Накопительная пенсионная система: как узнать и рассчитать сумму – Накопительная часть пенсии — Википедия

Накопительная пенсионная система: как узнать и рассчитать сумму – Накопительная часть пенсии — Википедия
Мар 11 2021
alexxlab

Накопительная пенсия

Накопительная пенсия — это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования.

Как выбрать вариант пенсионного обеспечения:
с накопительной пенсией или без

Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 был сделан  выбор в ее пользу.

Гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, предоставляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

У граждан 1966 года рождения и старше* формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии.

* Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Размер накопительной пенсии рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Размер накопительной пенсии будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее приобретения права на указанную пенсию. Например, если обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений будет делиться уже на 216 месяцев.

Как оформить накопительную пенсию

 

Пенсионная система Российской Федерации — структура пенсионной системы в РФ, какая в 2020 году максимальная и минимальная пенсия для женщин и мужчин

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

На заметку. В РФ, как и во многих странах действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной. Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей;
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию;

    Важно! Если гражданин не написал заявления о переводе накопительной части в негосударственный фонд, по умолчанию ей будет распоряжаться государство (до того момента, пока соответствующая заявка не будет подана).

  3. Добровольная пенсия. Иначе называется корпоративной. Дополнительная часть пособия формируется за счет добровольных отчислений компании, в которой трудится гражданин. Средства накапливают негосударственные фонды;
  4. Государственная пенсия. К этой разновидности относятся пособия, которые получают бывшие военные или гражданские служащие. Одним из вариантов такой пенсии может стать материальное обеспечение тех, кто утратил дееспособность при исполнении воинского или иного служебного долга.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия. Различия касаются в основном

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).

Для справки. В марте 2019 года Государственной Думой принят закон, который предусматривает, что при подсчете общего объема выплат не будет учитываться сумма индексации пенсий. Чтобы пособие оказалось выше прожиточного минимума, эту часть будут выплачивать отдельно. Ее величина зависит от уровня ПМ в каждом субъекте РФ. Прожиточный минимум рассчитывается на местном уровне в соответствии с экономическим положением региона.

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.

Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализироваться собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

Важно! По закону граждане имеют право перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Другой вариант – оставить все средства в ПФР. Но и здесь есть свои варианты. Так, ПФР работает с уполномоченными управляющими компаниями, которые могут предложить клиенту различные инвестиционные стратегии, чтобы увеличить объем будущих выплат.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.

Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону. Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума. Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Важно! Тех, кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации, намеченные правительством.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Год

Мужчины

Женщины

2019

60,5 лет (+6 мес.)

55,5 (+6 мес.)

2020

61,5 лет (+1,5 года)

56,5 лет (+1,5 года)

2021

63 года (+3 года)

58 лет (+3 года)

2022

64 года (+4 года)

59 лет (+4 года)

2023

65 лет (+5 лет)

60 лет (+5 лет)

Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.

Заключение

Законодательные изменения в системе формирования и выплаты пенсии приводят к тому, что с одной стороны повышается срок выхода на пенсию, с другой – ее размер. Реформа во многом была вызвана большим процентом людей пожилого возраста в общем числе граждан, что связано с демографической ямой в связи с рядом событий новой и новейшей истории России. При этом те, кто сегодня работает и выплачивает взносы в ПФР, могут самостоятельно повлиять на увеличение своей пенсии, если воспользуются услугами негосударственных фондов.

Раскрыты параметры новой накопительной пенсионной системы

МОСКВА, 25 окт — РИА Новости. В ближайшее время на общественное обсуждение вынесут законопроект о новой системе пенсионных накоплений, который уже почти готов, сообщили источники, близкие к авторам документа.

Минфин в сентября объявил, что разработал и направил на согласование законопроект о гарантированном пенсионном продукте. Среди его основных элементов: исключительно добровольный порядок присоединения граждан к системе накоплений, гарантирование их сохранности со стороны государства, регистрация накопительных счетов центральным администратором, налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан.

Как рассказали источники, новая система переименована и получила название «гарантированный пенсионный план» (ГПП). С целью его внедрения подготовлены три пакета поправок в законы, за счет которых план стандартизируют.

Гарантированный пенсионный план

ГПП, по словам источников, позволит россиянам самостоятельно финансировать свою негосударственную пенсию при стимулирующей поддержке со стороны государства. В частности, пенсионные взносы работников по этой системе в размере не более шести процентов от зарплаты освободят от налога на доходы физических лиц.

Кроме того, будет введена льгота в виде повышающего коэффициента при расчете налога на прибыль для работодателя в случае, если он софинансирует взносы своих сотрудников, плюс социальный вычет, если работник отчисляет на взносы свыше шести процентов от зарплаты.

Пенсионное удостоверение

24 октября 2019, 15:16

Госдума поддержала продление «заморозки» накопительной пенсии еще на год

Участие в ГПП будет добровольным, при этом договор начнет работать с момента первого платежа, рассказали источники. Размер взноса участник программы сможет определять самостоятельно, вплоть до всего объема зарплаты, при этом менять размер взноса можно сколько угодно раз. Система также предусматривает период охлаждения продолжительностью полгода, когда можно вернуть перечисленные в систему средства.

Основными стимулами для участия в новой системе будут распространение системы гарантирования в обязательном пенсионном страховании (ОПС) на участников и пенсионные резервы ГПП, возможность досрочной выплаты при тяжелых жизненных ситуациях, наследование этих средств.

Также гражданам могут разрешить переводить свои накопления из ОПС в ГПП. Будет предусмотрена и возможность смены НПФ, а выплата по ГПП ежегодно будет индексироваться за прошедший год по уровню инфляции.

Пенсию по новой системе можно будет получить после наступления пенсионного возраста или через 30 лет после начала накоплений. Администрировать взносы, вести реестр участников ГПП будет центральный депозитарий (Национальный расчетный депозитарий).

Выдача пенсии

23 октября 2019, 15:30

В ПФР оценили расходы на индексацию пенсий работающим пенсионерам

Дополнительным стимулом доверия станет привычное гражданам СМС-информирование, которое создаст ощущение осязаемости счета, то есть гражданин будет получать сообщения о поступлении ежемесячного взноса и накопленного объема средств.

Комментарии экспертов

Ранее первый зампред Центробанка Сергей Швецов заявил, что не стоит рассчитывать на массовое участие россиян в новой пенсионной системе. «Говорить, что эта система кардинально изменит количество участников, — невозможно. Для тех, у кого нет корпоративных программ, личных программ, которые захотят пополнять свои счета в ОПС, опыт софинансирования показал, что подписалось менее миллиона человек», — отметил он.

В свою очередь, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила мнение, что россияне не обладают достаточными накоплениями для того, чтобы в стране в полную силу заработал законопроект о ГПП. «Сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», — сказала она в интервью РИА Новости.

Спикер также подчеркнула, что граждане не могут понять механизмов формирования и начисления пенсии, поскольку «постоянные изменения в этой сфере их окончательно запутали».

«Сказанное не означает, что я против совершенствования пенсионной системы <…>. Россия — социальное государство, и мы обязаны делать все для того, чтобы размер пенсий, социальная защищенность граждан улучшались. Но шаги в этом направлении должны быть продуманными, ответственными, учитывающими отечественные реалии», — резюмировала Матвиенко.

Пожилая женщина с ключами

2 сентября 2019, 12:56

В ПФР хотят пересмотреть механизм выплат накопительной пенсии

Различие между распределительной и накопительной пенсионными системами 

Международный опыт возникновения и эволюции пенсионной системы свидетельствует о том, что на протяжении многих лет в целях пенсионного обеспечения людей преклонного возраста в большинстве стран мира использовали распределительные системы, хотя и существовали параллельно другие формы обеспечения социальной защиты пожилого населения. Однако в связи с происходящими демографическими, экономическими, социальными изменениями в развитии общества практически во всех странах в той или иной степени возникли трудности в обеспечении пенсионеров.

Эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и эффективности сложившихся в мире систем пенсионного обеспечения. Финансовый стресс, который испытывали эти системы, содержали в себе серьезные макроэкономические и структурные угрозы. Не последнее место среди экономических, финансовых и социальных последствий старения населения занимали политические аспекты, так как пенсионеры составляют значительную часть электората; доля работающего населения снижается, а политическая сила пожилых возрастает. Поэтому многие страны столкнулись с жизненной необходимостью реформирования своих пенсионных систем.

Во всех развитых странах и в государствах с так называемой переходной экономикой сформированы либо находятся в стадии формирования комбинированные пенсионные схемы. Как показывает практика, из них в основном в концептуальном плане используются два альтернативных направления: распределительные и накопительные пенсионные программы. Сочетание этих двух программ с другими программами позволяет получить десятки комбинаций национальных пенсионных систем.

Сравнивая эти два типа систем, выделим их различия:

  1. В распределительной пенсионной системе используется схема фиксированных выплат (или Defined Benefit Plans-DB), где задается номинальный размер пенсии. В накопительной пенсионной системе обычно используется схема фиксированных взносов (или Defined Contribution Plans DC), где фиксируется размер отчислений, а размер выплат зависит от реальных пенсионных резервов. Накопительная система строится не на перераспределительных принципах, а на принципе эквивалентности, т.е. равенстве платежей и взносов, приведенных к сопоставимому виду.

Часто понятие распределительной системы смешивается с Defined Benefits (DB), а накопительной – с Defined Contributions (DC). Это не всегда верно. В частности, в рамках накопительной системы могут действовать как схемы фиксированных отчислений, так и схемы фиксированных выплат, хотя последних, надо признать, значительно меньше.

  1. Системам свойственны разные подходы к финансированию платежей. При распределительной системе собранные пенсионные взносы идут на выплаты текущим пенсионерам (по схеме фиксированных выплат). Таким образом, происходит своеобразное перекрестное субсидирование различных поколений за счет своеобразного налога с работающего населения на содержание пожилых людей. Система, основанная на накопительных принципах финансирования, принципиально отличается от распределительной. Основное отличие от распределительной системы заключается в том, что каждый застрахованный формирует себе пенсию сам. То есть работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям, а капитализируются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
  1. Системам присущи разные институциональные формы. Формирование распределительной системы пенсионного обеспечения требует обязательного участия государства, которое использует аппарат принуждения для обеспечения собираемости пенсионных взносов. Соответственно, необходимо государственное управление распределительной пенсионной системой, а участие в ней обязательно для всех (по крайней мере, для большинства) работающих. Управление накопительной пенсионной системой может строиться как на государственной, так и на частной основе, поскольку уровень пенсий определяется реальными отчислениями участника. Соответственно, участие в накопительном пенсионном обеспечении может быть добровольным или обязательным, если встает вопрос о самостоятельном обеспечении пенсионерами собственной старости. При этом за государством в любом случае остаются функции контроля и регулирования сферы пенсионного обеспечения, поскольку конкурентные механизмы не в силах обеспечить достаточных гарантий надежности пенсионных фондов и отсутствие дискриминации потребителя.

Сравнение распределительной и накопительной пенсионных систем по ключевым признакам: рискам, эффективности, справедливости и др. приводится в таблице 1. 

  1. Сравнительная характеристика распределительной и накопительной пенсионных систем по некоторым ключевым признакам

 Сравнительная характеристика распределительной и накопительной пенсионных систем по некоторым ключевым признакамСравнительная характеристика распределительной и накопительной пенсионных систем по некоторым ключевым признакам  

Различие между накопительными и распределительными пенсионными системами не ограничивается разными подходами к финансированию пенсионных платежей: в зависимости от принципов организации меняется институциональная форма системы пенсионного обеспечения, кроме того, различными оказываются экономические и политические последствия той или иной пенсионной системы.

Рассмотрим дополнительные классификаций пенсионных систем по основным признакам. Как видно из таблицы 2, осуществления пенсионного обеспечения система бывает: 

  1. Классификация пенсионных систем

 Классификация пенсионных систем

Классификация пенсионных систем

  • государственная, когда пенсии платятся государством либо в виде прямых государственных выплат, либо через государственный пенсионный фонд;
  • корпоративная, основным плательщиком при этом выступает предприятие, в виде соответствующего профессионального или корпоративного пенсионного фонда;
  • индивидуальная, пенсионное обеспечение осуществляется самим плательщиком за счет накопленных средств (например, в частном пенсионном фонде).

По наличию страхования, в соответствии с авторской классификацией, пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • страховые, когда основная роль по пенсионному обеспечению отводится страховой компании, то есть каждый будущий пенсионер заключает договор страхования пенсии со страховой компанией, а в последующем, по окончании трудоспособного возраста, получает страховое возмещение – пенсию. Ярким примером может служить пенсионная система Германии.
  • нестраховые, когда главная роль в  системе  пенсионного  обеспечения отводится пенсионному фонду.

В зависимости от уровня охвата различают всеобщее (универсальное) пенсионное обеспечение и ограниченное, распространяющееся только на рабочих по найму либо работающих с целью получения дохода. В первом случае вес достигнувшие определенного законодательно определенного возраста и прожившие определенное количество лет автоматически обеспечиваются пенсиями, независимо от стажа и места работы. В этом случае, как правило, отсутствует обязанность граждан платить специальные пенсионные взносы. Однако в этом случае удовлетворяются лишь минимальные потребности пенсионеров. Обеспечить создание и функционирование такой системы пенсионного обеспечения, которой охватывается, в принципе, все население страны возможно только в рамках государственных программ. Примером могут служить пенсионные системы Дании, Канады, Новой Зеландии. При этом в отдельных странах, например, в Швейцарии, все жители, независимо от того, работают ли они, обязаны платить определенные пенсионные взносы. 

В большинстве стран обязательное участие в пенсионных системах предусматривается для всех работающих с целью получения дохода. В этих случаях, пенсия начисляется только при наличии трудового стажа и регулярного отчисления взносов па пенсионное обеспечение. При этом делается различие между самозанятыми и работающими по найму. В основном пенсионное обеспечение охватывает работающих по найму.

В зависимости от метода финансирования выделяют три типа пенсионных систем:

  • нефондируемая, предполагающая полное покрытие текущих расходов; -фондируемая, в которой выплата пенсий осуществляется за счет резерва;
  • смешанная, в которой используются как первый, так и второй методы финансирования пенсий.

Метод покрытия текущих расходов не предусматривает создание полномасштабного резерва. Взносы работодателя и наемных работников целиком идут на выплату пенсий, а избыточные денежные средства направляются в резерв, для выравнивания дальнейшего соотношения между взносами и выплатами и устранения возможных несоответствий.

Многие государственные системы пенсионного обеспечения в развитых странах и в ряде международных организаций являются нефондируемыми. Примером могут служить система пенсионного обеспечения государственных служащих в Австрии, Франции, Испании, в Мировом банке, Международном валютном фонде, Организации американских государств. Применение этого метода предопределяет низкие издержки на пенсионные выплаты в первые годы, а в последующем издержки все в большей степени перекладываются на работающих. Основным же недостатком этой системы является неуверенность в выплате пенсий в будущем из-за отсутствия резерва и поэтому, степень финансового обеспечения системы серьезно зависит от демографических факторов и, по мере старения населения, требует в последующем более высоких издержек.

Вторая из упомянутых систем – фондируемая – предполагает выплаты за счет резерва. Такой метод финансирования практически не применяется в производственных пенсионных фондах с групповым страхованием, он в большей степени применим при индивидуальном страховании пенсий за счет разового взноса или при покупке страховых аннуитетов. Метод предполагает полное предварительное финансирование пенсий и соответственно обеспечивает, полную гарантию пенсионеру, однако его реализация связана с большими предварительными расходами. В основе этого метода лежит создание резервного фонда, который инвестируется на рынке капитала, а выплаты осуществляются за счет инвестиционных доходов. Фондируемая система предполагает достаточно высокий риск, связанный с экономико-политическим развитием страны в целом и, соответственно, с наличием рисков, складывающихся на рынке капиталов.

Наличие отмеченных недостатков обуславливает тенденции к формированию смешанных пенсионных систем. Смешанная пенсионная система, с одной стороны, предполагает выплату пенсий за счет текущих поступлений в пенсионный фонд, а с другой формирование резерва, который размещается на финансовых рынках, а получаемые доходы используются для выплаты пенсий. При этом снижается риск инвестирования пенсионных средств, так как возможные потери могут быть покрыты за счет текущих выплат. С другой стороны, при изменившейся демографической ситуации резервный фонд поможет решить проблему возникшего дефицита. 

В зависимости от источников финансирования пенсионного обеспечения можно выделить государственную, профессиональную и личную пенсионную систему. Наиболее ранней и соответственно распространенной выступает государственная пенсионная система, предполагающая в качестве своей основы выплату пенсий из государственного бюджета. Так как основными источниками бюджета налоги, и, в частности, подоходный налог, уплачиваемый работниками, то налоговые поступления и служат источником выплаты пенсий в государственной пенсионной системе.

Однако расходы государства в связи с развитием экономики способны увеличиваться более быстрыми темпами, чем доходы государственного бюджета и государство вынуждено выбирать какую из причитающихся ему бюджетных функций выполнять в первую очередь; при этом не всегда выплата пенсий может оказаться первоочередной. С другой стороны, растущая экономика обеспечивает рост текущих доходов, и, как следствие, уровня жизни, что должно отразиться и на размерах пенсии. В этих условиях государство должно выплачивать в виде пенсий все возрастающую сумму денежных средств, хотя бюджетные возможности (например, наблюдающийся в подавляющем большинстве стран дефицит государственного бюджета) не всегда позволяют это сделать. Разрешением этого противоречия и стало появление других источников финансирования пенсионного обеспечения, в частности, использование средств корпораций.

Корпорации за счет собственных источников организуют корпоративное или профессиональное пенсионное обеспечение в виде создания корпоративных пенсионных фондов. Источниками таких фондов выступают как средства работодателей, так и самих работников, заинтересованных в получении более высокого дохода в старости. При этом, однако, не стоит забывать, что основная тяжесть при выплате корпоративных пенсий лежит на работодателях. Во многих странах соотношение взносов работодателей и работников в промышленности составляет 3:1, а в финансовой сфере груз пенсий практически полностью ложится на работодателя.

Подобная система пенсионного обеспечения продолжает развиваться во многих странах, но ей присущи довольно ощутимые недостатки. Во-первых, это определенный, фиксированный уровень пенсий, которые могут предоставить эти фонды, и размеры этих пенсий не всегда окажутся достаточными для отдельных видов граждан. Во-вторых, существует проблема «работы на одном месте», так как корпорации формируют пенсионный фонд для своих работников. Профессиональная пенсионная система подходит в большей степени людям, длительное время или постоянно работающим на одном месте, у тех же, кто часто меняет работу, размер пенсии окажется весьма низким. В настоящее время, чтобы в определенной степени нивелировать отмеченные недостатки, корпорации предлагают два вида пенсионного обеспечения: с фиксированными взносами и с фиксированными выплатами.

Необходимость непосредственного участия работников в формировании денежных средств для выплаты пенсий привела к возникновению третьей формы пенсионной системы в данной классификации: индивидуальной или личной. Источниками выплаты пенсий в этой форме выступают личные накопления граждан «на старость», которые были сделаны ими в течение активной жизни на рынке финансового капитала. Иначе говоря, источниками пенсий становятся вклады населения в банках, страхование на случай выхода  на пенсию и страхование «на дожитие» в страховых компаниях, вложения в ценные бумаги с целью их последующей продажи и получение стабильного текущего дохода. Подобная пенсионная система, как правило, является дополнительной, увеличивает размеры получаемого дохода в старости, но она в большей степени характерна и пригодна для людей со средним и высоким уровнем доходов, обладающих возможностью откладывать средства. Применение на практике разных видов пенсионных систем зависит от постановки целей пенсионного обеспечения. Принято выделять две основные цели: превышение уровня бедности и обеспечение достойного уровня жизни. С течением времени цели, стоящие перед государственной пенсионной системой, подвергались многим изменениям. В период создания пенсионной системы главной целью было предотвращение бедности, но по мере развития на первый план вышла иная цель – обеспечение адекватных стандартов жизни лиц пожилого возраста, сопоставимых с уровнем заработков работающих членов общества.

Если первая цель могла быть достигнута при государственном пенсионном обеспечении, то вторая – обеспечение адекватного уровня социальной защиты – для большей части населения может быть достигнута лишь при введении дополнительного обеспечения. С другой стороны, цель сохранения приемлемых стандартов жизни в пожилом возрасте состоит в том, чтобы пенсии в государственных системах позволяли, насколько это возможно, сохранить уровень жизни, достигнутый в период трудовой деятельности. Эта цель в большей степени характерна сейчас для стран Центральной и Восточной Европы, так как в Западной Европе и США коэффициент замещения зарплаты пенсией гораздо выше. Однако ее достижение требует существенных затрат, величина которых возрастает.

При установлении размеров пенсий по пенсионным системам, целью которых является сохранение достигнутых жизненных стандартов, продолжительность выплаты пенсии принципиально важной роли не играет. Так, в некоторых странах при определении размеров пенсии периоды, в течение которых пенсионные взносы не платились, все равно включаются в трудовой стаж. При определении размера пенсий в качестве базы для исчисления часто принимается не все время внесения уплаты, а только установленное число лет трудовой деятельности с наиболее высокими заработками.

Меры по реформированию пенсионных систем в последние годы были связаны с сокращением льгот. В результате, связь между пенсией и взносами стала более тесной. Раньше пенсии индексировались в соответствии с ростом заработной платы, затем – в соответствии с инфляцией, а теперь – с ростом индекса нетто – заработной платы.

Пенсионные системы различаются также преобладанием того или иного института социальной защиты пенсионеров. В соответствии с этим принципом можно выделить три модели системы пенсионного обеспечения:

  1. Бевериджская модель социальной защиты – модель, в основе финансового механизма которой лежит бюджетное финансирование социальной помощи, ориентированная на обеспечение граждан доходами на уровне прожиточного минимума. Для данной модели, которая получила широкое распространение в Великобритании, Австралии, Ирландии, Канаде и ряде стран Северной Европы, характерно использование принципов организации советской системы пенсионного обеспечения. Среди институтов социальной защиты населения главную роль играет государственное пенсионное обеспечение, финансируемое из бюджета, а остальные институты дополняют его. Положительная черта этой модели состоит в получении пенсионерами определенных социальных гарантий.
  1. Бисмарковская модель социальной защиты – модель, в основе финансового механизма которой лежит социальное страхование, ориентированное на полную или частичную компенсацию утраченных заработков (в результате старости, временной или постоянной потери трудоспособности, безработицы).

Модель Бисмарка, основана на институте обязательного социального страхования и строится на принципе обязательной солидарной взаимопомощи работодателей и работников по созданию страховых фондов, защищающих население от социальных рисков. В соответствии с этой моделью государство законодательно исключает из сферы своей компетенции, например, обязанность компенсации ущерба от производственных несчастных случаев и возлагает такую компенсацию на работодателей. Внутри юридически очерченных рамок и под контролем государственных органов конкретную работ) ведут бесприбыльные корпорации (товарищества) «публичного права» (Германия, Австрия, Люксембург, Франция, Италия, Греция, Швейцария).

  1. Частно-корпоративная модель – пенсионное обеспечение является преимущественно сферой коммерческой деятельности частных компаний. Здесь задействованы накопительные персонифицированные схемы сбора пенсионных взносов негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Кроме взносов из доходов, источниками средств пенсионного обеспечения становятся предпринимательские доходы, проценты на капитал и рента. Эти специализированные корпорации в обязательном порядке инвестируют средства страхователей на национальных и международных финансовых рынках с тем, чтобы за счет полученных доходов обеспечивать защиту данных средств от инфляции и обеспечивать более высокий темп роста сбережений. Основной принцип данной системы – эквивалентность страховых взносов и пенсионных выплат. В своей деятельности негосударственные пенсионные фонды руководствуются интересами надежности капиталовложений и ростом прибыли. Личное пенсионное страхование существует как мотивация сбережений на старость и сопряжено с ощутимым риском (США, страны Латинской Америки, Португалии, Бельгии, Нидерландов, Финляндии).

Таким образом, исходя из данной выше расширенной классификации пенсионных систем, можно сделать вывод о том, что вид пенсионной системы в немалой степени зависит от экономических и политических факторов, преобладающих в определенное  время в данной стране. Изменение соотношения этих факторов и экономических и социальных условий развития страны приводит к необходимости либо замены пенсионной системы, либо ее более или менее серьезного реформирования. Об этом свидетельствует исторический опыт развития пенсионных систем в различных странах мира.

Фамилия автора: М. АМАНБАЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.