мышление, творческую инициативу, самостоятельность.

3. Воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности, уважение к собственности, патриотические качества личности, экономность.

Тип урока: Комбинированный.

Методы проведения урока: объяснительно — наглядный, частично- поисковый.

Формы урока: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, слайды, презентации, карточки.

1. Орг. момент: Приветствие. Проверка посещения и готовности учащихся к уроку.

2. Повторение изученного материала: Фронтальный опрос.

? — Как вы понимаете выражение- домашняя экономика?

— Экономика- греческое слово (йкос- хозяйство, номос- закон)

работа по карточкам:

задание №1. Допишите определение

Доход — это _____________________

Расход — это_____________________

Бюджет — это_____________________

3.Подготовка учащихся к новому учебному материалу:

Сегодня на уроке мы начинаем изучение нового раздела: «Семейная экономика» , познакомимся с такими понятиями как: семья, бюджет, экономика, баланс.

4.Изучение нового учебного материала:

Что такое семья

В словаре можно найти следующее определение семьи: «Семья — это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью». Но само по себе понятие семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи. Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика, политика, сфера духовной культуры и др. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества.

Бюджет семьи.

Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет?

Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.

Бюджет — это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их «роспись». Слово «бюджет» буквально означает » денежная сумка».

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если «весы» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье «Расходы».

Под балансом (от французского balance — весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления.

5.Закрепление изученного материала:

? Что такое семейный бюджет?

6.Итог: Что нового вы узнали сегодня на уроке? С чем вы уже сталкивались?

7.Домашнее задание: Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:

«Моя семья»; » Чем богат человек»; «Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?»

8.Уборка рабочих мест.

План-конспект занятия (подготовительная группа): Конспект занятия по обучению основам финансовой грамотности «Потребности и семейный бюджет»

«Потребности и семейный бюджет»
Цель: формирование у детей элементарных экономических представлений; обобщение знаний. 
Задачи:
• закрепить понятия «потребности», «семейный бюджет»
• учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги
• формировать умение экономно и рационально тратить деньги.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в страну Финансов, вспомним, что такое потребности, какие они бывают, что такое семейный бюджет, из чего он складывается и как расходуется.                                                            Слайд

Мы принесли вам волшебную шкатулку, из нее можно достать любые желания. Только желания эти невидимые, но они обязательно исполнятся. Чего бы вам хотелось?

(Педагог подносит к детям коробку и дети называют то, чего бы они хотели, и достают звездочку из коробочки).

Педагог: – Ребята, у каждого из вас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Давайте вспомним, что означает это слово?

(Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь). 

Скажите, в чем заключаются наши потребности? Что же нужно нам для жизни? (Дети называют).                                

Вы назвали много потребностей человека, а теперь давайте разделим их на отдельные группы.

— Вода, еда, воздух, одежда удовлетворяют физические потребности человека. Без воды, воздуха и еды мы с вами не сможем жить. А одежда нас защищает от холода. Человеку надо где-то жить – в доме. И чтобы в доме были разные предметы быта (игрушки, мебель и т.д.).            Слайд  

Следующая группа – это социальные потребности. Какие, как вы думаете?

Ребята, когда столько друзей рядом, что нам необходимо?! Потребность в общении, в дружбе.
— Каждому человеку нужна забота и любовь. Кто о вас больше всего заботится? (мама, папа)

А как назвать всех вместе: папу, маму и вас? (Семья).
— У всех есть потребность жить в семье.

А у взрослых есть еще потребность в труде. Потому что только благодаря труду, мы можем обеспечить свои некоторые потребности.      Слайд

А есть еще духовные потребности, ребята. Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, получении знаний. В эту группу мы можем отнести с вами что?

Потребность в образовании, чтении книг, посещении театров и музеев, потребность в творчестве, искусстве, путешествия.       Слайд


— Вот у нас с вами есть такая замечательная корзинка. Здесь находятся картинки  со всеми нашими потребностями. Вы должны определить, какие потребности человека относятся к перечисленным группам, и приклеить картинку к соответствующему названию. Сделать лепестки к нашим цветочкам.

