Платёжная система — Википедия
Платёжная систе́ма — совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, обеспечивающих перевод стоимости от одного субъекта экономики другому. Платёжные системы являются одной из ключевых частей современных монетарных систем.
Платёжные системы являются заменителем расчётов наличными деньгами при осуществлении внутренних и международных платежей и являются одним из базовых сервисов, предоставляемых банками и другими профильными финансовыми институтами.
Обычно подразумевается, что через платёжные системы осуществляется перевод денег. С юридической точки зрения в большинстве случаев происходит перевод долга: средства, которые платёжная система должна одному из клиентов, она становится должна другому клиенту. Когда первый клиент передаёт платёжной системе свои деньги, то фиксируется сумма такой передачи, то есть сумма долга перед первым клиентом. Своим распоряжением клиент может указать, что платёжная система теперь должна не ему, а второму клиенту. При обращении второго клиента к платёжной системе у него есть возможность получить денежный эквивалент такого долга. В ряде случаев платёжными средствами выступают не деньги или долги, номинированные в деньгах, а условные платёжные единицы или специализированные ценные бумаги (примером могут служить WMR, биткойн).
Расширенными формами платёжных систем (включая физическую или электронную инфраструктуру и связанные с ними процедуры и протоколы) являются проведение финансовых транзакций с помощью банкоматов, платёжных киосков, POS-терминалов, карт с хранимой денежной стоимостью; электронных кошельков; проведение транзакций на валютных рынках, рынках фьючерсов, деривативов и опционов. Некоторые платёжные системы включают в себя кредитные механизмы, однако их следует рассматривать вне аспекта платёжных систем.
Электронные платёжные системы являются подвидом платёжных систем, которые обеспечивают осуществление транзакций электронных платежей через сети (например, Интернет) или платёжные чипы.
Система расчётов в режиме реального времени[править | править код]
Развитие современных технологий привело к созданию национальных платёжных систем с участием центральных банков, что стало серьёзным фактором антикризисной работы на финансовом рынке[1].
Если в 1985 году только 3 центральных банка внедрили Систему валовых расчётов в режиме реального времени (Real-Time Gross Settlement — RTGS), то в начале 21 века их число превысило 90. По прогнозу только 1 процент центральных банков не введёт RTGS к 2020 году. Введение этой системы стало одним из критериев инновационных характеристик центрального банка, поскольку с их помощью достигаются такие публичные цели, как финансовая стабильность и антикризисная готовность. При таких инновационных оценках имеет значение и такой существенный элемент, как размер инвестиций в информационные и технологические возможности системы (Information and Communication Technologies — ICT), который должен иметь экономическое обоснование.
Мы ожидаем, что страны, где ICT дешевле и соответствуют более низкой стоимости инвестиций, внедрение RTGS происходит быстрее… Более эффективно управляемые центральные банки, вероятнее всего, способны внедрить новые технологии и получить больше преимуществ, когда система уже установлена. |
При этом соотношение количества сотрудников центрального банка к количеству общего населения страны является, по их мнению, одним из критериев скорости внедрения RTGS. При этом, вероятно, они увязывают величину аппарата с бюрократизацией работы центрального банка и его собственной недостаточной обеспеченностью внутренними технологическими системами, позволяющими сократить число сотрудников. Европейский Центральный Банк сделал наличие RTGS обязательным условием, поэтому не только страны Европейского Союза, но и остальные европейские страны, тяготеющие к нему, внедрили эту систему.
Центральные банки внедряют RTGS в целях улучшения эффективности национальных финансовых рынков, в первую очередь, через уменьшение риска неплатежей. Исследователи выделяют четыре основных причины для внедрения центральными банками системы RTGS[2]:
- это необходимо для конкурентоспособности национальных рынков в условиях глобальной конкуренции по привлечению инвестиций;
- внедрение RTGS позволяет совмещать платежи с платёжными системами других стран, в случае такой необходимости;
- это помогает в установлении однотипных RTGS в странах с давними историческими торговыми связями (как, например, страны СНГ) и позволяет помогать им в установлении и обновлении собственных платёжных систем;
- можно не затрачивать собственные усилия и воспользоваться услугами имеющихся на международном рынке компаний, специализирующихся на установке национальных RTGS.
Организация платёжной системы не должна отставать от современного ей уровня технологического развития и должна обновляться, чтобы сохранить свою эффективность в снижении или элиминировании финансовых расчётных рисков национальной экономики. Претензии на международный финансовый центр, не поддержанные передовой и конкурентоспособной по сравнению с другими странами платёжной системой, не имеют под собой никаких реалистических оснований. Технологическая эффективность платёжной системы определяет эффективность, с которой деньги используются в национальной экономике, и снижает риски при расчётах.
Как показатель эффективности действия и антикризисной готовности платёжной системы, количество ежедневных платежей, осуществляемых в рамках RTGS, должно быть не менее 20 % от общего числа платежей и не менее 95 % от числа крупных платежей. Национальная платёжная система должна быть единой и не разграничиваться на национальном и региональном уровнях.
Эффективная безопасная и практичная (экономичная) платёжная система уменьшает стоимость товаров и услуг. Более того, она является существенным средством для эффективного осуществления государственной монетарной политики, а также общего денежного оборота и рынка ценных бумаг. Она также является каналом для расчётов всех типов транзакций, включая международные денежные потоки. И наоборот, неэффективная небезопасная и неэкономичная платёжная система может отрицательно влиять на финансовую систему и стать причиной системных кризисов… Кроме того, эффективная платёжная система в обязательном порядке поддерживает экономическое развитие и рост… Одним из показателей надлежащей стратегии реформы служит тот факт, что платёжная система покрывает всю страну и удовлетворяет нужды всех секторов рынка. |
Платежные и клиринговые системы[править | править код]
Альтернативные системы[править | править код]
- ↑ В. Мазаев, А. Назаров, «Эволюция внедрения платёжных и депозитарных систем: зарубежный опыт» в Голубев С. А. (ред.) Конституционная экономика и антикризисная деятельность центральных банков: Сборник статей. — М.:, 2013. с — ISBN 978-5-9903067-8-3, с. 146
- ↑ Morten L. Bech, Bart Hobijn, Federal Reserve Bank of New York. Staff Report No 260. «Technology Diffusion within Central Banking: The Case of Real-Time Gross Settlement», September 2006
- ↑ Biagio Bossone and Massimo Cirasino, «The Oversight of the Payments Systems: A Framework for the Development and Governance of Payment in Emerging Economies», World Bank, July 2001.
- ↑ Massimo Cirasino, Global Trends in Payment and Settlement systems vis-avis the new Standards», World Bank Global Payment Systems Survey, World Bank, 2010
Рег.номер | Оператор | Расчётные центры | Платёжная система | Статусы |
---|---|---|---|---|
0001 | ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» | ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» | Contact | исключена из реестра |
0002 | АО КБ «ЮНИСТРИМ» | АО КБ «ЮНИСТРИМ», ПАО Банк «ФК Открытие» | Юнистрим | национально значимая |
0003 | ЗАО «НКК» | АО АКБ «ГАЗБАНК», ПАО «БАНК УРАЛСИБ» | NCC (NATIONAL CREDIT CARDS) | исключена из реестра |
0004 | ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» | Банк ВТБ (ПАО), НКО «ОРС» (АО), ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» | Вестерн Юнион | |
0005 | ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард». | ПАО «БАНК УРАЛСИБ», АО АКБ «НОВИКОМБАНК» | NCC (NATIONAL CREDIT CARDS) | исключена из реестра |
0006 | ООО КБ «Анелик РУ» | ООО КБ «Анелик РУ» | Anelik | |
0007 | НКО «ОРС» (АО) | НКО «ОРС» (АО) | Объединённая расчётная система | исключена из реестра |
0008 | АО «Телекоммерц Банк» | АО «Телекоммерц Банк» | Regional Payment System | исключена из реестра |
0009 | ООО «ХэндиСолюшенс» | ПАО Банк «ФК Открытие», ООО КБ «Нэклис-Банк» | HandyBank | национально значимая |
0010 | ПАО АКБ «Связь-Банк» | ПАО АКБ «Связь-Банк» | BLIZKO | национально значимая |
0011 | ООО «Платёжная система «Виза» | Банк России | Виза | социально значимая |
0012 | РНКО «Платёжный Центр» (ООО) | РНКО «Платёжный Центр» (ООО) | Золотая Корона | социально значимая |
0013 | ЗАО МКБ «Москомприватбанк» | ЗАО МКБ «Москомприватбанк» | PrivatMoney | исключена из реестра |
0014 | НКО АО НРД | НКО АО НРД | НРД | системно значимая, национально значимая |
0015 | НКО ЗАО «МИГОМ» | НКО ЗАО «МИГОМ» | Migom, СМАРТИ | исключена из реестра |
0016 | ООО «Таможенная карта» | НКО «МКС» (ООО), ПАО Сбербанк, ПАО Банк «ФК Открытие» | ТАМОЖЕННАЯ КАРТА | национально значимая |
0017 | НКО АО «ЛИДЕР» | НКО АО «ЛИДЕР» | Международные Денежные Переводы ЛИДЕР | исключена из реестра |
0018 | «Мастеркард» ООО | Банк России | МастерКард | социально значимая |
0019 | АО «УЭК» | ПАО Сбербанк | Универсальная электронная карта | исключена из реестра |
0020 | ООО «СПС» | АО «Альфа-Банк» | Страховая платёжная система | |
0021 | АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» (ПАО) | АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» (ПАО) | InterExpress | исключена из реестра |
0022 | ООО «Мультисервисная платёжная система» | Банк ВТБ (ПАО), Банк «Возрождение» (ПАО), АО «Нефтепромбанк» | Мультисервисная платёжная система | национально значимая |
0023 | ЗАО «ПРЦ» | ЗАО «ПРЦ» | ЗАО ПРЦ | исключена из реестра |
0024 | Банк ВТБ (ПАО) | Банк ВТБ (ПАО) | Система ВТБ | национально значимая |
0025 | ПАО Сбербанк | ПАО Сбербанк | Система Сбербанк | социально значимая, национально значимая |
0026 | «АМБ Банк» (ПАО) | «АМБ Банк» (ПАО) | АМБ БАНК | исключена из реестра |
0027 | ООО «Америкэн Экспресс Банк» | Банк России | Америкэн Экспресс | |
0028 | ООО «ЮнионПэй» | Банк России | UnionPay | |
0029 | КБ «Геобанк» (ООО) | КБ «Геобанк» (ООО) | REXPAY | национально значимая |
0030 | ЗАО «Райффайзенбанк» | ЗАО «Райффайзенбанк» | Быстрая Почта | исключена из реестра |
0031 | ЗАО «Платёжная система «Дельта Кей» | КБ «Метрополь» ООО | Дельта Кей | исключена из реестра |
0032 | ООО «БЭСТ» | НКО «ОРС» (АО), АО «Банк Воронеж» | БЭСТ | национально значимая |
0033 | ООО НКО «Рапида» | ООО НКО «Рапида», ПАО Банк «ФК Открытие», Банк ВТБ (ПАО) | Contact | исключена из реестра |
0034 | «Объединённый национальный банк» (ООО) | «Объединённый национальный банк» (ООО) | F5 | исключена из реестра |
0035 | ООО «Цифровой платеж» | НКО «Русское финансовое общество» (ООО), ПАО АКБ «Связь-Банк» | Sendy | национально значимая |
0036 | ВТБ24 (ПАО) | Банк ВТБ (ПАО) | МультиКарта | исключена из реестра |
0037 | ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)» | Банк России | Джей Си Би | |
0038 | АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» (АО) | АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» (АО) | АКБ «БЭНК ОФ ЧАЙНА» | |
0039 | ЗАО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК СБЕРЕЖЕНИЙ | ЗАО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК СБЕРЕЖЕНИЙ | Т | исключена из реестра |
0040 | АйСиБиСи Банк (АО) | АйСиБиСи Банк (АО) | АйСиБиСи | |
0041 | ООО «КП Ритейл» | ООО РНКО «РИБ», НКО «ОРС» (АО), НКО «МКС» (ООО) | КП Ритейл | |
0042 | АО «МПС 123» | Коммерческий банк «ВРБ» (ООО) | ОДИН ДВА ТРИ | |
0043 | НКО «ОРС» (АО) | НКО «ОРС» (АО) | Платёжный сервис Объединённая расчетная система | |
0044 | КИВИ Банк (АО) | КИВИ Банк (АО), ПАО Банк «ФК Открытие», Банк ВТБ (ПАО) | Contact | национально значимая |
0045 | ООО «ПЛЮСПЭЙ» | ООО РНКО «РИБ» | PLUSPAY | |
0046 | ООО «Оператор банковской кооперации» | ООО «Банковский операционный центр» | Система банковской кооперации | |
0047 | ООО «РСМП» | НКО «МКС» (ООО) | МОМЕНТОМ | |
0048 | АО «Народный банк» | АО «Народный банк» | НАРОДНАЯ | |
0049 | АО «ФедПэй» | ООО РНКО «Единая касса» | ФедПэй | |
0050 | ООО «БитПоинт» | КБ «Москоммерцбанк» (АО) | БитПоинт | |
0051 | Банк ГПБ (АО) | Банк ГПБ (АО) | ГАЗПРОМБАНК | национально значимая |
Про100 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Про100 | |
---|---|
Дата создания | 2012 |
Компания | ОАО «УЭК» |
Сайт | про100.рф |
«ПРО100» (читается «просто́») — российская платёжная система, использовавшая банковские карты. Оператором системы ПРО100 являлась компания ОАО «Универсальная электронная карта» (ОАО «УЭК»). Расчётный центр принадлежал ОАО «Сбербанк России».
29 декабря 2012 года ПРО100 была зарегистрирована в реестре операторов платёжных систем Банка России[1][2].
В мае 2016 года Сбербанк прекратил выпуск карт проекта ПРО100.[3] В декабре 2016 года принят ФЗ № 471 ст.4, прекращающий действие универсальной электронной карты для предоставления государственных и муниципальных услуг с 1 января 2017 года.
Наклейка на кассе магазина, принимающего к оплате карты платёжной системы ПРО100По состоянию на март 2014 года карты платёжной системы ПРО100 принимались к оплате в более 250 000 предприятий торговли и сервиса (около 40 % эквайринговой сети российских банков) и в 68 тыс. устройств самообслуживания (около 2/3 всех банкоматов в России)[4][5][6][7].
31 марта 2014 года Герман Греф сообщил, что после принятия соответствующего закона Сбербанк прекратит контролировать оператора платёжной системы ПРО100, в уставной капитал оператора платёжной системы смогли бы войти все желающие банки, платёжная система смогла бы обслуживать все банковские транзакции[8][9].
Платёжные банковские карты[править | править код]
Эмиссия банковских карт платёжной системы УЭК должна была бы начаться в июле 2014 года[10]. Карты имели бы произведённый в России чип стандарта EMV. На чипе было бы записано платёжное приложение ПРО100, базирующееся на стандарте MasterCard M/Chip4, что обеспечило бы совместимость карт с существующим оборудованием (после обновления программного обеспечения). Оплата картами платёжной системы УЭК могла бы быть произведена несколькими способами[10]:
В целях безопасности на обратной стороне карты не был бы напечатан контрольный код CVV2, который легко компрометируется. Все платежи без предъявления карты подтверждались бы одноразовым паролем, получаемым посредством SMS (технология 3-D Secure)[10].
- Для держателей карт, торгово-сервисных предприятий и банков: независимость платёжной системы от состояния международных отношений[4][11].
- Для торгово-сервисных предприятий: комиссия за услуги платёжной системы меньше, чем у VISA и MasterCard[12].
- Для банков:
- простота присоединения (технология ПРО100 базируется на технологии M/Chip — разработке MasterCard. Если банк уже работает с MasterCard, то для подключения к ПС УЭК: не требуется закупка нового оборудования, необходимо минимально доработать программное обеспечение)[11][13]
- увеличение числа клиентов за счёт распространения своего банковского приложения через УЭК
- увеличение безналичных оборотов и транзакций
- увеличение остатков на счетах
- сокращение собственных затрат за счёт использования электронных сервисов портала УЭК (например, аутентификация пользователей для дистанционного открытия счёта)
- актуальный справочник с реквизитами всех госучреждений, в адрес которых банки могут принимать оплату — банки смогут добавить такие платежи в свой онлайн-банкинг
- доступ к финансовым потокам, идущим в оплату услуг ЖКХ и общественного транспорта, с которого банки могут взимать комиссию
- возможности продажи через терминалы банков билетов на спортивные и культурные мероприятия, организацию оплаты в учебных заведениях[14][15].
- Для держателей карт: невозможность использовать платёжные карты за рубежом[11].
- Для банков:
- необходимость открыть корреспондентский счёт в Сбербанке и перечислить в Сбербанк обеспечительный депозит[16],
- также ранее отмечались некоторые проблемы с клирингом между банками[17],
- УЭК использует чип по лицензии MasterCard, что не снижает зависимость российской банковской системы от действий западных игроков даже при создании НСПК[18].
Карты платёжной системы УЭК базируются на международных банковских стандартах и поэтому могут использовать, после небольшого перепрограммирования[11], ту же банковскую инфраструктуру, что и зарубежные платёжные системы. При этом, в отличие от последних, платежи через платёжную систему УЭК осуществляются в процессинговых центрах, расположенных на территории России, и не выводятся за рубеж[19].
Технологически ПРО100 использует на картах международные проверенные стандарты безопасности Global Platform и EMV, адаптированные с учётом требований ФСБ, ФСТЭК, Центробанка. Также используются встроенные криптографические средства защиты информации[14].
Система ПРО100 была создана на основе лучших стандартов международных систем Visa и MasterCard специально для реализации проектов выпуска социальных карт, ставших основой для реализации проекта УЭК. Таким образом, можно говорить о том, что цель платёжной системы ПРО100 — создание специализированного карточного продукта, занимающего свою нишу вместе с международными системами Visa и MasterCard, а не стремящегося заменить их[19].
Единая платёжно-сервисная система[править | править код]
Единая платёжно-сервисная система (ЕПСС) — совокупность правил, процедур и технической инфраструктуры, созданная в целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[20]. Реестр федеральных, региональных и муниципальных приложений — реестр приложений, размещаемых на универсальной электронной карте гражданина Российской Федерации[21]. Корпоративная сеть центров обработки данных — ядро единой платёжно-сервисной системы, серверы которой расположены в Москве[22]. Провайдер сети — ТрансТелеКом — осуществляет по специальным тарифам подключение к сети всех участников проекта:
По состоянию на февраль 2015 года к платёжной системе присоединились 20 российских банков, 4 банка выпускают универсальные электронные карты с платёжным приложением ПРО100[23][24]:
Участники, имеющие технологическую готовность обеспечить предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения:
- ОАО «Сбербанк России»
- ОАО «Банк Уралсиб»
- ОАО «АК БАРС» Банк
- ОАО «Московский Индустриальный Банк»
- ПАО «Ханты-Мансийский Банк Открытие»
- ОАО КБ «Центр-инвест»
- ОАО «Запсибкомбанк»
В соответствии с приказом Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России от 1 августа 2011 года № 387/90н/2669-У условиям присоединения к платёжной системе УЭК соответствуют ещё около 250 коммерческих банков[25].
Статистика национальной платежной системы | Банк России
Актуализация данных осуществляется ежеквартально до 25 числа третьего месяца после отчетного квартала
Методологические комментарии к таблицам рубрики «Статистика национальной платежной системы»
Россия (сводные данные)
1. Основные показатели развития национальной платежной системы
2. Институциональная обеспеченность платежными услугами
3. Количество счетов, открытых учреждениями банковской системы
4. Структура переводов денежных средств, осуществленных через платежную систему Банка России
5. Переводы денежных средств, осуществленные через платежную систему Банка России, с использованием сервисов перевода/систем расчетов
6. Среднедневное, максимальное дневное и минимальное дневное количество и объем переводов денежных средств кредитных организаций, осуществленных через платежную систему Банка России
7. Структура платежей, проведенных через кредитные организации (по платежным инструментам)
8. Структура переводов денежных средств без открытия банковского счета плательщика – физического лица
9. Количество счетов с дистанционным доступом, открытых в кредитных организациях
10. Сведения о платежах, распоряжения по которым составлены и переданы в электронном виде клиентами кредитных организаций и самой кредитной организацией
11. Платежи клиентов кредитных организаций с использованием платежных поручений, поступивших в кредитные организации, по способам поступления
12. Количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и/или эквайринг платежных карт
13. Количество платежных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по типам карт
14. Операции, совершенные на территории России и за ее пределами, с использованием расчетных и кредитных карт, эмитированных кредитными организациями и Банком России, по видам клиентов
15. Операции, совершенные на территории России с использованием платежных карт, эмитированных российскими кредитными организациями, Банком России и банками-нерезидентами
16. Сведения об устройствах, расположенных на территории России и предназначенных для осуществления операций с использованием и без использования платежных карт
Российские регионы
1. Институциональная обеспеченность платежными услугами в территориальном разрезе
Показать всеСвернуть