Система официального опубликования правовых актов в электронном виде
1.
Номер опубликования:
0001202001220035
Дата опубликования:
22.01.2020
2.
Номер опубликования:
0001202001140004
Дата опубликования:
14.01.2020
3.
Номер опубликования:
0001202001100012
4.
Номер опубликования:
0001202001100008
Дата опубликования:
10.01.2020
5.
Номер опубликования:
0001202001100011
6.
Номер опубликования:
0001202001100006
Дата опубликования:
10.01.2020
7.
Дата опубликования: 31.12.2019
8.
Номер опубликования:
0001201912310020
Дата опубликования:
31.12.2019
9.
Дата опубликования: 31.12.2019
10.
Номер опубликования:
0001201912300070
Дата опубликования:
30.12.2019
11.
Номер опубликования:
0001201912300006
Дата опубликования:
30.12.2019
12.
Номер опубликования:
0001201912300075
Дата опубликования:
30.12.2019
Номер опубликования:
0001201912300052
Дата опубликования:
30.12.2019
14.
Номер опубликования:
0001201912300025
Дата опубликования:
30.12.2019
15.
Номер опубликования:
0001201912230036
Дата опубликования:
23.12.2019
16.
Номер опубликования:
0001201912180017
Дата опубликования:
18.12.2019
17.
Номер опубликования:
0001201912170036
Дата опубликования:
17.12.2019
18.
Номер опубликования:
0001201912170037
19.
Номер опубликования:
0001201912160001
Дата опубликования:
16.12.2019
20.
Номер опубликования:
0001201912130008
21.
Номер опубликования:
0001201912130004
Дата опубликования:
13.12.2019
22.
Номер опубликования:
0001201912110037
23.
Номер опубликования:
0001201912090015
Дата опубликования:
09.12.2019
24.
Дата опубликования: 09.12.2019
25.
Номер опубликования:
0001201912090020
Дата опубликования:
09.12.2019
26.
Дата опубликования: 04.12.2019
27.
Номер опубликования:
0001201912040040
Дата опубликования:
04.12.2019
28.
Номер опубликования:
0001201912030042
Дата опубликования:
03.12.2019
29.
Номер опубликования:
0001201912020024
Дата опубликования:
02.12.2019
30.
Номер опубликования:
0001201911290029
Дата опубликования:
29.11.2019
Федеративный договор — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 ноября 2019; проверки требуют 3 правки.Федеративный договор — нормативный договор (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, объединённых в группы:
Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.
Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.
10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов России одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт.
Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.11) его действие в сфере регулирования федеративных отношений. Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим (его сущность и содержание — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ).
Предшествующие события[править | править код]
В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик.
В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.
К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор. Татарстан не подписал Федеративный договор, и с ним были начаты длительные переговоры. В результате этих переговоров в 1994 году был заключен Договор «О разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан и взаимном делегировании полномочий»[1].
Подписание договора[править | править код]
31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерия»), руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.
В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».
Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор»[2]. Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора были включены в конституцию. Данные положения ввели основные принципы федерализма в России, но в то же время закрепили его асимметричность (неравноправие субъектов Федерации), смягченную впоследствии принятием новой Конституции в 1993 году.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (Москва, 31 марта 1992 г.)[править | править код]
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями республик:
- Республики Адыгея
- Республики Башкортостан
- Республики Бурятия
- Республики Горный Алтай
- Республики Дагестан
- Кабардино-Балкарской Республики
- Республики Калмыкия — Хальмг Тангч
- Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики
- Республики Карелия
- Коми Советской Социалистической Республики
- Марийской Советской Социалистической Республики — Республики Марий Эл
- Мордовской Советской Социалистической Республики
- Республики Саха (Якутия)
- Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики
- Республики Тува
- Удмуртской Республики
- Республики Хакасия
- Чувашской Республики — Чаваш Республики
- Российской Федерации
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992)[править | править код]
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга:
- Алтайского края
- Краснодарского края
- Красноярского края
- Приморского края
- Ставропольского края
- Хабаровского края
- Амурской области
- Архангельской области
- Астраханской области
- Белгородской области
- Брянской области
- Владимирской области
- Волгоградской области
- Вологодской области
- Воронежской области
- Ивановской области
- Иркутской области
- Калининградской области
- Калужской области
- Камчатской области
- Кемеровской области
- Кировской области
- Костромской области
- Курганской области
- Курской области
- Ленинградской области
- Липецкой области
- Магаданской области
- Московской области
- Мурманской области
- Нижегородской области
- Новгородской области
- Новосибирской области
- Омской области
- Оренбургской области
- Орловской области
- Пензенской области
- Пермской области
- Псковской области
- Ростовской области
- Рязанской области
- Самарской области
- Саратовской области
- Сахалинской области
- Свердловской области
- Смоленской области
- Тамбовской области
- Тверской области
- Томской области
- Тульской области
- Тюменской области
- Ульяновской области
- Челябинской области
- Читинской области
- Ярославской области
- города Москвы
- города Санкт-Петербурга
- Российской Федерации
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.)[править | править код]
31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями автономных областей и автономных округов:
- Еврейской автономной области
- Агинского Бурятского автономного округа
- Коми-Пермяцкого автономного округа
- Корякского автономного округа
- Ненецкого автономного округа
- Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа
- Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
- Ханты-Мансийского автономного округа
- Чукотского автономного округа
- Эвенкийского автономного округа
- Ямало-Ненецкого автономного округа
- Российской Федерации
Договор между Россией и Францией, Международный договор от 07 февраля 1992 года
Договор между Россией и Францией
Ратифицирован
постановлением Верховного Совета РФ
от 4 ноября 1992 года N 3797-1
________________
* Договор вступил в силу 1 апреля 1993 года.
Неотъемлемой частью настоящего Договора является Соглашение о сотрудничестве между Генеральной дирекцией по конкуренции, потребительской политике и борьбе со злоупотреблениями, Министерство экономики Французской Республики, и Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Российская Федерация от 12 ноября 1993 года.
Российская Федерация и Французская Республика,
опираясь на давние традиции согласия, дружбы и сотрудничества;
констатируя, что Российская Федерация является государством продолжателем Союза Советских Социалистических Республик;
стремясь придать новое качество своим отношениям;
убежденные в необходимости сближения между ними на основе партнерства, взаимного доверия, приверженности общим ценностям свободы, демократии, справедливости и солидарности;
преисполненные решимости окончательно преодолеть последствия раскола мира и Европы на противостоящие блоки;
верные обязательствам, вытекающим из международного права и, в частности, Устава Организации Объединенных Наций, и подтверждая обязательства, взятые ими в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;
сознавая свою особую ответственность как постоянных членов Совета Безопасности ООН в деле поддержания международного мира и безопасности;
принимая во внимание решение государств — членов Европейского сообщества о создании Европейского союза;
принимая во внимание создание Содружества Независимых Государств,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Российская Федерация и Французская Республика, верные традиционной дружбе и взаимной симпатии между народами обеих стран, будут развивать новые взаимоотношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве.
Статья 2
Российская Федерация и Французская Республика объединят свои усилия с целью содействия обеспечению международной безопасности и предупреждению конфликтов, а также эффективному осуществлению положений Устава Организации Объединенных Наций и обеспечению примата международного права.
Стороны будут взаимодействовать, в частности, в рамках компетентных международных организаций, в целях защиты прав человека и демократических ценностей.
Статья 3
Российская Федерация и Французская Республика будут расширять и углублять консультации между двумя правительствами.
Предметом этих консультаций будут укрепление безопасности и сотрудничества в Европе и мире, поиск решений крупных международных проблем, развитие двусторонних отношений, а также любые другие вопросы, представляющие взаимный интерес.
Стороны будут стремиться к максимально возможному согласованию своих позиций в этих областях с целью осуществления, когда они сочтут это необходимым, совместных или согласованных действий.
В случае возникновения ситуаций, создающих, по мнению одной из Сторон, угрозу миру, нарушение мира или вызывающих международную напряженность, правительства России и Франции незамедлительно вступят в контакт между собой с целью консультаций по всем аспектам этих ситуаций, максимально возможного согласования своих позиций для достижения согласия в отношении тех мер, которые позволили бы улучшить положение или справиться с ситуацией, и для совместных действий.
Если одна из Сторон сочтет, что имеет место ситуация, затрагивающая высшие интересы ее безопасности, она может обратиться к другой Стороне с тем, чтобы между ними были незамедлительно проведены консультации по этому вопросу.
Статья 4
Российская Федерация и Французская Республика объединят свои усилия для установления межу всеми европейскими государствами новых отношений в области безопасности и построения мирной и солидарной Европы, наделенной постоянными механизмами безопасности и сотрудничества.
Стороны подчеркивают ту роль, которую должно сыграть в этом отношении Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они будут взаимодействовать в целях укрепления его институтов и придания ему соответствующих, в частности, юридических средств для обеспечения стабильности и безопасности на континенте.
Россия и Франция отмечают также соответствующий вклад в укрепление европейской безопасности, вносимый различными международными структурами, в частности, Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, Западноевропейским союзом и Североатлантическим союзом.
Стороны будут сотрудничать между собой и с другими заинтересованными государствами в целях заключения договора о европейской безопасности.
Французская Республика подчеркивает важность формирования Европейского союза, который, предусматривая, в частности, проведение совместной внешней политики и политики безопасности, позволит упрочить сотрудничество между европейскими государствами и будет вносить существенный вклад в стабильность на континенте и в мире в целом. Российская Федерация принимает это к сведению.
Франция будет способствовать установлению отношений сотрудничества между Россией и Западноевропейским союзом, а также другими международными организациями, содействующими европейской безопасности.
Статья 5
Российская Федерация и Французская Республика убеждены в решающем вкладе соглашений в области разоружения в дело европейской и международной безопасности. Они согласны с необходимостью того, чтобы вооружения, в частности ядерные, определялись уровнем минимальной достаточности.
Стороны будут продолжать участвовать в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в процессах сбалансированного сокращения обычных вооружений и способствовать выработке новых мер доверия между всеми государствами-участниками.
Стороны будут способствовать заключению соглашений такого же рода в других регионах мира.
Они придают особое значение мерам, направленным на предотвращение распространения оружия массового уничтожения, и будут согласованно действовать в этих целях в международных организациях.
Статья 6
Российская Федерация и Французская Республика будут способствовать преобразованию Европы в общее правовое и демократическое пространство. Они будут содействовать предотвращению появления новых расколов на европейском континенте и укреплению между собой и всеми европейскими государствами уз солидарности в рамках конфедеративного подхода.
Французская Республика, принимая во внимание обязательства Российской Федерации в отношении соблюдения норм, установленных Советом Европы в области демократии и прав человека, поддерживает ее вступление в эту организацию.
Франция обязуется способствовать сближению между Европейским сообществом и Россией, в частности, путем заключения между ними соглашений, в целях содействия ее интеграции в европейскую экономику. Обязательства Франции по двусторонним российско-французским соглашениям находятся в соответствии с компетенцией, принадлежащей Европейскому сообществу, и юридическими нормами, принятыми учреждениями этого Сообщества.
Статья 7
Российская Федерация и Французская Республика обязуются развивать сотрудничество в рамках международной экономической системы.
Стороны будут взаимодействовать, в частности, в различных международных финансовых учреждениях и экономических организациях, членами которых они являются, в целях налаживания эффективных механизмов стабилизации цен на сырьевые товары.
Франция окажет содействие участию или вступлению России в международные финансовые учреждения и экономические организации, членом которых последняя не является.
Стороны будут тесно сотрудничать в рамках Европейского банка реконструкции и развития.
Статья 8
Российская Федерация и Французская Республика договорились о том, что встречи на высшем уровне будут проводиться по меньшей мере один раз в год, а также всякий раз, когда в этом будет возникать необходимость, в частности, путем осуществления неофициальных рабочих контактов.
Министры иностранных дел будут проводить консультации по мере необходимости и не менее чем два раза в год. Будет установлено тесное сотрудничество между возглавляемыми ими ведомствами.
Будут проводиться встречи между другими членами Правительств обоих государств по вопросам, представляющим взаимный интерес.
Статья 9
Российская Федерация и Французская Республика будут развивать и углублять контакты по военной линии. Стороны будут разрабатывать в этих целях двусторонние программы обменов. Они будут регулярно на двусторонней и многосторонней основе обмениваться мнениями по концепциям обороны и организации вооруженных сил.
Статья 10
Российская Федерация и Французская Республика будут развивать сотрудничество в области демократических институтов и правового государства. Это сотрудничество будет налаживаться, в частности, по следующим направлениям:
— конституционные, законодательные и административные нормы;
— конституционный надзор и контроль за исполнением законов;
— права граждан по отношению к административным органам;
— гражданские свободы, права человека, права национальных меньшинств;
— избирательные системы.
Статья 11
Российская Федерация и Французская Республика будут развивать сотрудничество в области экономики, промышленности, науки и техники.
Тесное сотрудничество будет осуществляться в сферах, имеющих особое значение для будущего обоих государств и для перспективы создания европейского пространства, в частности, по следующим направлениям:
— агропромышленный комплекс;
— энергетика;
— использование ядерной энергии в мирных целях, в частности, безопасность атомной энергетики;
— транспорт, инфраструктура и соответствующее оборудование;
— телекоммуникации и телевидение высокой четкости;
— космос;
— промышленная конверсия;
— торговая сеть.
Стороны будут поощрять установление прямого сотрудничества между участниками экономической деятельности двух стран.
Статья 12
Желая содействовать переходу Российской Федерации к рыночной экономике, основанной на принципах свободы предпринимательства, социальной справедливости и солидарности, а также убежденные в тесной взаимосвязи между ростом материального благосостояния общества и его демократизацией, Российская Федерация и Французская Республика договорились разрабатывать программы сотрудничества и подготовки кадров.
В этих целях они придают особое значение содействию модернизации органов государственного управления, предприятий, профсоюзов и других организаций социальной направленности. Стороны будут способствовать реализации программ подготовки кадров, которые могут осуществляться в рамках усилий, предпринимаемых на европейском и международном уровнях.
Стороны будут также развивать сотрудничество в социальной сфере и области здравоохранения.
Статья 13
Российская Федерация и Французская Республика будут прилагать усилия к созданию благоприятных условий для деятельности предприятий другой Стороны. Каждая Сторона будет поощрять и защищать капиталовложения другой Стороны на своей территории.
Они будут организовывать как можно более широкий обмен экономической информацией и обеспечивать доступ к ней деловых людей и ученых обеих стран.
Статья 14
Российская Федерация и Французская Республика придают первостепенное значение охране окружающей среды. Они будут укреплять двустороннее сотрудничество и способствовать наращиванию согласованных действий в этой области в европейском и международном масштабе.
Статья 15
Российская Федерация и Французская Республика будут развивать сотрудничество в области фундаментальных и прикладных исследований, в том числе с учетом возможности экономического и промышленного внедрения их результатов. Стороны будут способствовать продвижению совместных проектов, которые могли бы вписываться в европейские и международные программы.
В области передовых технологий Стороны будут поощрять, при уважении их национальных правил, различные формы партнерства и совместные разработки, имея в виду, в частности, повышение уровня компетенции и эффективности участников промышленной деятельности.
Статья 16
Российская Федерация и Французская Республика будут налаживать тесное сотрудничество между научно-исследовательскими институтами, в частности, путем обмена научными работниками.
Статья 17
Российская Федерация и Французская Республика будут развивать обмены в области культуры, искусства, образования и информации, в частности аудиовизуальной.
Стороны будут уделять особое внимание проектам, которые могут способствовать созданию общеевропейского культурного пространства.
Они будут поддерживать всеми возможными средствами изучение и распространение французского языка в России и русского языка во Франции.
Будут поощряться прямые связи между высшими учебными заведениями, исследовательскими центрами, организациями и людьми, участвующими в культурной деятельности.
Будут также поощряться инициативы сотрудничества новаторского плана, такие, как подготовка кадров в области культуры, охрана национального достояния, переводческая, издательская и совместная издательская деятельность, а также сотрудничество между университетами.
Стороны будут содействовать созданию и деятельности культурных центров на их территориях.
Статья 18
Российская Федерация и Французская Республика будут поощрять контакты между их народами, в частности, обмены между российской и французской молодежью.
Статья 19
Российская Федерация и Французская Республика будут способствовать контактам и сотрудничеству между парламентами и парламентариями обоих государств.
Статья 20
Российская Федерация и Французская Республика будут поощрять прямые связи между административно-территориальными единицами, в частности, путем породнения, в соответствии с целями настоящего Договора.
Они будут развивать гуманитарное сотрудничество, в том числе, способствуя деятельности благотворительных организаций обеих стран.
Статья 21
Российская Федерация и Французская Республика будут содействовать сотрудничеству между учреждениями юстиции обоих государств, в том числе в области взаимной помощи по гражданским делам.
Они наладят сотрудничество между правоохранительными органами в сфере общественной безопасности, в частности, в деле борьбы с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой, включая незаконные перемещения через границы произведений искусства. Стороны будут стремиться к организации соответствующего сотрудничества в борьбе с международным терроризмом.
Статья 22
Российская Федерация и Французская Республика обязуются, по возможности в короткие сроки, договориться об урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий, касающихся интересов и собственности физических и юридических лиц обеих стран.
Статья 23
Российская Федерация и Французская Республика обязуются принять необходимые меры с целью упрощения на основе взаимности процедуры выдачи и продления виз.
Каждая Сторона будет оказывать на основе взаимности всемерное содействие деятельности на ее территории дипломатических представительств и консульских учреждений другой Стороны.
Статья 24
Российская Федерация и Французская Республика будут заключать по мере надобности отдельные соглашения и договоренности в целях реализации положений настоящего Договора.
Они будут продолжать выполнение имеющихся двусторонних соглашений и в необходимых случаях производить их пересмотр.
Статья 25
Положения настоящего Договора ни в чем не затрагивают обязательств Сторон по отношению к третьим государствам и не направлены против какого-либо их них.
Статья 26
Настоящий договор подлежит ратификации в соответствии с конституционными процедурами каждой из Сторон и вступит в силу через тридцать дней после обмена ратификационными грамотами.
Настоящий договор заключается сроком на десять лет. Его действие будет автоматически продлеваться на следующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону о своем решении денонсировать Договор путем письменного уведомления за один год до истечения соответствующего срока.
Совершено в Париже 7 февраля 1992 года в двух экземплярах, каждый на русском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
Президент Российской Федерации
Б.Ельцин
За Французскую Республику
Президент Французской Республики
Ф.Меттеран
Текст документа сверен по:
«Бюллетень международных договоров»
N 1, 1994 год
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта статья — о «Большом договоре» между Россией и Украиной. О других значениях понятия см. Большой договор.Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной | |
---|---|
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной | |
Дата подписания | 31 мая 1997 года |
Место подписания | Киев, Украина |
Вступление в силу | 1 апреля 1999 года |
Окончание действия | 1 апреля 2019 года |
Подписали | Борис Ельцин Леонид Кучма |
Стороны | Украина Россия |
Статус | утратил силу |
Языки | русский, украинский |
Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной (укр. Договір про дружбу, співробітництво і партнерство між Україною і Російською Федерацією) — соглашение между Российской Федерацией и Украиной, в котором закреплялся принцип стратегического партнёрства, признания нерушимости существующих границ, уважения территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга[1].
Договор был подписан президентом Украины Леонидом Кучмой и президентом России Борисом Ельциным 31 мая 1997 года в ходе государственного визита последнего в Киев[2]. Верховная рада ратифицировала договор 14 января 1998 года, Госдума — 25 декабря 1998 года. Обмен грамотами о ратификации Договора состоялся в Москве 1 апреля 1999 года, с этого дня он вступил в силу.
Согласно договору обе страны гарантируют гражданам другой страны права и свободы на тех же основаниях и в таком же объёме, что и своим собственным гражданам, кроме случаев, установленных национальным законодательством государств или их международными договорами.
Каждая из стран защищает в установленном порядке права своих граждан, проживающих на территории другой страны, в соответствии с обязательств по документам Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других общепризнанных принципов и норм международного права, договорённостей в рамках Содружества Независимых Государств, участниками которых они являются.
Украина и Россия принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.
Украина и Россия взаимодействуют в ООН и других международных организациях, включая экономические, финансовые, оказывают поддержку друг другу во вступлении в международные организации и присоединении к соглашениям и конвенциям, участником которых не является одна из стран.
Обе стороны обязались уважать территориальную целостность друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ.
Согласно статье 40 договора он был заключен сроком на десять лет и его действие автоматически продлевается на последующие десятилетние периоды. Прекращение договора возможно путём соответствующего заявления одной из сторон не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода. В соответствии с данной статьей в октябре 2008 года действие договора было автоматически продлено на следующие 10 лет — до 1 апреля 2019 года[3].
В 2014 году было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, в связи с которым украинские власти обвинили Россию в нарушении положений договора[4]. Как украинскими[5] так и российскими политиками[6][7][8] выдвигались предложения о расторжении договора; однако ни Россия[9][10], ни Украина разрывать договор не намеревались. РФ считала, что её потенциальный выход из договора не будет «способствовать решению проблем российско-украинских отношений»[11]. Украинские же власти намеревались использовать формальное продолжение действие договора в целях «привлечения к ответственности» России за имевшее, по их мнению, место нарушение документа[10][12].
В марте 2018 года денонсировать договор о дружбе с Россией предложило министерство иностранных дел Украины[13]. 28 августа президент Украины Пётр Порошенко поручил МИДу готовиться к расторжению договора[14][15]. 6 сентября Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении договора согласно положениям его статьи 40. 17 сентября это решение утвердил президент[16][17][18][19]. 24 сентября официальная нота была вручена МИДу РФ.
3 декабря 2018 года законопроект о прекращении действия договора с 1 апреля 2019 года был внесён президентом Украины в Верховную раду в качестве неотложного. Документ предусматривает, что «прекращение действия этого Договора освобождает Украину от любого обязательства по его выполнению и не влияет на права, обязательства или правовое положение Украины, возникшие в результате выполнения названного Договора до прекращения его действия, согласно статье 70 Венской конвенции о праве международных договоров»[20][21].
6 декабря 2018 года Верховная Рада Украины одобрила законопроект о прекращении действия договора о дружбе с Россией с 1 апреля 2019 года. 10 декабря 2018 года президент Украины Пётр Порошенко подписал закон «О прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией»[22].
1 апреля 2019 года договор официально прекратил своё действие[1][23].
Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ — мирный договор, подписанный 12 мая 1997 года в Москве президентом ЧРИ Асланом Масхадовым и президентом РФ Ельциным, который предусматривал решение спорных вопросов исключительно мирным путём в соответствии с принципами норм международного права. Правительства РФ и ЧРИ заключили соглашение, касавшееся выплат пенсий, пособий, зарплат, компенсаций, восстановления объектов жизнеобеспечения и социально-экономического комплекса ЧРИ, а также Договор о взаимодействии в сфере таможенного дела. Характеризуя суть документа, глава российского государства отметил, что он «ставит точку в войне и противостоянии 400-летней давности» между сторонами.
Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия
Высокие договаривающие стороны, желая прекратить многовековое противостояние, стремясь установить прочные равноправные, взаимовыгодные отношения, договорились:
1. Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов.
2. Строить свои отношения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, при этом стороны взаимодействуют в сферах, определяемых конкретными соглашениями.
3. Договор является основой для заключения дальнейших договоров и соглашений по всему комплексу взаимоотношений.
4. Договор составлен в двух экземплярах, причем оба экземпляра имеют равную юридическую силу.
5. Настоящий договор вступает в действие со дня подписания.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (подпись) Б. Ельцин
ПРЕЗИДЕНТ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЧКЕРИЯ (подпись) А. Масхадов[1]
Руководствуясь этим договором, в тот же день Виктор Черномырдин и Аслан Масхадов подписали межправительственное соглашение[2], предусматривающее развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества и создание условий для заключения полномасштабного договора между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия. Документ, в частности, предусматривает первоочередное восстановление объектов жизнеобеспечения Чечни, выплату населению пенсий и социальных пособий, освобождение всех насильственно удерживаемых лиц.[3]
Американский юрист профессор Бойл расценивает это как признание Россией независимости ЧРИ де-факто. Он основывается на том, что в тексте договора официально употреблялся термин «Чеченская республика Ичкерия», что договор содержал ссылки на международное право как на основу двусторонних отношений и целиком был составлен по форме межгосударственных договоров; эта точка зрения оспаривается другими американскими юристами, указывающими, что ссылки на международное право содержатся и в договорах между РФ и субъектами федерации (например, Татарстаном), при том, что договор не был ратифицирован парламентом — процедура, обязательная для международных договоров и для договоров внутри федерации[4].
Усман Ферзаули, который в 2000 году занимал пост посла Ичкерии в Дании, в интервью Радио «Свобода» заявил:
Безусловно Россия, подписывая в мае 1997-го года Договор о мире с Чеченской Республикой Ичкерия де-факто признала Чеченскую Республику Ичкерия. Мы имеем право считать себя субъектом международного права. Поэтому подписывая или уже подписав Женевские конвенции и два дополнительных протокола мы берем на себя чрезвычайно большую нагрузку. В военных условиях это большая смелость — взять на себя международные обязательства.[5]
Юрист Сайдрахман Мусаев считает:
По мнению ряда наблюдателей, договор, подписанный Ельциным и Масхадовым, в принципе означал, что Россия де-факто признает независимость ЧРИ. В «Договоре» указывалось, что Россия и Ичкерия будут строить свои отношения «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права», что фактически означало признание независимости ЧРИ. Иначе в документе было бы указано, что все будет решаться на основе Конституции Российской Федерации»[6]
УСИКОВ Анатолий Васильевич, СПИРИН Алексей Николаевич, БОЖЕДОМОВ Борис Александрович (Локальные войны и вооружённые конфликты XX—XXI вв.)[7]
Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений
Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений (фин. Naapuruussopimus) — основной межгосударственный договор между Россией и Финляндией, действующий с 1992 года по настоящее время. Договор касается территориальной целостности и государственного сотрудничества. Заключён в целях «развития и укрепления добрососедских отношений и всестороннего сотрудничества между обеими странами и народами».
Договор был подписан в финской столице Хельсинки 20 января 1992 года премьер-министром Финляндии Эско Ахо и первым заместителем председателя Правительства России Геннадием Бурбулисом.
14 мая 1992 года договор был ратифицирован Верховным Советом России[1]. 22 мая договор был утвержден Эдускунтой (финским парламентом), а 26 июня — ратифицирован президентом Финляндии Мауно Койвисто[2]. Вступил в силу в России и Финляндии 11 июля 1992 года после обмена ратификационными грамотами, который состоялся в Финляндии, где президент России Борис Ельцин находился с официальным визитом 10—11 июля 1992 года.
Подготовка договора велась ещё в советское время, в последние годы существования СССР (проект договора, в частности, готовил заместитель министра иностранных дел СССР и первый посол России в Финляндии Юрий Дерябин[3]). Договор пришёл на смену Договору о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией, действовавшему с 1948 года.
Договором подчёркивается приверженность России и Финляндии Уставу ООН и Заключительному акту СБСЕ и построение отношений между двумя странами на таких принципах международного права, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, а также равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой (статья 1).
Согласно договору, между странами должен регулярно поддерживаться диалог на уровне глав государств и ином правительственном уровне, контакты между парламентами, а также между центральными, региональными и местными органами власти и управления (статья 2).
Россия и Финляндия обязались уважать нерушимость границ и территориальную целостность друг друга (статья 3), воздерживаться от применения силы против друг друга и не позволять использовать свою территорию для вооруженной агрессии против другой страны (статья 4).
Согласно договору, обе страны должны уделять особое внимание развитию сотрудничества между Финляндией и прилегающими к ней Мурманской областью, Карелией, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью (статья 6), а также сотрудничать в вопросах охраны окружающей среды, в решении экологических проблем и в рациональном использовании природных ресурсов (статья 8), содействовать взаимным обменам в областях культуры и науки (статья 9), поощрять контакты и общение между своими гражданами, уделяя особое внимание развитию и расширению молодежных контактов (статья 9).
Отдельной статьёй договора подчёркивается, что обе страны будут поддерживать сохранение самобытности финнов и родственных финнам народов и национальностей в России и, соответственно, выходцев из России в Финляндии, охраняя языки, культуру и памятники истории друг друга (статья 10).
«Карельский вопрос»: отсутствие территориальных претензий[править | править код]
Статья 3 договора, регулирующая территориальные вопросы, гласит, что Россия и Финляндия
«обязуются сохранять границу между ними как границу добрососедства и сотрудничества в соответствии с Заключительным актом СБСЕ, уважая ее нерушимость и территориальную целостность друг друга».
Таким образом, межгосударственный договор в вопросе территорий вновь закрепил и подтвердил нерушимость границ, сложившихся по итогам Второй мировой войны, и территориальные приобретения СССР по условиям советско-финских Московского мирного договора (1940) и Парижского мирного договора (1947).
Как указывают исследователи, документально подтвердить отсутствие территориальных споров было обоюдным желанием России и Финляндии. Российские дипломаты предлагали характеризовать госграницу как «границу мира, дружбы и добрососедства». Правительство Финляндии, стремившееся подчеркнуть, что у стран нет нерешенных вопросов о границе, настояло на удалении термина «дружбы», так как желало избежать формулировок, которые могли бы провоцировать дискуссии о возвращении Карелии. Тогдашний президент Финляндии Мауно Койвисто считал разговоры о возвращении Карелии ностальгией. При утверждении договора Эдускунтой (финским парламентом), за договор проголосовали 153 депутата, против — 4 депутата. «Карельский вопрос» в ходе обсуждения договора в Эдускунте пытались поднять оппозиционные депутаты от Сельской партии Финляндии[fi], но не получили поддержки[4].
Согласно статье 12, договор действует в течение 10 лет (с 1992 года), после чего его действие продлевается на каждые последующие 5 лет, если ни одна из стран не денонсирует его (для денонсирования договора одна страна должна уведомить об этом другую не менее чем за один год до истечения соответствующего срока его действия).
В настоящее время договор является официально действующим и в России, и в Финляндии.
№ п/п | Название договорного акта | Место подписания | Дата |
1 | Париж | 18/30 марта 1856 г. | |
2 | Париж | 18/30 марта 1856 г. | |
3 | Париж | 18/30 марта 1856 г. | |
4 | Париж | 18/30 марта 1856 г. | |
5 | Париж | 4/16 апреля 1856 г. | |
6 | Париж | 7/19 июня 1857 г. | |
7 | Айхунь [Айгун] | 16/28 мая 1858 г. | |
8 | Тянь-Цзинь | 1/13 июня 1858 г. | |
9 | Париж | 7/19 августа 1858 г. | |
10 | Париж | 19 февраля/3 марта 1859 г. | |
11 | Париж | 24 августа/5 сентября 1860 г. | |
12 | Пекин | 2/14 ноября 1860 г. | |
13 | Константинополь | 27 августа/8 сентября 1862 г. | |
14 | Галац | 21 октября/2 ноября 1865 г. | |
15 |
|
| |
1. Циркулярная депеша Л. М. Горчакова | Царское Село | 19/31 октября 1870 г. | |
2. Лондонская конвенция | Лондон | 1/13 марта 1871 г. | |
16 |
| октябрь 1872 г. — январь 1873 г. | |
I. Гранвиль‑Лофтусу | Лондон | 5/17 октября 1872 г. | |
II. Горчаков‑Бруннону | С.-Петербург | 7/19 декабря 1872 г. | |
III. Гранвилль‑Лофтусу | Лондон | 12/24 января 1873 г. | |
IV. Горчаков‑Бруннову | С.-Петербург | 19/31 января 1873 г. | |
17 | С.-Петербург | 24 апреля/6 мая 1873 г. | |
18 |
|
| |
I. Конвенция между Россией и Австро-Венгрией | Шенбрунн | 25 мая/6 июня 1873 г. | |
II. Акт о присоединении Германии к русско-австрийской конвенции | Шенбрунн | 11/23 октября 1873 г. | |
19 | Хива [Гандемиян] | 12/24 августа 1873 г. | |
20 | Шаар | 28 сентября/10 октября 1873 г. | |
21 | Берлин | 1/13 мая 1876 г. | |
22 | Рейхштадт | 26 июня/8 июля 1876 г. | |
I. Запись русской стороны |
|
| |
II. Австрийский вариант |
|
| |
23 | Будапешт | 3/15 января 1877 г. | |
24 | Лондон | 19/31 марта 1877 г. | |
25 | Сан-Стефано | 19 февраля/3 марта 1878 г. | |
26 | Лондон | 18/30 мая 1878 г. | |
27 | Берлин | 1/13 июля 1878 г. | |
28 | Константинополь | 27 января/8 февраля 1879 г. | |
29 | С.-Петербург | 12/24 февраля 1881 г. | |
30 | Галац | 16/28 мая 1881 г. | |
31 |
|
| |
I. Договор, заключенный между Россией, Германией и Австро-Венгрией | Берлин | 6/18 июня 1881 г. | |
II. Протокол, присоединенный к договору о «Союзе трех императоров» | Берлин | 6/18 июня 1881 г. | |
III. Дополнительный протокол к договору о «Союзе трех императоров» | Берлин | 15/27 июня 1881 г. | |
32 | Терапия | 13/25 июня 1882 г. | |
33 | Лондон | 26 февраля/10 марта 1883 г. | |
34 | Берлин | 15/27 марта 1884 г. | |
35 | Берлин | 14/26 февраля 1885 г. | |
36 | Лондон | 6/18 марта 1885 г. | |
37 | Лондон | 29 августа/10 сентября 1885 г. | |
38 | Берлин | 6/18 июня 1887 г. | |
39 | Константинополь | 17/29 октября 1888 г. | |
40 |
|
| |
I. Письмо Моренгейма французскому министру иностранных дел Рибо | Париж | 15/27 августа 1891 г. | |
II. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу в Париже Моренгейму | С.-Петербург | 9/21 августа 1891 г. | |
III. Письмо Рибо Моренгейму | Париж | 15/27 августа 1891 г. | |
IV. Проект военной конвенции |
| 5/17 августа 1892 г. | |
V. Письмо министра иностранных дел России Гирса послу Франции в С.-Петербурге Монтебело | С.-Петербург | 15/27 декабря 1983 г. | |
VI. Письмо посла Франции в Петербурге Монтебелло министру иностранных дел России Гирсу | С.-Петербург | 23 декабря 1893 г. /4 января 1894 г. | |
41 | Лондон | 27 февраля/11 марта 1895 г. | |
42 | С.-Петербург | 24 июня/6 июля 1895 г. | |
43 | Сеул | 2/14 мая 1896 г. | |
44 | Москва | 22 мая/3 июня 1896 г. | |
45 | Москва | 28 мая/9 июня 1896 г. | |
46 | Берлин | 27 августа/8 сентября 1896 г. | |
47 |
|
| |
I. Голуховский—Лихтенштейну | Вена | 26 апреля/8 мая 1897 г. | |
II. Муравьев—Лихтенштейну | С.-Петербург | 5/17 мая 1897 г. | |
48 | Пекин | 15/27 марта 1898 г. | |
49 | Токио | 13/25 апреля 1898 г. | |
50 |
|
| |
I. Муравьев—Скотту | С.-Петербург | 16/28 апреля 1899 г. | |
II Скотт—Муравьеву | С.-Петербург | 16/28 апреля 1899 г. | |
III, IV. Тексты дополнительных нот, обмененных между Муравьевым и Скоттом | С.-Петербург | 16/28 апреля 1899 г. | |
51 |
|
| |
1. Муравьев—Делькассэ | С.-Петербург | 28 июля/9 августа 1899 г. | |
2. Делькассэ—Муравьеву | С.-Петербург | 28 июля/9 августа 1899 г. | |
52 | С.-Петербург | 3/16 марта 1902 г. | |
53 | Пекин | 26 марта/8 апреля 1902 г. | |
54 | С.-Петербург |
| |
I. Ламадорф—Зиновьеву |
| 20 сентября/3 октября 1903 г. | |
II. Правительственное сообщение |
| 10/23 октября 1903 г. | |
55 | С.-Петербург | 2/15 октября 1904 г. | |
56 | Бьерке | 11/24 июля 1905 г. | |
57 | Портсмут | 23 августа/5 сентября 1905 г. | |
58 | Алхесирас | 25 марта/7 апреля 1906 г. | |
59 | С.-Петербург | 18/31 августа 1907 г. | |
А. Соглашение о Персии |
|
| |
Б. Соглашение об Афганистане |
|
| |
В. Соглашение о Тибете |
|
| |
Г. Приложение к соглашению о Тибете |
|
| |
Д. Нота Никольсона Извольскому |
|
| |
Е. Нота Извольского Никольсону |
|
| |
60 | С.-Петербург | 16/29 октября 1907 г. | |
61 | Христиания | 20 октября/2 ноября 1907 г. | |
62 | С.-Петербург | 10/23 апреля 1908 г. | |
63 | Раккониджи | 11/24 октября 1909 г. | |
I. Титтони — Извольскому |
|
| |
II. Извольский — Титтони |
|
| |
64 | С.-Петербург | 6/19 августа 1911 г | |
65 | Париж | 3/16 июля 1912 г. | |
66 |
|
| |
I. Соглашение России с Монголией | Урга | 21 октября/3 ноября 1912 г. | |
II. Декларация России и Китая о признании автономии Внешней Монголии | Пекин | 23 октября/5 ноября 1913 г. | |
67 | Константинополь | 26 января/8 февраля 1914 г. | |
68 | Лондон | 23 августа/5 сентября 1914 г. | |
69 | Петроград | 18 сентября/1 октября 1914 г. | |
70 |
| март — апрель 1915 г. | |
I. Сазонов — Палеологу и Бьюкенену | Петроград | 19 февраля/4 марта 1915 г. | |
II. Памятная записка великобританского посольства Сазонову | Петроград | 21 февраля/6 марта 1915 г. | |
III. Памятная записка французского посольства Сазонову | Петроград | 23 февраля/8 марта 1915 г. | |
IV. Памятная записка великобританского посольства Сазонову | Петроград | 27 февраля/12 марта 1915 г. | |
V. Памятная записка великобританского посольства Сазонову | Петроград | 27 февраля/12 марта 1915 г. | |
VI. Вербальная нота французского посольства Сазонову | Петроград | 28 марта/10 апреля 1915 г. | |
71 | Лондон | 13/26 апреля 1915 г. | |
72 | Лондон | 17/30 ноября 1915 г. | |
73 |
|
| |
I. Памятная записка великобританского и французского посольств Сазонову | Петроград | 25 февраля/9 марта 1916 г. | |
II. Памятная записка Министерства иностранных дел Палеологу и Бьюкенену | Петроград | 4/17 марта 1916 г. | |
III. Памятная записка министра иностранных дел Сазонова Палеологу | Петроград | 13/26 апреля 1916 г. | |
IV. Нота французского посольства в Петрограде Сазонову | Петроград | 13/26 апреля 1916 г. | |
V. Бенкендорф — Сазонову | Лондон | 17/30 мая 1916 г. | |
VI. Бенкендорф — Сазонову | Лондон | 17/30 мая 1916 г. | |
74 |
| февраль 1917 г. | |
I. Справка, составленная в российском Министерстве иностранных дел |
|
| |
II. Памятная записка Покровского Палеологу | Петроград | 1/14 февраля 1917 г. | |
III. Извольский — Покровскому | Париж | 26 февраля/11 марта 1917 г. | |
| Приложение |
|
|
| София | 29 февраля/13 марта 1912 г. |