Как сэкономить на транспорте в путешествии: 4 способа
Разовый проезд на общественном транспорте в Европе в среднем стоит 140 Р. Это в 2,5 раза дороже, чем в Москве.
Игорь Степанов
экономит в путешествиях
Однажды в Германии я решил проехать одну остановку без оплаты. Как назло, именно в тот раз в вагон зашел кондуктор и попросил показать билет. Пришлось заплатить штраф 60 € (4430 Р). Чтобы вы не повторяли мой печальный опыт, расскажу о легальных способах экономить на транспорте.
Не покупать разовые билеты
Обычно короткие поездки в Европе стоят дороже, чем длительные. Например, в Берлине стандартный разовый билет стоит 2,80 € (204 Р), а суточный — 7 € (511 Р), в Милане — 2 € (147 Р) и 7 € (517 Р) соответственно. Чем дольше действует билет, тем дешевле стоит проезд.
Еще бывает групповой билет. В том же Берлине он выглядит как один билет на неограниченное число поездок для группы до 5 человек за 19,90 € (742 Р). Такой билет действует в течение суток.
Что посмотреть в Лондоне за один день
Чтобы сэкономить на проезде в Барселоне, советуем купить проездной Т10. Он стоит 10 € (732 Р) и дает право на 10 поездок на любых видах транспорта. Разовый проезд обойдется в 2 € (146 Р)Обычные автобусы могут заменить дорогие экскурсионные. Например, в Лондоне маршруты автобусов 9, 11, 15 и 24 охватывают почти все достопримечательности города. Билет на автобус по карточке Oyster стоит 1,50 £ (118 Р). По ней же можно прокатиться на речном трамвайчике за 7 £ (549 Р). Фото: Derks24 / PixabayБрать велосипед
Вариант экологичнее — передвигаться на городских велосипедах. Например, в Лондоне аренда на 24 часа обойдется в 2 £ (158 Р). Нужный сайт легко найти по запросу city bike + название города. Я советую ознакомиться с системой аренды и зарегистрироваться заранее, чтобы не терять время на месте.
Тем, кто приехал в путешествие больше чем на пару дней, может быть дешевле его купить. Например, в Амстердаме на рынке велосипед стоит 20 € (1476 Р). Обязательно просите чек: в Амстердаме постоянно воруют байки, и если по отъезду соберетесь его продать, а чека не будет, на рынке могут подумать, что вы его украли. За продажу можно выручить 15 € (1107 Р).
Рынки Амстердама на «Гугл-картах»
В большинстве европейских стран есть и интернет-барахолки, где можно купить подержанный велосипед за пару десятков евро, а в конце отпуска продать его в том же месте чуть дешевле. Самая известная барахолка — это «Ибэй». Мы рассказывали о нем в отдельной статье.
Вариант для бывалых велосипедистов — взять в путешествие свой велосипед. Для этого придется правильно упаковать его и доплатить за багаж.
Такие стоянки велосипедов уже трудно не встретить в крупных городах по всему миру. Фото: jensjunge / PixabayИскать промокоды
Прежде чем покупать билет на сайте транспортной компании, проверьте, есть ли скидки у перевозчика. Промокоды часто присылают на электронную почту за подписку на рассылку. Иногда скидки можно найти по запросам promocode, promo или deals + название компании.
В нашей рассылке нет промокодов
Но есть способы летать за копейки. Подпишитесь, и мы подарим 10 лучших статей об экономии в путешествии
Зимой 2018—2019 немецкие железные дороги Deutsche Bahn проводили акцию: из любой точки Германии можно было доехать до австрийского Тироля с полной горнолыжной экипировкой начиная от 29,90 € (2112 Р) прямым поездом. Это очень дешево. Обычно только по Германии билет на поезд стоит 43,30 € (3196 Р). Еще такие акции часто бывают у итальянских перевозчиков, например «Итало».
Узнать про шеринг самокатов, скутеров или машин
Шеринг — это краткосрочная аренда транспорта: электросамокатов, мопедов, автомобилей. Это работает так: скачиваете приложение, регистрируетесь и пользуетесь транспортом. Сервис может попросить паспорт и права.
Обычно каршеринг дешевле такси, и он доступен всегда. Например, вы прилетели поздно ночью, а общественный транспорт уже не ходит. Тут спасает каршеринг или скутершеринг.
Арендовать самокат можно во многих странах: Германии, Италии, Бельгии, Португалии, Венгрии, США и других.
В Мадриде много скутеров для шеринга. Необходимо иметь действующие права категории А, В, С или D. Цена скутера — 0,26 € (18,35 Р) в минуту. Если найти уже зарегистрированного человека и попросить у него промокод, то вы получите 30 бесплатных минут. Еще можно купить пакет: закинуть на счет определенное количество денег и получить за это бонус. В Мадриде за 10 € (706 Р) начисляют еще 11 € (776 Р).
В Америке можно арендовать самокат через сервис «Лифт»У него удобное приложение. Если поделитесь своим промокодом, получите скидку на поездкуШеринговый транспорт выделяется из всех машин фирменными цветами и надписями, поэтому его всегда легко найти. Фото: kenny2332 / PixabayЭкономия на транспорте — способы, чтобы экономить на проезде
Использование городского общественного транспорта сегодня стало недешевым удовольствием. Метрополитен, автобусы, троллейбусы, маршрутки и такси значительно упрощают жизнь современного горожанина, но в то же время отнимают существенную часть его доходов при частом использовании. Между тем стоимость проезда растет чуть ли не с каждым годом, в связи с чем, вопрос об экономии на транспорте остается актуальным для многих россиян.
Лучший брокер
Существует немало способов, которые позволяют сэкономить на проезде, но многие из них по тем или иным причинам могут быть применены только при определенных условиях. Мы же приведем несколько простых рекомендаций, как экономить на общественном транспорте и не потерять при этом ничего (например, не будут рассмотрены явно мошеннические схемы, применение которых приводит к административным или уголовным наказаниям), подходящих практически каждому россиянину, живущему даже в небольшом городе:
- Покупка проездных билетов. В тех случаях, когда возникает необходимость ежедневного использования общественного транспорта, особенно несколько раз в день, выгодным вариантом станет проездной билет. Если сложить стоимость отдельных билетов за месяц, купленных активным пользователем общественного транспорта, со стоимостью проездного билета, разница будет существенная. Останется только хранить его в надежном месте, так как его невозможно восстановить в случае потери.
- Использование транспортных карт помогает сэкономить деньги пассажирам метро и электропоездов. Транспортные карты заряжаются в кассе метрополитена и на железнодорожном вокзале. Они представлены в нескольких тарифах, из которых можно выбрать для себя наиболее подходящий. Есть безлимитные карты на год и карты с фиксированным количеством поездок.
- Некоторые организации оплачивают средства, затраченные на проезд своих сотрудников. Если такая возможность имеется, обязательно нужно пользоваться ей, так как это позволит сэкономить существенную сумму денег.
- В некоторых случаях в целях экономии можно воспользоваться попутным транспортом. Можно остановить машину и вежливо спросить, не может ли водитель подвезти до нужного места. Часто водители соглашаются взять попутчика бесплатно или за символическую плату.
- При необходимости воспользоваться услугами такси, лучше заказывать машину через приложение или по телефону. Таксисты, которые стоят возле вокзалов и в других общественных местах, как правило, берут за свои услуги немалые деньги.
- Отправляясь в дальнюю поездку, лучше выбрать билет эконом класса. Чаще всего пассажиры не замечают особой разницы между билетами эконом и бизнес класса. Тем более, если человеку нужно просто добраться до нужного места, а не оценивать высококачественный сервис.
- Покупать билеты на дальние поездки лучше заблаговременно. Особенно это касается авиабилетов, которые достигают своего пика стоимости в дату вылета рейса.
- Приобретать билеты на самолеты и автобусы лучше непосредственно у перевозчиков, так как посредники часто завышают цены.
- Во время ночных переездов на поезде в целях экономии можно отказаться от постельного белья и взять с собой небольшую простынь. Конечно, это доставит определенный дискомфорт, зато позволит сэкономить некоторую сумму денег. Также стоит подумать над тем, чтобы взять в поезд термос с чаем, а не покупать напитки непосредственно в вагоне.
- Для поездок на близкие расстояния (в пределах 5-10км) можно использовать велосипед или вовсе пройтись пешком. В результате можно не только сэкономить материальные средства, но и улучшить свое здоровье.
Перечисленные выше советы, как экономить на общественном транспорте, кажутся вполне очевидными, но почему-то многие часто пренебрегают ими. А между тем, использование этих рекомендаций обеспечит хорошую экономию на транспорте.
Оставь отзыв. Для формирования рейтингаКак экономить на транспорте в путешествии?
Зачастую на транспортные расходы приходится немалая часть денег, отложенных на отпуск. Но есть методы, позволяющие экономить на транспорте в путешествии.
Дешевое путешествие требует планового подхода
Важный момент в деле экономии на транспортных расходах связан с умением планировать предстоящий отдых. Необходимо четко знать, куда вы хотите поехать, что там увидеть и какое время на это затратить. Целесообразно изучить список экскурсий, различных мероприятий и проанализировать, как и куда лучше добраться из отеля, в котором вы планируете остановиться. Это избавит от поисков автовокзалов, метро, от очередей за билетами. В результате не будет потеряно время на лишнюю суету.
Очень часто перевозчики от различных железнодорожных компаний до авиационных фирм предлагают пассажирам скидки или акции на приобретение билетов. Чтобы быть в курсе ценовой политики компаний-перевозчиков, можно использовать специальные приложения для мобильных телефонов.
Покупка билетов
Билеты на перелеты и переезды бронируйте заранее. Необходимо следить за ситуацией на рынке, использовать праздничные и сезонные распродажи. Если есть возможность, то лучше пользоваться лоукостерами – бюджетными авиационными компаниями, у которых за счет экономии на предоставлении различных бесплатных услуг (питании, норме бесплатного багажа) цена на билеты ниже.
Более дешевые проездные талоны обычно покупаются онлайн. Можно использовать поисковики билетов на самолеты по всем авиационным компаниям, например Aviasales. В России это наиболее крупная поисковая система для авиабилетов. Также могут быть полезными кобрендовые карты, которые выпускают известные банки совместно с “Аэрофлотом”. Они позволяют получить скидку при покупке билетов на самолет.
Багаж должен соответствовать продолжительности путешествия. Опытный турист старается ездить налегке. При пользовании лоукостерами в стоимости билета учитывается лишь ручная кладь, а за чемодан предусмотрена отдельная плата. Целесообразно ездить только с небольшой сумкой или рюкзаком и не сдавать вещи в багаж.
Как использовать транспортную инфраструктуру
Деньги, потраченные на билеты, следует использовать с полной отдачей. Для этого не надо забывать о транспортной инфраструктуре (железнодорожные, автомобильные вокзалы и аэропорты). Здесь можно переночевать в день прибытия или отбытия, что позволит сэкономить на отеле.
Немалые расходы приходятся на передвижение по городу. Такси можно сразу отбросить. В основном следует использовать городской транспорт. На него можно купить дешевые проездные билеты.
Более экономична краткосрочная аренда (шеринг) велосипедов, самокатов или скутеров. Особенно это касается небольших стран (например, Дании). Можно купить велосипед, а потом продать его чуть дешевле. В некоторых странах не проблема взять в аренду на короткий срок самокат или скутер. Это обойдется дешевле, чем такси или городской транспорт.
Путешествовать по стране можно и с помощью автостопа. Это более экстремальный метод (зачастую с приключениями). Но при таком способе нужно учитывать несколько нюансов:
- Нужно иметь карту маршрута, по которому планируется ехать. На водителей особо рассчитывать не стоит, вы должны сами четко знать, куда и как путешествовать.
- Хорошо знать расположение заправок, где можно поесть и пересесть на другой автомобиль.
- Иметь при себе спальные вещи.
- Желательно владеть языком страны, по которой совершается путешествие. Водители попутных автомобилей часто хотят иметь собеседника. Да и договориться с водителем проще.
Вместе – дешевле, по отдельности – дороже
Групповые туристические поездки значительно сокращают расходы, в т.ч. и на транспорт. Поэтому целесообразнее брать в аренду автобус, чтобы вместе с другими съездить в какой-либо город. Расходы придутся на всех, и это будет выгодно каждому. Некоторые авиакомпании дешевле продают билеты, если они покупаются оптом.
Указанные методы удешевления транспортных расходов не исчерпывают возможностей экономии при путешествии. Вы сами можете придумать какой-либо новый и необычный способ.
Как сэкономить на транспорте в путешествии
Путешествия — один из китов разнообразной и интересной жизни
Данная статья предложит несколько испытанных способов сэкономить на транспорте во время путешествия и освободить деньги под более увлекательные приобретения.
1) Планируйте
Залог экономии – четко спланированный маршрут. Заранее просмотрите список мероприятий и экскурсий, определите расстояние от своего отеля до ближайших достопримечательностей и постарайтесь забронировать услуги перевозчика/приобрести билеты минимум за месяц до поездки.
Метания в поисках метро и простаивание очередей за проездным, конечно, познакомят вас с культурой другой страны, однако драгоценное время будет упущено.
2) Ищите скидки, ловите момент и пользуйтесь технологиями
Каждый перевозчик – от РЖД до авиакомпаний – время от времени предлагает пассажирам специальные акции. Главная задача путешественника – поймать момент и использовать наиболее выгодное предложение.
Коль скоро мы живем в 21-м веке, за акциями можно следить с помощью телефонных приложений. А при перелетах вместо живой покупки часто бывает выгоднее купить авиабилеты онлайн: такой способ банально сэкономит труд работников турфирмы, а вы будете награждены скидкой.
3) Экономьте на багаже
Умный турист путешествует налегке. Не превышайте ограничения по весу для ручной клади и не сдавайте вещи в багаж. Взяв с собой только рюкзак с самым необходимым, вы сэкономите и время, и деньги.
4) Пользуйтесь транспортной инфраструктурой по максимуму
Если вы хотите получить полную отдачу от своих денег, не забывайте, что транспорт – это не только средства передвижения, но и вполне обитаемые объекты. Можно сэкономить на отеле, ночуя в аэропорте в ночь после прилета либо перед отправлением домой.
5) Аренда велосипеда вместо общественного транспорта
Если вам повезло проводить отпуск в относительно компактной стране, такой как Англия или Дания, или все ваши маршруты ограничиваются масштабом пары районов, воспользуйтесь услугой по аренде велосипеда.
Отпуск пройдет продуктивно, а крутя педали вы устанете не сильнее, чем в метро или автобусе в час-пик.
6) Автостоп
Если вы решили посетить несколько городов за раз и не боитесь усталости и приключений, попробуйте набиться в попутчики проезжающему мимо автомобилю. Экономия гарантирована. Более безопасный вариант – совместная автомобильная поездка – уже потребует затрат, однако может обойтись дешевле других способов передвижения между городами.
7) Групповые туры
С момента возникновения человечества правило «чем больше людей, тем выше вероятность выжить» работало на ура. Один из принципов экономного отдыха звучит примерно так же. Поскольку некоторые турфирмы дают скидку при заказе группового тура, транспортные расходы также будут значительно снижены.
Компания ООО «Интернешнл Бизнес Солюшенс»
Россия, Москва, 5-я Магистральная, 14/1.
ОГРН 1117746827329
На правах рекламы
инструкция для молодых и смелых
Иногда денег не то чтобы мало, а нет совсем. По моему опыту, порой путешествовать бывает дешевле, чем зимовать в Москве.
Анна Ефремова
студентка, объездила 25 стран
Я молода, здорова и небогата. Студенткой я побывала в Италии, Франции, Люксембурге, Германии, Чехии, Португалии, Бельгии, Голландии и в других странах, которые принято считать дорогими. В поездках я экономлю на переездах, ночлеге, еде, воде и музеях.
Эта статья — не исчерпывающий источник советов о путешествиях. Это личный опыт, который будет полезен тем, кто отказывает себе в поездках, не разобравшись, сколько они могут стоить. А еще тем, кто готов пожертвовать комфортом ради впечатлений.
Перелет
Авиаперелет, по моему опыту, — самая большая трата в любом путешествии. Я и сама не раз переплачивала, не разобравшись в ценах.
Что нужно знать о лоукостерах
Сейчас я покупаю авиабилеты за 2—3 месяца до вылета, не выбираю место за дополнительную плату, не включаю в цену страховку на время полета и не беру с собой больше 10 кг зарегистрированного багажа, поэтому получается бюджетно.
Из России я часто летаю «Победой», потому что у нее самые дешевые билеты. В перелетах по Европе выбираю лоукостер «Райнэйр». Каждую зиму провожу в Индии, там летаю внутри страны недорогим перевозчиком «Инди-го». В Индии больше 100 аэропортов и очень развито внутреннее авиасообщение. Билет из Чандигара в Мадурай, а это 2800 км через всю страну, этой зимой стоил мне около 4000 Р.
Я отписалась от акций авиакомпаний, так как за много лет не получила от них никакой реальной пользы. Теперь просто мониторю сайты по продаже авиабилетов за 2—3 месяца до вылета и ищу выгодные предложения
Чаще всего я составляю сложный маршрут «автобус-самолет» или «поезд-лоукостер». Подробно я написала об этом в статье «Как дешево добраться в Европу». Мне нравится ехать долго и делать пересадки в незнакомых городах — это украшает путешествие, а иногда становится его лучшей частью.
Например, однажды я добралась из Москвы в Милан за 2650 Р. Я доехала на поезде до Вильнюса за 1250 Р, бесплатно переночевала у молодой пары каучсерферов и за 1400 Р улетела в Италию самолетом «Райнэйра». В итоге еще и завела близких друзей, которых теперь иногда навещаю.
Когда есть возможность, я лечу в Европу рейсами «Тюркиш-эйрлайнс» с двумя 24-часовыми пересадками в Стамбуле. За билет до европейской столицы и обратно я плачу около 14 000 Р, а в подарок получаю два дня в Стамбуле. За сутки я успеваю обойти пешком исторический центр, съесть знаменитый «мокрый» бургер на площади Таксим, встретиться со старыми друзьями, завести новых знакомых, 4 раза выпить чаю, покататься по проливу Босфор на пароме, купить домой турецких сладостей и розовой воды и поспать в аэропорту.
Жизнь в Стамбуле
Дорога из аэропорта
Из любого аэропорта обычно нужно как-то добраться в город. Я иду на сайт аэропорта и читаю, каким общественным транспортом можно доехать до ближайших городов.
Обычно на сайте любого аэропорта всегда есть схема остановок, расписание автобусов и поездов, стоимость проезда.
Как добраться в Москву на автобусе из аэропорта ВнуковоНа сайте миланского аэропорта Мальпенса перечислены автобусы, которые едут туда с центрального вокзала. Цена — от 8 €, билет покупают у водителя. На том же сайте описано, как добраться в аэропорт поездом и на машинеВ Москве из Шереметьево и Внуково я всегда еду домой на рейсовых автобусах по карте «Тройка». Из Домодедово добираюсь на обычном автобусе за 120 Р.
В Стамбуле из аэропорта Ататюрка можно сразу спуститься в метро. Жетон стоит 4 лиры (около 60 Р). Чтобы добраться до центра города, придется купить два жетона. Для сравнения: такси будет стоить 60—70 лир (900—1050 Р), по информации сайта The Istanbul Insider за 2017 год.
В Париж большинство рейсов из России прилетают в аэропорт Шарль Де Голль. Там я сажусь на линию В пригородных поездов RER и плачу 10 € (728 Р) за билет до Северного вокзала (Гар-дю-Нор). На вокзале по тому же билету пересаживаюсь на парижское метро и еду, куда мне надо. Автобус из аэропорта до площади Гранд-опера стоит 12 € (873 Р), а такси — 50—55 € (3639—4002.9 Р).
В Риге между аэропортом и центром города ходит автобус № 22, ехать примерно 15 минут — город очень маленький. Я заранее покупаю билет в газетном ларьке за 1,15 € (84 Р), потому что у водителя он стоит 2 € (146 Р). При желании из аэропорта до центра Риги можно добраться и пешком, идти всего 9 км.
В Вильнюсе в аэропорт я хожу пешком. От вокзала до него всего 6 км. Однажды пришлось доехать на поезде — он стоит 70 центов и идет 7 минут.
Гугл считает, что пешком дорога до аэропорта в Вильнюсе займет 1 час 14 минут, но в хорошую погоду я трачу на это меньше часа, если идти быстрым шагомПереезды внутри страны
На автобусах. В Европе дешево передвигаться на автобусах. Больше всего маршрутов у компании «Фликс-бас». Билет из Берлина в Мюнхен стоит 10 € (728 Р), из Милана в Рим — 14 € (1019 Р), из Парижа в Бордо — 10 € (728 Р).
Я училась в Германии в маленьком городе Трир. Из России туда я добиралась так: прилетала в Люксембург и на автобусе «Фликс-бас» за 9 € (655 Р) доезжала до городка, где находился мой университет. Получалось дешевле, чем лететь во Франкфурт и ехать на автобусе за 17 € (1237 Р) или на поезде за 20 € (1456 Р).
На автобусах «Фликс-бас» из Милана в Геную можно доехать за 10 €На поездах. Выбирая вид транспорта, я учитываю специфику страны. Поезда в Европе дорогие: билет на поезд Генуя — Милан (150 км, в пути 2 часа) стоит от 13,45 € (979 Р), а на поезд Франкфурт — Кельн (170 км, в пути час) цены начинаются с 35,90 € (2613 Р). В Европе между городами дешевле ездить на автобусах или «Блаблакаре».
В Индии поезда, наоборот, самый экономичный транспорт. Билет на сидячее место из Ришикеша в Патанкот стоит 145 рупий (130 Р). Расстояние между этими городами — 450 км, поезд идет 11 часов. Из Мумбая в Удайпур (760 км) я ехала за 250 рупий (230 Р) на полке плацкартного вагона. Вся Индия ездит на поездах, поэтому 35 часов в поезде Гвалиор — Гоа познакомили меня с этой страной лучше, чем заранее изученная литература о местной культуре.
Сидячий вагон 2-го класса в индийском поезде. Здесь я ехала 9 часов. На окнах нет стекол, а снаружи жарит солнце, дует ветер и воняет мусоромПриехав в страну, я каждый раз уточняю у местных жителей, как можно добраться из пункта А в пункт Б, и почти всегда нахожу дешевые альтернативы.
Два года назад я была на Байкале и решила проехать по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Летом турфирмы предлагают билеты на поезд от 3300 Р гражданам РФ и от 4600 Р — иностранцам. Но по тому же маршруту ходит мало кому известная электричка «Матаня». Билет стоит 100 Р за все 89 км КБЖД.
Дополнительно надо оплатить багаж — 400 РКругобайкальская железная дорога — инженерное произведение искусства. По ней можно пройти пешком, а можно проехать на поездеАвтостоп. Бесплатный способ передвигаться один — автостоп. Существуют сайты в помощь автостопщикам, мой любимый — Hitchwiki.org. В разделе Where to Hitchhike подробно объясняют, как выбрать подходящее место, а на карте отмечены опробованные другими «точки». Выехать из больших городов сложнее всего, и этот сайт много раз выручал, подсказывая, где меня подберут с большей вероятностью.
Карта выездов из Милана с комментариями автостопщиков. Зелеными точками обозначены удачные места для автостопа, а красными — неудачныеЕще есть приложение для смартфона Hitchhiking Maps. Там указаны 18 420 точек для автостопа в Европе. Каждое место я изучаю в режиме просмотра улиц, там же указано среднее время ожидания машины, есть комментарии путешественников и сравнительный рейтинг. Бывают зеленые, желтые и красные точки.
Пример удачного и неудачного места: на основе рейтинга, комментариев и среднего времени ожиданияНа «Блаблакаре». Я часто пользуюсь сайтом Blablacar.com. Обычно это самый дешевый способ добраться из одного города в другой, но не самый надежный. Водитель может взять и не приехать в назначенное время.
Я договариваюсь с водителем в сообщениях и отдаю ему деньги наличными. Бывает, что на сайте указывают одну цену, а в переписке называют другую — в 3 раза выше. Тогда я просто ищу другую машину.
«Блаблакар»: как пользоваться
Иногда я пользуюсь группами во Вконтакте вроде «Подвезу бесплатно!» или «Попутчики — бла-го-кар», где водители (в основном дальнобойщики) выкладывают свои маршруты и называют количество свободных мест в машине. Это такой «спланированный автостоп»: всё бесплатно, но безопасность поездки мне никто не гарантирует.
Условия оплаты описаны на официальном сайте «Блаблакар»Правила безопасности в сообществе по поиску попутчиков во ВконтактеЖилье
Мой профиль на «Каучсерфинге»Бесплатно, но подрабатывая. В Европе и России можно искать жилье в обмен на работу: например, жить в хостеле и за это помогать в уборке или административных делах. Хостелы в Петербурге иногда предлагают жить в 8-местном номере и работать на ресепшене, например, 2 дня в неделю.
В группе «Гудсерфинг» во Вконтакте часто зовут пожить в хостелах и на волонтерских проектахВакансии в Европе можно найти на сайтах hosteltraveljobs.com и workaway.info. Я зарегистрирована на сайте Working Traveller, где путешественники ищут подработку во время долгих поездок. Сама я так пока не пробовала.
Пример вакансии в пражском хостеле на сайте hosteltraveljobs.com. В обязанности входит подготовка завтрака, уборка, работа на ресепшене и помощь в организации развлечений для гостей. Просят выслать короткое письмо и недавнее фотоБесплатно волонтером. На волонтерском проекте со всего мира собираются люди, которые ничего не умеют делать, но очень хотят кому-нибудь помочь. Я строила каменную стену вокруг кельтского кладбища на атлантическом побережье Франции и расчищала горные тропы в Италии.
Как бесплатно жить за границей
Оба проекта длились по несколько недель. Нас разместили в местных школах и кормили, как только умеют кормить французы и итальянцы. Я ничего не платила за участие, кроме взноса в 5000 Р российской организации World4U — через нее я искала международные волонтерские проекты.
Сайты волонтерских проектов:
world4u.ru
dobrovolets.ru
helpx.net
Бесплатно в «Доме для всех». Клуб путешественников «Академия вольных путешествий» с 2006 года организует в разных странах мира проект «Дом для всех». Условия такие: один путешественник снимает жилье на долгий срок в каком-то городе мира и приглашает всех, кто поместится, приезжать и жить там бесплатно.
Как устроен «Дом для всех»
«Есть правила: не мешай, а по возможности помогай — мой посуду, не шуми ночью, делай уборку, делись своим опытом, приноси недорогую еду и помогай в ее готовке. При желании поддержи проект рублем.
Маша Михалёва
Жила в «доме для всех» в Марракеше
Дом в Марракеше был открыт зимой 2016—2017 года, за пару месяцев здесь остановилось около ста человек. Ночевать нужно было на полу в собственном спальнике. Иногда в «Доме» есть фримаркет — место, где другие путешественники оставляют ненужные им вещи, которые можно взять. Там я нашла себе пенку для будущей поездки по стране».
Кухня «Дома для всех» в Марракеше, декабрь 2016 года, фото с официальной страницы проекта во ВконтактеБесплатно в храме. В Индии в поисках ночлега однажды я оказалась в сикхском храме — «гурудваре». Там можно бесплатно поставить палатку или даже попросить переночевать в комнате. Свободные комнаты есть почти всегда, оставаться там можно сколько угодно, платить за это никто не просит — можно сделать пожертвование храму в качестве благодарности.
Сикхские храмы есть почти в любом крупном индийском городе, больше всего их на севере страны.
Сикхские храмы, или гурудвары, почти всегда построены из белого мрамораВ Европе церкви — тоже выход: например, в Италии мне несколько раз разрешали поставить палатку в церковном саду. Пришлось стучать в дверь церкви и просить об этом, потому что вся остальная земля частная, и просто так на ней палатку не разобьешь. Церкви есть практически во всех европейских городах. Лучше искать ту, что подальше от центра.
В России мы ставим палатку в лесу, в деревнях, на пляже, в поле и в горах, не спрашивая ни у кого разрешения. На Балканах порядки те же — можно не бояться разбить палатку на берегу озера или реки. В Центральной Европе тоже можно попробовать, если это густой лес далеко от дорог, но официально установка палаток запрещена.
В Боснии я разбила маленький лагерь на берегу озера, которого нет на картахВ индийском ашраме. В Индии я часто останавливаюсь в «ашрамах» — это такие «приюты медитации» вдали от городов, где индийцы и иностранцы занимаются духовными практиками и соблюдают определенный распорядок дня. Изначально ашрам — это место, где за постой просят не деньги, а помощь: подмести в саду, приготовить еду, помыть пол в храме.
Сейчас в Индии есть как бесплатные ашрамы, так и те, где просят от 20 до 1500 рупий за сутки (от 18 до 1350 Р). В цену входит место для сна, обед и ужин, вода и иногда занятия йогой.
Комната на троих в ашраме в Хайдакане (мы жили вдвоем)Этот вариант подойдет тем, кто хорошо переносит одиночество и молчание, готов вставать в 4—5 утра и посвящать несколько часов в день «карма-йоге» — труду на благо ашрама. Я жила в йога-ашраме Шивананда в Керале за 800 рупий (720 Р) в сутки, в ашраме Бабаджи в Хайдакане за 300 рупий (270 Р) в сутки и в ашраме Шивананда в Ришикеше бесплатно.
В ашраме Бабаджи я прожила две неделиПитание
Покупать еду в супермаркетах и готовить самому экономичнее, чем питаться в кафе.
В Европе действует сервис «Фудшеринг»: рестораны, пекарни и отели передают вам еду, срок годности которой подходит к концу. Если в новом городе у меня есть время на такие перемещения, я ненадолго становлюсь «спасателем еды». При регистрации надо пройти тест, но и без него видно, куда и когда можно подъехать за продуктами.
Как прожить неделю в Берлине на 50 €
Питьевую воду в Центральной Европе я не покупаю, там она течет из каждого крана. На улицах есть фонтанчики, из них можно пить, если на табличке не указано обратное. Иногда я прошу стакан воды в баре, наливают без вопросов.
Лепешки, чечевичная похлебка и вода — вот чем кормят в сикхской столовойВ Индии на регулярной основе можно поесть в сикхских храмах — гурудварах. Круглые сутки там готовы накормить рисом, лепешками и чечевичной похлебкой — обеденный зал открыт для всех без исключения. Я обедала в гурудваре в Дели, Пушкаре, Гвалиоре — как и за жилье, за еду там платить не нужно.
Я всегда оставляла пожертвование или помогала на кухне: раскатывала и пекла лепешки «чапати». Можно не делать и этого: сикхи ни за что не ждут платы.
Достопримечательности
Приезжая в новый город, я прежде всего ищу в интернете пешую обзорную экскурсию под названием Free Walking Tour. Большинство из них есть на сайте freetour.com. Это бесплатные прогулки по основным достопримечательностям, паркам и набережным, они есть почти во всех городах Европы и во многих городах России. Их проводят местные жители, студенты, иногда экспаты — за чаевые, на ваше усмотрение.
Я гуляла по такому маршруту в Риге, Вильнюсе, Питере и Дублине. Обычно прогулки стартуют в полдень от туристического офиса или ратуши, экскурсия занимает несколько часов и идет на английском. Напишите в поисковике «free walking tour + название города» и получите сразу несколько вариантов.
На сайте freetour.com предлагают сразу все бесплатные туры по городу. Указан рейтинг, язык экскурсии, длительность, на карте отмечено место встречиЯ больше не студент, поэтому за билет в основные музеи мира плачу полную стоимость. Я не закладываю ее в бюджет, потому что помню про дни бесплатных посещений. Многие музеи Европы работают бесплатно по определенным дням, чаще всего это первое воскресенье месяца. Музей Ватикана открыт в последнее воскресенье месяца, музей Прадо в Мадриде — каждый день по вечерам.
На официальном сайте ближайшего музея я проверяю день, когда можно не покупать билет. Так я бесплатно сходила в Лувр и в музей Орсе в Париже, в музей Азулежу в Лиссабоне, в галерею Уффици во Флоренции. В Лувр можно попасть без билета только с октября по март, но в Париже есть много и других бесплатных музеев, например дома-музеи Бальзака и Виктора Гюго. Чтобы попасть в любимый музей без билета, можно подстроить под это целый отпуск, заранее узнав на сайте дату свободного посещения. Но, конечно, надо быть готовым к очередям на входе.
Самые красивые кладбища мира — Пер-Лашез в Париже и Стальено в Генуе — тоже бесплатны. Версальский дворец мне увидеть не удалось: летом он не работает бесплатно. А вот в огромный парк при дворце можно пройти без билета после шести вечера. Об этом написано прямо у билетной кассы.
В Эрмитаж я бесплатно хожу в первый четверг месяца и вожу с собой друзей-иностранцев. В обычные дни билет стоил бы мне 400 Р, а им — 600 Р.
Цены на входные билеты с официального сайта музея «Эрмитаж»Прочее
Когда я путешествую с рюкзаком и палаткой, всегда стараюсь использовать возможностью умыться и почистить зубы на заправке или в туалетной комнате в кафе. Моя подруга моет там голову и сушит волосы под сушилкой для рук.
Часто в городах есть общественные душевые, но их в основном используют бездомные. Например, в Париже туда лучше даже не заходить.
Фотография парижской общественной душевой из журнала Libération. Вероятно, так чисто эта душевая выглядела в первый день работыЯ не покупаю местную симку. Звонков на местные номера можно избежать, а вайфай обязательно будет в аэропорту, хостеле, кафе или туристическом офисе. В Мумбае мне понадобилось позвонить знакомому на индийский номер и я сделала это из газетного киоска (1 рупия в минуту, то есть 90 копеек).
Когда мне нужно оставить рюкзак на несколько часов или на полдня, я спрашиваю владельцев кафе, магазинов или хостелов. В России и в Индии соглашаются охотно, в европейских странах — редко. Вообще, я доверяю людям, и за десять лет путешествий у меня ни разу ничего не украли. Но, возможно, это не показатель.
В итоге
Попытки сэкономить в путешествии для кого-то граничат с попрошайничеством, наглостью или мелочностью. Я стараюсь не переходить эту черту и плачу там, где нужно. Для меня экономия уместна, когда она приносит новые знания или оборачивается жизненным опытом. Под угрозой не должны оказаться мое здоровье и комфорт окружающих.
Отправляясь в путешествие, я планирую только основные пункты маршрута, а во всем остальном полагаюсь на случай и здравый смысл. Чем больше я урезаю бюджет, тем больше на меня сыпется незабываемых приключений.
Если бы у меня был билет Дижон — Марсель, я бы не отправилась в недельное путешествие на поездах с контролером французских железных дорог. Если бы я заранее подготовилась к поездке в Геную, я бы не гастролировала по средиземноморскому побережью с местными музыкантами. Если бы вместо волонтерства я выбрала пакетный тур, я бы не провела трех недель во французской деревушке среди виноградников, латая дощатый пол водяной мельницы. Если бы я боялась ездить автостопом, я бы не узнала, у кого из европейцев самое доброе сердце. Если бы я заранее бронировала жилье, я бы не провела двух дней в замке итальянского миллионера и еще целый день — в его парке аттракционов.
Отсутствие денег — только начало приключений.
Как сэкономить на транспорте при поездках в Москву?
У пассажиров появилась такая возможность с открытием линии наземного метро в Подольске.
На этой неделе состоялся запуск Московских центральных диаметров (МЦД) «Одинцово-Лобня» (D1) и «Нахабино-Подольск» (D2). Передвижение в Москву и обратно для жителей Подмосковья несколько изменилось. Во-первых, сократилось количество электричек, в частности, идущих до Курского вокзала и Каланчёвской, во-вторых, появились компенсационные автобусы, о которых пассажиры ранее особо ничего не слышали, а в-третьих, значительно изменился набор возможностей быстрее добраться в разные районы столицы.
Главное, что нужно понять: теперь ближайшая к Серпухову, Чехову, Столбовой, Заокскому, Ясногорску и Туле станция метро (надземного) — Подольск, название линии — D2 (цвет фуксии). Сюда с юга Подмосковья и из Тульской области можно доехать на обычной электричке (гораздо дешевле, чем до Курского вокзала) и пересесть на поезд МЦД. Поезда отсюда ходят до станции Нахабино сквозь всю столицу каждые 6 минут. Линия имеет протяженность 80 км (поезд идет 116 минут), сейчас тут 38 станций, с 13 из них имеются пересадки на метро, с 2 на станции МЦК и с 7 на станции радиальных направлений МЖД.
Как мы сообщали ранее, главная «фишка» наземного метро для тех, кто живет южнее Подольска, — возможность сэкономить на поездках в Москву и обратно.
Как экономить?
Раньше жителю Серпухова, чтобы добраться на работу или по делам в центр Москвы (на станцию «Москва-Курская»), приходилось платить за поездку 253 ₽ (да плюс еще стоимость проезда до пункта назначения — метро, автобус, троллейбус и так далее).
Теперь же серпуховичи смогут доезжать на электричке до Подольска (138 ₽) и там делать пересадку на МЦД (45 ₽*). После этого пассажиру оказываются доступны любые направления московской подземки, а поездка до любой другой станции метро обойдется ему уже в 183 ₽ (это с учетом стоимости билета на электричку, разумеется). Таким образом, можно сэкономить сразу 70 ₽ при поездке лишь в одну сторону. Если же человек ездит в Москву постоянно, то экономия за год на поездках туда-сюда может достичь 30 000 ₽.
Про МЦД.
Режим работы: с 5.30 до 1.00. Интервалы в часы загруженности составят максимум 6 минут. По новой линии будут ездить в основном поезда «Иволга». В их вагонах поддерживается комфортный микроклимат, также работает система обеззараживания воздуха.
Для пассажиров доступны крепления для велосипедов, точки доступа к Wi-Fi, USB-розетки, полки для багажа, туалеты, «теплые» поручни и другие удобства.
Турникеты на станциях МЦД оборудованы терминалами для бесконтактной оплаты проезда. Пассажиры смогут расплатиться картами, поддерживающими технологии PayPass, PayWave, а также гаджетами с технологиями Samsung Pay, Apple Pay и Google Pay.
В поездах на линии D2 будут работать контролеры. Безбилетные пассажиры смогут приобрести билет прямо в поезде, однако в этом случае придется заплатить сбор за услугу по оформлению билета.
* — При оплате по тарифу «Кошелек» карты «Тройка». На МЦД будет действовать совмещенная карта «Стрелка» и «Тройка».
Как сэкономить на транспорте в Будапеште
Чтобы сэкономить на общественном транспорте в Будапеште – нужно пользоваться проездными билетами. Тоже мне лайфхак, наверняка возмутится читатель, это в каждом городе так. Да, проездные есть везде, но только в Будапеште они сделаны в виде сложной и запутанной системы, разобраться с которой не просто. Наш сегодняшний лайфхак не в том, чтобы пользоваться проездными в Будапеште, это и так очевидно, а чтобы правильно выбрать подходящий. Об этом и поговорим.
Разовые билеты
Чтобы было понятно, что и сколько мы экономим, нужно для начала разобраться со стоимостью разовых поездок. Одиночный билет стоит 350 форинтов, с его помощью можно один раз воспользоваться любым видом транспорта. Билет лучше всего покупать в автоматах, которые расположены на остановках общественного транспорта – у водителя тот же квиток будет стоить уже 450 форинтов. В Будапеште нет электронных карт и считывателей – только олдскульные бумажные билеты и компостеры. Вошел в автобус или спустился в метро – прокомпостируй билет. Безбилетников проверяют контролеры.
Увы, но бесплатная пересадка, как это принято во многих европейских городах, по разовому билету не положена. Более того, срок его действия всего 80 минут (для ночных автобусов 120 минут). Если срок истек, а ты еще продолжаешь ехать, то по правилам ты должен прокомпостировать еще один билет.
Для тех, кто любит ездить с пересадкой, все-таки предусмотрена поблажка – так называемый двойной билет. Стоит он 530 форинтов (в полтора раза дешевле чем два отдельных). Автомат реально печатает два билета, по которым можно совершить пересадку с одного вида транспорта на другой. Сначала нужно прокомпостировать первый билет до пересадки, после пересадки – второй, при этом первый нужно все равно хранить до конца поездки.
Билетные блоки
Автоматы по выдаче билетов могут выдавать не только одиночные проездные, но и создавать блоки и даже книжечки. Их существует два вида.
— блок из 10 билетов. Каждый из них ничем не отличается от обычного разового билета. Стоимость – 3000 форинтов. То есть, покупая оптом, вы экономите 500 форинтов или порядка 15%. Не очень впечатляет, зато ограничений на использование никаких – можно одному все использовать, можно поделить на компанию (хоть на 10 человек по одной поездке). Возить с собой все не обязательно, проехал и билет можно выкидывать. В принципе, это не самый плохой вариант для туристов, которые приехали на несколько дней и не планируют очень часто пользоваться транспортом.
— книжечка на 5 дней в месяц. Это довольно странное и сложное предложение. За 4550 форинтов можно заказать в автомате распечатку из пяти склеенных листов. Они действуют в течение месяца. Каждый из листов это право на безлимитный проезд в течение одного дня. От проездных такая книжечка отличается тем, что ты сам можешь выбрать эти пять безлимитных дней в течение месяца. Какая-то сложная и замороченная система, подойдет разве что для туристов, которые приехали надолго и пока не определились, как часто они хотят пользоваться транспортом. Или тем, кто планируют вернуться еще раз в течение месяца.
Проездные билеты
С проездными все просто – они дают право на неограниченное количество поездок в течение определенного времени. Приятно, что действие проездных не ограничивается автобусами и метро, но и распространяется на речные трамвайчики по Дунаю и зубчатый трамвай. Только детская железная дорога требует доплаты при использовании проездного.
Самый простой вариант – на 24 часа – стоит 1650 форинтов. Из его плюсов можно отметить тот факт, что он действует не один день, а именно 24 часа, причем время начала действия можно выбрать самому. К минусам отнесем стоимость – дороговато. Не трудно посчитать, что для того, чтобы его окупить, нужно совершить минимум пять поездок. Даже для активного туриста это не так уж и мало, особенно учитывая тот факт, что по проездному за раз может проехать один человек.
Вариант на 72 часа ничем кроме срока действия не отличается, а стоит 4150 форинтов. Тут уже для окупаемости нужно совершать по 4 поездки в день. Будет ли это выгодно? Нужно прикидывать исходя из того, сколько вы планируете ездить.
Проездной на 7 дней можно оформить только на одного человека, то есть на нем будет выбито ваше имя.
Третий вариант проездного действителен уже неделю. Стоит он при этом 4950 форинтов. Наверняка читатель заподозрил подвох – 4 дополнительных дня и всего 800 форинтов доплаты, как-то подозрительно. Подвох и правда есть, но он актуален больше для жителей Будапешта, чем для туристов. Если дневной и трехдневные проездные неименные и ими можно пользоваться по очереди (не в одну поездку, а в разные), то для семидневного нужно указать номер любого документа с фотографией и он строго индивидуален. Для туристов это не ограничение. Даже в крупных компаниях трудно представить ситуацию, чтобы путешественники гуляли по очереди, обычно все ездят в одно тоже время, и поделить проездной бы все равно не получилось. Зато гуманная цена снижает окупаемость карты до 2 поездок в день, что легко выполнимо. Если, конечно, вы останетесь на неделю.
Схемы экономии
Столь запутанная бонусная система заставляет прикидывать планы и просчитывать варианты. Наши рекомендации таковы. Если вы приехали в столицу Венгрии на пять и более дней, то вам однозначно будет выгоден семидневный проездной. Даже с «ленивыми» перемещениями по городу он себя окупит и позволит сэкономить.
Но если у вас более скромная программа, например на 3 дня, то мы бы посоветовали поступить так. Купить проездной на один день, и в этот день совершить максимальное количество поездок, в том числе на зубчатом трамвае и по Дунаю. На остальные дни покупать блоки из 10 билетов и делить между собой. Так вы не будете привязаны к стоимости проездного и может совершать поездок сколько вам нужно, а не сколько выгодно.
Не покупать проездной на три дня есть и еще одна причина – так у вас будет больше стимулов ходить пешком и любоваться городом. Каким бы удобным и комфортабельным не был общественный транспорт в Будапеште, полноценно познакомиться с городом лучше на своих двоих.
Приятных прогулок и поездок!