 (Дети идут к столу, где лежит заготовленный плакат, и наклеивают лепестки к цветам).

(После завершения работы дети проходят на свои места и продолжают беседу по следующему понятию).

Педагог:  Продолжаем нашу беседу, и сейчас мы вспомним что такое «семейный бюджет». Кто мне может помочь в этом?            Слайд

Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи в большинстве случаев происходит с помощью денег. 

Но деньги надо не только уметь зарабатывать, но еще и правильно их расходовать, тратить.


Педагог: Мы вам предлагаем познакомиться с семьей Монеткиных, которая живет в нашей стране Финансов. И узнать, как они зарабатывают деньги и на что их расходуют.

В этой семье есть папа, он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.

Мама работает в банке и тоже получает зарплату.

Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию.

Есть сын, он учится в институте, и получает стипендию — это деньги за хорошую учебу.

Есть дочка, она еще маленькая, ходит в детский сад и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный бюджет.          Слайд

И так, давайте повторим!

— Скажите, чтобы семье Монеткиных приобрести себе еду, одежду, квартиру — что нужно? (деньги)
— А для того, чтобы были деньги, нужно чем заниматься? (работать)
— Что мама и папа получают за свою работу? (зарплату)

— А бабушка и дедушка?  (пенсию)

— А сын, который учится в институте? (стипендию)
— Как можно назвать все деньги, которые заработала семья? (семейный бюджет)
Давайте с вами посмотрим на экран и узнаем, как дочка Маша решила потратить зарплату папы Монеткина.        Слайд «Дочка». 


Папа получил зарплату, 

Папа наш теперь богатый! 
Сходим с папой в магазин, 
Купим маме апельсин. 

Купим килограмм конфет, 
И сардельки на обед. 
Купим ананас для брата — 
Папа получил зарплату! 

Купим бабушке банан, 
В общем, королевский план! 
Купим пряники, сосиски, 
И трески для нашей киски. 

Купим всё, что нам угодно, 
Вместе с папою сегодня. 
Я счастливей всех, ребята, 
Папа получил зарплату! 


Как вы думаете, правильно ли Маша решила потратить папину зарплату? (Нет.)
— Как бы вы распределили семейный бюджет? На что надо потратить деньги в первую очередь? 
(Оплата за квартиру, покупка еды, одежды, оплата за детский сад…)

Педагог: Все вместе это называется — расходы!      Слайд «Расходы».

А теперь  мы с вами посчитаем свои денежки. Физминутка (на ковре)

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька!  (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Сейчас мы снова заглянем в нашу волшебную корзину, где находятся картинки с изображением доходов и расходов, и попробуем правильно их разместить на нашем плакате.

 (Дети идут к столу, где лежит заготовленный плакат, и наклеивают картинки на него).  Все доходы размещаем слева от нашего кошелька, а расходы – справа

(После завершения работы)

Педагог: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

(Вспомнили, что такое потребности, что такое семейный бюджет, и как его нужно правильно расходовать).

Вы сегодня очень хорошо поработали, и  за это вам полагается зарплата.

(Раздает шоколадные монетки)

формы, виды, мотивы, способы рациональной реализации

Каждый индивид входит в состав одной ячейки общества – семьи. Во всех социальных группах величина и количество персон может варьироваться в разных пределах: от 2 человек (жена и муж) и более. Но чтобы данная ячейка приносила пользу не только в продолжении рода, а была источником социального, научного и общественного прогресса, следует знать, какие существуют потребности семьи. Каковы аспекты данного понятия? Какие виды потребностей существуют? В чем их специфика и разнообразие?

технология потребности семьи

О потребностях

Если говорить о том, что собой представляет данное понятие, то во всех словарях мира проскальзывает одна идея – это осознанная необходимость иметь материальное или духовное благо. Пытаясь выделить потребности семьи, нужно учитывать рациональность их применения. Не все могут ясно решить для себя, нужна та или иная вещь.

потребности детей семьи

Набор необходимых вещей для семьи складывается из множества факторов. На приобретение той или иной вещи влияет достижение научного прогресса, уровень обеспеченности людей, уровень материального развития общества. Но разумность потребления состоит не в ограничении количества таких благ, ведь с ростом производимых товаров растут и запросы человека. Но при этом все желания в вещах касаются материальной составляющей, возможности которых у каждой ячейки общества совершенно разные. Кто-то может позволить ребенку дорогую игрушку, а кто-то обеспечивает членов семьи только предметами первой необходимости и едой. Но есть потребности и духовные – это эмоции, впечатления, общение, и получить их можно без вкладывания финансовых средств.

Потребление

Именно поэтому, чтобы определить потребности семьи, каждый человек должен выяснить для себя спектр наиболее необходимых вещей и духовных ценностей, без которых невозможно существовать. Обычно это мероприятие происходит на семейном собрании, где выслушиваются все просьбы каждого члена семьи и выделяется по важности и необходимости каждое приобретение. Вещи и ценности, которые нужны больше всего, приобретаются в первую очередь, а те предметы, которые по степени важности имеют низкий уровень, будут находиться в режиме ожидания. Именно бюджет каждого индивида влияет на разумность потребления.

социальные потребности семьи Потребности семьи определяются путем распределения приоритетов, ведь если не устанавливать таких норм, то никакой заработной платы не хватит, чтобы приобрести желаемое. Чтобы бюджета хватило не только на предстоящий месяц, но и годы, нужно выявить в трех приоритетных группах следующие вещи и ценности:
  • без чего нельзя обойтись в ближайшее время;
  • что может подождать;
  • от чего и вовсе можно отказаться.

Планирование покупки

Чтобы понять, что действительно нужно каждому человеку, достаточно зайти в обычный дом. Технология потребности семьи исходит из правильно составленной формы приобретения той или иной вещи. К примеру, на предметы первой необходимости нужно уделять больше внимания и приобретать в первую очередь (теплая одежда на зиму). Вещи, которые играют одну и ту же функцию, но имеют завышенную стоимость, стоит покупать в том случае, если первый пункт выполнен (есть возможность потратить финансовые средства на более красивую и эксклюзивную вещь). Когда в семье бюджет находится в профиците, то можно позволить себе предметы роскоши (купить дорогой домашний кинотеатр или драгоценности).

Желания детей: как сделать их потребности умеренными?

Но социальные потребности семьи в зависимости от состава будут меняться. Например, молодой супружеской паре, переехавшей в новый дом, нужно планировать приобретение мебели, без которой нельзя обойтись. Молодым родителям приходится в первую очередь реализовывать желания младенца (питание, кроватка, одежда, коляска).

потребности членов семьи Потребности детей семьи не сильно отличаются от желаний родителей, но иногда возникают ситуации «давления» на ребенка в общественных местах. Например, у одноклассника появился дорогой вместительный и большой рюкзак. При наличии по функциональности такого же предмета в гардеробе потребность другого ребенка купить точно такой же рюкзак сильно возрастет, если вдруг в классе ученики ограничат с ним общение. Здесь нужно правильно оценить разумность покупки. Другой пример: дети постоянно растут, за счет чего потребность их в регулярных обновках (подходящей по размеру обуви и одежды) возрастает, и восполнение таких нужд должно происходить в первую очередь.

Организация потребностей

Все потребности членов семьи делятся на несколько категорий: по сферам деятельности, по объекту потребностей, по значимости, по функциональной роли, по субъекту потребностей. Но главный момент, который следует учитывать, — это то, как зарождается желание купить что-либо. Первый этап – это момент встречи с предметом, а второй – это момент после встречи с той или иной вещью. Все, что способствует приобретению данной вещи, – это мотивация, стимул к действию. Источником мотива может быть мода, совет близких или даже подражание кому-либо.

потребности семьи

Мотивы появления потребностей и результаты их реализации

Специалисты считают, что частые встречи с «желаемыми» объектами, но еще не приобретенными, повышают уровень нуждаемости в них. Например, регулярные походы по магазинам заставляют мозг сосредотачивать на вещах, которых еще нет у человека. Таким образом, повышается нужда в покупке. Чтобы организовать семейный бюджет и удовлетворить потребности каждого члена семьи, нужно правильно распределять и выявлять рациональность будущей покупки. Если потребность незаменима и требует скорейшего осуществления, сделать это нужно с максимально высокой скоростью, потому что отсутствие реализации потребности вызывает депрессию и стресс.

Потребности семьи

Давайте дадим определение – что же такое потребности.

Определение:

Потребности – осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное.

Удовлетворить свои потребности можно только работая.

Прежде чем определить потребности семьи и очерёдность их удовлетворения, мы должны определить – разумные потребности или нет.

Существует два основных вида потребностей:

Очевидно, что удовлетворение ложных потребностей приносит только вред.

Помимо такого разделения, различают ещё материальные и духовные потребности.

К материальным относятся: потребность в жилье, еде, одежде

.

Понятно, что это самые основные потребности – ведь для того, чтобы жить нам надо питаться. Голыми ходить мы не можем, поэтому необходима одежда. Спать на улице мы не можем, поэтому и жилье нам тоже необходимо.

К духовным потребностям относятся: потребность в культуре, общении, знаниях, искусстве и т. д.

Казалось бы, можно удовлетворить основные материальные потребности и человеку будет этого достаточно. Но это не так. Нужды людей весьма разнообразны.

Существует так называемая «пирамида потребностей», которую составил американский психолог Абрахам Маслоу.

По его мнению, пирамида описывает все потребности и желания человека. Давайте её разберём.

Внизу пирамиды располагаются основные физиологические потребности, к которым относятся: потребность в еде, питье, сне, одежде, жилье, и воспроизведение рода.

Согласно теории Маслоу, если человек не богат и у него нет многих благ цивилизации, то он в первую очередь будет испытывать нужды физиологического характера. Например, если выбирать между утолением жажды и прочтением книги, то, очевидно, что вы выберите удаление жажды.

Следующим «кирпичиком» является потребность в безопасности. Она включает в себя защиту от преступников и внешних врагов, защиту от нищеты и помощь при болезнях

.

Хорошим примером будут грудные дети. На биологическом уровне так устроено, что если ребёнок сыт и не хочет пить, но всё равно испытывает беспокойство, то он ищет защиты у матери и успокаивается, только когда она рядом.

На следующем уровне располагаются социальные потребности. К ним относятся любовь, дружба, общение с людьми, которые имеют такие же интересы, как и вы.

После удовлетворения всех предыдущих потребностей человек хочет найти дружеские, семейные отношения. Эту потребность можно удовлетворить в кружках по интересам, в спортивных секциях и соцсетях.

Чуть выше располагается потребность в уважении со стороны других людей и самоуважении.

Каждому человеку необходима оценка своих достоинств и действий.

Человек становится уверенным в себе только после того как достигнет чего-либо в жизни или заработает себе признание других людей.

И наверху пирамиды располагается потребность в самореализации. К ней относится достижение лучших профессиональных или спортивных результатов, научных открытий.

Считается, что заниматься самосовершенствованием для человека естественнее всего тогда, когда все его нижестоящие потребности уже удовлетворены.

Но эта пирамида не является чёткой и неподвижной.

Например, есть люди, для которых самоутверждение важнее дружеских и любовных отношений.

Как же определить набор тех предметов, которые необходимы для конкретной семьи? Это зависит от многих факторов, перечислим их.

1. Уровень благосостояния семьи.

Что это такое?

Определение:

Уровень благосостояния семьи – показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.

2. Достижения научно-технического прогресса.

3. Уровень материального развития общества.

Что подразумевается под этими факторами?

Например, для комфортного существования в 2016 году нам необходим мобильный телефон. А теперь давайте подумаем, считался ли он необходимостью тогда, когда ваши родители учились в восьмом классе? Конечно нет. Тогда мобильные телефоны ещё не были изобретены.

Или компьютер? Сегодня нам трудно представить себе учёбу или досуг без него, а лет сто назад о нем даже не слышали. Поэтому нельзя составить универсальный набор предметов, который необходим всем семьям во все времена.

Например, необходимым предметом для семьи Реутовых является инкубатор для выращивания цыплят. Но этот же инкубатор будет совершенно бесполезным для семьи Павловых, которая живёт в городской квартире.

Важным показателем экономического состояния семьи и внутрисемейных отношений является покупка вещей или продуктов.

Как же правильно делать покупки? Что тут сложного, ответите вы. Но на самом деле не все так просто. Если к этому подойти необдуманно, тогда деньги потратятся зря, и никакой пользы не будет. Чтобы покупки делать правильно и грамотно нужно провести небольшую подготовку. Ой, скажете вы, зачем все усложнять? Это долго и не нужно. Но на самом деле, если подготовку к покупкам делать постоянно, то она будет занимать очень мало времени, зато польза от неё будет огромной.

Вы должны знать, что все покупки по признаку рациональной потребности условно можно разделить на четыре группы.

1. Срочные.

2. Обязательные.

3. Желательные, но не обязательные.

4. Престижные.

Срочные. Это вещи, которые необходимо купить незамедлительно. Например, лекарства. Их необходимо купить именно во время болезни, чтобы вовремя принимать.

Обязательные. Это вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена. Сюда относятся основные продукты, одежда и так далее.

К желательным, но не обязательным относятся вещи улучшенного качества, повышенной комфортности. Например, покупка более красивой и добротной одежды, более совершенной техники.

К престижным покупкам относятся этак называемые эксклюзивные вещи.

Прежде чем совершить покупку стоит отметить все «за» и «против». Конечно это не относится к покупке необходимых продуктов. Например, сопоставлять «за» и «против» при покупке молока или хлеба – нецелесообразно, но, если речь идёт о крупных покупках, то такой разбор необходим.

Давайте попробуем расписать все «за» и «против» покупки микроволновой печи. Сразу оговоримся, что на кухне у нас есть газовая плита.

Начнем с плюсов.

Размораживаться продукты станут быстрее.

Для того, чтобы разогреть обед после школы нам не придётся включать газ.

Микроволновая печь не нагревает воздух в кухне.

Подходит для приготовления диетических блюд без применения жира.

Она сама выключается после приготовления или разморозки.

Теперь давайте отметим минусы.

Микроволновка потребляет большое количество энергии.

В ней нельзя жарить, варить яйца.

Небольшой по сравнению с духовкой объем. Нельзя приготовить блюдо на большую семью.

Итак, давайте попробуем составить этапы совершения покупки.

1. Необходимо составить список.

Это очень хорошее подспорье в походах по магазинам. Лучше всего список составлять перед каждым походом в магазин. Даже если вы идете только за молоком и хлебом. Он помогает не забыть купить что-то нужное. Бывало ли в вашей семье, что вы шли в магазин за солью, а в итоге эту соль забывали купить? Список поможет вам не забыть ничего.

С другой стороны, он поможет вам не купить лишнего. В магазинах очень часто можно найти акции, скидки, которые так и манят купить ненужные вам продукты или вещи. К тому же список экономит ваше время. Вам не приходится бродить по всем отделам магазинов с мыслью: А в этом отделе мне что-нибудь надо? И поскольку вы со списком не покупаете лишнего, то и деньги тоже экономятся.

2. Сбор информации о ней, качестве товаров, сроке их службы.

Например, семье Реутовых надо купить телевизор. Сначала стоит посмотреть различные модели, определиться с основными характеристиками и посмотреть на стоимость телевизоров в разных магазинах. Конечно же вы знаете, что в различных магазинах цены на один и тот же товар могут отличаться.

Третьим этапом будет выбор магазина. Лучше всего приобретать товары в специализированных магазинах. Так уменьшается риск купить что-нибудь просто так. Например, разумнее покупать телевизор в магазине техники. Если вы пойдете за ним в гипермаркет, то в вашей корзине помимо телевизора может оказаться очень много лишних покупок.

3. Момент совершения покупки.

Часто это и самый приятный этап.

И последним по номеру, но не по значимости является этап оценки приобретенного товара или услуги. Делая покупки, даже самые маленькие, вы должны быть уверены в качестве приобретаемого товара.

Для того, чтобы помочь вам оценить качество товара, давайте составим так называемый «потребительский портрет вещи».

1. Практичность.

То есть надёжность в пользовании, полезность товара и соответствие своему названию.

2. Удобство, комфорт.

То есть способность создавать чувство комфорта в доме или в индивидуальных ощущениях.

3. Красота.

Товар должен быть сделан качественно и соответствовать эстетическим вкусам.

4. Новизна.

Покупая товар нам хочется, чтобы он был модным современным.

5. Оригинальность.

То есть нестандартность, соответствие нашему вкусу, способность товара подчеркнуть достоинства покупателя или интерьера и скрыть его недостатки.

6. Сочетаемость.

Конечно же товар должен соответствовать ранее купленным вещам и хорошо вписываться в интерьер.

7. Ценность.

Это свойство вещи сохранять и даже увеличивать свою потребительскую стоимость.

8. Качество.

Это совокупность всех свойств покупки.

Существует несколько общих правил покупки.

Во-первых продавец не должен быть случайным встречным.

Он должен быть компетентным в своём вопросе. Сейчас распространены торговые агенты. Они ходят по офисам и учреждениям и предлагают купить у них тот или иной товар. Но как правило, проверить качество этого товара невозможно. Поэтому покупая такой товар, вы рискуете не только потерять деньги, но и навредить своему здоровью.

При покупке обязательно надо проверить исправность товара и его работоспособность.

Например, покупая зонтик, обязательно надо проверить его на наличие дырок, целостность спиц и отсутствие повреждений рукоятки. К тому же стоит его несколько раз открыть, чтобы проверить работу механизма.

Немаловажно изучить и конъюнктуру рынка, то есть просмотреть стоимость этого товара в различных магазинах и выбрать тот, в котором соотношение цены и качества окажется самым хорошим.

Запомните, если вы сомневаетесь в товаре – то вам пока не надо его покупать.

Обязательно сохраняйте чек. Вернуть и заменить товар будет проще если чек у вас на руках. Гарантия на многие вещи сохраняется только при сохранении чека.

И ещё одно важное правило. Если вы покупаете, бытовую технику, обязательно проверьте её. Проследите, чтобы гарантийный талон был заполнен верно.

Каждый из нас бывает покупателем. Поэтому хочется вам пожелать только хороших и приятных покупок. Ведь нарушение даже одного из названых правил, может омрачить радость от покупки новой вещи.

Подведем итоги урока.

Сегодня мы с вами поговорили о потребностях семьи, узнали, как правильно совершать покупки.

Презентация по технологии на тему: Бюджет семьи

Тема:Бюджет семьи. Бюджет семьи. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления потребностей семьи.

 Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Функции семьи:

-репродуктивная;

-коммуникативная;

-рекреативная;

-социальная;

-экономическая.

 

Экономические функции семьи.

1.Организация семейного потребления и ведения домашнего хозяйства. 2.Накопление частно-семейного имущества и обеспечение его наследования. 3.Финансовая деятельность 4.Участие членов семьи в общественном и кооперативном производстве. 5.Воспроизводство человека как личности. ●

       Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями и выбрать средства их удовлетворения.

Предпринимательская деятельность – это индивидуальная деятельность человека, который, владея какими-либо материальными или культурными ценностями, использует их для производства товаров и услуг под свою имущественную собственность.

Бизнес – это система отношений, направленных на совершение каких-либо сделок с целью получения прибыли.

Прибыль – это разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.

А теперь рассмотрим, какие виды бизнеса существуют:

— предпринимательский – деятельность по созданию товаров и услуг для получения прибыли,

-коммерческий – деятельность по продаже товаров и услуг и извлечение из этого прибыли,

 

-финансовый – деятельность с ценными бумагами и получение прибыли в виде денег, акций, облигаций, чеков и др.

Семейный бюджет
сюжетно-ролевая игра

Цель игры: •Развитие мыслительной активности, позволяющей правильно принимать экономические целесообразные и социально-ответственные решения; •Развитие способностей: »К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним »К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений; »К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение;

 

»К развитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Презентация к уроку технологии «Семейный бюджет»Потребности семьи»

Потребности семьи Учитель технологии Колыхалина С. С.

Потребности семьи

Учитель технологии Колыхалина С. С.

Потребность –  это осознанная необходимость иметь  что-либо материальное или духовное

Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное

Виды потребностей биологические социальные духовные Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в признании

Виды потребностей

биологические

социальные

духовные

Потребности в

общении с

другими людьми, в общественной

деятельности, в

признании

Заполнить таблицу:   Рациональные Ложные                        «Потребности»     пища, одежда, курение, жилье, здоровье, образование, алкоголь, меха, культура, путешествие, наркотики, личная безопасность,   труд, семейно-бытовая деятельность, досуг, вредная пища

Заполнить таблицу:

Рациональные

Ложные

«Потребности»

пища, одежда, курение, жилье, здоровье,

образование, алкоголь, меха, культура, путешествие, наркотики, личная безопасность,  

труд, семейно-бытовая деятельность, досуг, вредная пища

Пирамида потребностей   Самоактуализация Эстетические Познавательные А. Маслоу Потребность в уважении Социальные потребности Потребность в безопасности  Физиологические потребности

Пирамида потребностей

Самоактуализация

Эстетические

Познавательные

А. Маслоу

Потребность в уважении

Социальные потребности

Потребность в безопасности

Физиологические потребности

Классификация покупок  по признаку рациональной  потребности: Уровень потребностей Характеристика группы вещей Срочные вещи, которые необходимо Обязательные купить немедленно. это вещи, которые Желательные, но не обеспечивают нормальную обязательные вещи повышенного качества и комфортности Престижные жизнь семьи и каждого ее Это эксклюзивные вещи члена

Классификация покупок по признаку рациональной потребности:

Уровень потребностей

Характеристика группы вещей

Срочные

вещи, которые необходимо

Обязательные

купить немедленно.

это вещи, которые

Желательные, но не

обеспечивают нормальную

обязательные

вещи повышенного качества и комфортности

Престижные

жизнь семьи и каждого ее

Это эксклюзивные вещи

члена

Анализ товара с целью покупки  ( На примере (…) проанализируйте положительные и отрицательные стороны товара)    За покупку Против покупки

Анализ товара с целью покупки ( На примере (…) проанализируйте положительные и отрицательные стороны товара)

За покупку

Против покупки

Основные правила покупки: Изучите конъюнктуру рынка. Продавец не должен быть случаен. Сомневаешься в товаре — не покупай. Сохраняй чек. Проверь качество товара, его работоспособность. При покупке аппаратуры, бытовой техники необходимо проверить ее и заполнить гарантийный талон.

Основные правила покупки:

  • Изучите конъюнктуру рынка.
  • Продавец не должен быть случаен.
  • Сомневаешься в товаре — не покупай.
  • Сохраняй чек.
  • Проверь качество товара, его работоспособность.
  • При покупке аппаратуры, бытовой техники необходимо проверить ее и заполнить гарантийный талон.
Лабораторно – практическая работа:  «Исследование потребительских  свойств товара»

Лабораторно – практическая работа: «Исследование потребительских свойств товара»

Домашнее задание: Выполнить практическую работу: Составьте список вещей, которые вам хотелось бы иметь; Распределите эти вещи по группам приоритета; Сделайте анализ необходимости покупки.

Домашнее задание:

Выполнить практическую работу:

  • Составьте список вещей, которые вам хотелось бы иметь;
  • Распределите эти вещи по группам приоритета;
  • Сделайте анализ необходимости покупки.
Используемые ресурсы: Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров.]. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2017. – 160с. : ил. http://go.mail.ru/search_ images   http :// nmn . by / files / product _ zdorovie . jpg

Используемые ресурсы:

Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров.]. — 3-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2017. – 160с. : ил.

http://go.mail.ru/search_

images

http :// nmn . by / files / product _

zdorovie . jpg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *