Занятие по финансовой грамотности «Семейный бюджет»
Занятие 4 по финансовой грамотности в 5 классе
Тема: «Семейный бюджет»
Цель: познакомить детей с понятием «семейный бюджет»;
«доходы», «расходы», с практическими навыками распределения семейного бюджета;
развивать умение самостоятельно мыслить, делать выводы при планировании семейного бюджета; развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к ведению домашнего хозяйства, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Ход мероприятия.
- Организационный момент.
- Послушайте стихотворение «Разговор мамы с маленьким сыном»
— Отправляюсь в магазин. Что купить тебе, сынок?
Отвечает маме сын: — Ты купи мне самолёт,
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маску, сказки и салазки!
Постарайся не забыть!
2. Ответьте на вопросы: — Как вы думаете, сможет ли мама купить столько игрушек? Почему?
- Основная часть.
- Ответы на вопросы:
— Что нужно сделать, чтобы хватило денег на желаемую покупку?
— Сегодня мы поговорим о семейном бюджете.
— Выясним, что такое статья доходов семьи, что такое статья расходов семьи.
— Подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Мы с вами разделимся на 2 команды «Банкиры» и «Кассиры» и будем выполнять задания в игровой форме, чтобы было интересно, согласны. (делятся на команды)
- Задание 1. Работа по карточкам: Приложение 1
— Из чего складываются доходы и расходы семьи? Соедини стрелками статьи доходов и расходов.
3. Задание 2. Ответы на вопросы:
— Как вы думаете, что такое «доходы семьи» (это поступления средств в семью из разных источников)
— Что такое «расходы семьи» (затраты средств на товары и услуги)
- Задание 3. Работа с пословицами.
— Продолжи пословицы.
Нелегко деньги нажить, а 1) пришла и ушла.
2) весь свет обойдёт.
3) легко прожить.
Денежка без ног, а 4) счётом крепки.
5. Задание 4. Беседа. — Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Какие?
— А непредвиденные расходы? Назовите.
В семейном бюджете могут складываться такие ситуации:
— Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?
6. Задание 5 Составление слов-антонимов.
7. Задание 6.
— Что значит экономить? Чем отличается экономный человек, от жадного?
— На чём бы вы сэкономили? (на игрушках, развлечениях, сладостях)
— Закончи фразу экономного человека:
- Можно сэкономить на транспорте, если … (если пользоваться проездным билетом)
- Можно сэкономить на коммунальных услугах, если … (если экономить воду, электроэнергию, газ)
- Можно сэкономить на продуктах, если … (если есть дача, если покупать в меру)
- Можно сэкономить на одежде и обуви, если … (если беречь)
- Можно сэкономить на разговорах по сотовому телефону, если … (реже разговаривать)
— Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке
8. Задание 7. Оценка бюджета семьи:
Произведите расчёт суммы всех статей доходов семьи и суммы всех статей расходов. Заполните таблицу.
III. Заключительная часть.
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.
IV. Домашнее задание.
Составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц.
Презентация и урок финансовой грамотности «Семейный бюджет» 2 класс
Вид деятельности учащихся: факультативное занятие
Тип занятия: урок рефлексии
Вид урока: деловая игра
Разработка урока
Тема: «Бюджет семьи. Празднуем день Рождения»
Цель: создать условия для применения учащимися полученных знаний и умений в решении элементарных вопросов в области экономики семьи.
Предметные образовательные результаты:
Понимание и правильное использование экономических терминов,
Представление о роли денег в семье и обществе
Знание источников доходов и расходов семьи,
Проведение элементарных финансовых расчетов.
Личностные:
овладение начальными навыками в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, понимание, что можно себе сейчас позволить, а что нельзя, планирование собственного бюджета, предложение вариантов
Метапредметные:
Познавательные:
развитие логического мышления, умение выделять главное, делать выводы;
высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи;
Регулятивные:
контролировать свою деятельность, выбирать способы деятельности;
Коммуникативные:
умение вступать в диалог, взаимодействовать, слушать и
понимать речь других;
деятельности
Оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: карточки-задания с перечнем стоимости блюд.
Ход урока
Вводная часть
-Поприветствуем гостей.
-Сегодня мы с вами поиграем в игру. Но игру необычную, деловую. Но для этого нам надо повторить то, о чём говорили на предыдущих занятиях.
-Внимание на экран.
Повторение темы предыдущего урока
Вопросы для повторения (презентация-слайды):
1. Что такое семейный бюджет?
2. Из чего могут состоять доходы семьи?
заработная плата родителей
стипендия
пенсия
пособия
выигрыш
3. Из чего могут состоять расходы семьи?
коммунальные отчисления
плата за учебу, детский сад
питание
одежда
развлечения и т.д.
4. Какие виды бюджета бывают?
Расходы> доходов — бюджет дефицитный
Расходы< доходов – бюджет профицит
Расходы = доходам – бюджет сбалансированный
Показываю воздушный шарик и праздничный колпачок.
— О каких видах расходов будем говорить?
-А какой праздник у вас самый любимый?
-А задумывались ли вы, сколько денег уходит из бюджета семьи на проведение праздника дня рождения?
-И так, тема нашего урока: «Бюджет семьи. Празднуем день Рождения»
-Ребята, а где можно отметить день рождения?
-А гостей много будете приглашать?
-Какой первый вопрос возникает? (Сколько средств есть в семейном бюджете, чтобы отпраздновать этот праздник?)
-В нашем бюджете ……..?
-Какую цель поставим перед собой? (Определить в какую сумму обойдется нам празднование дня рождения.)
-Работать будем группами.
Основная часть
-Договоритесь кто сегодня главный в группе?
-Командиры, подойдите ко мне. Возьмите жетоны. Какого цвета взяли жетон, такого цвета берёте карточку.
Задание
В соответствии с выбранным местом проведения дня рождения, нужно выбрать:
Необходимо рассчитать сумму расходов на мероприятие так, чтобы вложиться в нужную сумму.
Работа в группах
Дети приходят к выводам:
Вложиться в бюджетную сумму и даже сэкономить можно, если блюда приготовить самим
Развлекательную программу разработать самим
Не приглашать случайных гостей
Рефлексия:
-Ребята, оцените свою деятельность в группе.
Командир оценивает деятельность своей группы. Члены группы рисуют смайлики (рисуем смайлик, подходящий под ваше настроение, и оцениваем свои знания и работу на уроке)
Принимал активное участие в работе группы. Было всё понятно.
Могу научить других.
Принимал участие в работе группы. Не всё было понятно.
Слушал других
Не всё было понятно. Не принимал участия в обсуждении.
Слушал других. Старался понять.
— Оцениваю учащихся за работу на уроке.
-Урок наш подходит к концу. Скажите, где вы можете применить знания, полученные в игре в жизни?
-Благодарю за работу на уроке.
Задача: Мой день рождения я хочу отпраздновать дома
Вы решили свое день рождения отметить дома для этого вам нужно:
1.Решить сколько друзей к вам придет на праздник;
2.Составить меню
3.Чтобы друзьям не было скучно на вашем празднике, выбрать, кто будет вам помогать веселить гостей, или вы сами составите программу.
Перед вами стоит задача: рассчитать расходы для праздничного стола и сколько всего вы потратите на праздник.
№ п/п
Наименование блюд
Цена блюда на одного человека, в рублях
Цена блюда на количество гостей, рублях
1
Картошка пюре
20
— р.
2
Курица, запеченная в духовке
40
— р.
3
Картофель-фри
70
— р.
4
Салат из свежих овощей
60
— р.
5
Салат с рыбой
100
— р.
6
Салат фруктовый
90
— р.
7
Компот домашний 1 стакан
6
— р.
8
Сок яблочный Тонус 1 стакан
13
— р.
9
Сок апельсиновый Фруктовый Сад 1 стакан
11
— р.
10
Мороженное-полено пломбир
70
— р.
11
Мороженное-полено с фруктами
90
— р.
12
Мороженное шоколадное рожок
95
— р.
13
Мороженное пломбир в стаканчиках
70
— р.
14
Пирожное «Астория»
45
— р.
15
Торт домашней выпечки
44
— р.
16
Фрукты: яблоки, груша, виноград, бананы
60
— р.
Итого:
р.
Другие затраты
1
Аниматоры
100 р.(с чел.)
2
Призы гостям за конкурсы
500 р.
3
Приглашенные актеры театра
3000 р.
4
Сами составляем программу
5
Пригласить фотографа
2000 р
Итого:
2 000,00р.
Общая сумма затрат:
2 000,00р.
Задача: Мой день рождения я хочу отпраздновать в кафе
Вы решили свое день рождения отметить в кафе для этого вам нужно:
1. Решить, сколько друзей к вам придет на праздник;
2. Составить меню
3. Чтобы друзьям не было скучно на вашем празднике, выбрать, кто будем вам помогать веселить гостей.
Перед вами стоит задача: рассчитать расходы для праздничного стола и сколько всего вы потратите на праздник.
Мой день рождения я хочу отпраздновать в кафе
Количество гостей:
№ п/п
Наименование блюд
Цена блюда на одного человека, в рублях
Цена блюда на количество гостей
1
«Палки-макалки»хрустящие палочки с картофелем «фри»
130
— р.
2
«ОливьЕжик» колбаса вареная, картофель отварной
150
— р.
3
Салат «Сеньор-помидор»
130
— р.
4
«Крабик» крабовые палочки, картофель отварной
110
— р.
5
Пицца «Малютка»
160
— р.
6
«Граф вишенка»вареники с вишней и сладким соусом
130
— р.
7
Коктейль молочный с мороженым
85
— р.
8
Компот из сухофруктов 1 стакан
35
— р.
9
Морс клюквенно-брусничный 1 стакан
35
— р.
10
Pepsi, Mirinda, 7-UP 1 стакан
70
— р.
11
Мороженое со сливками
100
— р.
12
Мороженое со сгущеным молоком
110
— р.
13
Мороженое с клубничным сорбе
70
— р.
14
Торт «Шоколадный»
46
— р.
15
Торт «Творожно-клубничный»
47
— р.
16
Фруктовая пальма»
110
— р.
Итого:
Другие затраты
1
Аниматоры
200 р.(с чел.)
2
Призы гостям за конкурсы
1000 р.
3
Приглашенные актеры театра
3000 р.
4
Пригласить фотографа
2 000 р.
Итого:
2 000,00р.
Общая сумма затрат:
2 000,00р.
Задача: Мой день рождения я хочу отпраздновать в развлекательном центре
Вы решили свое день рождения отметить в развлекательном центре для этого вам нужно:
1. Решить сколько друзей к вам придет на праздник;
2. Составить меню
3. Чтобы друзьям не было скучно на вашем празднике, выбрать, кто будет вам помогать веселить гостей.
Перед вами стоит задача: рассчитать расходы для праздничного стола и сколько всего вы потратите на праздник.
Мой день рождения я хочу отпраздновать в развлекательном центре
№ п/п
Наименование блюд
Цена блюда на одного человека, в рублях
Цена блюда на количество гостей
1
Пицца
110
— р.
2
Котлеты детские с картофельным пюре
180
— р.
3
Курочка с овощным гарниром
235
— р.
4
Салат из свежих овощей
200
— р.
5
Салат с курочкой и овощами
210
— р.
6
Салат фруктовый
180
— р.
7
Морс ягодный 1 стакан
50
— р.
8
Лимонад 1 стакан
50
— р.
9
Сок Добрый 1 стакан
40
— р.
10
Мороженное- 2 шарика пломбир
50
— р.
11
Мороженное 2 шарика с фруктами
90
— р.
12
Желе фруктовое
80
— р.
13
Коктейль молочный
90
— р.
14
Пирожное
65
— р.
15
Кондитерские изделия
35
— р.
16
фрукты: яблоки, груша, виноград, бананы
100
— р.
Итого:
— р.
Другие затраты
1
Аниматоры
2500 р.
2
Игровая комната 1 час
200 р.(с чел.)
3
Приглашенные актеры театра
3000 р.
4
Пригласить фотографа
2000 р.
Итого:
Общая сумма затрат:
Проект (2 класс) на тему: Урок финансовой грамотности «Откуда в семье деньги»
Проект занятия по финансовой грамотности во 2 классе.
Разработчик: Демидова Ирина Александровна
Тема: Откуда в семье деньги?
Планируемые результаты:
Личностные:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание финансового положения семьи;
Предметные:
• представление о роли денег в семье и обществе;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
уметь объяснять, что такое, семейный доход, заработная плата и из чего они формируются и складываются
Метапредметные:
— регулятивные:
• понимание цели своих действий;
составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
— познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
— коммуникативные:
• постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
• планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, управление умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии заданиями и условиями коммуникации;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Основные понятия: Доход. Зарплата.
Жизненные ситуации: Знакомство с работой родителей.
Форма обучения: групповая, индивидуальная
Оборудование: ватман, фломастеры, клей, ножницы
Общее описание занятия | ||
1.1 | Дата проведения | 29.11.2017 |
1.2 | Место проведения (адрес образовательной организации) | Нижегородская область, Кстовский район, с.п. Селекционной станции, МБОУ СШ с.п. Селекционной станции |
1.3 | ФИО и должности преподавателей, проводивших занятие по ФГ | Демидова Ирина Александровна, учитель начальных классов |
1.4 | Тема и форма (тип) занятия | Внеурочное занятие |
1.5 | Время (продолжительность) проведения занятия | 40 минут |
1.6 | Категория обучающихся | 2 класс |
Этапы/время | Действия преподавателя | Действия обучающихся | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный 2 минуты
| Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия! Сегодня наше занятие немного необычное, к нам проехало большое количество гостей. На каком занятии мы с вами находимся? | Принятие установок учителя. Финансовая грамотность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний 5 мин. | На прошлом уроке мы с вами закончили первый раздел финансовой грамотности «Обмен и деньги». Давайте с вами вспомним основные понятия, которые мы с Вами изучали в этом разделе, а за правильные ответы я вам буду давать цветные жетоны: 1. Что такое деньги? 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Распределитесь по группам, в зависимости от того какой цвет вы получили. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи 3 минуты | Ребята, посмотрите на экран, перед Вами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано? А как вы думаете, как будет звучать теме сегодняшнего занятия? Что мы с вами будем делать? Сегодня мы с Вами начинаем второй блок нашего курса «Финансовой грамотности», который называется «Семейный бюджет». | Семья, деньги Откуда в семье деньги? Узнаем, откуда берутся деньги, кто их зарабатывает. | Дети рассаживаются по группам – семьям, в зависимости от выбранного цвета. На столах стоят таблички ( 1 семья, 2 семья, 3 семья) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала учителем 13 минут | У каждой семьи есть свой семейный бюджет. Как вы думаете, что это такое? А как вы считаете, что такое доходы и расходы? Доходы – это денежные средства, которые получает каждый из членов семьи. Есть доходы, которые запланированы в семье, и к ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, а есть незапланированные доходы, к ним относятся: подарок, выигрыш, премия, гонорар. Задание 1: перед вам доходы вашей семьи. Определите, к какому члену семьи относится тот или иной доход. 1 семья:
2 семья:
3 семья:
Презентация каждой семьи своих Расходы — это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи. Расходы также бывают запланированные (….) и не запланированные (….). Задание 2: Определите запланированные и незапланированные расходы вашей семьи: 1 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
2 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
3 семья: Соедините стрелками запланированные и незапланированные доходы в вашей семье:
| это учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года Откуда берутся деньги и куда они тратятся. Работа в группах Работа в группах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка 2 минуты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая деятельность 13 минут | Перед вами ватман, ножницы, клей и заготовки доходов и расходов. Ваша задача определить доходы и расходы Вашей семьи и разместить их на ватмане. Презентация каждой из семей доход и расходов. Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы (2 ребёнка читают наизусть). Саша, друг мой, изменился, Саша экономным стал, Так, как раньше, не считая, Деньги тратить перестал. Себе не покупает он Жевательной резинки И даже самой яркой Переводной картинки. Что стало с ним? Во всем дворе никто не понимает. А тем, кто задает вопрос, Наш Саша объясняет: «Я покупаю только то, Что мне необходимо. А если вещь мне не нужна, Пройду, не глядя, мимо. Чтоб мог ко дню рождения Купить подарок маме я, Нужна мне эта строгая, Ребята, экономия». | Работа в группах. Определяют доходы и расходы семьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия содержания учебного материала 2 минуты | Ребята, чему мы сегодня с вами научились? Вашим домашним заданием будет, написать доходы и расходы вашей семьи за неделю. |
Здравствуйте ребята, и гости нашего мероприятия. Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Откуда в семье деньги» (Слайд 1). Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы. И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Ребята, перед вами ребус. Что здесь зашифровано? Как вы думаете, что такое семья?
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Семейный бюджет складывается из: доходов и расходов (2 человека):
- Доходы:
РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Теперь нам предстоит поиграть. Это называется ролевая игра. 3 команды по 5 человек. Вы сидите в пятером:
- Муж
- Жена
- Бабушка
- Дедушка
- Сын
за столом, и это будет для игровой ситуации вашей семьей. После объяснения порядка игры вы получите “семью” (Приложение 1). На листке нужно будет определить состав семьи и указать, кто и чем занимается. Нужно расписать все возможные доходы (в приблизительном денежном эквиваленте) и все возможные расходы на месяц. На это мы определим на уроке время, после обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
Определим правила игры, которые следует соблюдать:
- Семья должна быть дружной.
- При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.
- Все вопросы решаются с учетом большинства голосов
- В “семье” при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.
Чтение стихотворения «Саша, друг мой, изменился»
Послушайте одну историю, о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы.
Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
Что стало с ним?
Во всем дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия».
Задание.
Воспитатель: Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов(карточку на доске).
Задание гостям.
Воспитатель:А вы должны проверить правильность выбора.
Дружная семья встает у стенда. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.
Проверка.
Воспитатель: встаньте те, кто считает, что источники доходов выбраны, верно.
(Дети читают хором источники доходов.) (Слайд 6)
Воспитатель: — Бабушка
Дети — Пенсия.
Воспитатель: — Папа
Дети – Зарплата
Воспитатель: — Старший брат
Дети – Стипендия
Воспитатель: — Мама с маленькой дочкой
Дети – Пособие
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Домашним заданием будет составить бюджет каждого из вас на месяц.
Ребята, чем вы бы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены. Например, здоровье. Поэтому экономьте на пирожных и мороженом, но не экономьте на обедах. Экономия на пище духовной может в будущем обернуться нежелательными последствиями для здоровья как физического так и морального. Кроме того, в семьях, где не умеют рационально рассчитывать бюджет, возникает и почва для развода.
Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, уважение близких и их любовь. Не обедняйте себя, стараясь, всё соизмерить деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Помните, что культура общения с деньгами- это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит задуматься, откуда берутся деньги. Попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми, самостоятельными людьми. А значит надо самим научиться тому, что поможет вам зарабатывать деньги.
Самое главное — научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом
Организационный | Приветствие | — Здороваются с учителем. | Данные УУД формируются на протяжении всего занятия Личностные: — Развивать чувство осознания себя как члена семьи, общества; — Учиться сопоставлять доходы и расходы. Регулятивные: — Формулировать учебную задачу; — Находить пути решения этой задачи. Коммуникативные: — Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; — Понимать цели своих действий. Познавательные: — Расширять представления о семейной экономике; — Овладевать логическими действиями сравнения. | Мотивация | — устно: Какие виды доходов семьи вы знаете? Какие из них являются постоянными/непостоянными? — На получение каких доходов должен ориентироваться человек в трудовой деятельности? — слайд: Установите соответствие: «Кто какие доходы получает»
| — Отвечают на вопросы. Устанавливают соответствия по слайду. | Актуализация | — Слайд «Весы»: Как эта картинка связана с нашей темой? (Одна часть весов – доходы, а вторая? – расходы) — О чем мы будем говорить на занятии? — слайд «Расходы семьи» — Вспомните пирамиду потребностей, назовите пять уровней. — На удовлетворение каких потребностей мы в основном тратим деньги? (биологические, безопасности) — Приведите примеры расходов, удовлетворяющих эти потребности (обычно дети называют расходы на покупку еды, одежды, оплату жилищных услуг, образование и т.д.) — слайд: На слайде показаны примеры того, что вы сейчас назвали (картинки разных товаров и услуг (булка, мороженое, сок, пальто, холодильник, велосипед и т.д.) — Разделите эти товары на две группы. По какому признаку вы их разделили? (дети должны определить критерий: период использования, и разложить товары на группы текущего потребления и длительного пользования) — Можно ли назвать товарами расходы на оплату услуг ЖКХ, образование, отдых и т.д.? — Чем они отличаются от товаров? Расходы семьи: на товары текущего потребления, на товары длительного пользования, на услуги. — определение товаров и услуг (товары-существуют реально, они материальны; услуги – представляют собой действие, которое приносит пользу) | — Определяют тему занятия — Отвечают на вопросы, придумывают примеры. — Определяют критерий разделения товаров. — Высказывают предположения об отличии товаров и услуг. | Первичное закрепление, физкультминутка | — приведите примеры товаров и услуг (по 4-5). — Просмотр фрагментов мультфильмов «Чунга-Чанга» (танец и песенка) и «Снежная королева» (Герда в зимней одежде отправляется на поиски Кая). — Физкультминутка при звучании песенки из м/ф «Чунга-Чанга» — Какие расходы на потребление существуют у героев м/ф? — От чего зависит величина расходов? (время года, место проживания, уровень потребностей, величина дохода) | — Придумывают примеры, затем озвучивают их, поясняют свой выбор. — смотрят фрагмент м/ф «Чунга-Чанга», повторяют упражнения. — Отвечают на вопросы. — Высказывают предположения о причинах различий в расходах. | Этап самостоятельной работы | — Работа в группах по 2 человека: Давайте рассмотрим платежный документ, который приходит в каждую семью, это квитанция на оплату услуг ЖКХ. Изучите документ и ответьте на вопросы. — Каждой группе выдается ксерокопия квитанции ЖКХ за зимний месяц (можно образец найти в Интернете) и перечень вопросов (Приложение 1). Найдите ФИО квартиросъемщика. Где проживает квартиросъемщик? За какой период выписан документ? До какого времени нужно оплатить счет? Сколько человек проживает в квартире? Кто является получателем платежа? Для чего записывается номер лицевого счета? Какие статьи расходов названы? Есть ли льготы у этой семьи? Что такое ГВС, ХВС? Установлены ли в квартире счетчики? — Сравните показатели другой квитанции (раздается ксерокопия квитанции ЖКХ за летний месяц) — Что изменилось? Почему? | — Работают в малой группе, рассматривают, находят информацию в документе, формулируют ответы на вопросы. — Возможно, кто-то сразу обратит внимание на время года в квитанции и величину расходов. | Рефлексия | — Какие вопросы у вас появились после изучения квитанций? — Вернемся к картинке, изображающей бюджет – две чаши весов как две части семейного бюджета: доходы и расходы(как сбалансировать бюджет, как сократить свои расходы). Подумайте об этом. — Что вы захотели обсудить с родителями? | — Проговаривают вопросы. — Формулируют проблему |
Постановка проблемы | Предъявление противоречия Побуждение к осознанию противоречия. Побуждение к проблеме Тема | Буратино хотел очень много?100 курток для папы Карло, купить театр, а денег было мало. У вас тоже много желаний, только у нас на это нет денег. Они у родителей. Где берут деньги взрослые? Мама получает зарплату, папа. В семье это называется семейный БЮДЖЕТ — Все взрослые тоже покупают, что хотят и сколько хотят? Ваши родители тоже так поступают? Ребята, что вас удивило сейчас? Что необычного заметили? У нас возникает проблема. Есть бюджет, а денег не хватает на все. Планирование семейного бюджета. Семейный бюджет и его планирование. | БЮДЖЕТ Деньги зарабатывают. Не всегда. Им не хватает денег У родителей есть деньги, но они не всегда ИХ ХВАТАЕТ. | Поиск решения | Материал для выдвижения гипотез Новый материал для выдвижения гипотезы Побуждение к гипотезам Фиксация гипотез Побуждение к гипотезам Фиксаци я гипотезы на доске. Побуждение к гипотезам Фиксаци я гипотезы на доске Побуждение к гипотезам Фиксаци я гипотезы на доске | А из чего состоит – семейный бюджет? Мы уже говорили о заработной плате родителей. Что еще может входить в семейный бюджет? Какие, по вашему мнению, из этих перечисленных источников дохода в семейный бюджет является постоянным, регулярным, а какие нет? Вот представим себе классическую схему семейного бюджета. Заработную плату выдают ежемесячно. Мама и папа получили заработную плату. Это называется …. Доходы Если есть доходы, то всегда есть … Расходы. Какие расходы предстоят им в первую очередь? Необходимые. Без которых нельзя обойтись. Давайте представим ситуацию, где вы просите приобрести родителей что-то для себя. — я задам вопрос. А Вам это действительно нужно? Или можно это отложить. Накопить и/или заменить чем-то другим? Расходы, которые можно отложить, запланировать на потом. Ребята, как вы думаете, можно ли как-то еще выделить деньги из семейного бюджета Сэкономить на расходах семейного бюджета. Как? Коммунальные услуги: выключать свет, вытаскивать вилки из розеток. Не оставлять кран с водой открытым. Иногда пройтись пешком, в хорошую погоду. Покупать необходимые продукты питания, идти в магазин не голодным, со списком. | Заработная плата родителей Пенсия Стипендия Пособие Лотерея Предпринимательская деятельность Заработная плата, пенсия, стипендия Доходы Расходы. Коммунальные услуги. Продукты питания. Поездка на транспорте на месяц. Одежда необходимая. На развлечение. Компьютер, телефон, гераскутер, квадракоптер, игрушку, поездку … Ответы детей ОТЛОЖЕННЫЕ РАСХОДЫ ЭКОНОМИТЬ | Физминутка:«Будем денежки считать» Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук) Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём. Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы) | Перечисление одновременно выдвинутых гипотез | Итак, мы узнали при планировании семейного бюджета нужно учитывать доходы расходы (обязательные и отложенные) экономить А как мы можем проверить все выдвинутые нами гипотезы о доходах и расходах. А как сейчас можно проверить. | Спросить у взрослых. Посмотреть в интернете Изучить информацию, посчитать |
Финансовая грамотность 3 класс «Семейный бюджет»
Тема «Семейный бюджет» (Слайд 1)
Цели: (Слайд 2)
Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»
Закрепить понятия: «доходы», «расходы».
Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.
Развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление.
Воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в коллективе.
Оборудование: карточки, презентация, тест.
Ход урока.
Организационный момент. (Слайд 3)
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.
2. Актуализация знаний.
— Как вы понимаете слово «Бюджет»? ( высказывания детей) (Слайд № 4)
— Давайте посмотрим объяснение этого слова в словаре Ожегова (Смета доходов и расходов, государства, предприятия, семьи)
-Из чего будет состоять семейный бюджет? (Из доходов и расходов семьи). (Слайд5)
Кто может сказать, что такое бюджет семьи? (Слайд 6)
Бюджет семьи — структура всех её доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год).
-Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).
— Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).
3. Новая тема.
Построим дом. (Слайд 7)
— По вашему мнению: «Что является основным доходом семьи?» (зарплата)
Это фундамент.
— Что такое зарплата? (плата за труд)
Для того чтобы человек получал достойную зарплату, должен овладеть профессией. Профессия должна быть востребована на рынке труда. Но, выбирая ее, вы должны учитывать свои способности, интересы, возможности.
Строим крышу.
— Мы рассмотрели основные доходы семьи. Но ведь деньги нужны для того, чтобы их использовать. Назовите виды расходов.
— Внимание на экран, что произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд8)
Такая ситуация называется дефицит бюджета.
— Исправить эту ситуацию можно различными способами, но мы выберем один который наиболее приемлемый. Часть расходов превратим в доходы.
— Изготовление вещей необходимых семье своими руками.
— Внимание на экран, что теперь произошло с семейным бюджетом? Расходы превышают доходы. (Слайд 9)
Такая ситуация называется избыточный бюджет.
— А если доходы и расходы равны?
Такая ситуация называется сбалансированный бюджет.
— Как вы думаете какая ситуация семейного бюджета лучше? Объясните почему.
Вывод: (Слайд10)
— если доходы равны расходам, бюджет сбалансированный.
— если расходы превышают доходы, бюджет имеет дефицит.
— если доходы превышают расходы, бюджет избыточный.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.
4. Работа по карточкам. (Слайд № 11)
Заполни таблицы, вставляя данные «Семейного бюджета» каждой семьи.
Взаимопроверка.
5. Физминутка. (Слайд № 12)
6. Воспитательный момент. (Слайд № 13)
Взрослые трудятся и за свой труд получают деньги. Но не каждый труд оплачивается. Например, дети не платят маме за то, что она приготовила им вкусный ужин, а мама – папе, за то, что он починил телевизор. Взрослые и дети трудятся дома, чтобы создать в нем уют и тепло.
— Как вы помогаете своим родителям?
(обсуждение)
— А вы берете за это деньги?
Родители дают детям деньги на карманные расходы.
-Как вы их тратите?
7. Работа по карточкам. (Слайд № 14)
На карманные расходы вам дана сумма 680 тенге. Отметьте в таблице6 «-« или «+» свою покупку.
Объясни свой выбор.
8. Работа по теме.
(Слайд 15)
Саша, друг мой, изменился,
Саша экономным стал,
Так, как раньше, не считая,
Деньги тратить перестал.
Себе не покупает он
Жевательной резинки
И даже самой яркой
Переводной картинки.
Что стало с ним?
Во всем дворе никто не понимает.
А тем, кто задает вопрос,
Наш Саша объясняет:
«Я покупаю только то,
Что мне необходимо.
А если вещь мне не нужна,
Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я,
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия».
— Что значит экономить? (Слайд 16)
Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход.
— Чем отличается экономный человек, от жадного?
— На чем бы вы экономили?
— А на чем экономить нельзя?
— Как можно экономить деньги в семье?
1. Следить, чтобы из крана попусту не лилась вода.
2. Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
3. Бережно относиться к вещам.
Тогда баланс семьи будет больше, значит, в семье останется больше денег для других нужд.
9.Работа по теме. (продолжение) (Слайд 17)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
( премия, наследство)
– А непредвиденные расходы? (слайд 18)
( болезнь, несчастье)
Теперь давайте подробнее рассмотрим вопрос о доходах и расходах.
Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные. (Слайд 19)
Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в течение какого-то периода времени (покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и т.д).
Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и т.д).
Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и.т.д).
Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и т.д).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д.
Задание.
— Выделите постоянные расходы вашей семьи. (Слайд20)
1. Оплата коммунальных услуг.
2. Расходы на покупку билетов в цирк.
3. Расходы на лекарство.
4. Оплата учебы в институте.
5. расходы на покупку туристических путевок.
6. Расходы на еду.
10. Проверка знаний.
Тест
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет.)(Слайд21)
– Абсолютно верно! Молодцы!
11.Рефлексия.
Доскажи словечко. (Слайд 22)
Папа, мама, братишка и я – наша дружная ____________.
Заработная плата папы и мамы, стипендия брата – это ___________ нашей семьи.
Мама купила сыр, масло, хлеб, заплатила за квартиру и подсчитала свой ________ .
12. Домашнее задание. (Слайд 23)
Заполнить таблицу.
Читать текст в учебнике на странице 110 – 111.
Финансовая грамотность. Внеурочное занятие «Цена вредных привычек в семейном бюджете».
Финансовая грамотность
Внеурочное занятие «Цена вредных привычек в семейном бюджете»
Содержание
Воспитание грамотного потребителя можно считать основой финансовой грамотности. Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, но и умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение осуществлять контроль своих расходов, понимание полезности приобретаемых товаров, расчет личных финансов. Младшие школьники должны научиться анализировать структуру личных затрат.
Основная задача при составлении бюджета — правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо оптимально определять основные статьи доходов и расходов в семье. Обратить внимание учащихся на расходы, связанные с вредными привычками.
Форма проведения занятия – внеурочное занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятия расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что многие из нас регулярно оказываются в ситуации, когда деньги вдруг «неожиданно» заканчиваются. Но ничего неожиданного не бывает. А значит, пора бороться с вредными привычками, буквально «съедающими» деньги. Необходимо выяснить, какие бывают эти самые «пожиратели», и как обеспечить благополучие бюджета любой семьи.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на занятиях по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.
Только заинтересованный ребёнок сможет успешно научиться основам финансовой грамотности, продуктивно проводить свой досуг, стать творцом своей судьбы. Вызвать интерес к воспитанию финансовой грамотности призвано это внеурочное занятие.
Финансовые знания, полученные установки, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечивают разумное поведение в экономической среде, продуктивному общению с финансовыми организациями.
ОБЩАЯ характеристика ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «ЦЕНА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ»
Характеристика условий реализации проекта
МБОУ «Ольховская СШ» Ольховского муниципального района Волгоградской области
Место занятия в логике реализации предмета: по рабочей программе внеурочной деятельности
Вид деятельности учащихся: внеурочная
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 4/5
Тип занятия: комбинированное занятие с элементами практикума и игры
Формы проведения: внеурочное занятие
Оборудование и характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), видео, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Учебно-методическое обеспечение:
Методические материалы для учителя:
Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Брехова Ю. В. Финансовые приключения друзей в стране под названием Деньги: сборник сценариев / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Издательство Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. – 120 с.
Методическое пособие для педагогов Подпроект № FEFLP/FGI-2-1-15 «Финансовая грамотность: играя – учимся, играя – познаем!»;
Брехова Ю. В. Атлас «Финансовый путеводитель / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2016. –92 с.
Учебник и/ или учебное пособие для учащихся:
Липсиц И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся начальных классов общеобразоват. орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС,2014. — 208 с.,
Федин С.Н. Серия: Учимся разумному финансовому поведению, Издательство: Вита-Пресс, 2016. г.;
Интернет-ресурсы:
http://fingram.websoft.ru/view_doc.html?mode=default
http://www.fgramota.org/
http://www.gorodfinansov.ru/
http://www.cbr.ru/fingramota/
https://www.youtube.com/watch?v=psc_hldwiwu&feature=youtu.be&list=pl0a34b76cac07b7e2
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Цена вредных привычек в семейном бюджете»
Цель занятия:
-выявить способы оптимизации семейного бюджета с учетом расходов на вредные привычки
Предметные образовательные результаты:
рассчитать денежную сумму затрат семьи на «вредные привычки»;
оптимизировать семейный бюджет, исключив расходы на вредные привычки.
Метапредметные образовательные результаты:
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
развивать умение работать в группе,
воспитание рационального отношения к семейному бюджету,
формирование социальной активности и самостоятельности,
выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Описание учебного процесса:
ЭтапПродолжительность
Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся
I.Мотивация к учебной деятельности
6 мин
Просмотр видеоролика «Уроки тетушки совы. Семейный бюджет»
Просматривают видео
II. Выявление исходного уровня развития
4 мин
Размышляют, анализируют, отвечают на вопросы:
Что такое семейный бюджет, доходы, расходы?
Какие бюджеты им известны?
От чего зависит благосостояние семьи?
III. Актуализация темы с выстраиванием перспективных линий.
5 мин
Учащиеся участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленный проблемный вопрос.
Игра «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?»
IV. Совместная деятельность субъектов по освоению темы.
18 мин
Формируют группы-семьи.
Осваивают базовые понятия через игру «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?».
Самостоятельно заполняют таблицу «Планирование семейного бюджета»
Проводят подсчет расходов семьи на «вредные привычки» Анализируют, определяют и оценивают варианты повышения личного и семейного доходов.
Составляют схемы доходов и расходов семьи
V. Рефлексия
4 мин
Отвечают на вопросы учителя.
ЭтапМетод
Типы заданий контрольно-измерительных процедур
I. Мотивация к учебной деятельности
Словесный
Отвечают на вопросы
II. Выявление исходного уровня развития
Словесный, наглядный, игра
Составить схемы
III. Актуализация темы с выстраиванием перспективных линий.
Работа в группах
Карточки с вариативными заданиями
IV. Совместная деятельность субъектов по освоению темы
«Мозговой штурм»
Провести анализ предложенных вариантов избавления от вредных привычек
V. Рефлексия
Словесный
Отвечают на вопросы
Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке:
Работа в группах
Игровое и практическое моделирование
Ответы на вопросы учителя
Самостоятельная работа
Работа с карточками, таблицами и диаграммами
6. Анализ конкретных ситуаций
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов:
Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
Что бы вы изменили в занятии?
Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
Заключение
Напрашивается вывод, что вредные привычки обойдутся вам очень дорого во всех отношениях и незачем их культивировать. Отказавшись же полностью или частично от вредных привычек, вы выигрываете дважды – экономите деньги, плюс приобретаете приятный бонус в виде прекрасного здоровья и хорошего настроения для себя и своих близких.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Сценарий внеклассного занятия
на тему «Цена вредных привычек в семейном бюджете»
Цель занятия:
Предметные образовательные результаты
рассчитать денежную сумму затрат семьи на «вредные привычки»;
оптимизировать семейный бюджет, исключив расходы на вредные привычки.
Метапредметные образовательные результаты
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные:
развивать умение работать в группе;
воспитание рационального отношения к семейному бюджету;
формирование социальной активности и самостоятельности;
выработка навыков культурного общения.
Коммуникативные:
развитие коммуникативной культуры учащихся;
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
Возрастная категория: 4 класс
Форма проведения: внеклассное занятие
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран),
презентация.
Методы:
Работа в группах.
Игровое и практическое моделирование.
Работа с понятием.
Мозговой штурм.
Ход занятия:
I. Мотивация.
Надпись на доске
Просмотр видеоролика.
Учащимся предлагается просмотр видеоролика «Уроки тетушки совы. Семейный бюджет»
II. Выявление исходного уровня развития
Отвечают на вопросы: Что такое семейный бюджет, доходы, расходы. Какие бюджеты им известны, от чего зависит благосостояние семьи.
Актуализация темы с выстраиванием перспективных линий.
Игра «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?»
Формируются группы.
Мотивация.
Учащиеся участвуют в обсуждении вариантов ответа на поставленный проблемный вопрос: «Куда уходят деньги?»
Игра «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег».
Учащиеся в группах распределяют роли (мама, папа, дети, бабушка, дедушка) и на семейном совете решают, на что тратить деньги в течении дня. Дети анализируют и сопоставляют данные диаграмм.
Ведут подсчёт доходов и расходов семьи.
Доходы
Расходы
Сравните сумму дохода и расхода семьи.
Какие вредные привычки бывают у членов семьи? Какие, на ваш взгляд, затраты в семье являются ненужными?
Совместная деятельность субъектов по освоению темы.
Формирование умения определять и оценивать варианты повышения личного и семейного доходов.
Осваивают базовые понятия и формируют понимание сути доходов и расходов семьи через игру «Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег» и работу с таблицей «Планирование семейного бюджета».
Теперь заполним таблицу «Цена вредных привычек»
ПериодПерекус (чипсы, пирожок, кофе, хот-дог и т.п.)
Сладкий перекус (шоколад, пирожное, жвачка и т.п.)
Сигареты
Незапланированные покупки
Разное (кино, игры и т.п.)
В день
За неделю
В месяц
В год
Всего
Проводят подсчет расходов семьи на «вредные привычки»
Рефлексия
Дети анализируют
обратить внимание на то, что вредные привычки наносят ущерб не только семейному бюджету, а и здоровью человека.
вывод: