Субъекты банковской тайны
Основные субъекты банковской тайны и их характеристика
Раскрытие основных субъектов права на банковскую тайну следует начинать с её владельцев и пользователей.
Владельцами банковской тайны могут быть клиенты или корреспонденты (физические или юридические лица), доверившие банкам или иным кредитным организациям сведения, составляющие банковскую тайну, а также их наследники.
К пользователям банковской тайны относятся лица, которым доверены или доступны сведения, являющиеся банковской тайной, в связи с исполнением ими обязанностей по роду основной деятельности либо получены в соответствии с установленным законодательством.
На рисунке 1 представлены основные субъекты банковской тайны.
Рисунок 1. Основные субъекты, имеющие право на получение банковской тайны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Остановимся более подробно на характеристики субъектов банковской тайны:
- кредитные организации, включая иностранные банки, функционирующие на территории РФ, которые они обрабатывают клиентам или корреспондентам, доверившим сведения, являющихся банковской тайной;
- ЦБ РФ, получивший сведения, которые составляют банковскую тайну, при выполнении предписанных, согласно федеральных законов, функций регулирования, контроля и надзора за банковской деятельностью;
- агентство по страхованию вкладов;
- государственные органы, которым только в соответствии с федеральными законами в исключительных случаях, предоставлено право на получение их должностными лицами банковской тайны.
Замечание 1
Список должностных или руководящих лиц определяется Президентом РФ. Они не имеют права передавать третьим лицам информацию по банковской тайне по операциям или сведениям о вкладах и счетах граждан.
Следует отметить, что документы, подтверждающие незаконные транзакции, связанные переводами денежных средств, открытием и ведением счетов должны передаваться в налоговые, таможенные другие органы.
Кредитные организации выступают и в виде агентов валютного контроля. Поэтому все незаконно проведённые валютные операции должны быть раскрыты органам валютного контроля, которым запрещается раскрывать поступившую от банков информацию третьим лицам.
Права и обязанности владельцев банковской тайны
Правовое законодательство владельцев банковской тайны предусмотрено в РФ с момента подписания в письменной форме договоров (договоры банковских вкладов или счетов) между клиентами и корреспондентами – с одной стороны, и банками – с другой стороны, которые действуют в течение сроков, установленных в этих договорах.
Владельцам в отношении сведений, составляющих их банковскую тайну, предоставляются следующие права:
- Выбор любого банка и иной кредитной организации по своему усмотрению.
- Запрос самостоятельно или через своих представителей справок у банков и других кредитных организаций о своей интересующей банковской тайне.
- Распоряжение сведениями, которые составляют банковскую тайну по своему усмотрению (при отсутствии противоречий обязательствам, предусмотренным по договорам).
- Расторжение договоров с банками или иными кредитными организациями без ограничения во времени.
- Требование защиты банковской тайны от ЦБ РФ, банков и иных кредитных организаций, с которыми заключены договоры, в течение всего периода их правовой охраны (включая и время после расторжения договоров, если период правовой охраны выше времени действия договоров).
- Возмещение причинённых убытков от банков и иных кредитных организаций, при разглашении этими структурами банковской тайны и нарушений своих прав.
Существуют требования привлечения лиц, которые виновны в разглашении банковской тайны, к наказанию. Оно возможно в виде дисциплинарного, гражданско-правового, административного или уголовного.
Права владельцев банковской тайны должны реализовываться также и через установленные законами обязанности в этой сфере пользователей в лице банков и других кредитных организаций, ЦБ РФ, государственных и др. органов в соответствии с законодательством.
Возможно, ограничение прав владельцев банковской тайны в интересах третьих лиц, общества и государства, но только в случаях и порядке, установленных законодательством.
Ограничения прав предусмотрены и в случаях, если кредитные организации обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы о готовящихся или совершенных преступлениях и предоставлять сведения по запросам государственных органов и их работникам, которым банковская тайна поступает исключительно в соответствии с законодательными актами.
Права и обязанности пользователей банковской тайной
Круг обязанностей пользователей включают следующие требования.
Гарантии Банком России либо иной кредитной организацией банковской тайны клиентов.
Банки – пользователи банковской тайны обязаны устанавливать режимы банковской тайны, обеспечивающие сохранность данных сведений и защищать от разглашений, уничтожений, блокировки или искажений в процессах их сохранения, обращения и передачи в течение всего периода, на который их клиенты или корреспонденты доверили им данные сведения.
Банку России запрещено разглашение банковской тайны, полученной им в результате выполнения собственных функций.
Банки – пользователи банковской тайны, обязаны отказывать в предоставлении банковской тайны, всем, кроме субъектов предусмотренных законодательством.
Банки – пользователи банковской тайны, обязаны предоставить сведения, являющиеся банковской тайной клиента, либо самому владельцу, либо по запросу его представителю.
Пользователь банковской тайной, представляющий государственные и др. органы в соответствии с законодательством в лице должностных лиц, при владении банковской тайной обязаны обеспечивать её неразглашение и устанавливать требование по сохранению.
Аудиторская фирма и аудиторы в соответствии с законодательством не имеют права разглашать банковскую тайну, которая получена в ходе проведения проверок банков и их клиентов, за исключением моментов, предусмотренных федеральным законодательством.
В РФ запрещают разглашение банковской тайны любым лицам – пользователям банковской тайны, которым эти сведения могут быть доверены или уже известны по их роду деятельности.
В ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» установлен перечень государственных органов, которым банки раскрывают банковская тайна. Эту информацию получают:
- суды, включая арбитражный;
- агентство по страхованию вкладов;
- Счетная палата РФ;
- органы федеральной налоговой службы;
- таможенные органы РФ;
- органы предварительного следствия;
- нотариусы;
- иностранные консульские конторы;
- центральная избирательная комиссия;
- аудиторские фирмы.
Указанный перечень утверждён законодательно и может быть изменен только внесением дополнений в существующие или новые законы.
На рисунке 2 указаны органы государственной власти получающие информацию о банковской тайне.
Рисунок 2. Органы, имеющие право получать банковскую тайну. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Причинами изменения режима функционирования банковской тайны могут быть: собственное желание владельцев банковской тайны; решение суда; разглашение банковской тайны; защита своих прав в суде в моменты возникающих споров между банковскими учреждениями и их клиентами; ликвидация юридических лиц – владельцев или пользователей банковской тайны.
Замечание 2
Изменение или отмена режима банковской тайны её пользователями предусматривает, что банки обязаны письменно извещать о данной ситуации других пользователей конкретной банковской тайны.
35. Понятие режима банковской тайны.
Коммерческая (в том числе банковская) тайна связана с интересами обеспечения законной предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Содержание банковской тайны определено в статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время нормативные акты регламентируют перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую (банковскую) тайну (информация об учредительных документах, регистрационном удостоверении, лицензии, патенте, о платежеспособности, об уплате налогов и обязательных платежей и иное).
Режим коммерческой тайны допускает правовое регулирование порядка доступа к данному набору сведений и порядка использования данного набора сведений. Можно выделить несколько ведущих направлений разработки регулирования правового режима по отношению к предмету коммерческой тайны: защиту от несанкционированного доступа; защиту от неправомерного использования: ответственность за несанкционированный доступ и ответственность за неправомерное использование. Заметим, что «несанкционированный доступ» не всегда порождает «неправомерное использование», и наоборот, «неправомерное использование» не есть обязательное следствие «несанкционированного доступа».
36. Субъекты, имеющие право знакомиться с банковской тайной.
Определение круга субъектов, имеющих право знакомиться со сведениями, составляющими банковскую тайну, необходимо с позиций банковского права обсуждать при одном условии. Закон должен определять круг таких субъектов на тот случай, если сведения предоставляются без согласия клиента банка и не самому клиенту. Правило о свободе клиента распоряжаться своими средствами распространяется и на информацию о банковских операциях, а это означает, что клиент может предоставить любому лицу право получать сведения о своей финансовой деятельности. Клиент может также по договору с банком и средствами массовой информации установить правило о публикации каких-то сведений о своих операциях, рассчитывая на повышение к себе доверия вследствие открытости информации. Это дело клиента. В данном же случае речь идет о совсем иной ситуации, в которой информация о клиенте предоставляется без его согласия. В этом смысле определение круга субъектов, имеющих право на получение банковской информации, имеет два аспекта.
Первый можно назвать внутренним, поскольку он включает в себя установление возможности обмениваться этой информацией внутри банковской системы, например, между разными банками по поводу кредитоспособности клиента. В этом аспекте в российском банковском праве даже обсуждался вопрос о создании центра или иного организационного межбанковского образования, занимающегося сбором, обработкой и передачей информации о неплатежеспособных клиентах банков, о непогашенных банковских кредитах и т.п. Но эти высказываемые устно соображения до настоящего времени разбивались о режим банковской тайны, и создавалась, казалось бы, неразрешимая ситуация.
Второй аспект определения круга субъектов, имеющих право получать банковскую информацию, предполагает выход за пределы банковской и профессиональной систем и предоставление права отдельным субъектам получать банковскую информацию о состоянии дел клиентов банка без их согласия. В этом смысле необходимо иметь в виду, что ст. 26 ЗоБД устанавливает исключительный перечень субъектов, имеющих право на получение информации, и этот перечень не подлежит расширительному толкованию.
Следовательно, с правовых позиций в этом плане можно обсуждать только два вопроса: а) об оптимальности определения этого круга и возможном его сужении или расширении; б) о тех должностных лицах, к компетенции которых отнесено принятие решения о запросе банковской информации.
Банковская тайна
Сущность банковской тайны
Определение 1
Банковская тайна является юридическим принципом в законодательствах многих стран. Согласно данному принципу, финансово-кредитные учреждения защищают информацию о счетах и вкладах своих клиентов, операциях по счетам, сделках в интересах клиентов и другие сведения клиентов, разглашение которых способно нарушить право последних на неприкосновенность их приватной жизни.
В различных странах под банковской тайной понимается то, что банковские учреждения не должны предоставлять государству любые сведения о счетах клиентов (даже, если клиент подозревается в уголовных преступлениях). Подобного рода трактовка термина «банковская тайна» характерна для таких стран-оффшоров, как Сингапур Люксембург, Швейцария и т. д., а также для офшорных финансовых учреждений, предоставляющих банковские услуги, в рамках, установленных законом, либо же добровольными положениями о конфиденциальности.
Особенности банковской тайны в условиях РФ
Первые сведения о «банковской тайне» берут начало в Уставе Государственного банка Российской Империи ($1894$ г.).
Во времена СССР «банковская тайна» была весьма ограниченным явлением и могла распространяться только на вклады в сберегательных учреждениях и лишь для некоторых «привилегированных» граждан (в основном из партийной номенклатуры). Исследованием вопросов, касающихся «банковской тайны» исследовались рядом советских учёных: Ефимовой Л. Г., Плешаковым A. M., Седугиным П. И. и др.
Согласно современному, действующему законодательству РФ (статья $857$ ГК), банковское учреждение гарантирует тайну банковского вклада и банковского счета, сведений о клиенте, а также операций по счету. Те сведения, которые составляют банковскую тайну, банк может предоставлять лишь самим клиентам (либо их доверенным лицам), а также государственным органам и в бюро кредитных историй.
Данные, который представляют собой банковскую тайну, могут предоставляться следующим структурам:
- судам
- бюро кредитных историй (БКИ)
- Счетной палате
- налоговым, таможенным и следственным органам
- ПФР
- Фонду соцстраха
- ФСФН
- ФССП
- ФТС и др.
Перечень структур, обладающих доступом к банковской тайне в последние годы лишь расширяется.
Особенности банковской тайны в Швейцарии
Принцип банковской тайны, который был сформирован благодаря принятию Швейцарией «Закона о банковской деятельности» ($1934$ г.) и которым руководствуются известнейшие на весь мир швейцарские банки, во все времена считался одним из основополагающих аспектов частного банковского обслуживания.
Правительства и различные организации обвиняют принцип банковской тайны в том, что он, по сути, является одним из главных инструментов организованной преступности, а также «теневого сектора» экономики. Бывшие работники швейцарских банков (таких как Julius Baer, UBS), а также Лихтенштейна (LGT Group) заявляли о том, что данные финансовые учреждения помогали своим клиентам в уклонении от уплаты огромных сумм налогов, переправляя деньги через офшоры.
Замечание 1
$17$ июня $2010$ г. швейцарским парламентом было ратифицировано Соглашение между швейцарским правительством и правительством США, которое дало возможность UBS передать американскому правительству информацию о $4450$ клиентах UBS, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов.
Федеральный закон Швейцарии о международной помощи в налоговых вопросах, который вступил в силу $1$ февраля $2013$ г. устанавливает порядок реагирования швейцарских налоговых органов на запросы от зарубежных стран. В то же время, данный закон вовсе окончательно не ликвидирует принцип банковской тайны, которым так славится Швейцария.
§ 3. Правовой режим банковской тайны
Библиографический список
Основная литература
1.Алексеева, Д. Г. Банковское право : учеб. пособие / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Е. Г. Хоменко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. юрид. акад. — 3-е изд., перераб.
идоп. — М. : Юристъ, 2007. — С. 283–361.
2.Банковское право : учеб. / Е. О. Бонда [и др.]; под ред. И. Ш. Килясханова, Е. Ф. Жукова. — М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2008. — С. 146–169.
3.Банковское право Российской Федерации: Особ. часть : в 2 т. : учеб. Т. 2 / Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т; рук. авт. коллектива и отв. ред. Г. А. Тосунян. — М. : Юристъ, 2004. — С. 21–55.
4.Эриашвили, Н. Д. Банковское право : учеб. / Н. Д. Эриашвили. — М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. — С. 257–269, 305–323.
Дополнительная литература
1.Алексеева, Д. Г. Новые гарантии сохранности сбережений: выплаты Банка России при банкротстве банков, не участвующих
встраховании вкладов / Д. Г. Алексеева // Закон. — 2004. — № 10. — С. 107–112.
2.Братко, А. Г. Банковское право России : учеб. пособие / А. Г. Братко.— М. : Юрид. лит., 2003. — 848 с.
3.Ефимова, Л. Г. Банковские сделки. коммент. законодательства и арбитражной практики / Л. Г. Ефимова. — М., 2000. — 75 с.
4.Павлодский, Е. А. Договоры организаций и граждан с банками / Е. А. Павлодский. — М., 2000. — 438 с.
5.Пепелова, Н. П. Страхование вкладов / Н. П. Пепелова. — М. : Кн.-сервис, 2004. — 96с .
6.Саперов, С. А. Банковское право: теория и практика / С. А. Саперов. — М. : Экономика, 2003. — 640 с.
7.Сарбаш, С. В. Договор банковского счета / С. В. Сарбаш. — М. : Статут, 1999. — 269 с.
8.Тедеев, А. А. Банковское право : учеб. / А. А. Тедеев. — М. : Эксмо, 2005. — 432 с.
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : федер. закон от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410;
2011. — № 7. — Ст. 901.