Санация цб это: Санация банка — что это такое и чем грозит санация вкладчикам

Санация цб это: Санация банка — что это такое и чем грозит санация вкладчикам
Окт 14 2020
admin

Содержание

Финансовое оздоровление | Банк России

Финансовое оздоровление банка (встречаются также иные названия данной процедуры, например — предупреждение банкротства банка или санация банка) — это комплекс мер, направленных на улучшение финансового положения кредитной организации, которые позволяют избежать ее банкротства.

Санация банка проводится, прежде всего, в интересах кредиторов и вкладчиков — в процессе финансового оздоровления банки обслуживают клиентов в том же режиме, что до начала санации, за исключением случаев, когда банку введен мораторий.

Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться или собственниками банков самостоятельно, или с участием Банка России, или с участием государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — ГК «АСВ»). При принятии решения о целесообразности начала санации банка с участием Банка России или ГК «АСВ» учитывается его системная/региональная значимость, а также значимость банка на уровне отдельных сегментов финансового рынка и возможные последствия в случае принятия Банком России решения об отзыве лицензии у банка. Далее можно найти более подробные материалы об оздоровлении банков с участием Банка России или ГК «АСВ».

Презентация «Объявили о санации моего банка: что это значит?»

Участие Банка России в финансовом оздоровлении банка

В 2017 году был внедрен механизм финансового оздоровления с участием Банка России, который предусматривает оказание Банком России финансовой помощи кредитной организации, в том числе посредством приобретения акций (долей в уставном капитале), предоставления кредитов, размещения депозитов за счет денежных средств, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, имущество которого обособлено от имущества Банка России.

От имени Банка России мероприятия по финансовому оздоровлению банков осуществляет специально созданное ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее — ООО «УК ФКБС»). По окончании финансового оздоровления банка предполагается продажа акций (долей в уставном капитале), принадлежащих Банку России, новому инвестору.

Внедрение данного механизма финансового оздоровления направлено на:

  • сокращение расходов государства,
  • сокращение сроков оздоровления банков,
  • повышение эффективности контроля за испол

что изменится? :: Финансы :: РБК

Останутся ли кредиты санаторам?

ЦБ не намерен полностью отказываться от старого подхода. «Мы вполне допускаем, что через какое-то количество времени он точно так же может быть востребован либо в каких-то особых случаях», — признал Василий Поздышев. С помощью кредитов регулятор планирует поддерживать инвесторов, приобретающих акции санируемого банка, например ликвидностью. Он пояснил, что фонд консолидации может на паритетных началах участвовать в санации банков с частными инвесторами. При этом условия финансирования будут жесткими: средства будут выделяться на рыночных условиях, а не на льготных, как раньше. Использование кредитов инвестором вместе с вхождением создаваемого фонда консолидации в капитал санируемых банков увеличит расходы на санации, однако в целом по сравнению со старой схемой экономия составит не менее 30–40%, сказал Поздышев.

Кто будет управлять оздоровлением?

Управлением проблемными активами, в капитал которых войдет ЦБ, будет заниматься управляющая компания (УК), единственным учредителем которой выступит Банк России. Она возьмет на себя функции АСВ в отношении предупреждения банкротств банков. Как уточнил Василий Поздышев, у УК будет гораздо больше полномочий по управлению банками, чем у агентства. «У АСВ нет ни специализированного персонала по управлению банками, ни собственных средств на это», — отметил он.

Как ЦБ намерен избежать конфликта интересов?

Регулятор уже начал подбор топ-менеджеров в управляющую компанию, хотя она еще не создана. По словам Василия Поздышева, предполагается, что штат компании будет на начальном этапе составлять 50–60 человек.

Руководители ЦБ, выполняющие надзорные функции, не будут работать в его дочерней структуре — управляющей компании. По замыслу Банка России УК будет выполнять функцию управляющего органа санируемого банка, при этом оперативное управление останется в самом банке.

Будет ли судьба банков решаться быстрее?

Инструмент позволит оперативнее решать проблемы шатающихся банков, сократив срок вхождения в них, заверяют в ЦБ. В частности, для этого готовятся изменения в законодательство, которые позволят вводить мораторий на исполнение требований кредиторов одновременно с временной администрацией. В настоящее время нередки ситуации, когда у ЦБ уже есть основание ввести временную администрацию в проблемный банк, а права на введение моратория нет. Кроме того, планируется, что мораторий можно будет вводить не только на выплату денежный средств кредиторам, но и на неденежные требования, например на распоряжение имуществом.

Когда и как санации будут завершены?

Однако, по расчетам ЦБ, по мере улучшения ситуации в банковском секторе через пять—семь лет в него начнут приходить инвесторы. Отбор покупателей проблемных банков, прошедших через новую процедуру оздоровления, будет осуществляться с помощью открытого конкурса. В нем, по планам ЦБ, смогут участвовать как физические, так и юридические лица. Приобретать акции банков после оздоровления не смогут акционеры, владевшие более чем 1% акций в течение трех месяцев, предшествующих дате утверждения плана его санации.

Что останется АСВ?

После создания фонда консолидации банковского сектора на базе АСВ агентство продолжит следить за оздоровлением взятых им ранее на санацию банков. Зампред ЦБ отметил, что ЦБ рассматривал возможность переключения всех уже начатых санаций на фонд консолидации, но счел это невозможным. «Это привело бы к значительным рискам для финансовой системы», — сказал Поздышев.

Как оценивают нововведение участники рынка?

Отслеживать проблемы оздоравливаемых банков при новом подходе будет легче, отмечает старший директор Fitch Ratings Александр Данилов. «При текущей ­схеме санируемый игрок имеет право нарушать нормативы без риска отзыва лицензии на протя­жении срока кредита (­от десяти лет и более), т­ем самым привлекая не­добросовестных инвест­оров, желающих сгрузи­ть на него свои пробл­емные активы. Новый м­еханизм санации позво­ляет этого избежать: санируемый ба­нк будет сразу рекапитализирован и станет ­соблюдать все нормативы», — отмечает он.

Вместе с тем коррупционные риски сохраняются и при новой схеме, отмечает управляющий директор по банковским рейтингам рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») Станислав Волков. «Если руководство Банка России будет контролировать созданную им управляющую компанию, нужны дополнительные механизмы внешнего контроля для снижения этих рисков, которые в новой концепции не просматриваются», — отмечает он. С необходимостью ужесточения контроля и создания четких нормативно-правовых процедур согласился и аудитор Счетной палаты Андрей Перчян. Он напомнил, что в настоящее время установлена процедура отбора инвесторов в преддверии санации, однако в ряде случаев, как показала проверка Счетной палаты, инвестор утверждался вне этой процедуры. «В результате у Татфондбанка (который сам был санатором. — РБК) лицензия была отозвана. На наш взгляд, здесь сыграло свою роль нарушение процедуры отбора и то, что Банк России с большим опозданием утвердил требования к инвесторам», — считает Перчян.

чем опасно решение ЦБ о санации «Открытия» :: Мнение :: РБК

Зигзаг регулятора

Однако мед из бездонной бочки изобилия Банка России все-таки изрядно горчит. Казус «Открытия» — не просто отдельный негативный случай; в нем отражаются гораздо более серьезные изъяны отечественной финансовой системы.

Прежде всего в очередной раз это несостоятельность надзорной политики ЦБ. Однако до сих пор речь шла о мелких и гораздо реже о средних по отечественным меркам банковских институтах. Тут же масштабы принципиально иные: восьмой по размеру активов банк страны, уполномоченный на все что только можно, который вдобавок контролирует сложносочиненный финансовый конгломерат, включающий крупные кредитные организации, НПФ, страховые и инвестиционные компании (в частности, «Траст», «ЛУКОЙЛ-Гарант», «Росгосстрах»), вдруг при спокойной рыночной конъюнктуре обнаруживает явные для аналитиков признаки несостоятельности. Регулятор же сначала отрицает проблемы, затем резко задействует экстренный инструментарий беззалоговых кредитов, пылившийся на полке со времен глобального кризиса 2008 года, но в конце концов идет на полномасштабную санацию, как ее ни называй, признаваясь, что может лишь гадать о размерах сформированной дыры в капитале. Как минимум это означает, что в России не заработал введенный во многих странах после кризиса особый режим регулирования системно значимых финансовых организаций.

Читайте на РБК Pro

Несвойственная роль

На фоне зияющих надзорных провалов несколько иначе смотрятся недавние сражения за пост уполномоченного банковского санатора, когда ЦБ, отодвинув в сторону АСВ и всех прочих претендентов, принял данную функцию на себя. И дело тут даже не в привычном для нас поиске решений всех рыночных проблем в рамках государственного домена. При возникновении системных потрясений банковского сектора ничего плохого в государственном вмешательстве нет: во многих странах во время последнего кризиса государство входило в капитал системно значимых банков и других финансовых организаций, чтобы направлять и гарантировать их оздоровление. Однако довольно сложно припомнить, чтобы в этой роли где-то выступал непосредственно Центральный банк: уж больно далеки его нормальные прерогативы от санаторства.

Таким образом, данный кейс высвечивает еще одну куда более масштабную проблему — сосредоточения в рамках функционала главного банка России взаимно противоречивых задач, интегрированное управление которыми становится запретительно сложным. Помимо коренной функции — денежно-кредитной политики — это уже не только банковский надзор (заметим, что ведущие центробанки мира — ФРС, ЕЦБ, Банк Японии и Банк Англии — даже этим уже не занимаются), но и системная финансовая стабильность (роль российского правительства в этой важнейшей сфере невооруженному глазу почти незаметна), регулирование во всех прочих финансовых секторах вплоть до НПФ и ломбардов, а также развитие финансового рынка в целом, поведенческий надзор и, наконец, руководство поднадзорными себе же коммерческими организациями (помимо Сбербанка и вновь приобретенного «Открытия», это Московская биржа, Российская национальная перестраховочная компания и опосредованно Национальный расчетный депозитарий).

Кто следующий?

Что касается «дешевизны» нового способа санации, то настораживает возрастающая частота обращения за формально бесплатным «внебюджетным» источником — эмиссионными средствами ЦБ. Что ни говори, приятно, когда балансировавший на грани коллапса банк в одночасье становится эталоном надежности, уступая разве что Сбербанку. Каким-то чудесным образом важнейшие вопросы государственной финансовой политики, предполагающие немалые общественные издержки, сводятся к внутренним учетным категориям Банка России, к вопросу о том, какое число больше — кредитная эмиссия на санацию или сразу на компенсационные выплаты вкладчикам. Излишне напоминать, что и «простота», и «дешевизна», и даже безальтернативность здесь мнимые: скорее поспешное затыкание одной дыры в потенциале порождает едва ли не большие проблемы.

Наконец, созданный прецедент не дает однозначного ответа на вопрос, а что произойдет, если завтра на грани коллапса окажется другой крупный частный (или — чем они лучше? — государственный) банк. Судя по полученному рынком и вкладчиками от ЦБ сигналу, эффект too big to fail в России сегодня силен как никогда. Но в таком случае не так уж нелогично выглядит применявшаяся «Открытием» стратегия безудержного роста посредством поглощения других финансовых институтов. Зато куда менее логичными выглядят действия Банка России, который одновременно с регуляторными полномочиями и коммерческими функциями накапливает у себя национальные финансовые риски. Это очень опасная стратегия.

Рвение ЦБ санировать банки беспокоит Минфин

Сейчас финансовым оздоровлением кредитных организаций занимается АСВ. Почему в правительстве не рады идее ЦБ взять на себя эту ответственность, и нужна ли в России вообще санация банков?

Фото: Митя Алешковский/BFM.ru

Центробанк хочет сам заняться санацией банков. Но, как узнали «Ведомости», в правительстве эта идея восторга не вызывает. Предложение, озвученное Эльвирой Набиуллиной еще в июне, стало для всех сюрпризом.

Центробанк считает, что сейчас санация, которой занимается Агентство по страхованию вкладов (АСВ), выходит дорогой и неэффективной, поскольку инвесторы выводят на баланс санируемых банков плохие долги, а льготные кредиты направляют в собственные проекты. Если санациями займется сам ЦБ и по новому механизму, затраты могут сократиться на 30%. Центробанк хочет создать специальный фонд, который и будет проводить финансовое оздоровление банков, а АСВ будет фактически отстранено. Идею комментирует экс-зампред Центробанка, экономист Сергей Алексашенко:

Сергей АлексашенкоСергей Алексашенко бывший зампред ЦБ РФ

Как пишут «Ведомости», Минфин обеспокоен идеей Центробанка: там считают, что если законопроект регулятора примут в нынешнем виде, фонд будет капитализироваться за счет прибыли ЦБ и ее недополучит бюджет. На создание новой организации понадобится большой штат, что влечет за собой дополнительные расходы и кадровый вопрос. В Минэкономразвития считают, что фонд будет фактически повторять функции АСВ, следовательно, «зачем тратить деньги, если это, по сути, тот же вид, только сбоку».

Если идея ЦБ будет воплощена в жизнь, это точно ни к чему хорошему не приведет, уверен генеральный директор «Российско-Европейского инвестиционного консорциума» Павел Геннель.

Павел ГеннельПавел Геннель генеральный директор Российско-европейского инвестиционного консорциума

Первый зампредседателя совета директоров «Альфа-Банка» Олег Сысуев говорит, что банкиров устраивает и нынешний механизм:

Олег СысуевОлег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка

На следующей неделе в правительстве должна состояться встреча первого зампреда Игоря Шувалова с представителями АСВ, Минфина и Центробанка, на которой будет обсуждаться идея ЦБ.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Спасение российских банков захотели проверить: Госэкономика: Экономика: Lenta.ru

Комитет Госдумы по контролю и регламенту захотел проверить спасение российских банков в 2017-2020 годах посредством нового механизма санации через подконтрольный Центробанку Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС). Соответствующий проект постановления размещен в электронной базе Госдумы.

Документ был разработан по предложению другого комитета — по финансовому рынку. Он предполагает поручение в адрес Счетной палаты, которая должна проверить, как ЦБ и ФКБС проводили санацию банков.

Новый механизм финансового оздоровления через ФКБС был внедрен в 2017 году и впервые опробован на банке «ФК Открытие». Впоследствии он также применялся к Бинбанку (вошел в группу «Открытие»), Промсвязьбанку (стал опорным банком оборонно-промышленного комплекса), Азиатско-Тихоокеанскому банку и Московскому индустриальном банку.

Согласно старому методу, ЦБ выбирал для каждого банка, находящегося на грани банкротства, санатора — компанию или, чаще, другой банк, готовый выступить инвестором. Последний получал субординированный кредит от регулятора на льготных условиях, который должен был вложить в спасаемый банк и решить тем самым две задачи: пополнить капитал, закрыв «дыру» в нем, и обеспечить ликвидность «больного» банка для обслуживания текущих обязательств.

Материалы по теме

00:03 — 17 апреля

За семью печатями

Должники-миллионеры нашли, куда надежно спрятать деньги. Им помогли российские банки

В дальнейшем санируемый банк, как правило, переходил в собственность санатора через закрытое дополнительное размещение акций, поскольку его прежний уставный капитал списывался из-за обесценения активов. Однако, по словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, санаторы часто злоупотребляли своим положением: использовали выделенные средства для собственных нужд и продавали «подопечным» банкам свои некачественные активы по завышенной стоимости.

Во избежание таких последствий к 2017 году ЦБ разработал новый механизм, в котором выступал санатором единолично — через специально созданный Фонд консолидации банковского сектора. Последний выкупал допэмиссию «больных» банков, чей уставный капитал предварительно сокращался регулятором до одного рубля. Таким образом, ЦБ становился почти единоличным собственником кредитных организаций, оставляя прежним акционерам пакеты в тысячные доли процента.

Такой механизм тоже подвергался критике экономистов, главным образом из-за того, что акции санируемых банков выкупались за счет свежей денежной эмиссии, что неизбежно должно было приводить к ускорению инфляции. Помимо этого, ЦБ брал на себя обязательства оперативно продавать санируемые банки, однако в действительности с этим возникли проблемы: ни один из банков до сих пор не был продан на открытом рынке.

Внедрение нового механизма санации не отменило применение старого. За последние четыре года он несколько раз был применен к банкам, в отношении которых ЦБ решил не допускать процедуру банкротства и ликвидации. Среди них две действующих в Крыму кредитные организации: Генбанк и Севастопольский морской банк. В качестве инвесторов для них были выбраны Собинбанк и государственный РНКБ.

Что именно будет поручено проверить Счетной палате, в проекте постановления не указывается. В нем говорится, что проверку необходимо провести до сентября 2021 года, а затем представить результаты профильному комитету Госдумы.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Функции центрального банка

Современная банковская система двухуровневая. Это означает, что внизу находятся коммерческие банки, то есть банки, с которыми мы взаимодействуем на ежедневной основе. Затем ими управляет центральный банк, который формирует следующий уровень в иерархии. Современная банковская система предоставляет центральным банкам значительно больше прав и обязанностей.

В этой статье мы рассмотрим основные функции, которые выполняет современный центральный банк .Наиболее важные функции:

Монополия на эмиссию банкнот

До введения центрального банка каждый банк мог выпускать свои собственные банкноты. Таким образом, экономика будет наводнена тысячами различных типов банкнот. Люди, принимающие эти заметки, будут иметь очень мало представления о том, что эти записи стоят или могут быть выкуплены. Таким образом, доверие к банковской системе в целом было меньше.

Это когда центральные банки вступили во владение.Центральные банки в наше время получили исключительные права на печать и распространение банкнот. Ноты, которые они печатают, считаются законным платежным средством. Это означает, что они являются единственной юридически приемлемой формой денег, и суды взыскивают долги только в том случае, если они деноминированы с точки зрения установленного законного платежного средства.

Таким образом, современные центральные банки имеют монополию на выпуск денежных знаков. Они в состоянии обеспечить его приемлемость и сохранить свою ценность без вмешательства конкурирующих рыночных сил.

Контроль за денежно-кредитной политикой

Центральные банки в современном мире не только выпускают банкноты, но и определяют количество и сроки такой эмиссии валюты. Современная денежно-кредитная политика фактически вышла из сферы действия правительства в область центральных банков. Предполагается, что центральные банки свободны от политического влияния. Теоретически это означает, что они не будут раздувать или выкачивать валюту нации для достижения политических целей. Именно по этой причине правительства во всем мире имеют минимальное влияние на денежно-кредитную политику.Скорее, именно центральные банки определяют количество денег и кредита, которые обращаются в экономике в любое время.

Банкирский банк

Центральный банк обеспечивает стабильность финансовой системы, контролируя действия коммерческих банков. Центральный банк делает это, делая обязательным для коммерческих банков держать определенный процент своих депозитов под своим контролем.

Контролируя количество кредитов, которые могут выдавать коммерческие банки, и способы управления своими депозитами, центральные банки могут предотвращать ненадлежащее управление средствами со стороны своих подчиненных.Это дает им возможность гарантировать часть этих депозитов широкой общественности, что создает доверие к банковской системе.

кредитор последней инстанции

Центральный банк считается кредитором последней инстанции для всех коммерческих банков в своей области. Много раз банки сталкиваются с проблемами ликвидности, и в таких сценариях банкротство банка становится неизбежным. Без помощи центрального банка отдельный банк рухнет в случае банкротства. Тем не менее, центральный банк быстро качает деньги по требованию вкладчиков, укрепляя их доверие, предотвращая работу и поддерживая систему в рабочем состоянии.

Платежный механизм

Центральные банки также позволили создать быстрый и эффективный платежный механизм в экономике. Это потому, что центральные банки имеют возможность гарантировать, что сделанные платежи являются безотзывными и гарантированными.

Таким образом, когда банк осуществляет платеж в другой банк, именно центральный банк дебетует счет одного банка и кредитует счет другого банка. Поскольку центральный банк выполняет посредническую функцию, он освобождает коммерческие банки от рисков контрагента.Ни одному коммерческому банку не нужно беспокоиться о том, чтобы не получать обещанные платежи от другого банка. Если это необходимо, центральный банк обеспечит его оплату. Поэтому быстрое функционирование системы быстрых платежей, которую мы имеем сегодня, косвенно гарантируется Центральным банком.

Финансист Правительству

Центральный банк также финансирует правительство. Когда правительство управляет дефицитом бюджета, т. Е. Тратит больше, чем имеет, центральный банк управляет дефицитом.Таким образом, правительство не должно зависеть от милости рынков облигаций в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе центральный банк не может покрыть все перерасходы правительства. Центральный банк оказывает ценную поддержку, которая позволяет функционировать всем схемам социального обеспечения, которые требуют вмешательства государства в форме денег.

Forex Management

Центральный банк также управляет валютными резервами от имени правительства и населения.Таким образом, центральный банк обязан обеспечить наличие в стране достаточного количества иностранной валюты для импорта основных товаров с международных рынков. Он также обладает властью и финансовыми возможностями, необходимыми для поддержания стоимости своей валюты на валютных рынках. Если центральный банк чувствует спекулятивную атаку на свою валюту, он прибегает к операциям на открытом рынке, тем самым поддерживая стоимость на стабильном уровне.

Центральный банк, следовательно, считается центральным институтом в современной финансовой системе.Современная финансовая система без центрального банка практически немыслима. Поэтому, чтобы понять банковское дело, мы должны сначала понять центральный банк.



Авторство / Ссылка — Об авторе (авторах)

Статья написана «Prachi Juneja» и рецензирована Руководство по исследованию проблем управления содержанием Команда . Команда MSG Content состоит из опытных преподавателей, специалистов и экспертов по предметам.Мы — сертифицированный образовательный поставщик , сертифицированный по стандарту ISO 2001: 2015. Чтобы узнать больше, нажмите О нас. Использование этого материала бесплатно в учебных и образовательных целях. Пожалуйста, укажите авторство использованного контента, включая ссылки на ManagementStudyGuide.com и URL страницы контента.


,
Что такое Центральный банк? определение и функции

Определение : Центральный банк является главным финансовым учреждением страны , которое управляет операциями банковской системы. Банк управляет и контролирует расширение и сокращение предложения денег в экономике.

Центральный банк не имеет прямого взаимодействия с общественностью . Действительно, он функционирует в качестве банкира для других банков страны, таких как коммерческие банки, кооперативные банки, банки развития, сельские банки и т. Д., Поскольку он ведет свои депозитные счета и выделяет им средства в качестве авансов, когда это необходимо.Кроме того, центральный банк также выступает в качестве руководства для них, предоставляя необходимые указания, когда они нуждаются в поддержке.

В дополнение к этому центральный банк является банкиром для правительства также, и он отслеживает правительственные транзакции, такие как доходы и расходы, под разными заголовками. Помимо этого, центральный банк консультирует правительство по различным вопросам, касающимся денежно-кредитной и кредитной политики. Это единственное лицо, принимающее решения в отношении фиксации процентных ставок по банковским вкладам и кредитам.

Функции центрального банка

  • Валютное управление : Первой и главной функцией центрального банка является разработка, осуществление и мониторинг денежно-кредитной политики страны с целью поддержания стабильности цен, чтобы ускорить рост.
  • Кредитный контроль : коммерческие банки и небанковские финансовые компании создают кредитные деньги, которые составляют значительную часть общего денежного предложения в экономике. Нехватка или избыток денежной массы может оказать неблагоприятное воздействие на экономику.Таким образом, таким образом, центральный банк вступает в картину, чтобы регулировать поток кредитов в соответствии с потребностями экономики, используя различные методы.
    Credit Control Methods
  • Администрирование и надзор : Апекс-банк определяет структуру для банковских операций, в соответствии с которой функционирует банковская и финансовая система страны. Его целью является достижение доверия общественности к банковской системе, защита интересов вкладчиков и клиентов, а также содействие таким банковским услугам до уровня
.

Что такое центральный банк?

10 июля 2015 года

Центральный банк — это государственное учреждение, которое управляет валютой страны или группы стран и контролирует предложение денег — буквально количество денег в обращении. Основной целью многих центральных банков является стабильность цен. В некоторых странах центральные банки также обязаны по закону действовать в поддержку полной занятости.

Одним из основных инструментов любого центрального банка является установление процентных ставок — «стоимость денег» — как части его денежно-кредитной политики.Центральный банк не является коммерческим банком. Физическое лицо не может открыть счет в центральном банке или попросить его о кредите, и, как государственный орган, оно не мотивировано прибылью.

Он действует как банк для коммерческих банков, и именно так он влияет на движение денег и кредитов в экономике для достижения стабильных цен. Коммерческие банки могут обратиться к центральному банку за кредитом, обычно для покрытия очень краткосрочных потребностей. Чтобы заимствовать средства у центрального банка, они должны предоставить обеспечение — актив, такой как государственная облигация или корпоративная облигация, которая имеет ценность и действует как гарантия того, что они вернут деньги.

Поскольку коммерческие банки могут выдавать долгосрочные ссуды под краткосрочные депозиты, они могут столкнуться с проблемами «ликвидности» — ситуацией, когда у них есть деньги для погашения долга, но нет возможности быстро превратить его в денежные средства. Вот где центральный банк может выступить в роли «кредитора последней инстанции». Это помогает поддерживать финансовую систему стабильной. Центральные банки могут иметь широкий круг задач помимо денежно-кредитной политики. Они обычно выпускают банкноты и монеты, часто обеспечивают бесперебойное функционирование платежных систем для банков и торгуемых финансовых инструментов, управляют иностранными резервами и играют роль в информировании общественности об экономике.Многие центральные банки также способствуют стабильности финансовой системы, контролируя коммерческие банки, чтобы убедиться, что кредиторы не принимают слишком много рисков.

,
Независимость центрального банка: от теории к практике

Речь Лоренцо Бини Смаги, члена Исполнительного совета ЕЦБ *
на конференции
Благое управление и эффективное партнерство
Будапешт, Венгерское национальное собрание, 19 апреля 2007 г.

Вопрос независимости центрального банка был предметом важной академической работы. Тем не менее, литература в основном сосредоточена на теоретических и формальных аспектах, не считая, что расстояние между теорией и практикой не всегда так мало. [1] Опыт последних нескольких лет показал, что осуществление верховенства права не обходится без проблем даже в Европейском союзе.

Основной момент, на котором я хотел бы остановиться сегодня, заключается в том, что юридические положения необходимы, но не достаточны для обеспечения независимости центрального банка. Стимулы для обхода правовых рамок с целью оказания влияния на поведение центрального банка всегда возникают. Поэтому «сильная бдительность» — использование слов, имеющих четкое значение в мире центральных банков, — необходима для того, чтобы эти стимулы не превратились в действия.Это задача не только для центрального банка или для политических властей, на национальном и наднациональном уровнях, но и для общества в целом, включая средства массовой информации и общественное мнение.

Я не буду слишком подробно останавливаться на преимуществах независимости центрального банка. Они были тщательно изучены и, как правило, неоспоримы, по крайней мере, на академическом уровне. Легко понять, почему независимость центрального банка необходима в современных валютных системах. В режиме бумажных денег, когда государственные обязательства представляют собой средства платежа и обладают покупательной способностью, у любого правительства всегда есть соблазн использовать такие деньги оппортунистическим образом.Соблазн исходит из того факта, что создание денег в краткосрочной перспективе оказывает положительное влияние на рост и занятость, в то время как затраты в условиях более высокой инфляции оплачиваются в среднесрочной и долгосрочной перспективе. [2] Независимость центрального банка — это способ защитить политиков от соблазна использовать монетарную политику искажающим образом. Однако искушение не устраняется. Это может быть причиной, по которой независимость центрального банка, как представляется, активно поддерживается гражданами. [3]

Имеется достаточно эмпирических данных, свидетельствующих о том, что независимость центрального банка приводит к снижению инфляции, что обеспечивает более стабильные условия для экономического роста и роста занятости. [4]

В Европейском Союзе принцип независимости центрального банка имеет квазиконституционную основу. Статья 108 Договора об учреждении Европейского сообщества гласит:

« ни ЕЦБ, ни национальный центральный банк… не должны запрашивать или получать указания от учреждений или органов Сообщества, любого правительства государства-члена или любого другого органа ».

Статья 7 Устава ЕСЦБ перекликается с этим утверждением. Положения Договора о независимости центрального банка применяются ко всем государствам-членам ЕС (кроме Соединенного Королевства, которое имеет специальное отступление [5] ), независимо от членства в зоне евро. Таким образом, ожидается, что к моменту вступления в ЕС страны завершили процесс предоставления своим центральным банкам полной институциональной независимости; на практике, однако, это не так.

Это вызывает особую обеспокоенность, поскольку предполагает, что в некоторых государствах-членах ЕС еще нет полного понимания, в частности политическими властями и, возможно, также обществом в целом, причин, лежащих в основе независимости центрального банка, и обязательств, которые эти страны обязались предоставить такую ​​независимость при вступлении.Независимость центрального банка вместо этого часто рассматривается только как предварительное условие для перехода на евро. Неспособность полностью обеспечить независимость центрального банка является, по сути, нарушением Договора, что оправдывает подачу иска в Европейский суд. Европейская комиссия, которая имеет право выступать с такой инициативой в соответствии с Договором, должна рассмотреть возможность сделать это при необходимости.

Положения Договора на самом деле очень четкие, в них указывается, что независимость центрального банка влечет за собой обязательства для политических властей.В частности, статья 108 гласит:

«Учреждения и органы Сообщества и правительства государств-членов обязуются уважать этот принцип [независимости центрального банка] и не пытаться оказывать влияние на членов директивных органов ЕЦБ или национальных центральных банков в выполнение своих задач »

Степень и характер независимости центрального банка могут быть оценены на основе его правовых положений. Однако независимость центрального банка также зависит от широкого ряда факторов и обычной практики, которые частично определяются историческими событиями в разных странах.В частности, то, каким образом разрешаются определенные конфликты с другими органами власти, влияет на степень эффективной защиты центрального банка от внешних вмешательств и определяет границы независимости. [6]

В ноябре 1995 года Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) опубликовал список требований к независимости центрального банка. На протяжении многих лет эта концепция была разработана в отчетах о конвергенции, а также в заключениях ЕЦБ по проектам национальных правовых инструментов, касающихся права центрального банка. [7]

Можно рассмотреть четыре категории независимости центрального банка: функциональную, институциональную, личную и финансовую. Институциональная независимость в значительной степени рассматривается в отчетах о конвергенции ЕЦБ. Сегодня я в основном буду обсуждать три других аспекта независимости. Кроме того, я также затрону три других вопроса, которые связаны с независимостью центрального банка или могут повлиять на нее:

  1. участие центрального банка в пруденциальном надзоре;

  2. связь между независимостью и подотчетностью;

  3. сотрудничество и диалог с другими лицами, определяющими экономическую политику.

I. Функциональная независимость

Независимый центральный банк должен иметь возможность устанавливать свой инструмент политики с целью достижения своей цели. Таким образом, функциональная независимость требует, чтобы основная цель национального центрального банка государства-члена ЕС была четко и юридически определена и полностью соответствовала главной цели стабильности цен, установленной Договором.

С оперативной точки зрения это означает, что центральный банк должен иметь полную автономную власть в установлении уровня краткосрочной процентной ставки на денежном рынке.В странах с рыночной экономикой [8] , с современными финансовыми системами, денежно-кредитная политика, как правило, осуществляется путем изменения уровня процентной ставки. Любое препятствие для способности центральных банков влиять на рыночные процентные ставки должно рассматриваться как препятствие для их независимости. Примером такого препятствия может служить обязательство центрального банка напрямую финансировать бюджетный дефицит, что явно уменьшит способность влиять на условия денежного рынка в направлении, которое он считает наиболее подходящим для достижения стабильности цен.По этой причине в статье 101 Договора установлено, что денежное финансирование бюджетных дефицитов запрещено. Это, очевидно, также является юридическим предварительным условием для вступления в ЕС и евро и регулярно оценивается в отчетах ЕЦБ о конвергенции. Другие крупные индустриальные страны приняли аналогичное законодательство на протяжении многих лет. [9]

В более общем плане правительства могут подорвать независимость денежно-кредитной политики, проводя чрезмерно распутную и, следовательно, неустойчивую фискальную политику.Хотя было много научных дискуссий по этому вопросу [10] , не вызывает сомнений, что проведение независимой денежно-кредитной политики, направленной на достижение низкой и стабильной инфляции, значительно осложняется существованием значительного дефицита бюджета. Это верно по двум связанным причинам. Во-первых, когда дефицит и государственный долг становятся неустойчивыми, стимул для правительства заставить центральный банк монетизировать свой дефицит, тем самым ликвидируя государственный долг посредством инфляции, существенно возрастает.Во-вторых, чем больше дефицит бюджета и накопленный долг, тем больше участников рынка осознают риск монетизации. Кроме того, они могут полагать, что центральный банк будет вынужден «выручить» правительство, приняв на себя его обязательства, даже если статья 103 Договора прямо запрещает это. Это может поставить под угрозу закрепление инфляционных ожиданий и сделать контроль над инфляцией более дорогостоящим. В этом случае фискальная политика может стать доминирующей над денежно-кредитной политикой, что подрывает де-факто, если не де-юре, функциональную независимость центрального банка.Эти отношения, по общему признанию, являются более сложными и менее прямыми в наднациональной среде, такой как зона евро, с децентрализованной фискальной политикой и централизованной денежно-кредитной политикой, но основная связь остается той же.

Таким образом, надежные государственные финансы, которые в любом случае представляют собой действительную цель как таковую, являются важной основой независимости центрального банка. Способ достижения бюджетной дисциплины в целях защиты независимости центрального банка может различаться в разных странах. В ЕС в Договоре и в Пакте о стабильности и росте предусмотрены четкие положения о бюджетном надзоре.

II. Личная независимость

Что касается личной независимости , выдвижение и увольнение управляющего и членов директивных органов центрального банка относится к политическим властям. Это не означает, однако, что не должно быть никаких критериев. В этой связи я хотел бы поднять четыре вопроса: срок полномочий; профессиональные квалификации; политическая принадлежность; и коллегиальность.

Позвольте мне начать со срока полномочий. Статья 14.2 Устава ЕСЦБ предусматривает, что законы о центральном банке должны предусматривать минимальный пятилетний срок полномочий управляющего и защищать от произвольного увольнения управляющих. Губернаторы могут быть освобождены от своих обязанностей только в том случае, если они более не выполняют условия, необходимые для выполнения своих обязанностей, или если они были виновны в серьезном проступке. Предусматривается возможность обращения в Европейский суд против любого злоупотребления этим положением.

Одна возможность обойти это положение может иметь место в случае принятия нового законодательства, направленного на реорганизацию срока полномочий губернатора. Изменение в законе может быть использовано как возможность уволить губернатора. Чтобы защитить личную независимость управляющих центральных банков, любая реорганизация срока полномочий должна предусматривать, что действующий управляющий может продолжать выполнять свои обязанности до конца срока полномочий, на который он был назначен.Это стало ясно, например, из заключения ЕЦБ об итальянском законопроекте об изменении срока полномочий губернатора до восьми лет. Хотя срок полномочий был совместим с Договором и Статутом, ЕЦБ указал, что формулировка законопроекта эквивалентна отзыву ex lege о назначении действующего губернатора. [11] Закон был соответствующим образом адаптирован.

Другой возможностью обойти требование личной независимости является принятие других правил для других членов директивных органов национальных центральных банков, участвующих в выполнении задач, связанных с ЕСЦБ.Особенно в коллегиальных органах, принимающих решения, если другие члены не обладают той же степенью независимости, что и управляющий, личная независимость центрального банка находится под угрозой. За последние несколько лет ЕЦБ прояснил эту точку зрения в ряде юридических заключений. [12] Например, ЕЦБ рекомендовал французским законодателям [13] и киприотам [14] внести поправки в положения национального законодательства, которые позволили назначать членов совета директоров на срок менее пяти лет.В качестве другого примера, в проекте словацкого закона предусмотрены альтернативные основания для увольнения членов совета директоров, помимо губернатора, которые несовместимы со статьей 14.2 Устава. ЕЦБ придерживался мнения, что такая формулировка препятствует юридической ясности и, что более важно, может использоваться для обхода эффективной защиты личной независимости. Поэтому ЕЦБ рекомендовал ссылаться только на статью 14.2 Устава ЕСЦБ при указании причин увольнения члена совета директоров. [15] Насколько известно ЕЦБ, это мнение еще не включено в законодательство о центральных банках.

Позвольте мне теперь перейти к вопросу о профессиональной квалификации лиц, назначенных членами руководящих органов. Это не только существенное требование, но и формальное. Действительно, недостаточно, чтобы человек обладал профессиональной квалификацией, он также должен восприниматься публикой как таковой. Это гарантирует, что личные проблемы не могут быть использованы для оказания давления на органы, принимающие решения, чтобы повлиять на их поведение.

Важным требованием к личной независимости является отсутствие какого-либо фактического или потенциального конфликта интересов между обязанностями, связанными с органами, принимающими решения центрального банка (а также в отношении ЕЦБ для национальных управляющих центральных банков), и любыми другими функциями, которые они можно иметь. Следовательно, в принципе, членство в директивном органе, участвующем в выполнении задач, связанных с ЕСЦБ, несовместимо с выполнением других функций, которые могут создать конфликт интересов.

Кроме того, для эффективного обеспечения независимости центрального банка следует четко понимать, что назначенные члены органов, принимающих решения в центральном банке, должны обладать высокими профессиональными возможностями и быть превосходными. Устав ЕСЦБ гласит:

«Президент, вице-президент и другие члены Исполнительного совета [ЕЦБ] назначаются из числа лиц с признанным авторитетом и профессиональным опытом в денежно-кредитных или банковских делах»

Проблемы могут возникнуть, если члены директивных органов имеют политическую принадлежность или играли активную политическую роль до своего назначения, или (что еще более проблематично), если ожидается, что они будут играть определенную роль впоследствии.Есть несколько примеров, показывающих, что политическая принадлежность может использоваться другими институтами или политическими партиями в качестве предлога для оказания давления на центральный банк, особенно после смены правительства. Способность центрального банка высказываться, в случае необходимости, возможно, в критических условиях, в отношении экономической и бюджетной политики также может быть нарушена, если считается, что управляющий или другие члены совета директоров имеют политическую принадлежность, как это может быть истолковано как политическое вмешательство.В этом отношении ЕЦБ подчеркнул в своем последнем отчете о конвергенции, что оценка юридической конвергенции не должна ограничиваться формальной оценкой буквы национального законодательства, но может также рассмотреть вопрос о том, соответствует ли реализация соответствующих положений духу Договор и Устав. ЕЦБ был особенно обеспокоен недавним давлением, оказываемым на директивные органы национальных центральных банков некоторых государств-членов, например в Польше в прошлом году, что не соответствовало духу Договора.

Последний вопрос связан с коллегиальностью. Коллегиальный орган, принимающий решения, состоящий из нескольких членов, более склонен противостоять внешнему давлению и партизанскому поведению. ЕЦБ разъяснил это в некоторых юридических заключениях, например, о реформе устава Banca d’Italia. [16]

III. Финансовая независимость

Центральный банк не может надежно работать независимо без надлежащих финансовых средств; это было бы под «дамокловым мечом», если бы оно зависело от правительства для финансирования его оперативных расходов.Поэтому концепция финансовой независимости должна оцениваться с точки зрения того, способна ли какая-либо третья сторона оказывать прямое или косвенное влияние не только на задачи центрального банка, но и на его способность (понимаемую как в оперативном плане, с точки зрения рабочей силы, так и в финансовом отношении, с точки зрения соответствующих финансовых ресурсов) для выполнения своего мандата.

Четыре аспекта финансовой независимости — право определять собственный бюджет; применение специальных правил бухгалтерского учета для центрального банка; четкие положения о распределении прибыли; и четко определенная финансовая ответственность для надзорных органов — особенно актуальны в этом отношении, и некоторые из них были уточнены совсем недавно в некоторых юридических заключениях ЕЦБ. [17] Это особенности финансовой независимости, когда национальные центральные банки наиболее уязвимы для внешнего влияния.

В зоне евро и Европейском союзе государства-члены не должны ставить свои национальные центральные банки в положение, когда у них недостаточно финансовых ресурсов для выполнения своих задач, связанных с ЕСЦБ или Евросистемой. Более того, принцип финансовой независимости подразумевает, что национальный центральный банк должен располагать достаточными средствами не только для выполнения задач, связанных с ЕСЦБ, но и для выполнения своих собственных национальных задач (например,грамм. финансирование его администрации и собственных операций).

Это не всегда бесспорные. Например, финский законодатель предложил в 2003 году сократить капитал Суомен Панкки. Законодательное предложение заставило бы Suomen Pankki продать часть своих иностранных резервных активов. ЕЦБ указал, что сокращение собственного капитала одного национального центрального банка и введение ограничений на управление его финансовыми ресурсами нельзя рассматривать в отрыве от потенциального воздействия такого сокращения на финансовое положение и, следовательно, на финансовую независимость Евросистема в целом.ЕЦБ отметил, что обязательство государств-членов по обеспечению независимости своих центральных банков ставит их в исключительное положение, поскольку оно обязывает государства-члены проводить оценку уровня финансовых ресурсов и управления капиталом национального центрального банка. банки на расстоянии вытянутой руки. Национальный центральный банк не должен зависеть от своих финансов от правительства, парламента или любой другой третьей стороны. [18]

Другой пример подобного рода можно взять из обсуждения законопроекта Центрального банка и Управления по финансовым услугам Ирландии.Законодательное предложение направлено на создание регулирующего органа в качестве составной части центрального банка, отделив его управление от управления центрального банка. Эта структура могла бы создать риски для финансовой целостности национального центрального банка, поскольку существует вероятность того, что национальный центральный банк будет подвержен обязательствам, связанным с финансированием и бюджетными решениями регулирующего органа. Поэтому ЕЦБ рекомендовал предоставить органам центрального банка контрольные полномочия в отношении финансирования, бюджетных и кадровых решений [19] .

IV. Независимость центрального банка и пруденциальный надзор

Традиционные границы между банковским сектором, сектором ценных бумаг и страховым сектором финансового рынка становятся все более размытыми, о чем свидетельствуют появление гибридных финансовых продуктов, более широкое использование инструментов передачи рисков и соглашений о распределении между тремя секторами, а также растущая роль финансовых конгломератов. В этом контексте ЕЦБ приветствовал институциональные рамки, созданные в государствах-членах, которые признают важную роль центральных банков в обеспечении безопасности и надежности финансовых учреждений и стабильности финансовой системы в целом. [20]

В ряде юридических заключений ЕЦБ подчеркнул, что поддержание тесного участия национальных центральных банков в пруденциальном надзоре является важным условием, позволяющим Евросистеме вносить адекватный вклад в мониторинг рисков для финансовой стабильности в еврозоне и защиту плавная координация между центральными банковскими функциями, выполняемыми на наднациональном уровне, и надзорными функциями, выполняемыми на национальном уровне. [21]

Требование независимости для пруденциального надзора, однако, традиционно было несколько более спорным, чем в случае денежно-кредитной политики. С одной стороны, это отражает тот факт, что пруденциальный надзор — это вопрос, при котором политические интересы, как правило, сильны по разным причинам (например, предоставление кредита несостоятельному банку в конечном итоге финансируется за счет денег налогоплательщиков). С другой стороны, в законодательстве Сообщества нет четкого положения о надзорной независимости.Однако в последние годы доктрина независимости надзора стала «наилучшей практикой» и в настоящее время является одним из основных принципов надлежащего надзора в Базеле.

В этом отношении следует различать два случая: (i) когда пруденциальный надзор является отделом центрального банка; и (ii) если надзор является отдельным субъектом, хотя, возможно, каким-либо образом связан с центральным банком.

Некоторые государства-члены размещают свои органы финансового надзора в своем национальном центральном банке.Если закон предусматривает раздельное принятие решений для таких надзорных органов, важно обеспечить, чтобы решения, принимаемые последними, не подвергали опасности финансы центрального банка в целом. В таких случаях национальное законодательство должно позволить национальным центральным банкам иметь полный контроль над любым решением, принимаемым надзорными органами, которое может повлиять на независимость центрального банка, в частности на его финансовую независимость. [22] Например, в соответствии с Законом о Центральном банке и Управлении по финансовым услугам Ирландии, о котором я упоминал ранее, регулирующий орган обязан действовать таким образом, который соответствует действиям Управляющего и Совета их соответствующих органов. функции по отношению к банку; для проверки соответствия этой обязанности регулирующий орган должен предоставить управляющему или совету информацию, которая может потребоваться.

В более общем смысле, пруденциальный надзор по самой своей природе может быть в центре политических интересов. Следовательно, когда центральный банк участвует в надзоре, возникает повышенный риск давления на его финансовую независимость и личную независимость членов его директивных органов, как это было в некоторых странах ЕС в последние годы. Поэтому в таких случаях независимость центрального банка должна контролироваться особенно внимательно.

В.Подотчетность и независимость

Само собой разумеется, что независимость не означает произвол. Центральные банкиры никогда не должны забывать, что в конечном итоге они несут ответственность за свою политику перед избранными политиками и перед обществом в целом (включая будущие поколения). В этом отношении, на мой взгляд, вводить в заблуждение правильную ответственность как «противовес» независимости вводит в заблуждение. Я предпочитаю думать об ответственности как о «другой стороне медали» независимости и рассматривать эти две концепции как взаимно усиливающие, а не как антагонистические, как иногда предлагается.

Для того, чтобы быть независимыми, центральные банки должны иметь четкую цель, с которой их производительность может быть измерена. Мандат ЕЦБ по поддержанию стабильности цен является хорошим примером четкой цели, которая способствует как независимости, так и подотчетности. Фактически внешним сторонам легче оценивать результаты деятельности независимого учреждения, если критерий, по которому оценивается результативность, ясен и прозрачен. Сложная и непонятная цель, напротив, естественным образом приводит к увеличению прибыли для усмотрения независимой властью и к большей степени непрозрачности в ее поведении.Любое ослабление демократического контроля над независимым институтом может привести к чрезмерной осмотрительности и неясным целям, что может создать политическую реакцию против независимости и со временем может подорвать саму независимость. Поэтому я твердо убежден в том, что независимость устойчива в долгосрочной перспективе только в том случае, если она сопровождается строгой подотчетностью и прозрачностью в деятельности независимого учреждения. Правовые положения можно легче обойти, если нет положений, обеспечивающих прозрачность и подотчетность.

VI. Независимость и диалог с правительством

Когда я подойду к концу своих замечаний, последний практический вопрос, который я хотел бы обсудить сегодня, — это связь между независимостью различных органов власти, с одной стороны, и сотрудничеством, с другой. Лица, определяющие экономическую политику, должны быть заинтересованы в обмене информацией и поддержании тесного диалога, даже при наличии четкого распределения задач.Так обстоит дело в зоне евро, где существует четкое разделение обязанностей, при этом денежно-кредитная политика назначается независимому центральному банку, а фискальная и структурная политика назначается национальным правительствам. Такое разделение обязанностей не должно и не препятствует непрерывному и плодотворному диалогу между различными учреждениями. Диалог и сотрудничество между ЕЦБ и Еврогруппой явно не ставит под угрозу независимость первых и прерогативы последних.

В этом отношении неясно, к чему на самом деле направлены призывы к более тесному диалогу между ЕЦБ и Еврогруппой, которые иногда публикуются публично. Учитывая, что основа для такого диалога уже существует и может быть в полной мере использована, можно заподозрить, что за такими призывами скрывается стремление к некоторому политическому контролю над ЕЦБ. На мой взгляд, это было бы равносильно подрыву независимости ЕЦБ.

Между прочим, опыт США часто упоминается теми, кто призывает к усилению координации между Еврогруппой и ЕЦБ, часто забывая о том, что денежно-кредитная политика никогда не обсуждается на встречах между председателем ФРС и министром финансов, что подтверждается в воспоминания бывшего министра финансов Роберта Рубина. [23]

Призывы к ЕЦБ проявлять больше сотрудничества или даже попытки повлиять на его поведение, похоже, не повлияли на независимость и авторитет ЕЦБ, о чем свидетельствует отсутствие реакции на долгосрочные инфляционные ожидания. как движения кривой доходности зоны евро. Это, с одной стороны, обнадеживает, поскольку подразумевает, что независимость ЕЦБ основывается на прочной основе и что рынки не уделяют большого внимания попыткам, даже министрам финансов, повлиять на денежно-кредитную политику.С другой стороны, это также показывает, что культура уважения независимости центрального банка все еще не полностью сформирована в Европе, даже в зоне евро. Это не хороший пример для других стран, включая новые государства-члены ЕС, которые должны соблюдать те же положения о независимости центрального банка, что и в зоне евро.

В заключение я хотел бы обобщить свой основной аргумент: защита независимости центрального банка требует не только ряда правовых положений, как показал опыт последних восьми лет.Это требует, прежде всего, широкой степени принятия принципа независимости в рамках основополагающей политической и экономической культуры общества. Это требует от правительств и политиков ведущей роли, особенно в зоне евро, а также в других странах ЕС, в понимании и объяснении основополагающих причин, лежащих в основе выбора делегировать полномочия независимому органу денежно-кредитного регулирования на благо нынешнего и будущих поколений. , Независимость центрального банка, как и любой другой закон, должна постоянно защищаться и претворяться в жизнь.Это ответственность политических институтов.

Спасибо за ваше внимание.

* Мнения, высказанные принадлежат автору. Я благодарю А. Тупица и Л. Стракку за их вклад в подготовку этого выступления.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *