Практическое занятие «Бюджет семьи»
Методическая разработка беседы «Семья. Ее обычаи и традиции»
(предназначена для работы с обучающимися из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Малюкова Светлана Анатольевна — социальный педагог
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Цель: сформировать у обучающихся представление о значении семьи в жизни каждого человека.
Задача: расширить знания подростков об истории возникновения семьи, о семейных обычаях и традициях.
Оснащение: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация «История семьи. Обычаи и традиции семьи»», бумага, ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово ведущего. Сообщение темы беседы (слайд 1)
Сегодня мы поговорим с вами о том, какой должна быть семья, чтобы человек был в ней счастлив, чтобы она осталась для него главной ценностью на всю жизнь.
II. Работа по теме беседы
Обратимся к истории зарождения человеческого общества.
Первобытное общество (слайд 3)
Семьи начали появляться в эпоху неолита (слайд 4). Сначала – кровнородственная семья, затем – парная семья (МОНОГАМНАЯ), но она была такой лишь для женщин.
Матриархальная семья (слайд 5) – семья первобытного общества с господ ствующим положением женщины.
Патриархальная семья (слайд 6) – семья первобытнообщинного родового
строя с господствующим положением мужчины.
Брак по расчету (слайд 7) – брак, заключенный с выгодой, пользой.
Равноправный брак (слайд 8) – семья, характеризующаяся равенством по-лов, равноправным положением супругов.
На чем должна строиться семья? (слайд 9)
На любви, доверии, верности, доброте, самодисциплине, моральной и правовой ответственности, общности быта, взаимопомощи
Виды любви? (слайд 10)
Братская, материнская, эротическая, любовь детей к родителям, любовь к себе, любовь к богу
Традиция (слайд 11)
Обычай (слайд 12)
общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения (обычаи в стране, городские обычаи, семейные обычаи).
Какие традиции вы бы ввели в свою будущую семью?
Семейные завтраки, обеды, ужины, прием гостей, путешествия всей семьей, обмен впечатлениями за день, четкое распределение обязанностей, визиты к престарелым родственникам и др.
III. Этап рефлексии
Создание семьи и достойная семейная жизнь – это огромный, серьезный труд. Человеку надо прикладывать массу усилий, чтобы о нем сказали, что он СЕМЬЯНИН (тот, кто обладает необходимыми для благополучной семейной жизни качествами)
Тест «Верность – образ жизни?» (слайд 13)
Задание: выполнить тест, который поможет вам ответить на деликатный вопрос: насколько вы предрасположены к изменам.
1.По вашему мнению, вы очень редко бываете в чем-то виноваты?
А) Да; Б) Нет.
2.Вы остро реагируете на критику, тяжело ее переносите?
А) Да; Б) Нет.
3.Вывести вас из себя не составляет большого труда, вы легко раздражаетесь?
А) Да; Б) Нет.
4.Вам приятен (нравится) фиолетовый цвет?
А) Да; Б) Нет.
5.Вас часто мучает смертельная скука?
А) Да; Б) Нет.
6.Разделяете ли вы мнение, что семейные узы несколько сужают кругозор?
А) Да; Б) Нет.
7.Вы скорее любите головой, чем сердцем?
А) Да; Б) Нет.
8.Приходилось ли вам слышать от окружающих, что вы злопамятны или мстительны?
9.Одно из ваших самых любимых животных – кошка?
А) Да; Б) Нет.
10.У вас нет серьезных привязанностей?
А) Да; Б) Нет.
За каждый ответ «а» начислите себе 2 балла, за ответ «б» — 0 баллов.
Суммируйте баллы и ознакомьтесь с выводами.
0-6 баллов. Если вы были искренни, отвечая на вопросы, то определенно можно сказать, что измена – не ваш стиль жизни. Вы, конечно, можете полюбить другую, но только в том случае, если ваше сердце будет абсолютно свободно.
8-12 баллов. Ничто человеческое вам не чуждо, но для совершения измены у вас должно совпасть слишком много обстоятельств.
14-20 баллов. Вы подвержены частым сменам настроения, в вашем «омуте» явно не все спокойно. Старайтесь проявлять к близким людям больше внимания, а также будьте требовательны к себе. И тогда вы сумеете избежать множества проблем.
Методическая разработка практического занятия «Бюджет семьи» (предназначена для работы с обучающимися из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)
Малюкова Светлана Анатольевна — социальный педагог
ГБПОУ «Сахалинский горный техникум»
Цели:
— научить применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Задачи:
— ознакомить с понятием «бюджет», его структурой;
— формирование социальной самостоятельности;
— развивать умение анализировать.
Оснащение: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация «Бюджет семьи», бумага, ручки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступительное слово ведущего
— На прошлом занятии мы с вами говорили о том, на чем должна строиться семья, от чего зависит счастье семьи. Экономический уклад семьи, экономическая грамотность ее членов играют не последнюю роль в благополучии семьи.
— Семья – это группа, основанная не только на родстве и заключении брака, это ещё и общее имущество, недвижимость, деньги. Деньги семьи принято называть «семейным бюджетом».
II. Работа по теме занятия
1.- Бюджет – в переводе с фр. языка — «кошелек».
Бюджет – это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: месяц, год(слайд 1).
Существует бюджет государства, области, района, города, предприятия, семьи.
2.Бюджет семьи состоит из дохода и расхода(слайд 2).
Доход семьи складывается из заработной платы, пенсий, стипендий, пособия на ребенка, алиментов, процента от вклада в банке, из средств, полученных от сдачи в аренду определенного имущества, из подарка от государства и пр. (слайд 3).
3.Расход бюджета – это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей (слайд 4).
Расход бюджета зависит от дохода семьи и состава семьи(слайд 5).
Статьи расхода (слайд 5):
— обязательные платежи (квартплата, плата за электроэнергию, телефон, платежи по кредитам, оплата детского сада),
— питание,
— культурные потребности (кино, музей, театр, цирк, книги),
— лекарственные средства,
— помощь, подарки родственникам,
— прочее (баня, проезд, моющие средства и т.д.).
4. Упражнение
Задание: написать на листочках,
А) из чего будет состоять ваш доход после выпуска из техникума.(Пособие по безработице)
Б) какие платежи будете осуществлять в первую очередь?(квартплата, электроэнергия, приобретение продуктов питания, моющих средств, стиральной машины, мебели для кухни, для отдыха)
5. Упражнение «Планирование расходов на питание на 1 день».
Задание: составить примерный перечень продуктов питания на 1 день и подсчитать его стоимость.
6. Упражнение «Планирование расходов на питание на 1 месяц».
Задание: подсчитать расходы на питание на 1 месяц.
7. Упражнение «Примерный подсчет всех расходов в месяц»
Задание: сделать примерный подсчет всех расходов в месяц.
III
Достичь баланса в бюджете семьи в начале самостоятельной жизни нелегко, но хочется надеяться, что полученные знания помогут вам стать рачительным хозяином. Л.Н.Толстой говорил: «…Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.»
Практическая работа Тема: «Составление бюджета домашних хозяйств»
Практическая работа
Тема: «Составление бюджета домашних хозяйств»
Продолжительность занятия – 2 часа
Цель: контроль над финансовым положением семьи, достижение поставленных финансовых целей (квартира, машина, образование детей, пенсия, отдых), уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.
Приобретаемые умения и навыки:
— эффективно использовать свои доходы;
— определить основные статьи расходов семейного бюджета;
— осуществлять экономное расходование денежных средств.
Приобретаемые общие и профессиональные компетенции:
ОК. 6., ОК. 7., ПК. 1.4., ПК. 1.5.
Содержание работы:
Изучите методические рекомендации по выполнению задания и исходные данные по семье Ивановых.
Составьте таблицу (таблица №1), на основании исходных данных, в которой распишите финансовые потоки семьи.
Выясните, каким будет бюджет данной семьи сбалансированным или дефицитным.
Сделайте анализ доходов и расходов вашей семьи за последний месяц и заполните таблицу. (таблица №2)
Методические рекомендации по выполнению задания.
Семейный бюджет — это полный перечень всех Ваших расходов и доходов за какой-то период времени. Обычно этот период составляет один месяц. Это, своего рода, финансовый план. Удобнее его составлять в виде таблицы. Насколько грамотно и правильно Вы сможете составить Ваш семейный финансовый план, а также как точно будете ему следовать при выполнении, настолько и будете успешны в материальном плане. Перед началом составления семейного бюджета нужно сделать анализ Ваших доходов и расходов за последние месяцы. Поэтому желательно заранее вести учет Ваших денег. После получения таких данных будет легче составить план семейного бюджета на будущий месяц. Основные его составляющие, которые включают два направления — это расходы и доходы.
Источниками доходов семейного бюджета являются:
— заработная плата;
— пенсия;
— социальные пособия;
— стипендия;
— доходы от личного подсобного хозяйства;
— сбережения;
— доходы от предпринимательской деятельности;
— доходы от операций с имуществом и финансами.
Расходы делятся на 4 категории:
1. Расходы на семью к ним относят:
а) постоянные – оплата услуг ЖКХ, оплата за телефон и интернет, кредит;б) переменные – налоги, продукты питания, одежда, обувь, предметы бытовой химии, приобретение книг, журналов, газет, посещение кинотеатров, музеев, подарки на день рождение и прочее.2. Расходы на детей – оплата за садик, занятия в центре
Методическая разработка урока на тему «Бюджет семьи», 8-й класс
Цель: Формирование знаний по теме “Бюджет семьи” и умений использовать компьютер в различных сферах деятельности человека.
Задачи:
- Повторить пройденный материал, дать теоретические сведения по теме “Бюджет семьи”, раскрыть основные понятия, продолжить формировать умения учащихся работы с компьютером в программе XL.
- Воспитывать экономическое мировоззрение, инициативность , самостоятельность, чувство товарищества, продолжить формирование бережливости и экономии.
- Развивать познавательную активность, умение анализировать, делать выводы, грамотно формулировать ответы, работать в группе, применять полученные знания на практике.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вводный инструктаж.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Изложение нового материала.
V. Практическая работа.
VI.. Закрепление ( тест).
VII.. Заключительный инструктаж.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, объяснение, самостоятельная работа учащихся с литературой), наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приёмов), практические приёмы (самостоятельная работа учащихся , письменные работы, тест), контроль и взаимоконтроль.
Оборудование: компьютер.
Наглядное пособие: таблицы, карточки-задания, инструкционные карты, тесты.
Литература: учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год., “Основы домашней экономики” В.Д. Симоненко 1995 год.
I. Организационный момент:
1. Приветствие.
2. Проверка присутствующих.
3. Назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
— Сегодня на уроке мы должны решить следующие задачи:
1. повторить пройденный материал
2. изучить новую тему
3. выполнить практическую работу
4. закрепить изученный материал
Ребята, раздел, который мы изучаем, называется “Домашняя экономика”, поэтому в нём рассматриваются такие основные понятия как “семья” и “экономика”. На прошлых занятиях мы познакомились с функциями, потребностями семьи и способами её участия в бизнесе. Чтобы приступить к изучению новой темы , мы должны повторить пройденный материал. Сегодня я представитель торговой сети “Успех” и буду оценивать вашу работу с помощью купонов на скидку на приобретение товаров в наших магазинах. Получившие оценку “5” получают 5% скидку, “4” получают 4% скидку и т.д.
На рабочих столах у вас находятся “Папки-путеводители по уроку”. Они нам помогут выполнить все поставленные задачи.
III. Повторение.
— Итак, первый этап урока – повторение. Откройте первую страницу, возьмите ручки, карточки и впишите в “окошечки” правильные ответы.
Учащиеся отвечают на вопросы.
— А сейчас, поменяйтесь карточками с товарищем и проведём взаимопроверку.
Ответы учащихся оцениваются по “5” бальной системы: за 5 правильных ответов “5”
За 4 правильных ответа “4”
Учащиеся получают оценки за домашнее задание.
IV. Изложение нового материала.
— Тема урока “Бюджет семьи”. Обратите внимание на доске висят термины, которые мы должны сегодня с вами рассмотреть, а вы должны их хорошо уяснить.
БЮДЖЕТ ДЕФИЦИТ ДОХОД ПРОФИЦИТ РАСХОД БАЛАНС
Бюджет (определение) – Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени.
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным сферам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, фирмы или предприятия, семьи
Сегодня мы будем говорить о семейном бюджете, семейных доходах и расходах.
На прошлых занятиях мы узнали, что у семьи есть разные функции. Одна из которых – экономическая. Экономическая функция подразумевает участие членов семьи в общественном производстве товаров и услуг или разного рода бизнесе. А следовательно она должна получать какой-то доход.
Доход (определение)- это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.
*Рассмотреть схему в учебнике на стр. 20 “Виды доходов”
Так же мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи.
Расход (определение) – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
*Приведите примеры расходов.
Все расходы можно разделить на несколько групп:
Постоянные
Переменные
Непредвиденные
Единовременные
*Работа с тетрадями. Запись темы и определений “бюджет”, “расход”, “доход”
*ФИЗМИНУТКА
— Давайте рассмотрим структуру семейного бюджета в % соотношении на стр. 19, который представлен виде таблицы 4.
*Анализ таблицы:
- Что составляет основную часть доходов семьи?
- Определите самые маленькие источники доходов.
- Куда семья расходует наибольшее количество денежных средств?
- Назовите обязательные платежи.
Таким образом, под бюджетом мы понимаем наличие денежных средств в семье. В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида:
1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.
*Объясните, когда может произойти такая ситуация.
2. Баланс – Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
3. Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.
Эти ситуации можно изобразить виде весов (рисунки на доске).
* Работа с тетрадями. Зарисовка рисунков (можно с “Путеводителя”)
V. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”.
А теперь переходим к выполнению практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи с помощью компьютера и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Ход работы
Показ приёмов учителем.
Работа на компьютере с помощью инструкционной карты.
Анализ бюджета.
— Семья Ивановых имеет профицит бюджета
Семья Сидоровых имеет сбалансированный бюджет
Семья Петровых имеет дефицит бюджета.
Итак, вы проанализировали данные на своём компьютере, а теперь сделайте вывод и объединитесь в группы:
Членом какой семьи вы являетесь?
*Работа с тетрадями. Учащиеся отвечают письменно на поставленные перед работой вопросы. “Глава семьи” озвучивает результаты.
Учитель даёт оценку проделанной работе.
VI. Закрепление.
Кроссворд. Задания даны в папках-путеводителях.
Следующий этап нашего урока подскажет вам “Умеете ли вы считать деньги?” и надеюсь в будущей взрослой жизни поможет правильно планировать семейный бюджет.
*Работа с тетрадями. Тестирование.
Подсчёт очков, озвучивание результатов.
VII. Заключительный инструктаж.
- Подведение итогов урока и оценка работы учащихся.
- Д/З. “Оценка бюджета своей семьи”.
Домашнее задание выполняется следующим образом: в картах для д/з вы должны заполнить таблицу доходов и расходов своей семьи, проанализировать таким же образом и построить диаграмму.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Семейный бюджет. Практическая работа.
Конспект урока по познанию мира в 3-м классе по теме «Семейный бюджет»
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет».
Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете.
2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета.
3) Научить детей бережно относиться к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.
Ход урока:
1. Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы!
Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: — Бюджет – в переводе с английского языка денежная сумка.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
4. Фронтальная работа.
Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Учитель: – А есть ли бюджет у нашего государства?
Дети: – Есть.
Учитель: – Кто его планирует?
Дети: – Правительство.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
5. Ролевая игра «Источники доходов семьи».
На доске карточки прикреплены магнитами.
Учитель распределяет роли и раздает реквизит:
Бабушке – платок, очки.
Папе — галстук.
Маме – фартук, куклу.
Старшему брату – студенческий билет.
Задание.
Учитель: — Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске).
Задание классу.
— А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка. Встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны верно.
(Дети читают хором источники доходов).
Учитель – Бабушка
Дети – Пенсия.
Учитель – Папа.
Дети – Зарплата.
Учитель – Старший брат.
Дети – Стипендия.
Учитель – Мама с маленькой дочкой.
Дети – Пособие.
Учитель – Молодцы!
6. Коллективная работа.
Учитель: — А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске (за шторкой) правильно выполненное задание.
Доходы | Расходы |
Зарплата | Квартплата |
Пенсия | Транспортные услуги |
Стипендия | Продукты |
7. Физкультурная минутка для глаз.
8. Закрепление.
Учитель: — Посмотрите на доску. Нужно закончить предложения:
1) Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше….
2) Расходы не должны превышать….
3) По доходам и….
Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы.
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Учитель: – А на чём нельзя экономить?
Дети: – На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.
10. Самостоятельная работа. Расчёт семейного бюджета (работа с рабочим листом)
11. Итог урока.
На доске основные понятия «Семейный бюджет», «Доходы», «Расходы».
Учитель: – С каким новым понятием вы познакомились на уроке?
Дети: – Семейный бюджет.
Учитель: – Что входит в это понятие?
Дети: — Доходы и расходы.
Учитель:
– Что такое доходы?
– Что такое расходы?
– Молодцы! Оценки за урок.
Практическая работа.
Тема: Расчёт семейного бюджета.
Цель: выявить потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет, значение семейного бюджета.
1)Вставь пропущенные слова:
Семейный бюджет — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доходы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расходы (обязательные)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(необязательные)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономия семейного бюджета_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Нарисуй, как, по-твоему, выглядит семейный бюджет.
3) Сделай вывод о значении семейного бюджета.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Конспект урока по технологии 8 класс на тему «Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Практические работы. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.»
Конспект урока по технологии 8 класс
Уч.Бородавченко Т.А.
Урок № 21 09.02.18
Тема: Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи.
Практические работы. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки.
Цели:
изучить структуру семейного бюджета,
определить возможные статьи доходов и расходов в семье,
определить тип бюджета семьи,
практическое закрепление навыков расчета бюджета семьи.
Задачи.
Образовательная:
ознакомить учащихся с понятием “бюджет”,
ознакомить со структурой семейного бюджета,
ознакомить с принципами формирования доходной и расходной части бюджета (на примере бюджета конкретной семьи)..
Развивающая:
развивать творческие способности ребят,
развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать.
Воспитательная:
развивать умение работать в группе,
воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
формирование социальной активности и самостоятельности,
выработка навыков культурного общения.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: тетради, тест
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
Объяснение нового материала
Практическая работа
Закрепление нового материала
Заключительный инструктаж
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка присутствующих.
II. Актуализация опорных знаний.
На сегодняшнем уроке мы будем изучать тему “ Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. ”.
Перед нами стоят цели ознакомиться с понятием “бюджет”, со структурой семейного бюджета, с принципами формирования доходной и расходной частей бюджета на примере конкретной семьи, используя при этом игровую форму в ролевой игре.
III. Объяснение нового материала.
Тема урока “ Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. ”. Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”.
Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи – это структура всех ее расходов и доходов за определенный период времени (месяц или год).
Скажите, что вы понимаете под понятиями расход и доход?
— Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
— Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
— Бюджет можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.
— Если весы находятся в равновесии, т. е. расходы равны доходом, — бюджет сбалансированный. Когда расходы превышают доходы, тогда говорят, что бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным. Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ее ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (таб. 4).
Таблица 4. Структура семейного бюджета.
Накопления, сбережения
5
— Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего из ваших родителей кто является домашним бухгалтером?
— Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников (схема 3).
— Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
— Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
— Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические изделия, проездной билет и т. д.
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).
Потребности семьи удовлетворяются в большинстве случаев с помощью денег.
IV. Практические работы. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки.
VI. Закрепление нового материала. (тест)
Чтобы закрепить полученные на уроке знания и в качестве самоанализа давайте пройдем тест : «Умеете ли вы считать деньги».
Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста.
Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?
Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?
Покупаете ли про запас постельное белье?
Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?
Верите ли вы, что свое материальное
положение можно улучшить, участвуя в
различных лотереях, розыгрышах?
Помогают ли вашей семье дедушка и
бабушка средствами для покупки вещей?
Берете ли вы ссуды?
Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?
Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?
Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?
Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?
30-40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни.
40-100 очков. Квалификация домашнего экономиста у вас невысокая. Вы сознаете, что никто, кроме вас, не виноват, что деньги утекают, как вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно часто приобретаете нечто лишнее. Вам необходимо навести железную дисциплину в расходах.
100-170 очков. К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом.
170-180 очков. Что же, вас можно назвать довольно квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас дом «полная чаша». В вашей семье часто говорят: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: определить вместе с родителями реальный бюджет вашей семьи.
Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?
Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?
Покупаете ли про запас постельное белье?
Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?
Верите ли вы, что свое материальное
положение можно улучшить, участвуя в
различных лотереях, розыгрышах?
Помогают ли вашей семье дедушка и
бабушка средствами для покупки вещей?
Берете ли вы ссуды?
Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?
Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?
Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?
Вы увидели модную вещь. Будете ли интересоваться ее стоимостью и просить на нее денег у родителей?
Считаете ли вы, что холодильник более необходимая вещь, чем музыкальный центр?
Покупаете ли про запас постельное белье?
Заказываете ли такси, когда вам необходимо ехать далеко, а на улице дождь?
Верите ли вы, что свое материальное
положение можно улучшить, участвуя в
различных лотереях, розыгрышах?
Помогают ли вашей семье дедушка и
бабушка средствами для покупки вещей?
Берете ли вы ссуды?
Считаете ли вы, что экономнее все делать дома вручную, чем тратиться на бытовую технику?
Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?
Отдаете ли вы вещи, из которых вы выросли малоимущим или в благотворительные организации?