Двухкомпонентный тариф на гвс: Двухкомпонентный тариф на горячую воду в 2020 году – Порядок и примеры расчета платы за ГВС с применением двухкомпонентных тарифов

Двухкомпонентный тариф на гвс: Двухкомпонентный тариф на горячую воду в 2020 году – Порядок и примеры расчета платы за ГВС с применением двухкомпонентных тарифов
Май 27 2020
alexxlab

«Подогрев ГВС»

Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

**************************************************

В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).

Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

 

Суть лжетеории

Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно. Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.

В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.

 

Теплоэнергия в ГВС

Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения. А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды. Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.

Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды. Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.

На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.

Разъясним физический смысл этого коэффициента.

1 калория тепла (энергии) необходима для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал). Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).

В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.

При этом могли учитываться потери тепла в теплосети. Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.

Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.

И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».

Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).

Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

 

Двухкомпонентный тариф

В соответствии с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 №129 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 №306, органы госвласти субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — ГВС) имеют право, а с 2020 года — обязаны утверждать нормативы потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

То есть, применяемый ранее «коэффициент», позволяющий определить объем теплосодержания в ГВС, теперь вполне официально именуется норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом объем теплоэнергии, рассчитанный исходя из этого норматива и объема потребленной конкретным потребителем горячей воды, как раз и указывается в строке «подогрев ГВС».

Согласно Правилам 354 (в редакции ПП РФ от 14.02.2015 №129) расчет стоимости ГВС производится путем суммирования стоимости двух компонентов — стоимости теплоносителя (непосредственно самой воды) и стоимости тепла, затраченного на нагрев этой воды до требуемой температуры («подогрев ГВС»).

Дополнительно стоит отметить, что если ГВС производится внутри дома с помощью теплообменника (или котла), то объем теплоэнергии, затраченной на «подогрев ГВС», рассчитывается исходя не из норматива расхода теплоэнергии, а из фактически потребленного тепла (или иного затраченного на нагрев коммунального ресурса).

 

Выводы

«Подогрев ГВС» не является самостоятельной коммунальной услугой, указанным термином называют объем теплоэнергии, затраченный на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанная теплоэнергия является одним из компонентов коммунальной услуги по ГВС.

При установлении органами госвласти субъекта РФ двухкомпонентного тарифа на ГВС предъявление к оплате потребителю стоимости ГВС в виде стоимости двух отдельных компонентов этой услуги действующему законодательству не противоречит.

 

Двухкомпонентный тариф при отсутствии ОДПУ: как рассчитать ГВС?

Пунктом 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В уже далеком 2015 году (а именно 14 февраля) было принято Постановление Правительства № 129 (далее-ПП 129), которым внесены изменения в Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг (далее-ЖКУ) собственникам жилья в многоквартирных домах (далее-МКД) и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года (далее-Правила 354), а также в Постановление Правительства № 306 от 23 мая 2006 года в части регулирования стоимости горячего водоснабжения (далее-ГВС)

при использовании двухкомпонентных тарифов.

Данные изменения позволили разобраться с проблемой перевода двухкомпонентного тарифа в однокомпонентный, предусмотренный Правилами № 354 — для выставления потребителю в рублях за кубометр горячей воды. Новые формулы помогли в определении расхода теплоэнергии для подогрева ГВС, что позволило устанавливать теплосодержание кубометра горячей воды в соответствии с актуальными нормативно-правовыми актами вместо использования спорной цифры 0,06 Гкал/куб.метр.

В ПП 129 была указана обязанность органов государственной власти субъектов РФ об утверждении норматива потребления холодной воды с целью предоставления услуги по ГВС в жилых помещениях, а также норматив расхода теплоэнергии для подогрева холодной воды в срок не позднее 01 января 2018 года.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время у управляющих МКД имеется четкий механизм начисления платы с целью выставления корректных квитанций для оплаты потребителями. Однако судебная практика в России — неиссякаемый источник разрешения спорных моментов, которые вроде априори понятны и расписаны в НПА, но становятся камнем преткновения в сложившихся «добрых» отношениях управляющих организаций (далее-УО) с ресурсоснабжающими организациями (далее-РСО).

11 июля 2018 года Верховный суд РФ вынес любопытное определение по делу № 305-ЭС18-3486. РСО просила взыскать с абонента (УО) задолженность и пени по договорам на отпуск горячей воды и теплоснабжения. Разногласия между двумя компаниями возникли из-за разных методик исчисления объёма горячей воды. РСО применяла повышающий коэффициент, так как в доме, из-за которого возник спор, не был установлен общедомовой счётчик. УО применяла двухкомпонентный норматив на подогрев воды и настаивала на том, что количество горячей воды должно рассчитываться исходя из норматива расхода теплоэнергии, использованной на подогрев воды, а при таком методе расчёта не имеет значения, установлен ли на доме общедомовой счётчик горячей воды.

Суды апелляционной и кассационной инстанции встали на сторону РСО, что и явилось причиной обращения УО в Верховный суд РФ, который отменил принятые по делу судебные акты в части взыскания задолженности по договору на отпуск горячей воды и дело в отмененной части направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку у судов нижестоящих инстанций отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе по следующим основаниям:

«…Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 329-333, 539, 542, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, и исходили из доказанности материалами дела задолженности компании по оплате горячей воды и тепловой энергии, указав на несоблюдение обществом претензионного порядка в отношении задолженности за декабрь 2016 года.

При этом, отклоняя довод апелляционной жалобы компании о том, что при расчетах за горячую воду по двухкомпонентному тарифу количество тепловой энергии, используемой на подогрев воды, должно исчисляться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, суд апелляционной инстанции, выводы которого оставлены без изменения судом округа, сослался на пункт 1 статьи 19 Закона о теплоснабжении, в силу которого определение количества тепловой энергии (теплоносителя) расчетным путем допускается только в случае отсутствия приборов учета, отказав в перерасчете объема потребленной по договору № В 14/16 тепловой энергии.

Между тем судами не учтено следующее.

В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (далее — МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.

Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Поскольку компания ссылалась на необходимость расчета количества тепловой энергии, использованной на подогрев воды по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, у судов отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в МКД в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.

Ввиду того, что судами первой и апелляционной инстанций допущено существенное нарушение законодательства, регулирующего порядок определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в МКД в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, а судом округа эти нарушения не исправлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части удовлетворения иска об оплате горячей воды и пеней по договору № В 14/16 от 01.09.2016…»

Учитывая вышеизложенное, Верховный суд РФ в споре между УО и РСО суд встал на сторону УО и разъяснил, что РСО должна использовать двухкомпонентный тариф при расчёте объёма горячей воды. Применимый РСО «закон — что дышло: куда повернёшь-туда и вышло» в данном случае судебного подтверждения в высшей инстанции не нашёл.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.

Одинаковые разные цены: недостаток двухкомпонентного тарифа

Тарифы на коммунальные услуги населению устанавливают региональные комиссии. Точно так же, по тарифам, исполнители (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.) должны рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями – если конечными потребителями являются граждане. Но тарифы на подогрев горячей воды не всегда учитывают инженерные особенности многоэтажек. В результате в некоторых регионах, в том числе в Московской области, сложилась ситуация, когда управляющие компании должны платить больше, чем получают от жителей за тот же ресурс. Почему сложилась такая ситуация, что о ней думают прокуратуры и суды, какие есть способы решить проблему, рассказал юрист МКА «Арбат» Сергей Сергеев.

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Стоимость одного кубического метра горячей воды перестала быть единой в 2012 году: 8 ноября 2012 года Правительство ввело двухкомпонентный тариф на горячую воду при закрытой и открытой системах горячего водоснабжения (постановление от 08 ноября 2012 №1149). А14 февраля 2015 года постановлением № 129 оно внесло изменения в Правила установления и определения нормативов коммунальных услуг (постановление № 306 от 23 мая 2006 года) и Правила предоставления коммунальных услуг (постановление № 354 от 06 мая 2011 года).

Такой двухкомпонентный тариф с недавних пор действует во многих регионах страны, в том числе в Московской области. В результате в настоящее время стоимость одного кубометра горячей воды устанавливается исходя из двух компонентов:

  • компонента на холодную воду;
  • компонента на тепловую энергию, затраченную на её подогрев.

Количество холодной воды определяется по показаниям прибора учета и исчисляется в кубометрах. А чтобы рассчитать второй показатель, тепловую энергию, нужно умножить объем воды, рассчитанный по показаниям приборов учета, на утвержденный норматив расхода тепловой энергии на подогрев.

По мнению многих представителей отраслевого сообщества, этот способ расчетов экономически более обоснован. Единый тариф на горячую воду не учитывал фактическую температуру горячей воды, поступающей в квартиры. Как правило, регуляторы закладывали в тариф максимальные показатели, а жильцы получали чуть теплую воду, которую приходилось оплачивать по полной.

Теплые полы и полотенцесушители: откуда перерасход

Но управляющим организациям, которые используют такую систему расчетов, пришлось столкнуться с другой неожиданной проблемой. Нормативы расхода тепловой энергии не всегда учитывали особенности инженерных систем домов. Поэтому плата за нее по нормативам оказалась меньше, чем по общедомовым счетчикам. А это значило, что собственники должны были заплатить за нее управляющей компании меньше, чем она сама – ресурсоснабжающей организации (РСО).

В частности, эта проблема возникла в тех многоэтажках, где тепловая энергия расходуется на подогрев воды в полотенцесушителях, теплых полах или другом подобном оборудовании. В этих домах горячая вода постоянно циркулирует по системе и не остывает благодаря периодическому подогреву. При этом закон не позволяет выставить собственникам счета за этот дополнительный подогрев, ведь это возможно только по утвержденным нормативам потребления.

В итоге у  управляющей организации растет долг перед РСО, поскольку собрать денежные средства с собственников не представляется возможным, в результате чего РСО неминуемо обращается в суд с иском о взыскании.

По закону или справедливости

Судебная практика здесь противоречива. Прокуратура, как правило, становится на сторону жильцов, а судебные органы в большинстве случаев разделяет точку зрения РСО, в результате чего страдают управляющие организации.

Однако есть примеры, когда суд принимает позицию управляющей организации и отказывает РСО во взыскании, поскольку исполнитель коммунальных услуг не может нести обязательства в большем размере, чем обязательства всех собственников в совокупности. Данной позиции, в частности, придерживается и Правительство Московской области. Так, Министр жилищно-коммунального хозяйства Московской области Евгений Хромушин в письме от 09 января 2017 года № 11Исх-1 указал, что размер платежа, который уплачивает исполнитель коммунальных услуг в пользу ресурсоснабжающей организации, не может превышать норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды. А значит, показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию для горячего водоснабжения, не учитываются в расчетах ни с потребителями, ни с ресурсоснабжающими организациями. Обосновывая свою точку зрения, министр сослался на судебное дело № А41-18008/2016,  где Арбитражный суд Московской области отказал РСО во взыскании с  управляющей организации задолженности, возникшей в результате разницы в порядке расчетов. С таким решением согласилась кассация.

Мнение Верховного суда и последствия

15 августа 2017 года ВС вынес определение № 305-ЭС17-8232 по делу № А41-27683/2016, в котором он согласился, что необходимо применять норматив потребления, а не показания прибора учета. Таким образом, ВС по сути воспользовался правовой неопределенностью и самоустранился от разрешения проблемы по существу. «Вторая кассация» ограничилась ссылкой на то, что объектом спора является «тепловая энергия на подогрев воды». Кроме того, ВС отметил, что это не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ. Он предусматривает определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета и только при их отсутствии допускает применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия как «коммунальная услуга» законом не предусмотрена. Поэтому с этим применять можно только правила № 354 и рассчитывать объем так же, как рассчитывают его жителям, не обращая внимания на то, что фактически потребленная тепловая энергия остается не \оплаченной.

В результате РСО будет вынуждена нести убытки, пока в Правилах № 124 прямо не пропишут порядок расчета тепловой энергии, потребленной при подогреве холодной воды при использовании двухкомпонентного тарифа или не внесут её в список коммунальных услуг, установленный Правилами № 354.

При этом, по моему мнению, такая трактовка законодательства противоречит как нормам Гражданского кодекса, который обязывает платить за фактически потребленную энергию, так и правилам, обязательным для заключения договоров с РСО, по которым расчет потребленного ресурса ведется по показаниям общедомового счетчика (при его наличии).

Чтобы покрыть разницу между платежами жильцов и управляющих компаний, некоторые УК ввели так называемый «циркуляционный сбор». Они провели кропотливую разъяснительную работу с собственниками и убедили их оплачивать эту разницу. Но обычно добиться понимания жильцов сложно, и УК терпят в этом неудачу. Другой вариант – добиться установки экономически более обоснованного норматива с учетом характеристик конкретных многоквартирных домов. Путь сложный и тернистый, но представляется более логичным.

Об особенностях рассчета платы за горячую воду при применении двухкомпонентного тарифа

В связи с многочисленными обращениями, мы решили подробно разъяснить, почему горячая вода в платежках отображена двумя строчками, и откуда взяты странные цифры о расходе тепловой энергии на приготовление горячей воды.

14 февраля 2015 года было опубликовано Постановление Правительства РФ № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду». Этим постановлением были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов коммунальных услуг (Постановление № 306 от 23.05.2006) и Правила предоставления коммунальных услуг (Постановление № 354 от 06.05.2011).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за горячую воду определяется по формуле:

То есть, горячая вода состоит из двух компонентов:

— Это холодная вода, затраченная на приготовление горячей. Стоимость ее определяется как произведение объема потребленной горячей воды на утвержденный тариф на горячую воду.

— Тепловая энергия, затраченная на приготовление горячей воды. Стоимость ее определяется как произведение объема тепловой энергии затраченной на подогрев горячей воды на утвержденный тариф на тепловую энергию.

Цифры, описывающие стоимость этих двух компонентов мы и видим в наших платежках:

Если в квартире нет индивидуального прибора учета горячей воды, то во всех этих формулах потребленный объем горячей воды заменяется на утвержденный норматив потребления горячей воды, помноженный на количество проживающих.

И если с количеством затраченной воды все понятно, так как это те цифры, которые показал нам счетчик. То с количеством тепловой энергии для простого собственника все не так понятно.

Количество тепловой энергии, затраченной на приготовление горячей воды, считается как произведение количества потребленной горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на приготовление горячей воды:

Согласно пункту 32 Постановления № 306 от 23.05.2006, введенному Постановлением № 129 от 14.02.2015, норматив расхода тепловой энергии, используемой на приготовление горячей воды устанавливается уполномоченным органом исходя из конструктивных особенностей системы горячего водоснабжения дома.

Так как этот норматив в Красноярском крае не установлен, управляющие организации определяют его самостоятельно расчетным методом согласно все тому же 306 постановлению по формуле:

Где с – удельная теплоемкость воды, равная 1х10-6 Гкал/(кг х оС).

Р – плотность воды, определяемая по таблице в зависимости от температуры горячей воды и давления в системе горячего водоснабжения.

[accordion] [accordion_item title=’Плотность’]

Фактически по таблице, приведенной в постановлении, плотность зависит только от температуры.

[/accordion_item] [accordion_item title=’Что бы посмотреть таблицу, из которой берется значение плотности, нажми сюда:’]
Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)Температура воды (°C)Плотность воды (кг/м3)
5100029996,0253986,62
6999,9930995,7154986,14
7999,9631995,4155985,65
8999,9132995,0956985,16
9999,8533994,7657984,66
10999,7734994,4358984,16
11999,6835994,0859983,64
12999,5836993,7360983,13
13999,4637993,3761982,6
14999,333899362982,07
15999,1939992,6363981,54
16999,0340992,2564981
17998,8641991,8665980,45
18998,6842991,4666979,9
19998,4943991,0567979,34
20998,2944990,6468978,78
21998,0845990,2269978,21
22997,8646989,870977,63
23997,6247989,3671977,05
24997,3848988,9272976,47
25997,1349988,4773975,88
26996,8650988,0274975,28
27996,5951987,5675974,68;
28996,3152987,09
[/accordion_item] [/accordion]

Температура горячей воды по 306 постановлению определяется исходя из СанПиН 2.1.4.2496-09 и составляет обычно 60 — 65 градусов. Ряд управляющих организаций при расчете используют максимальную планку в 75 градусов, установленную СанПиН, что по нашему мнению недопустимо и приводит к необоснованному завышению платы.

Ктпотери тепла – коэффициент потери тепла. Определяется по таблице в зависимости от конструктивного исполнения системы горячего водоснабжения:

Система горячего водоснабжения

Коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения

С наружной сетью горячего водоснабжения

Без наружной сети горячего водоснабжения.

С изолированными стояками:

— с полотенцесушителями

0,25

0,2

— без полотенцесушителей

0,15

0,1

С неизолированными стояками

— с полотенцесушителями

0,35

0,3

— без полотенцесушителей

0,25

0,2

В среднем норматив расхода тепловой энергии колеблется от 0,06 до 0,065 гигакалорий на метр кубический горячей воды. Кстати, изоляция стояков обходится не так дорого, а экономию дает ощутимую.

В случае, если приготовление горячей воды в ИТП производится не только в отопительный период, либо установлен отдельный счетчик тепла на горячую воду, норматив расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды можно рассчитать методом аналогов. В этом случае он равен общему количеству тепла, затраченному на подогрев воды в заданный период и измеренному счетчиком, поделенному на сумму показаний всех индивидуальных счетчиков расхода горячей воды за тот же период. Но на практике так считают крайне редко.

Заключение

Теперь вы можете проверить насколько правильно управляющая компания начисляет вам плату за горячее водоснабжение. Оставайтесь с нами.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

О порядке применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду

В связи с обращениями граждан и исполнителей коммунальных услуг по вопросам, связанным с порядком оплаты коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме с применением двухкомпонентного тарифа для потребителей, являющихся собственниками (арендаторами) нежилых помещений, сообщаем следующее.

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом (вариант 1), позволяющего определить количество горячей воды в м3 и количество тепловой энергии в Гкал, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей, расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Количество горячей воды в i-м жилом или нежилом помещении м3i определяется по внутриквартирному прибору учета, а при его отсутствии — по нормативу потребления для жилых помещений или расчетным методом в порядке, предусмотренном законодательством, для нежилых помещений.

Количество тепловой энергии, используемой для приготовления горячей воды, рассчитывается исходя из соотношения показаний общедомового прибора учета на вводе в многоквартирный дом в Гкал и м3 — Гкал(общ)/м3(общ). Таким образом, количество тепловой энергии (Qi) на нужды горячего водоснабжения в нежилом помещении определяется:

Qi = м3i  ∙ Гкал(общ)/м3(общ).

При наличии прибора учета тепловой энергии на вводе в многоквартирный дом, позволяющего определить количество горячей воды в м3 и суммарное количество тепловой энергии, использованной на подогрев холодной воды для приготовления горячей и на отопление в Гкал (вариант 2), расчет с собственником, нанимателем или арендатором i-го помещения в многоквартирном доме целесообразно производить следующим образом.

Для определения объема тепловой энергии, отпущенной на цели горячего водоснабжения жилых и нежилых помещений, при наличии указанного прибора учета, рекомендуется исходить из количества тепловой энергии —  0,06 Гкал, расходуемого на приготовление 1 м3 горячей воды. Указанное соотношение  (Гкал/ м3) может применяться при соблюдении температуры горячей воды в местах водоразбора в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и Санитарных правил и норм СанПиН 4723 88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации систем централизованного горячего водоснабжения», в соответствии с приказом Госстроя от 06.05.2000 № 105 «Об утверждении Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения».

При этом в межотопительный период рекомендуется производить расчеты, исходя из варианта 1.

Данные варианты расчета расхода тепловой энергии на приготовление горячей воды целесообразно применять до внесения соответствующих изменений в Правила предоставления коммунальных услуг.

Тарифы на коммунальные ресурсы, потребляемые в нежилых помещениях должны соответствовать тарифам, установленным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для группы «Прочие».

В России изменен порядок расчета тарифа за горячую воду

Правительством РФ принято разработанное ФАС России постановление, которое дополняет порядок формирования однокомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения. Документ наделяет губернатора региона или уполномоченный им орган правом решать, в каком виде (однокомпонентном или двухкомпонентном) в субъекте РФ будут устанавливаться тарифы.

Понятие «тариф на горячую воду» как на единый товар нигде в мире не применяется – чаще всего ее нагрев осуществляется прямо на объекте теплоснабжения. Но даже там, где практика централизованной подачи горячей воды все же существует, товаром выступает в первую очередь теплоноситель, подогревающий эту воду. Следуя мировому опыту, российские власти с 2013 г. ввели так называемый двухкомпонентный тариф на ГВС. Расчет платы здесь осуществляется исходя из таких составляющих: фактического объема использованной холодной воды, оплачиваемой по стандартному тарифу на холодную воду; фактического количества тепла, израсходованного для подогрева холодной воды. Оно оплачивается по отдельному тарифу.

Проще говоря, стоимость горячей воды в кране определяется ценами на холодную воду и тепловую энергию для ее подогрева. Объем потребленного ресурса определяется по счетчику горячей воды, а если он отсутствует – по общепринятому нормативу потребления. Плата за подогрев воды в коммунальных платежах рассчитывается по нормативу расхода тепла, использованного для подогрева. Теперь губернаторы регионов могут принимать решение об установлении на территории субъекта РФ однокомпонентного тарифа на горячую воду – фиксированной величины за единицу коммунального ресурса.

Новое постановление правительства определяет и правила расчета однокомпонентного тарифа, которые раньше регламентированы не были. Он будет устанавливаться органом регулирования тарифов в расчете на 1 кубический метр горячей воды и включать в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на его подогрев.

«Нововведения позволят устранить правовую неопределенность и вариативность толкования норм законодательства Российской Федерации, становясь очередным шагом по совершенствованию и систематизации установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги», – прокомментировал принятие постановления заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

 

Тариф на горячую воду в Томске стал зависим от конструкции системы ГВС

ТОМСК, 9 июл – РИА Томск. Областной департамент тарифного регулирования с 1 июля установил для абонентов «ТомскРТС» двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из стоимости теплоносителя и подогрева воды; он будет рассчитываться индивидуально для каждого дома в зависимости от конструкции системы горячего водоснабжения (ГВС), рассказал журналистам во вторник замгендиректора по энергосбытовой деятельности АО «ТомскРТС» Иван Ющенко.

Ранее сообщалось, что рост тарифов для потребителей Томска с 1 июля 2019 года будет колебаться в пределах от 2,5% до 15% в зависимости от вида услуг.

С полотенцесушителем и без

«Областной департамент тарифного регулирования с 1 июля установил для абонентов «ТомскРТС» двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из стоимости теплоносителя и подогрева воды.

© РИА Томск. Павел Стефанский Стоимость одного кубического метра горячей воды будет рассчитываться, исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды, индивидуально для каждого дома в зависимости от его конструктивных особенностей», – сообщил Ющенко на пресс-конференции в медиацентре РИА Томск.

Он пояснил, что до установления двухкомпонентного тарифа норматив на подогрев холодной воды для нужд ГВС был одинаковым для всех домов Томска. С введением новой методики расчета установлены разные нормативы для домов в зависимости от величины их теплопотребления, связанной с наличием или отсутствием возможности использовать систему горячего водоснабжения для обогрева помещения.

«Помещения, оснащенные полотенцесушителями, потребляют тепла больше, чем дома, не оборудованные ими. Полотенцесушитель служит дополнительным источником обогрева помещения. Новая методика расчета тарифа позволила вычленить из него компонент на подогрев воды и сделала его расчет более справедливым, поскольку жители домов, не оборудованных полотенцесушителями, будут платить за подогрев воды меньше», – пояснил Ющенко.

Он уточнил, что для домов, запитанных от централизованного теплоснабжения по открытой схеме, с изолированными стояками, без полотенцесушителей, тариф на подогрев 1 кубического метра горячей воды снизился на 5,9% – со 106,98 рубля до 100,68 рубля.

© Валерий Доронин, пресс-служба мэрии Томска Ющенко добавил, что для жителей домов, запитанных от централизованного теплоснабжения по открытой схеме, с изолированными стояками, оборудованных полотенцесушителями, тариф на подогрев 1 «куба» воды вырос на 2,7% – со 106,98 рубля до 109,85 рубля.

«В зависимости от наличия дополнительных технических характеристик в доме стоимость подогрева воды может незначительно отличаться от сумм, приведенных в качестве примера. Тариф на подогрев, действующий для конкретного дома, будет указан в платежном документе», – отметил представитель «ТомскРТС».

Разные схемы

По его словам, рост стоимости второго компонента тарифа зависит от схемы, по которой подается горячее водоснабжение.

Для домов, снабжающихся ГВС по открытой схеме, рост тарифа на теплоноситель составил 0,8%. А для домов, которые снабжаются ГВС по закрытой схеме от центрального теплового пункта (ЦТП), тариф на холодную воду, которую «ТомскРТС» покупает у «Томскводоканала», вырос на 15% в связи с ростом тарифа на холодное водоснабжение.

«Абонентам, чьи дома оснащены бойлерами и снабжаются ГВС по закрытой схеме, то есть получают холодную воду для подогрева напрямую от «Томскводоканала», хотелось бы напомнить, что они обязаны по-прежнему передавать показания счетчиков ГВС не только в «Томскводоканал», но и в «ТомскРТС» для корректного начисления платы за подогрев воды», – отметил Ющенко.

Он добавил, что подробнее о формировании тарифов для населения на 2019 год можно узнать на сайте департамента тарифного регулирования Томской области.

По вопросам, связанным с начислениями, по конкретным адресам абоненты «ТомскРТС» могут обращаться по телефону контакт-центра 75-00-75 или через раздел «Сообщения» в официальных группах компании в социальных медиа «ВКонтакте» и Facebook.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *