Кто обязан оборудовать МКД общедомовыми приборами учета (ОДПУ, УУТЭ)
Кто должен оплачивать установку общедомового прибора учета?
Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное и возможно сможет способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг.
Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>
Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.
Суть лжетеории
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).
Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.
Кому принадлежат ОПУ?
Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета. Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».
Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.
Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК. А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.
Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.
Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.
Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.
Кто должен устанавливать ОПУ?
Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).
Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?
Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.
Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.
В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.
Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».
То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».
То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.
Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.
Кто оплачивает установку ОПУ?
Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.
При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.
В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».
УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.
В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.
Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:
«1. Товарищество собственников жилья вправе:
…
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».
Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.
Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:
«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».
То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).
Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.
Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.
Выводы
В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.
Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.
Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.
Обязательно ли устанавливать общедомовые счетчики холодной воды в многоквартирном доме?
Надежда, добрый день! в соответствии с ч. 5, 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
5.До 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи,собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
9.С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Таким образом требования УК вполне законны, другое дела что вы можете проверить цену установки направив письменный запрос, изучить договор на установку.
Что касается ответственности за отсутствие приборов учета, то с 01.01.2015 в правила оказания коммунальных услуг внесены изменения, согласно которым в домах где нет приборов учета при наличии технической возможности их установки плата за КУ каждое полугодие увеличивается на 10% к размеру платы, рассчитанной по нормативу потребления КУ.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) Справка
Общедомовые приборы учета (ОДПУ)
Государство подталкивает управляющие организации и потребителей к повсеместной установке общедомовых приборов учета, делая эксплуатацию домов без них все менее выгодной. Определяющим нормативным актом тут является постановление Правительства № 344 от 16 апреля 2013 года, устанавливающее повышающие коэффициенты при расчете платы в домах, не оборудованных ОДПУ. В статье мы рассмотрим вопросы о том, какие задачи решают общедомовые приборы учета и как используются их показания, на чьи деньги устанавливаются эти устройства, а также как они проверяются и обслуживаются.
В каких случаях нужен общедомовой прибор учета
ОДПУ в многоквартирном доме обеспечивают контроль реального потребления ресурсов жильцами и объемы их фактических поставок от РСО. Такие счетчики устанавливаются на оба вида воды, отопление, электрическую энергию и газовое топливо. Установка ОДПУ нужна управляющей организации, в первую очередь, для исключения переплаты за потери ресурсов, которые происходят на магистральных сетях поставщика, а также для выявления тех потребителей, которые скручивают показания ИПУ.
Размер оплаты коммунальных услуг формируется с учетом двух моментов:
- объем ресурса, потребляемый домом;
- тарифные ставки.
Тарифы ЖКХ повышаются ежегодно, и воздействовать на это ни УК, ни потребители не могут. Однако можно повлиять на объем расходуемых ресурсов, снижение которого позволит получить реальную экономию.
Установка ОДПУ в МКД дает несколько преимуществ:
- потребление коммунальных ресурсов оплачивается по факту;
- между ресурсовиками и потребителями разделяются убытки за те потери, которые неизбежно присутствуют на магистральных сетях;
- фиксируются факты потери ресурсов.
Только при использовании ОДПУ управляющая организация может достоверно установить, какое количество ресурсов потребляется в МКД.
Даже при наличии в квартирах индивидуальных приборов учета потребность в общедомовых счетчиках не исчезает. ИПУ нужны собственникам для того, чтобы оплачивать те ресурсы, которые они по факту потребили. Однако есть еще и расходы на содержание общедомового имущества. Их тоже оплачивают жильцы, но учитываются они при помощи ОДПУ.
Общедомовые приборы учета позволяют также обнаружить скрытые протечки на общих коммуникациях. Без таких счетчиков зачастую даже сам факт протечки остается неизвестным, в результате чего происходит не только переплата, но и появляется потенциальная опасность для конструкций дома.
Общедомовые приборы учета должны ставиться во всех многоквартирных домах, подключенных к централизованным коммуникациям подачи тепла, воды, электричества и газового топлива.
Не устанавливаются ОДПУ в домах, в которых отсутствует техническая возможность их монтажа и правильного применения. Чтобы зафиксировать данный факт, необходимо провести обследование и подтвердить наличие хотя бы одного критерия, говорящего о невозможности поставить счетчики.
Виды общедомовых приборов учета
В одном здании обычно стоит сразу несколько общедомовых счетчиков, каждый из которых фиксирует потребление отдельного ресурса – воды, тепла, света и газа.
В наибольшем разнообразии представлены тепловые счетчики, которые делятся на 4 вида:
1. Тахометрические. Это недорогой прибор, но для его использования потребуется специальный фильтр, предотвращающий попадание загрязнений, неизбежно присутствующих в теплоносителе. Отсутствие электронных компонентов позволяет использовать ПУ в условиях высокой влажности, а подключение к отдельной батарее обеспечивает его работу в течение 5 лет.
2. Электромагнитные. Такие счетчики дают очень точные показания, но для долгосрочной работы им требуется регулярное обслуживание. Сбои в работе ПУ могут вызвать металлические примеси в теплоносителе и неисправности проводки.
3. Вихревые. Устройства этого типа дают правильные показания даже при пропускании теплоносителя с примесями и загрязнениями, а также при скачках его давления. Все это справедливо только при установке дополнительного фильтра и своевременном контроле его состояния. Снимать показания с таких ОДПУ можно в удаленном режиме.
4. Ультразвуковые. Достаточно точные устройства, но в то же время требовательные к условиям работы.
Кто оплачивает установку ОДПУ
В ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года четко указано, что установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах возлагается на собственников помещений. Именно они принимают такое решение и оплачивают его реализацию. Для установки ОДПУ и начала их использования даже определяли крайний срок – 1 июля 2012 года. Однако жестко наказывать за несоблюдение данного условия не стали, вместо этого государство применяет меры экономического стимулирования. Прежде всего, они связаны с постоянно увеличивающимися повышающими коэффициентами для расчета оплаты в многоквартирных домах без общедомовых счетчиков воды и других ресурсов.
Если в указанные сроки ОДПУ установлены не были, то к решению этой задачи подключаются управляющие и ресурсоснабжающие организации. УК в данном случае обязана осуществлять следующую работу:
- направлять владельцам помещений предложения об осуществлении мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности дома;
- предлагать потребителям принять решение об установке ОДПУ на общедомовом собрании;
- организовывать такие собрания, на которых будут решаться вопросы о монтаже или замене общедомовых ПУ, о финансировании данных работ и так далее.
Кроме этого УО должна контактировать с РСО, которые также привлекаются к процессу оснащения домов общими счетчиками. При этом оплата все равно возлагается на жильцов, которые могут произвести ее двумя способами:
- сразу всей суммой;
- долевыми выплатами на протяжении 5 лет с момента монтажа.
Когда устанавливается ОДПУ, каждый собственник получает счет с указанием общих сведений о его стоимости и суммы к оплате, предъявляемой конкретному потребителю. Расходы владельца определяются его долей в общедомовом имуществе.
Иногда бывает так, что владельцы помещений отказываются оплачивать установку общедомовых счетчиков. В таком случае РСО выполняет монтаж принудительно, и с собственников в дальнейшем взыскиваются необходимые средства. Обязанность жильцов по оплате таких расходов и предоставлению доступа ресурсовикам к местам установки ОДПУ прописана в пункте 12 статьи 13 ФЗ-261 от 23 ноября 2009 года.
Проведение ОСС по вопросу установки ОДПУ
Общедомовые приборы учета относятся к общему имуществу, а работы по их установке квалифицируются как капитальный ремонт. В связи с этим все такие вопросы решаются исключительно на общем собрании собственников. Оно проводится в стандартном порядке, с предварительным уведомлением со стороны управляющей организации.
УК при проведении ОСС может осуществлять лишь мероприятия ознакомительного характера. При этом собственников нужно уведомлять о необходимости монтажа ОДПУ. В противном случае управляющей организации грозит штраф. Пункт 5 статьи 9.16 КоАП РФ говорит о том, что занимающиеся содержанием многоквартирных домов организации не должны уклоняться от информирования потребителей о предусмотренных законодательством мероприятиях по повышению энергоэффективности жилья.
Расчет тарифов за потребление КУ
При расчете оплаты для потребителей коммунальных ресурсов учитываются показания как индивидуальных, так и общедомовых счетчиков. Жильцы оплачивают и то, что потреблено внутри квартиры, и расход ресурсов на общедомовые нужды. Оплата за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества (КР на СОИ) рассчитывается как разница между тем, что насчитал ОДПУ, и тем, что оплатили собственники по ИПУ. Эта сумма при очередном перерасчете перераспределяется между всеми собственниками.
Описанное общее правило работает в большинстве случаев, но нужно знать и об исключениях. Одно из них описано в статье в нашем журнале. Здесь мы рассмотрели интересный прецедент, когда суд признал расчет платы за отопление по ОДПУ противоречащим Конституции.
Речь в данной ситуации шла о новом доме, в котором застройщик изначально предусмотрел наличие в каждой квартире счетчиков тепла, но отдельные недобросовестные жильцы не обеспечили их сохранность, и УК перестала учитывать при начислении оплаты показания ИПУ. Один из жильцов остался недоволен повышением платы и дошел с данным вопросом до Конституционного суда. Тот вынес вердикт, заставивший управляющую организацию пересмотреть порядок начисления платежей, а также поставивший под сомнение отдельные положения ПП № 354 от 06.05.11 и ЖК РФ.
Проверка и замена ОДПУ
Каждый общедомовой счетчик предварительно проверяется заводом-производителем. Его работоспособность при поставке подтверждается при помощи:
- клейма;
- отдельной наклейки;
- написанного на приборе подтверждения, которое дублируется в сопроводительной документации.
ОДПУ регулярно проходят проверки с составлением актов. Например, для счетчиков тепла проверочные действия выполняются перед наступлением холодного сезона. Обязательно делается проверка после выполнения серьезных ремонтных работ на коммуникациях.
Для общедомовых счетчиков расписывается план технического обслуживания, выполнение которого обеспечивает их длительную работу и точность показаний. При обнаружении неисправностей ОДПУ ремонтируются или заменяются. Контролируются все эти процессы УК. При этом любые вмешательства в работу счетчика производятся с привлечением представителей РСО.
Источник: сайт gkh.ru
Вы читали статью «Общедомовые приборы учета»
Еще статьи в рубрике «Приборы учета»
Общедомовые приборы учета (ОДПУ)
5 (100%) 2 vote[s]правила установки и оплаты тепловых ОДПУ
Процесс учета потребления коммунальных ресурсов должен соответствовать законодательству. Для этих целей устанавливаются общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме, которые обеспечивают надежный контроль и фиксацию показаний. Монтаж ОДПУ — обязательная процедура, выполняемая с соблюдением действующих правил. Существуют причины, которые позволяют избежать размещения общего расходомера.
Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме
В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.
На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.
Читайте также: счетчики на отопление в квартире — выгодно или нет
На основании действующих законодательных и нормативных актов было закреплено следующее:
- Теплосчетчик должен обязательно присутствовать в многоквартирном доме, за исключением случаев, которые делают установку невозможной и прописаны отдельным перечнем.
- Общедомовой прибор монтируется в соответствии с техническими правилами и с учетом типа сетей. Для этого в обязательном порядке выполняется согласование с теплоснабжающей организацией и разработка проекта.
- Наличие счетчика при получении советующего разрешения от исполнителя коммунальных услуг дает право на установку в каждой квартире ИПУ тепловой энергии. В иной ситуации расчет происходит в зависимости от индивидуальной жилой площади помещения и ОДН.
Наличие вертикальной разводки отопления считается главным «камнем преткновения» при получении разрешения на установку ИПУ в каждой квартире
ОДПУ — достаточно выгодное решение, но при условии, что устранены все внутридомовые потери тепла, проведен ремонт общих помещений и, главное, минимизирована утрата тепловой энергии из-за недостаточной изоляции фасадов или иных частей, которые взаимодействуют с системой подачи ресурса.
При соблюдении нюансов, согласно отзывам потребителей, экономия может быть существенной, особенно при дополнительном наличии ИПУ.
Установка общедомовых приборов учета тепла
Процесс монтажа устройств в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Кто должен устанавливать и оплачивать
Счетчики тепловой энергии — важный инструмент, позволяющий получать реальные показания расхода коммунального ресурса. Для большего эффекта в многоэтажных домах с множеством собственников принято устанавливать комплекс соответствующего оборудования — узел учета тепловой энергии. Совокупность приборов обеспечивает не только контроль за количеством потребленного тепла, но и позволяет отслеживать соответствие носителя нормативу.
Для владельцев квартир достаточно важна проблема, связанная с оплатой за общедомовой счетчик и монтаж устройства. Согласно законодательству, действует следующий порядок:
- На основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, установка приборов учета тепла происходит исключительно за счет собственников жилых и коммерческих помещений многоэтажного дома. Схожая норма прописана и ПП РФ № 354, где указывается, что все расходы по обеспечению объекта счетчиками несут владельцы.
- Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. за 2018 год) регламентирует, что если собственники самостоятельно не приняли решение о размещении ОДПУ в доме, общий счетчик будет устанавливаться принудительно. В такой ситуации каждый владелец должен внести часть назначенной суммы в установленный срок. Исключения действуют, если для монтажа были предусмотрены денежные средства, которые формировались в качестве целевых взносов или иного вида накоплений.
- На основании исполнения № 261-ФЗ жители могут воспользоваться возможностью установки теплосчетчиков на систему отопления, которая предполагает получение рассрочки на срок до 5 лет. В такой ситуации счетчик и монтаж будут в итоге стоить дороже, ведь дополнительно начисляется годовой процент, который рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Установку расходомеров выполняют только специализированные организации: коммерческие структуры с соответствующим допуском или теплоснабжающие компании, которые чаще всего предоставляют весь комплекс платных и бесплатных услуг (размещение, наладка, тестирование, ввод в эксплуатацию и опломбировка). При обращении в частные фирмы исполнитель коммунальных услуг должен быть информирован о проведении работ, выдав соответствующее разрешение.
На заметку! Смонтированный счетчик сдается в эксплуатацию поставщику ресурса, а до обслуживания допускаются только организации или лица с соответствующей квалификацией.
Можно ли отказаться
Собственники квартир не могут самостоятельно принимать решение, что дом, подключенный к централизованной системе отопления, не будет оборудоваться общим прибором учета. Но существуют причины, в связи с которыми тепловые счетчики на отопление нельзя поставить даже принудительно:
- Работы не могут быть выполнены без изменения конструкции объекта или систем, расположенных внутри.
- Дом признан ветхим или аварийным, подлежит расселению.
- Невозможно обеспечить соблюдение норм, которые предъявляются к участку монтажа и внешним факторам: организовать свободный доступ к месту установки счетчика, исключить воздействие влажности, температуры или электромагнитных помех.
Общедомовые системы учета тепловой энергии должны размещаться в специально оборудованных, а главное — сухих помещениях, в противном случае монтаж счетчиков запрещен
Основные факторы зафиксированы в Приказе № 627 от 29.12.2011, который утвержден Министерством регионального развития РФ. УК или ТСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны составить и подтвердить невозможность размещения прибора соответствующим актом.
Заключение
Установка общедомовых счетчиков тепла по большей части затрагивает старый жилой фонд, ведь новые многоэтажные объекты оснащаются индивидуальным отоплением. Ввиду обязательности монтажа ОДПУ нужно выполнять работы согласно существующим правилам.
Все действия должны быть согласованы со снабжающей организацией. Обязательно составление проекта и допуск до монтажа специализированной компании.