Власть признала, что ОДН незаконны
Василий Мельник
С месяц назад редакция «СК» отправила одну из наших публикаций об абсурдности платежей за горячую и холодную воду на общедомовые нужды в адрес приемной председателя правительства России Дмитрия Медведева, откуда нам сообщили, что переслали материал в Министерство строительства и ЖКХ РФ, после чего и начались какие-то подвижки в позиции представителей ульяновских властей.
Возможно, подвижки эти и не связаны с информированием нашей газетой ведомства Медведева о происходящем с ОДН в регионе, а просто совпало. Но «СК» пишет об ОДН-беспределе около пяти лет, доказывая, что в многоквартирных домах, где в местах общего пользования (лестницы) отсутствуют краны и сливы, начисление платы за ресурсы на ОДН не предусмотрено уже положениями Правил предоставления коммунальных услуг №354 от 6.05.2011 г. Однако все наши статьи такого рода в Ульяновске упорно игнорировались — под соусом, что ОДН является, дескать, разницей между показанием общедомового прибора учета и суммой показаний квартирных счетчиков и потребления по нормативу там, где счетчиков нет. И защитников этого абсурда не смущало, что полученный таким образом расход на общедомовые нужды не имеет никакого отношения к обслуживанию мест общего пользования, то есть к влажной уборке подъездов.
Но вот президент России Владимир Путин и правительство внесли в порядок оплаты ОДН изменения, поставившие это дело, наконец, с головы на ноги: расход ресурсов на обслуживание общедомового имущества был перенесен из раздела «коммунальные услуги» в раздел «содержание жилья», туда, где он и должен быть. При этом в разные документы дополнительно к Правилам №354 была внесена норма об обязательности наличия в местах общего пользования кранов и слива, чтобы у жильцов возникла обязанность оплачивать коммунальные ресурсы, расходуемые в целях обслуживания общедомового имущества. В частности, пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (№491 от 13.08.2006 г.) дополнен подпунктом «л», и эта норма звучит теперь так: «11. Содержание общедомового имущества… включает в себя: …л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения…». В других нормативно-правовых документах уточняется, что это за конструктивные особенности. Это водоразборные устройства и санитарно-техническое оборудование (те самые краны и сливы) в местах общего пользования. Если они имеются, в работы управляющей компании (УК) по содержанию входит приобретение холодной и горячей воды на ОДН. Если их нет, у УК нет и такого вида работ, как приобретение воды на общедомовые нужды. Нет, разумеется, и оплаты этой, неприобретенной, воды.
В эту логику укладывается и спор об учете или неучете показаний общедомового счетчика при определении расхода воды на ОДН. Если краны на лестничных площадках есть, но на них нет приборов учета (которых и не может быть), то расход считается как разница между показаниями общедомовых счетчиков и суммой показаний квартирных счетчиков. В случае превышения полученного расхода над нормативом оплата взимается по нормативу. Если же кранов в подъездах нет, никакого расхода на ОДН тоже нет, нет и учета показаний счетчиков в этих целях. В данном случае, как это известно всем людям в здравом рассудке, вода для мытья лестниц берется из кранов в квартирах, проходит по разряду коммунальной услуги и как таковая оплачивается хозяевами квартир. Строки же ХВС ОДН и ГВС ОДН из платежного документа исключаются.
Вот все это фактически и признал председатель комитета ЖКХ и энергетики ЗСО Геннадий Антонцев, до последнего времени упорно твердивший о каких-то убытках, которыми реформа платежей за ресурсы на ОДН угрожает якобы управляющим компаниям. На прошлой неделе Антонцев заявил в одной из газет: «Если у вас нет точек разбора воды в МОП (местах общего пользования. — «СК»), надо писать в управляющую компанию, чтобы не начисляли плату за водоснабжение в МОП». Несмело только как-то, стеснительно заявил, как будто и не глава комитета регионального парламента. Понятно, что у него нет распорядительных полномочий, но есть ведь право на инициативу, на то, чтобы обратиться, к примеру, к министру ЖКК региона Дмитрию Вавилину и предложить ему, если он сам не догадывается, издать распоряжение, разъясняющее правоприменительную практику в сфере ОДН.
Распоряжение, собственно, из пары предложений, фиксирующих, что для начисления платы за ресурсы на ОДН необходимо, чтобы места общего пользования были оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. И что априори считается, что в многоквартирных домах области в настоящее время этих устройств и оборудования нет, и плата за ОДН, соответственно, не начисляется. А там, где это все есть, она начисляется. Видимо, где-то все-таки есть — я не думаю, что в домах, где проживают сами министры, уборщица, когда моет лестницу, стучит к ним в дверь и просит налить ведерко тепленькой воды. То есть в таких домах краны в подъездах, возможно, имеются. Ну, ладно, пусть хотя бы так, как рекомендует Антонцев. Предлагаем составленный нами примерный текст заявления в УК о неначислении платы за ОДН. Заявление лучше писать от имени совета дома или старшего по дому.
Директору ООО_____________________________________________________
(адрес местонахождения офиса управляющей компании)_______________________
_________________________________________________________________
от совета дома (старшего по дому), находящегося по адресу:_____________________
_________________________________________________________________
(ФИО старшего по дому, если заявление от него)______________________________
Заявление
В платежных документах за жилищно-коммунальные услуги жильцам нашего дома отдельно выставляются в том числе и счета за горячую и холодную воду, расходуемую на содержание общедомового имущества, что противоречит положениям нормативно-правовых актов в данной сфере и является неправомерным. Так, подпункты «а» и «б» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг (№354 от 6.05.2011 г.) предусматривают, что холодное и горячее водоснабжение мест общего пользования возможно только в случае наличия внутридомовых инженерных систем, по которым холодная и горячая вода подаются в эти места общего пользования. Подпункт 4(1) пункта 4 Правил установления нормативов (№306 от 23.05.2006 г.) определяет, что условием утверждения нормативов на расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имущества является оснащенность мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием. Подпункт «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества (№491 от 13.08.2006 г.) предусматривает работы по приобретению управляющей компанией холодной и горячей воды в целях потребления при содержании общедомового имущества только в случае, если конструктивные особенности дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (сточных вод).
Конструктивные особенности нашего дома этого не предусматривают, поскольку места общего пользования (подъезды) не оснащены водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием (кранами и канализационными сливами). Исходя из этого просим не производить жильцам дома начисление платы за расход холодной и горячей воды в целях содержания общедомового имуществ и сделать перерасчет этой платы с декабря 2016 года, вернув деньги. Вода на эти цели берется в квартирах и оплачивается их хозяевами как индивидуально потребленная коммунальная услуга.
Подписи (членов совета дома, или председателя совета дома, или старшего по дому).
Дата.
Оплата за общедомовые нужды в 2020 году
Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?
В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.
В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?
Основные моменты
Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.
По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.
Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.
В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.
С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.
Что это такое
Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.
ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.
Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.
Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.
Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.
Из чего состоят
Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.
На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:
По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования
По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией
Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.
На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.
Правовое регулирование
ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.
Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.
В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:
ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
ФЗ №176 от 29.06.2015.
Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.
С 1.01.2017 плата за ОДН включается в состав оплаты за содержание общего имущества. Перечень расходуемых на общие нужды ресурсов приведении в ч.2 ст.154 ЖК РФ.
Для применения нового порядка Правительством РФ были внесены изменения в «Правила предоставления коммуслуг …», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 6.05.2011.
Возникающие нюансы
Как же рассчитывается плата за ОДН в 2020 году? Существует два варианта расчетов. Основной критерий это наличие/отсутствие общедомового прибора учета в МКД.
В обоих случаях сначала рассчитывается объем израсходованных на общедомовые нужды ресурсов, а затем полученное значение распределяется по лицевым счетам жилых и нежилых помещений.
Если МКД оснащен счетчиком, то величина ОДН рассчитывается как разница между показаниями общего и индивидуальных счетчиков.
Выявленная разница разделяется меж всеми жильцами дома пропорционально площади занимаемых квартир.
Если счетчик в какой-то квартире отсутствует, то расчет осуществляется с применением нормативных показателей по расходу ресурсов на каждого зарегистрированного жильца и площади помещения.
Когда в МКД нет общедомового прибора учета, то объем ОДН определяется посредством умножения установленного местными властями норматива на общую площадь здания.
Применяемые нормативы могут отличаться в зависимости от региона. Из нюансов нового порядка нужно отметить то, что теперь управляющие организации обязаны самостоятельно оплачивать перерасход ресурсов.
Это приведет к тому, что УК будут более заинтересованы в своевременном устранении аварий и станут более тщательно следить за перерасходом.
Нормативы потребления
Для расчета платы за ОДН на уровне субъектов РФ должны быть утверждены нормативы потребления. Для определения правильных значений специалисты собирают показания по сотням тысяч объектов.
В частности учитывается объем поступивших ресурсов по общему счетчику и объем потраченных в индивидуальном порядке ресурсов по личным счетчикам.
Разница считается тем объемом коммунальных ресурсов, который необходим для содержания общего имущества МКД. Сравнение результатов всех проверенных домов позволяет определить средний показатель и утвердить его в качестве единого норматива.
Земельный участок ветеранам боевых действийПро выделение земельных участков ветеранам боевых действий смотрите в статье: земельный участок ветеранам боевых действий.
Как потратить материнский капитал на ремонт квартиры, читайте здесь.
Некоторые вопросы, связанные с новым порядком в отношении ОДН, были разъяснены Минстроем РФ. Так при включении ОДН в жилищные услуги УК (ЖК, ТСЖ и т.п.) должны руководствоваться ч.10 ст.12 ФЗ № 176 от 29.06.2015.
По факту это выглядит следующим образом:
К оплате предъявляется фактический объем ресурсов Потраченных на содержание общего имущества
Полученное значение сравнивается С действующими нормативами
Если фактический объем превышает норматив То разница оплачивается за счет УК
Жильцы МКД Оплачивают услуги в пределах утвержденных нормативов
Электроэнергии
Единого по стране норматива потребления электроэнергии для МКД не существует. Определение показателя зависит от многих факторов, например:
Этажность дома —
Наличие/отсутствие индивидуального отопительного пункта
лифта
насосного оборудования
освещения подъезда и придомовых территорий
Оборудования дома Общедомовым прибором учета
Если сравнивать утвержденные на 2020 год нормы в разных регионах, то значения получаются весьма разными. За 1 кв.м. норматив потребления электроэнергии по ОДН колеблется в среднем от 0,6 кВт/ч до 7 кВт/ч.
Для уменьшения оплаты ОДН по электричеству необходимо:
Установить общедомовой счетчик Затраты на который окупаются за несколько месяцев
Своевременно подавать показания по индивидуальным счетчикам Поскольку отсутствие реальных значений ведет к расчету оплаты по нормативам потребления
Контролировать работу Управляющих организаций
Позаботиться о смене старой проводки на новую Что позволяет свести к нулю потери энергии
На что расходуется вода
Расходы ОДН на холодную воду включают в себя:
очистку сетей;
потери внутри МКД;
расход воды на общие расходы для помещений и придомовых территорий.
Расходы ОДН на горячую воду тратятся на:
технологические работы, касающиеся обеспечения действия отопительной системы;
сброс воды при ремонте системы отопления;
внутридомовые потери.
Официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН на примере Ставропольского края колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 кв.м.
При этом учитываются такие факторы, как:
наличие в МКД системы водоотведения;
наличие централизованного водоснабжения;
типы установленных ванн по объему и т.д.
Как и в случае с электроэнергией расчет ОДН по водоснабжению основан на разнице показаний общедомовых и индивидуальных счетчиков.
Водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году не может превышать объема воды, израсходованной на ОДН.
Другие
Кроме электроэнергии и водоснабжения в ОДН включается плата за отопление, поскольку тепло должно поддерживаться не только в квартирах, но и в общедомовых помещениях.
Но в этом случае нельзя определить посредством счетчиков, сколько тепла затрачено на каждое помещение в отдельности. К тому же отопление всегда относится к коммунальным услугам.
Независимо от способа управления МКД тепло оплачивается совокупно без разделения на личное и общедомовое потребление. Закреплена эта норма в п.40 Правил предоставления коммуслуг.
Для расчета оплаты за отопление в составе ОДН применяется норматив потребления тепловой энергии, который умножается на площадь общих помещений в доме. Полученное значение разделяется на всех жильцов.
Какие установлены тарифы на 2020 год
Тарифы, утверждаемые региональными властями, публикуются на сайтах управляющих компаний. Публикации подлежат и нормативы потребления по ОДН.
Таким образом каждый гражданин может проверить правильность начисления оплаты. Благодаря этому расчет оплаты за коммунальные услуги становится более прозрачным.
Собственник помещения в МКД, зная тарифы на коммунальные ресурсы, может самостоятельно рассчитать плату за личное потребление ресурсов.
Зная норматив по ОДН можно сравнить заявленную плату по общедомовым расходом и установить ее соответствие норме или превышение.
В 2020 году Правительством утверждено повышение тарифов ЖКХ. Но при учете кризиса в экономике рост тарифов будет весьма умеренным.
Предполагается, что с 1 июля тарифы увеличатся на 2,5-7,5% в зависимости от конкретного региона.
Как рассчитываются объемы
Расчет объема ОДН в МКД зависит, прежде всего, от наличия или отсутствия общедомовых приборов учета.
Если общий счетчик присутствует, расчет ОДН будет таким:
Снимаются показания общедомового прибора учета.
Снимаются показания индивидуальных счетчиков.
Определяется разница значений.
Превышение показаний общедомового счетчика делится по количеству квартир пропорционально площади помещений.
Полученный показатель сравнивается с нормативом потребления ОДН.
Если величина ОДН не превышает норматива, то она полностью включается в оплату содержания жилья.
Когда рассчитанный показатель получается выше положенного, то жильцы оплачивают ОДН по утвержденным нормативов, а остаток оплачивается управляющей организацией.
При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади.
ОДН в 2020 году – нормативы и расчет общедомовых нужд
Норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен для нужд оптимизации расчета
Услуги коммунального характера предоставляются людям для улучшения качества их проживания. Это касается не только пользователей отдельного помещения, но и всего дома в целом. Последние оплачиваются всеми проживающими.
Законодательные основы
Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.
К таковым относятся:
- Жилищный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.
Понятие общедомовых нужд
Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок. В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.
Перечень
В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.
Электроэнергия
Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.
В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.
Водоснабжение
Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:
- Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
- Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
- Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
- Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
- Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.
Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.
Тепловая энергия
Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.
Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.
Нормативы потребления
Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено. Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.
Порядок установления
Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.
Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.
По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.
Кем утверждаются
Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.
В тексте указывается следующее:
- Дата и место принятия решения.
- Его регистрационный номер.
- Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
- Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
- Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
- Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
- Круг лиц, которых оно касается.
- Подпись руководителя регионального органа власти.
Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.
Существуют ли повышающие коэффициенты
Повышенные коэффициенты применяются в случаях, когда не установлены учетные приборы. При этом такая возможность должна быть подтверждена актом обследования. Если приборы могли быть использованы, но не были установлены, при расчете оплаты применяются повышающие коэффициенты. В отношении общедомовых нужд такое правило не действует в случаях, когда ОДН входит в состав оплаты за содержание общего имущества.
Способы расчета ОДН
Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.
Отсутствие прибора учета
Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.
Для этого потребуются следующие данные:
- Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
- Общая площадь здания.
- Размер конкретной квартиры.
- Общая площадь жилых и технических помещений в доме.
После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.
Наличие прибора учета
Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:
- Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
- Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
- Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
- Полученный результат делится на общую площадь дома.
- Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
- Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
- Результат пользователь должен будет оплатить.
Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.
Возможен ли перерасчет платы
В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.
Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.
Ненадлежащее качество услуг
Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.
Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.
Сюда относится:
- Название и место нахождения поставщика услуг.
- Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
- Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
- Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
- Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
- Период, за который надо произвести перерасчет.
- Перечень прилагаемой документации.
- Дата составления и подпись инициатора.
Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.
В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.
Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.
Отсутствие в жилом помещении
По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.
Общедомовые нужды
ОДН на воду: вопросы и ответы
Вопрос: Почему жители должны оплачивать ОДН на воду?
Ответ: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)». Данная норма закона и является основанием для начисления платы за ОДН на воду. Она закреплена Постановлением Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»( раздел VI, п.40).
Как рассчитывается ОДН на воду?
В Постановлении Правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» содержится формула, которой обязаны руководствоваться ресурсоснабжающие организации при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Ознакомиться с ней можно в тексте Постановления. Мы же постараемся ее пояснить.
То, как будет рассчитан объем ОДН для каждой конкретной квартиры, зависит от того, есть ли в доме общедомовой прибор учета или нет.
Если общедомовой счетчик есть:
То есть, чтобы рассчитать объем воды, приходящийся на отдельную квартиру, нужно:
- Из объема воды, который показал общедомовой прибор учета воды, вычесть тот объем, что в сумме потребили все нежилые помещения в доме, квартиры с приборами учета и квартиры, что рассчитываются по нормативу.
- Затем получившийся объем воды умножить на соотношение площади конкретной квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений дома.
Если общедомового счетчика нет:
То есть, чтобы рассчитать объем ОДН, приходящийся на отдельную квартиру, нужно:
- Нормативное потребление дома* умножить на площадь мест общего пользования**.
- Затем получившуюся величину умножить на соотношение площади конкретной квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений дома.
* Нормативное потребление ОДН на воду для домов г.Томска установливается Приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.
**К местам общего пользования относятся: лестничные марши, межэтажные и лестничные площадки, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения для охраны (консьержа) и т.д.
Вопрос: Что такое ОДН на воду?
К сожалению, с момента обсуждения введения платы за общедомовые нужды в различных источниках – от федеральных до местных — звучало очень примитивное трактование ОДН. К примеру, за ОДН на электроэнергию принято принимать плату за лампочку в подъезде, а за ОДН на воду – то количество воды, которое дом тратит на мытье окон, лестничных пролетов, полив клумб. Но с момента введения платы ОДН на электроэнергию, которая появилась в квитанциях раньше других, стало ясно: «лампочка в подъезде» не может потратить столько электроэнергии, сколько предъявляется жильцам. То же самое и с водой. Ведь во многих домах лестничные клетки моют редко, а клумб вокруг дома и вовсе нет. Означает ли это, что исполнитель коммунальных услуг не имеет права начислять ОДН? Нет. Потому что ОДН – это плата за ту воду, что поступила в дом, но не была продана жильцам или собственникам нежилых помещений в доме. (Почему так происходит – об этом чуть позже).
Весомым аргументом в пользу именно такого понимания платы за ОДН стали разъяснения Министерства регионального развития РФ, которые были даны в ответ на вопросы ресурсоснабжающих оранизаций относительно применения новых правил предоставления коммунальных услуг.
Пример №1
Собственники дома принимают решение: мыть лестничные клетки, окна, поливать газон и т.д. с забором воды в конкретной квартире, где установлен прибор учета. Он и будет фиксировать весь объем воды, уходящий на хозяйственные нужды общего имущества. Могут ли в этом случае жители потребовать отмены ОДН на воду?
Министерство регионального развития дает однозначный ответ – нет. «В указанном случае объем воды, подлежащий оплате собственником, подлежит уменьшению на объем воды, отбираемый из его квартиры на ОДН. Измерения соответствующих объемов фиксируются путем оформления любого документа, разработанного исполнителем коммунальных услуг подписываемого собственником и лицом, осуществляющим такой отбор воды (например ведомость учета показаний ИПУ при отборе воды на ОДН, акт отбора воды на ОДН и т.п.). При этом такой объем воды, измеренный ИПУ на ОДН, не принимается в расчет платы за ОДН. Плата за ОДН определяется в порядке, установленном Правилами № 354: или исходя из показаний ОПУ, или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения на ОДН. Во всех случаях определения платы за ОДН, собственнику квартиры, в которой отбирается вода на ОДН, выставляется к оплате объем воды, определенный по показаниям ИПУ за вычетом объема воды, измеренного для отбора на ОДН». – Говорится в ответе ведомства.
Иными словами, даже если воду на уборку или полив «считает» прибор учета одной из квартир, ОДН в доме все равно начисляется. Разница лишь в том, что объем ОДН уменьшается на то количество кубических метров воды, что показал прибор учета в квартире.
Пример №2
Министерству регионального развития был адресован вопрос: ведь на общедомовые нужды берется только холодная вода (полив, уборка), как быть с ОДН на горячую воду?
«Вне зависимости от того используется или не используется горячая вода на общедомовые нужды в многоквартирном доме, объем горячей воды на ОДН определяется всегда во всех многоквартирных домах: или от разницы в объемах потребления горячей воды по ОПУ горячей воды и объему ее потребления в помещениях многоквартирного дома, или по нормативам горячей воды на ОДН».- Поясняют специалисты федерального ведомства.
Такой ответ еще раз подтверждает: ОДН – это не лампочка на лестничкой клетке или не вода на полив газона, а тот объем ресурса, который пришел в дом, но не был распределен между собственниками.
Разберемся, почему так происходит.
Вопрос: Куда уходит вода, которая в итоге оплачивается жильцами как ОДН?
Часть этой воды можно «пощупать». Это и те несколько ведер, что все же расходуются на уборку подъезда, полив газонов и цветников. Это и видимые утечки в подвале дома или в квартирах, которые при этом не имеют приборов учета, а их жильцы из-за нерационального расходования и неисправности сантехники тратят воду сверх норматива. Это и незаконные подключения, когда от вашего дома «питается» мелкий киоск.
И все же большая часть воды, которая в итоге оплачивается как ОДН, «прячется» в неучтенном расходе. Как показывает анализ, если в доме только часть квартир оборудована «счетчиками» воды, то начисление за ОДН в таком доме будет довольно высоким. Все потому, что реальный расход воды в квартирах, которые рассчитываются за услуги по нормативу, значительно превышают этот норматив. Причина в небережливом отношении к ресурсу (все равно заплатишь только норматив), а также в скрытых жильцах: прописан один, а проживает семья из пяти человек, либо квартира сдана в аренду, а в ней и вовсе никто не прописан. Сверхнормативный расход таких квартир ляжет в общий расход, то есть будет распределен между всеми жильцами.
Еще одна «черная дыра» для пропавшей воды – это лукавство владельцев квартир, которые передают заниженные показания приборов учета. Израсходовал 12 кубов холодной воды, а записал в квитанцию 8. А ведь общедомовой счетчик уже «посчитал» недостающие четыре кубометра воды. Ресурсоснабжающая организация будет вынуждена распределить их на соседей.
Иные собственники, ссылаясь на занятость, небольшой расход просто редко передают показания приборов: не раз в месяц, как это предписывает закон, а сразу за три месяца. Меж тем, расход за эти три месяца будет учтен в расходе всего дома.
Можно привести еще массу примеров — от «магнитов» на квартирных приборах до вывода из строя общедомовых приборов учета – которые «работают» на увеличение платы за общедомовые нужды.
Что же с этим делать?
Как можно снизить начисление за общедомовые нужды?
- Поставить общедомовой прибор учета и настаивать на установке приборов учета всеми собственниками в своих квартирах. В том случае, если в доме есть 100%-учет, гораздо легче определить причину заметной платы на общедомовые нужды. Да и сам факт установки приборов учета, как известно, ведет к экономии ресурса как минимум на треть. А в законе есть оговорка: если за месяц весь дом по прибору учета потребил воды меньше, чем по нормативу, то его жильцам ОДН не предъявляется вовсе! То есть строгий учет и экономия приводит к отсутствию дополнительных трат.
- Вовремя, раз в месяц передавать показания приборов учета – как квартирных, так и общедомовых. Это можно сделать традиционным способом, вписав показания в квитанцию или сообщить свои показания по телефонам ООО «Томский расчетный центр». Еще один способ – передать информацию по сети Интернет. Для этого достаточно единожды зарегистрироваться в личном кабинете сервиса «Квитанция on-line» нашего сайта: www.tomrc.ru., а затем раз в месяц отправлять данные, не выходя из дома.
- Отрегулировать сантехнику в квартире. Даже чуть капающий кран приводит к огромным потерям (см. счетчик на главной странице нашего сайта!).
- Требовать от УК или обслуживающей организации привести в порядок подвалы. Вы оплачиваете эту работу в составе платежа за обслуживание дома!
- Вычислять «нехорошие» квартиры. Требовать проведения этой работы от УК, сообщать о фактах незаконного проживания.
- Выбрать «старшего по дому», который будет контактировать с исполнителем коммунальных услуг по всем возникающим вопросам. Мы также готовы консультировать потребителей и вместе добиваться реального расхода ресурса на общедомовые нужды!
Официальные документы, определяющие порядок взимания платы за воду с учетом общедомовых нужд:
Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Постановление Правительства РФ №344 от 16.04.2013 г.) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»
ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности…» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ
Министерство регионального развития: ответы на вопросы по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.