Блог
Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).
Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.
Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.
Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.
И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:
«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ,
Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…
Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.
Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).
Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем. И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном
толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета
торжеством законности и защитой интересов собственников. Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.
Обязанность установки ОДПУ изначально возлагалась на собственников помещений в МКД. Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в срок до 01.07.2012г. собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были обеспечить оснащение МКД приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Если в срок до 01 июля 2013 года ОДПУ собственниками помещений в МКД не установлен, то в соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ обязанность по установке ОДПУ возлагается на ресурсоснабжающие организации (далее — РСО).
Согласно п. 10 ст. 13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны
Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).
Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего
Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.
Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.
Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме.
Постановление 12 ААС от 30 июля 2018 г. по делу № А12-2657/2018:
«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
По указанным основаниям, истец не вправе требовать возложения обязанности по оплате расходов энергоснабжающей организации на оснащение общедомовыми приборами учета напрямую на собственника помещений в многоквартирном доме, минуя управляющую компанию.
Доводы апеллянта о том, что на момент установки прибора учета тепловой энергии собственники помещений в многоквартирном жилом доме избрали способ управления — непосредственное управление собственниками, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.
В рассматриваемом случае, на момент предъявления истцом иска в арбитражный суд в многоквартирном жилом доме способ управления изменен и избрана управляющая организация (ООО УК «ЖЭУ»- с 01.05.2015), которая в силу вышеуказанных положений законодательства наделена силу своего статуса соответствующими полномочиями по сбору денежных средств с собственников помещений и имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество».
Хотя по отношению к собственникам помещений МКД – юридическим лицам суды выражают иногда иную точку зрения. Так, в частности, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2018 г. по делу № А67-376/2018 суд указал:
«…Довод департамента финансов о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество «УК «Маякъ», судом округа отклоняется.
Обязательство по установке ОДПУ у муниципального образования как собственника жилых помещений в МКД возникло на основании Закона № 261-ФЗ непосредственно после установки прибора учета. Поскольку на тот момент способом управления МКД являлось непосредственное управление собственниками помещений в МКД, то обязательство города Томска возникло именно перед истцом как РСО, исполнившей обязанность по оборудования ОДПУ, возложенную на собственников помещений в МКД
Тот факт, что впоследствии в этих правоотношениях появился посредник в виде управляющей организации, не прекращает обязанность собственника помещений в МКД по компенсации понесенных расходов РСО, при том, что пятилетняя рассрочка оплаты, предоставленная гражданам — собственникам помещений в МКД частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, на муниципальное образование не распространяется.
Судом округа отклоняется аргумент ответчика, ссылающегося на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего дела не тождественны тем обстоятельствам, исходя из которых Верховным Судом Российской Федерации выработана указываемая ответчиком правовая позиция.
Действительно, как указано в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.06.2015 № 310-ЭС15-912, от 02.07.2015 № 303-ЭС15-2333, от 26.10.2015 № 310-ЭС15-7676, управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками помещений в МКД для решения всех общих вопросов управления домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов РСО на установку ОДПУ.
Вместе с тем, данная позиция выработана, во-первых, применительно к ситуации, когда способом управления МКД с момента установки ОДПУ вплоть до рассмотрения дела судом является управление управляющей организацией, во-вторых, в отношении объема обязательств управляющей организации, по общему правилу не превышающего совокупный объем обязательств собственников помещений в МКД, которыми преимущественно являются граждане, имеющие право на пятилетнюю рассрочку исполнения обязательства по оплате расходов на установку ОДПУ.
По обстоятельствам же настоящего дела возникновение в правоотношении по оплате ресурсов и иных затрат РСО на содержание и приращение общего имущества МКД управляющей организации после установки ОДПУ не могло повлечь замену должника в возникшем к этому времени обязательстве ответчика как собственника помещений в МКД перед РСО, с учетом того, что права на рассрочку исполнения ответчик не имеет».
В большинстве случаев при непосредственном управлении МКД суды возлагают ответственность за установку ОДПУ на собственников помещений, а также осуществляют взыскание в пользу РСО расходов по принудительной установке приборов учета.
Подтверждением этому служат следующие судебные решения: Постановление АС Волго-вятского округа от 9 июля 2018 г. по делу № А38-8279/2017, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 25 июля 2018 г. по делу № 2-71/18-33-1767/18, Постановление 12 АСС от 15 июня 2018 г. по делу № А12-39816/2017.
Однако имеется (как же без этого — то в нашей российской действительности!) и противоположная практика.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 6 марта 2018 г. по делу № А19-15916/2016:
«…Доводы кассационной жалобы о: предъявлении иска к ненадлежащему лицу, не учете протоколов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома и довода о том, что при избрании собственниками непосредственного способа управления обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений и истец вправе взыскать эти расходы напрямую с них, были рассмотрены арбитражными судами и обоснованно отклонены со ссылкой на положения приведенных выше норм права, оценку имеющихся в деле доказательств и установленные по данному делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия в обжалуемых судебных актах».
Таким образом, при непосредственном способе управления все финансовые обязательства по оплате установки ОДПУ несут непосредственно собственники МКД (в силу норм ЖК!). В случае изменения способа управления на управляющую организацию в дальнейшем имеется риск возложения расходов по установке ОДПУ на управляющую организацию.
Но, если Ваша организация обслуживает дом по договору оказания услуг при непосредственном способе управления МКД, лучше все-таки изучить судебную практику вашего региона, апелляционной инстанции и суда округа, а вдруг вам не так повезло с «внутренним убеждением» судей. И у них «свое видение» толкования, казалось бы, всем понятных норм жилищного законодательства по данному вопросу.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любым вопросом. Вся необходимая информация тут.
С уважением, Ильмира Носик.
Обсудить статью и задать вопросы можно здесь.
Оплата установки ОПУ
Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>
**************************************************
Рассмотренный в настоящей публикации миф пропагандирует идею отсутствия обязанности собственников помещений оплачивать установку общедомовых приборов учета (далее – ОПУ). В качестве обоснования своей позиции лжетеоретики обычно ссылаются на две нормы: статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) и подпункт «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), которые возлагают обязанность устанавливать ОПУ либо на управляющих организации (далее – УО) или ТСЖ, либо на ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).
В настоящей статье проанализируем, кто и за чей счет обязан устанавливать ОПУ.
Суть лжетеории
Статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ (далее – Закон 261-ФЗ) устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций (далее – РСО) «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» и «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые … не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Из представленной нормы делаются выводы, что общедомовые приборы учета (а некоторые лица говорят и об индивидуальных приборах учета) должны устанавливать РСО.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества, утв. ПП РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила 491), к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». Следовательно, соответствующая обязанность по установке ОПУ возлагается на лиц, выполняющих работы по содержанию (УО/ТСЖ/ЖСК).
Таким образом, по мнению сторонников рассматриваемой лжетеории, общедомовые приборы учета обязаны установить либо РСО, либо УО/ТСЖ/ЖСК, при этом все расходы по установке ОПУ указанные лица должны нести самостоятельно, возложения таких расходов на собственников помещений лжетеоретики не допускают.
Кому принадлежат ОПУ?
Прежде всего надо разобраться, в чьей собственности находятся общедомовые приборы учета.
Согласно Правилам 491 общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов включаются в состав общего имущества (далее – ОИ). Такое правило установлено для ОПУ холодной, горячей воды и газа (п.5 Правил 491), ОПУ тепловой энергии (п.6 Правил 491), ОПУ электроэнергии (п.7 Правил 491). Приведенные нормы императивны, они указывают на безусловное включение ОПУ в состав ОИ.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ, частью 1 статьи 290 ГК РФ, общее имущество в многоквартирном доме принадлежит именно собственникам помещений в таком доме. Согласно преамбуле уже упомянутых Правил 491 «Настоящие Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество)».
Из вышесказанного следует, что ОПУ коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества, а само ОИ находится в собственности собственников помещений в МКД. То есть, правом собственности на общедомовые приборы учета обладают собственники помещений в МКД.
Интересно, что лжетеоретики не оспаривают право собственности собственников помещений на ОПУ, однако считают вполне допустимым, что приобретение такого оборудования как ОПУ в собственность собственников помещений в МКД может осуществляться за счет других лиц – тех же РСО, УО/ТСЖ/ЖСК.
А может быть, сторонники лжетеории допускают возможность нахождения ОПУ в собственности установивших их организаций (РСО или УО/ТСЖ/ЖСК)? Но тогда, например, в случае смены поставщика коммунального ресурса или лица, управляющего домом (либо при смене способа управления МКД), собственник ОПУ имеет право демонтировать ранее установленный ОПУ и использовать его по своему усмотрению. Да и в процессе эксплуатации ОПУ организация, владеющая прибором, может не допускать собственников помещений к такому прибору, да и вообще делать с этим ОПУ что угодно.
Однако, жилищное законодательство не допускает права распоряжения прибором учета управляющими или ресурсоснабжающими организациями, а наделяет такими правами собственников помещений в МКД. При этом, как сказано ранее, ОПУ входит в состав ОИ, принадлежащего тем же собственникам помещений в МКД.
Ни одной нормой действующего законодательства ни на какое лицо не может возлагаться обязанность приобретения какого-либо имущества за свой счет с целью последующей безвозмездной передачи этого имущества другим лицам.
Не является исключением и ОПУ. Недопустимо обязывать РСО (деятельность которой регулируется, и регулятор не допускает безвозвратных расходов на приобретение ОПУ), УО (которая исключительно исполняет договор управления – то есть, выполняет те работы, которые предусмотрены договором, за счет средств собственников, внесенных в качестве оплаты услуг в размере, определенном тем же договором) или ТСЖ/ЖСК (которые являются некоммерческими организациями и действуют строго по утвержденным сметам доходов и расходов) нести некие дополнительные расходы на установку ОПУ без последующей компенсации понесенных расходов.
Кто должен устанавливать ОПУ?
Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).
Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?
Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил 491 к содержанию общего имущества отнесено «обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОПУ». В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать надлежащее содержание ОИ в МКД. А поскольку лицо, управляющее МКД, обязано выполнять работы по содержанию ОИ, получается, что УО/ТСЖ/ЖСК, действительно должны устанавливать ОПУ в МКД.
Однако, необходимо обратить внимание на ряд обстоятельств.
В случае, если домом управляет управляющая организация (УО), то такая организация работает на основании соответствующего договора управления.
Пунктом 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ установлено, что в договоре управления должны быть указаны «перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня».
То есть, УО действительно обязана установить ОПУ, но только если данный вид работ предусмотрен договором управления (либо дополнительным договором). При этом в силу части 1 статьи 162 ЖК РФ «При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания».
То есть, для выполнения работ по установке ОПУ управляющей организации необходимо либо внести изменения в действующий договор управления, либо заключить дополнительный договор. А без решения общего собрания собственников помещений сделать это невозможно.
Если домом управляет ТСЖ, тогда в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 145 ЖК РФ утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ.
То есть, в случае управления домом ТСЖ работы по установке ОПУ должны включаться в годовой план содержания общего имущества, а такое включение в план возможно исключительно по решению общего собрания членов ТСЖ.
Кто оплачивает установку ОПУ?
Как указано ранее, для того, чтобы УО или ТСЖ осуществили установку ОПУ, необходимо соответствующее решение общего собрания либо собственников помещений, либо членов ТСЖ.
При этом действующее жилищное законодательство РФ не дает собственникам помещений права принять решения о возложении на лицо, управляющее МКД, обязанности по установке ОПУ, не принимая при этом решения о порядке финансирования такого вида работ.
В случае, если домом управляет УО, документом, регламентирующим отношения УО с собственниками помещений в МКД, является договор управления.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ «По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме…) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме…».
УО – не благотворительная организация, а коммерческое юридическое лицо, которое предоставляет собственникам помещений в МКД услуги по управлению домом и содержанию общего имущества исключительно за плату. Это утверждение справедливо, в том числе, и в отношении работ по установке ОПУ.
В случае управления домом ТСЖ, указанная организация действует в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной общим собранием членов ТСЖ. И при отсутствии работ по установке ОПУ в этой смете ТСЖ не сможет указанные работы выполнить. Если же указанные работы учтены в смете, оплатить эти работы должны именно собственники помещений.
Часть 1 статьи 137 ЖК РФ устанавливает:
«1. Товарищество собственников жилья вправе:
…
2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;
3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме».
Исходя из представленных норм именно собственники помещений обязаны оплатить работы по установке ОПУ.
Закон 261-ФЗ, которым, как уже сказано ранее, установлена обязанность именно собственников помещений в МКД оборудовать дом ОПУ, указывает, что если собственники не выполнили своей обязанности в установленный срок, то они должны обеспечить доступ организации, устанавливающей ОПУ к местам установки таких приборов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
При этом часть 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ устанавливает:
«В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом … граждане — собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 — 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления».
То есть, собственникам помещений может быть предоставлена рассрочка на оплату на пять лет. В этом случае стоимость работ и услуг подлежит увеличению (процент увеличения не должен превышать ставку рефинансирования).
Если же собственник вообще отказывается оплачивать расходы на установку ОПУ, то оплата таких расходов будет взыскана с этого собственника принудительно, а кроме нее будут взысканы и расходы на принудительное взыскание.
Аналогичную норму об обязанности именно собственников помещений оплачивать работы по установке ОПУ содержит и пункт 38.1 Правил 491.
Выводы
В настоящей статье разъяснено, что обязанность по оборудованию МКД общедомовыми приборами учета действительно может быть возложена на РСО или УО/ТСЖ/ЖСК, однако это не освобождает собственников помещений в МКД от обязанности оплатить расходы на установку ОПУ.
Мнение об обязанности РСО или УО/ТСЖ/ЖСК за свой счет оборудовать МКД общедомовыми приборами учета, неверно.
Именно собственники помещений обязаны нести бремя расходов как на оборудование дома ОПУ, так и на дальнейшее содержание этого ОПУ, который включается в состав общего имущества.
Можно ли установить единый общедомовый прибор учёта для двух многоквартирных домов
№ 261-ФЗ обязывает собственников оснастить многоквартирный дом ОДПУ, если на это есть техническая возможность. При этом иногда такой прибор устанавливается на сетях одного МКД, но обслуживает сразу несколько зданий. Читайте, можно ли установить один ОДПУ на два дома и вести расчёты по его показаниям.
В законодательстве нет норм, регулирующих установку ОДПУ сразу для двух домов
Основными документами в сфере учёта и расчётов коммунальных ресурсов являются Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Согласно п. 2 ПП РФ № 354, общедомовый, или коллективный, прибор учёта (ОДПУ) – это средство измерения, которое используется для определения объёма энегоресурса, поступившего в дом.
Это может быть как отдельный счётчик, так и комплекс средств измерения и допоборудования. В законе также указано условие, что монтаж ПУ производится только в том случае, если это позволяют сделать конструктивные особенности МКД.
Получается, у ОДПУ есть две особенности: он устанавливается в доме при наличии технической возможности и фиксирует объём КУ, поданной в конкретное жилое здание. Собственники помещений должны оснастить МКД приборами учёта используемых воды, тепло- и электроэнергии и ввести их в эксплуатацию (ч. 5 ст. 13 № 261-ФЗ). Понятие ОДПУ на два и более домов ни № 261-ФЗ, ни ПП РФ № 354 не дают.
Как УО вести расчёт платы за отопление при нескольких ОДПУ в доме
ОДПУ должен вести учёт потребления КУ отдельно по каждому дому
Установка такого прибора учёта КУ в домах должна производиться в месте подключения МКД к системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (ч. 1 ст. 13 № 261-ФЗ). Рассмотрим этот вопрос на примере установки ОДПУ электрической энергии.
Определение объёма электроэнергии должно производиться общедомовым прибором учёта, установленным на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем МКД, то есть на границе балансовой принадлежности между потребителями и сетевыми организациями (п.п. 138, 144 ПП РФ № 442).
Граница балансовой принадлежности – это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем за состояние и обслуживание электроустановок (п. 2 ПП РФ № 861).
Такой линией балансовой принадлежности в многоквартирном доме является внешняя граница стены такого дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ – место соединения такого прибора учёта с инженерными сетями, входящими в дом (п. 8 ПП РФ № 491).
При этом, если установить общедомовый ПУ на границе нет возможности, то его монтируют в месте, максимально приближённом к такой границе. Сделать это можно и в зоне ответственности другого дома (смежного субъекта) по соглашению сторон (п. 144 ПП РФ № 442).
Приведённые выше нормы нормативно-правовых актов доказывают, что установить общедомовый ПУ необходимо на каждый многоквартирный дом в отдельности. Следовательно, и учёт потребления КУ ведётся по каждому дому.
Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ
Установка ОДПУ для одного дома в другом допустима при транзите ресурса и раздельном учёте потребления
В судебной практике можно найти решения, в которых суды придерживаются другой позиции и прямо говорят о том, что установка одного прибора учёта на несколько домов не запрещена действующим законодательством и не лишает исполнителя КУ возможности использовать прибор для коммерческого учёта. Например, такая позиция озвучена Октябрьским районным судом Кирова в решении от 29.06.2015 по делу № 2- 2609/2015. Но это скорее исключение, чем правило в судебной практике (дела № А21-1958/2017, № А71-4943/2017).
Позицию о том, что один ОДПУ не может быть установлен сразу на два дома, поддерживает и практикующий юрист Елена Шерешовец, глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1». По мнению Елены, исключением может быть только транзит коммунального ресурса через инженерные системы одного МКД в другой.
При этом в доме-реципиенте обязательно должен быть организован учёт потреблённого КУ, чтобы чётко определить, сколько ресурса поступает в каждый дом в отдельности. В ином случае считается, что во втором доме не установлен ОДПУ и расчёт платы производится исходя из норматива потребления.
В судебной практике есть примеры, когда суды признают оправданной установку поставщиком тепловой энергии ОДПУ в доме-1, по сетям которого ресурс транзитом доставляется в дом-2, поскольку в доме-2 нет технической возможности для монтажа отдельного прибора учёта. Такую позицию можно найти в апелляционном определении Мещанского районного суда Москвы от 21.03.2017 по делу № 11-0056/2017.
В данном деле жительница дома требовала от УО сделать перерасчёт платы за теплоснабжение исходя из норматива потребления, поскольку в доме не установлен ОДПУ. Управляющая организация представила в суд сведения о том, что ОДПУ многоквартирного дома-2 из-за отсутствия в нём подвала и технической возможности установлен в соседнем доме-1 на входной/выходной трубе. При этом у дома-1 есть отдельный прибор учёта тепловой энергии. Суд отказал истцу в удовлетворении требований, признав, что УО правомерно рассчитывала плату за теплоснабжения согласно показаниям ОДПУ.
Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах
Запомнить
Согласно требованиям законодательства, для учёта потребления энергоресурсов в доме на границе эксплуатационной ответственности между потребителями (МКД) и сетевой организацией должен быть установлен собственный ОДПУ. Монтаж одного прибора для учёта потребления ресурсов сразу в двух домах не предусмотрен законодательством.
Если возможности установить ОДПУ в доме нет, то допускается монтаж общедомового прибора учёта на транзитных инженерных сетях другого МКД, но только если учёт потребления КУ в каждом из них ведётся отдельно. В ином случае плата за ресурс рассчитывается исходя из норматива потребления.
У вас есть сложный вопрос в сфере управления многоквартирными домами? Эксперты Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» ответят на него и помогут разрешить трудную ситуацию в соответствии с законодательством РФ. Присоединяйтесь к сообществу профессионалов, которым не всё равно, кто управляет жилфондом в России.
Общедомовые приборы учета — что это такое, установка одпу, кто должен платить за установку
В 2009 году законодательными властями РФ было принято решение об обязательной установке общедомовых приборов учета во всех многоквартирных домах, но данное правило начало действовать только к середине 2012 года. С тех пор граждане пытаются найти информацию об общедомовых приборах учета: что это, кто оплачивает их установку и когда общедомовые счетчики должны быть установлены в новостройках.
В 2009 году власти РФ постановили монтировать приборы учета в многоквартирных домах.
Содержание статьи
Особенности общедомовых приборов учета
Говоря о том, что такое ОДПУ, следует понимать, что под этим понятием подразумевается общедомовой счетчик, предназначенный для контроля разницы между фактическим потреблением ресурсов и показаниями, по которым граждане ежемесячно оплачивают услуги: электро-, тепло-, водоснабжение. Благодаря нему управляющие компании вычисляют, есть ли факты недоплаты.
Согласно Закону «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», до 1 июля 2012 года установка ОДПУ не являлась обязательной для многоквартирных домов, и правила носили рекомендательный характер, но сейчас оборудование должно присутствовать.
После присоединения Р.Крым к РФ было введено обязательство по монтажу ОДПУ, но крымчане должны выполнить это до 2019 года.Если пренебречь требованием, за коммунальные услуги придется платить большие суммы с учетом повышающего коэффициента.Холодная вода
Установка ОДПУ для контроля потребления холодной воды возможна лишь в том случае, если дом подключен к центральной системе водоснабжения. Если же в многоэтажке часть людей получает воду через одну, а еще часть – через другую систему, — с юридической точки зрения монтаж счетчика нарушит права жителей и приведет к конфликту между ними и управляющей компанией при расчете за коммунальные услуги, к тому же контролировать объемы поступающей воды объективно не получится.
Установить ОДПУ можно, только если дом подключен к ЦВС.
Если же система водоснабжения одна, счетчик устанавливается на весь дом и позволяет контролировать объемы проходящей к жильцам воды.
Горячая вода
Учет горячей воды ведется управляющими компаниями на выходе из дома изначально, поэтому перед тем, как устанавливать ОДПУ, жильцам необходимо поинтересоваться в УК, не установлен ли уже счетчик. Если он уже есть, монтаж своего прибора теряет смысл.
В некоторых случаях установка общего счетчика все же оправдана тем, что граждане могут самостоятельно контролировать правильность заполнения квитанций при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Тепловая энергия
Предоставление отопления является в компетенции местной Теплосетевой компании. Оплата производится жильцами круглогодично, исходя из площади помещений, поэтому монтаж общедомовых приборов учета на тепло не актуален и не представляется возможным – не все помещения в многоэтажке отапливаются. В каждом регионе свои нормативы и стоимость потребления.
Предоставление отопления осуществляется местными теплосетями.
Единственный вариант, когда оборудование может быть установлено – монтаж на энергетическом узле. Это позволяет контролировать поставку теплоэнергии, но для самих жильцов значения не имеет.
Электроэнергия
Осуществление общего учета электроэнергии является самым простым. Количество источников получения энергии роли не играет – достаточно провести через них общую линию и установить ОДПУ.
Единственным недостатком установки общего счетчика на электроснабжение является увеличенная нагрузка, ведь электричество может передаваться через провода при передаче на прибор.В этом случае между фактически уплаченными суммами и расходом появляется разница, которую должны оплачивать зарегистрированные в квартирах граждане.Установка и оплата общедомовых счетчиков
Согласно федеральному законодательству, обязательство по оплате монтажа счетчиков возлагается на собственников помещений в многоквартирных домах. Если многоэтажка находится на балансе государства или муниципалитета и используется для осуществления государственных нужд, установка ОДПУ производится за счет бюджетных средств.
Если дом на балансе муниципалитета, то установка делается за счет бюджетных денег.
Сама процедура выглядит следующим образом:
- Проводится общее собрание собственников помещений. На нем решается, нужны ли счетчики, какие именно приборы покупать и какая компания будет устанавливать. Все подкрепляется соответствующим решением в письменном виде и за подписями участников. Решение может принимать и управляющая компания единолично, не оповещая при этом собственников квартир.
- Покупается счетчик.
- Все работы по установке согласовываются с УК, на балансе которой находится многоквартирный дом. В случае причинения повреждений и отсутствия разрешения УК виновник обязуется компенсировать причиненный ее оборудованию ущерб, поэтому согласование обязательно.
- Устанавливается счетчик. Если это делает сторонняя организация, потребуется присутствие представителей УК, но можно вызвать и мастера из управляющей компании.
В дальнейшем УК обязана проверить работоспособность прибора и его соответствие ГОСТам. До тех пор, пока он не будет опломбирован, показания с него браться в расчет не будут.
Перед установкой оборудования проводиться собрание.
Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета
Обязательство по оплате установки общедомовых приборов учета возлагается на собственников квартир. Если дом является государственным, расходы компенсируются из бюджета. В оплату входит стоимость самого счетчика, работы по его установке и опломбированию.
В некоторых регионах устанавливаются свои правила оплаты, и тогда обязательства могут быть возложены на ресурсосберегающую компанию.
Рассмотрим детальные примеры:
Пример 1: Многоквартирный дом. Сдан в пользование 01.01.2018 года, жильцам отводится 3 месяца на установку приборов контроля расхода тепловой и электрической энергии. Дом обслуживается не УК, а ТСЖ, поэтому оплачивать они будут самостоятельно все однозначно.
Пример 2: Многоквартирный дом, использующийся для государственных нужд. Квартиры в нем сдаются по договорам социального найма, но находятся в собственности муниципалитета. Обязательство по установке должна выполнить администрация.
Если квартиры находятся в собственности муниципалитета, установку оборудования должна выполнить администрация города.
На каком основании и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета
Прямым основанием, указывающим на обязательство по установке собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах приборов учета, является ст. 13 ФЗ «ОБ энергосбережении». В ней говорится, что данное требование должно быть выполнено до 1 июля 2012 года, а для жителей Крыма – до начала 2019 года.
Если дом только сдан в эксплуатацию, жильцам дается на установку 3 месяца.
Должны ли УК оповещать об установке ОДПУ
Установка общего учетного оборудования должна была быть окончена в старых домах еще в 2012 году. В то время УК оповещали всех собственников о планирующихся работах в письменном виде.Сейчас же они это делать не обязаны, потому как наличие счетчиков является обязательным.В случае, если собственники отказываются платить за установку
Оплата монтажа общих счетчиков производится до или после завершения работ. Если кто-либо из собственников выступает против этого, в соответствии с законодательством с них взыскивается оплата принудительно, дополнительно к этому они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Если собственники отказываются платить, то они обязуются перечислить неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
При необходимости установки приборов учета жильцам может быть дана рассрочка по оплате на 5 лет.
Почему работы по установки не выполняются за счет средств текущего ремонта
Согласно законодательству, средства, предназначенные на текущий ремонт, не могут расходоваться на установку счетчиков, если дом находится в неудовлетворительном состоянии. Предназначение данной статьи бюджета заключается в своевременном выявлении и устранении неисправности инженерно-коммунальных сетей для предотвращения аварии.
Если же дом находится в хорошем состоянии, и износ составляет не более 20-30%, поставить ОДПУ за счет денег на текущий ремонт можно.
В таком случае доли собственников определяются в равномерных частях.
Порядок установки общедомового прибора учета
Для монтажа ОДПУ необходимо руководствоваться нормами Приказа Минэнерго РФ №149, согласно которому порядок действий выглядит так:
- Представители УК подают заявку в ресурсосберегающую организацию, приложив к ней копии свидетельств о собственности, учредительных документов, ИНН, свидетельства о регистрации в ИФНС.
- На рассмотрение заявки РСО отводится 10 дней после принятия.
- Заявителем подписывается проект договора, отправляется в РСО.
- Производится монтаж.
При получении отказа РСО может быть привлечена к ответственности по ст. 9.16 КоАП РФ за нарушение требований федерального законодательства.
Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплаутацию
Показания ОДПУ берутся в расчет только после опломбировки. Для этого представители управляющей организации подписывают заключительный акт с энергосбергающей компанией. Если опломбировки нет, показания не могут быть достоверными, ведь специалистам необходимо убедиться в качестве прибора.
Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика
Если устанавливается ОДПУ, после монтажа на ввод в эксплуатацию компании отводится 1 месяц.За это время УК должна рассчитать величину оплаты в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ №354, где в расчет берутся показания счетчика.Когда ОДПУ установлен, но некоторые квартиры не оборудованы приборами индивидуального учета, начисление платы производится по формулам, указанным в приложении 32 к Постановлению. Чтобы расходы были учтены, используются показатели общих счетчиков.
Если некоторые квартиры не оборудованы приборами, начисление платы производится по формулам.
Какие судебные споры возникают в связи с установкой ОДПУ
Наиболее распространенной причиной для подачи судебных исков является несогласие жильцов с другими собственниками об установке ОДПУ, если данное обязательство было принято таким решением собрания.
Также в судебной практике встречаются другие основания:
- Отказ владельцев жилых помещений от оплаты проверки и замены приборов учета.
- Оспаривание результатов голосования гражданами и организациями, участвовавшими в собраниях.
- Оспаривание коммунальных платежей, когда УК начисляет их не по показаниям индивидуальных счетчиков, а по общим нормативам.
- Споры, касающиеся ремонта жилья и льгот, если жильцы считают, что можно поставить ОДПУ за счет средств, предназначенных на устранение текущих неполадок.
- Споры о выходе из строя ОДПУ по техническим причинам, если гарантийный срок на счетчики еще действует.
Установка общедомовых приборов учета является обязательной для всех собственников жилых и нежилых помещений. Если они отказываются выполнять данное требование, управляющая компания вправе установить их принудительно, не оповещая жильцов, а затем взыскать с них денежные средства.
Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета
Expert Последние изменения: февраль, 2020 ЖКХ 346 Время чтения: 3 мин.
Загрузка…Сегодня никто не сомневается в целесообразности установки счетчиков, но если с квартирами все понятно, то вопрос, кто должен устанавливать общедомовые приборы учета, все еще возникает. Энергоносители, поставляемые в многоквартирные дома, уходят, в том числе на общедомовые нужды, поэтому в квитанциях жильцов они также должны отражаться. Отсутствие счетчиков приводит к тому, что коммунальщики недополучают средства, к тому же это хорошая почва для злоупотреблений. Сейчас вы узнаете, обязательной ли является установка ОДПУ, и кто этим должен заниматься, в принципе.
Закон об общедомовых счетчиках
Оплата коммунальных услуг – одна из главных статей расхода россиян, поэтому они не хотят платить деньги за услуги, которые не были предоставлены. Чтобы сделать расчеты за энергоносители более прозрачными, необходимо устанавливать, как индивидуальные, так и общедомовые приборы учета. Разница в их показаниях, по сути, это общедомовые нужды, которые также надо оплачивать.
Понимают это и законодатели, подписавшие еще в 2013 году ФЗ №344, предполагающий повышение коэффициентов для объектов, не имеющих еще ОДПУ. Начиная с 2017 года, для таких домов коэффициент и вовсе вырос в 1,6 раза, между тем, по положениям закона №261, энергоресурсы (включая воду), должны оплачиваться согласно показаниям счетчиков.
Так ли необходима установка ОДПУ
К сожалению, до сих пор есть люди, не понимающие важность установки общедомовых счетчиков на свет, газ, воду и тепло, а между тем целесообразность их установки очевидна. В первую очередь, это необходимо для того, чтобы учитывать фактическое потребление, а не платить, к примеру, за потери в магистральных трубопроводах, а это происходит довольно часто. Стоит отметить, что стоимость энергоносителей растет и тарифы пересматриваются один раз в полугодие. Повлиять на это жильцы, к сожалению, не могут, зато они могут экономить, контролируя расход и снижая потребление. Установка ОДПУ поможет:
- платить не за «воздух», а за реально предоставленную услугу;
- провести границу между поставщиками услуг и жильцами в вопросах оплаты потерь на магистральных сетях;
- провести правильные расчеты и выделить суммы, которые уходят на оплату общедомовых нужд;
- контролировать расход электроэнергии, газа, тепла и воды, снижая их, в случае необходимости.
Определить реальные размеры потребляемых энергоносителей иным способом, кроме установки ОДПУ, не представляется возможным. Именно по этой причине, их монтажу сегодня уделяется большое внимание, а коммунальщикам все чаще приходится слышать, кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета. Людей волнует, в частности, не ляжет ли это непосильным бременем, на плечи самих жильцов, которые и без того платят за коммунальные услуги немалые деньги.
Кто должен устанавливать ОДПУ
Сегодня большинство квартир оборудовано автономными системами отопления и ГВС, между тем никто не отменял оплату ОДН. В любом случае большинство многоквартирных домов подключены к центральным системам водо-, газо-, электро- и теплоснабжения, а именно наличие централизованных систем – главное условие для установки общедомовых приборов, учитывающих расход энергоносителей. Нет необходимости в их монтаже в ветхих домостроениях и на аварийных объектах.
Жильцы дома, нуждающегося в установке ОДПУ, должны понимать, что, согласно существующему законодательству, а об этом четко сказано в ФЗ «Об энергосбережении», ложатся непосредственно на собственников жилых помещений. То есть, каждому собственнику жилого помещения предоставляется счет, в котором указано, какую конкретно сумму он должен заплатить за установку счетчика.
При расчете расходов на установку ОДПУ не допускается «уравниловка», а оплата производится с учетом особенностей помещения – его площади и доли в общей собственности, соответственно. Высчитать долю собственника не сложно, для чего надо площадь квартиры разделить на общую площадь дома и умножить на площадь помещений общего пользования.
Установка ОДПУ: порядок действий и порядок оплаты
Жильцы многоквартирных домов решают все вопросы на общих собраниях, а так как общедомовые счетчики входят в состав совместной собственности, принимать решение об их установке тоже надо сообща. К их монтажу можно приступать только после принятия совместного решения, а сообщать о месте проведения собрания – обязанность управляющей компании, и в случае неуведомления собственников, УК грозит штраф.
Несмотря на то, что установка счетчиков требует финансовых затрат, многие жильцы, устав от беззакония коммунальщиков и завышенные счета, понимают необходимость этого шага. Остается открытым вопрос, как производятся выплаты: разово или в рассрочку. В некоторых случаях на это могут быть использованы даже средства, выделенные владельцами коммунальных систем на организацию мероприятий по энергосбережению. Согласно закону №354, коммунальщики обязаны разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента направлять на улучшение вопросов энергосбережения. Именно об этих суммах и идет в данном случае речь.
Чаще всего жильцы сталкиваются со стопроцентной оплатой разово, не редко оплата производится в рассрочку. В этом случае сумма разбивается на равные части и включается в оплату за коммунальные услуги на протяжении 5 лет. Несмотря на то, что это удобно, данная форма взаиморасчетов предполагает уплату процентов за рассрочку (согласно размеру ставок рефинансирования ЦБ).
Можно ли отказаться от установки ОДПУ
При кажущейся демократии в вопросах установки общедомовых счетчиков, закон предусматривает и ситуацию, когда собственник отказывается от этого. В этом случае, согласно положениям ст.13 ФЗ «Об энергосбережении», поставщики энергоносителей могут сделать это в принудительном порядке. В этом случае им должен быть предоставлен доступ к помещениям, при этом стоимость приборов все равно будет высчитана с конечного потребителя. В случае принудительного взыскания, стоимость установки вырастет, и получается, что иного выхода, как установка общедомовых приборов учета, у собственников жилых помещений нет.
Прочтите также: Коммунальные услуги что входит в оплату: по законодательству 2018
© 2018, Про сад и дом. Все права защищены.
Загрузка… Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:
или заполнив форму ниже.
В каких домах не ставят общедомовые счетчики закон 2019-2020 г.г.
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!
Изменения в законе: добавлены дома, в которых не обязательна установка общедомовых приборов учета воды
Старые дома (с износом более 70%), не попавшие в региональную программу капремонта, а также дома «под реновацию» освободили от обязанности ставить счетчики воды, электричества, тепла и газа (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 241-ФЗ). Речь и об общедомовых приборах учета, и об индивидуальных.
Поправки в Закон об энергосбережении вступили в силу 6 августа 2019 года.
Приложение
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 241-ФЗ
«О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принят Государственной Думой 18 июля 2019 года
Одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года
Внести в часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 29, ст. 4288; 2015, N 1, ст. 19; N 27, ст. 3967; 2016, N 27, ст. 4202; 2017, N 31, ст. 4745, 4766, 4828; 2018, N 53, ст. 8448) изменения, исключив из нее слова «до 1 января 2013 года» и дополнив ее словами «, на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет».
Президент Российской Федерации
В. Путин
Москва, Кремль
26 июля 2019 года
N 241-ФЗ
Подробнее. В каких домах можно не устанавливать счетчики воды и электроэнергии?
Требования об обязательном оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов не будут распространяться на все многоквартирные дома с большим износом. Таким образом, расширяется перечень домов, в которых необязательны счетчики энергоресурсов. Туда включаются многоквартирные дома, в которых основные конструктивные элементы изношены более чем на 70 процентов. Речь о зданиях, не включенных в региональную программу капремонта.
По данным Росстата, таковых домов 111 тысяч по всей России, пояснил автор проекта, депутат Борис Гладких.
По действующему законодательству, требования оснащения приборами учета не распространяются на ветхие, аварийные дома, подлежащие сносу или капремонту до 1 января 2013 года. Законопроект снимает это ограничение, распространяя данную норму на изношенные дома независимо от срока их сноса или капремонта.
Во втором чтении депутаты собираются прописать оговорку — в отношении дома должно быть вынесено решение о расселении или сносе. Также предполагается уточнить критерии износа основных конструктивных элементов и назначить орган, который будет определять степень износа.
Напомним, в настоящее время счетчики воды и электроэнергии можно не ставить лишь в том случае, если дом признан аварийным. Еще одно основание – отсутствие технической возможности установить прибор учета.
Во всех остальных случаях собственники квартир, не оборудованных приборами учета воды и электроэнергии, платят по нормативам потребления с применением повышающего коэффициента 1,4.
По какому Закону и в каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета?
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) коммунальных ресурсов должны в обязательном порядке устанавливаться в МКД с 1 января 2013 года, в Республике Крым и городе Севастополь — с 2019 и 2021 гг. соответственно (ч.12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении…»).
Обязанность по оснащению домов ОДПУ до 1 января 2013 года была возложена на всех собственников помещений в МКД. Если это требование не было выполнено по инициативе собственников, то исполнители комуслуг (управляющая компания, ТСЖ) должны обеспечить допуск ресурсоснабжающим организациям к местам установки приборов учета. Это не касается домов, признанных аварийными, подлежащих сносу или капремонту до указанной даты. Также коллективные счетчики можно не ставить в домах, где мощность потребления электроэнергии не превышает 5 киловатт, газ потребляется в объеме не более 2 кубометров в час (ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении…») и там, где нет технической возможности для установки счетчиков (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627). Прибор учета должен соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Порядок установки ОДПУ определен ч.ч. 9-11 ст. 13 Закона. Их установку, замену и эксплуатацию на договорной основе осуществляют ресурсоснабжающие организации (РСО), ответственные за подачу в дом воды, газа, тепла и электричества. Согласно Приказу Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178, эти организации обязаны предлагать установку счетчиков и не вправе отказать в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета. Цена договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства РСО уплачивают потребителю за каждый день неустойку (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но в сумме не больше, чем цена работ.
Заказчиком по договору об установке коллективных приборов учета может быть лицо, ответственное за содержание общего имущества в доме, либо представитель интересов собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения (Приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149). Расходы по договору несут собственники помещений. Также они могут обратиться с предложением к исполнителю услуг заключить такой договор. Субъект РФ или МО вправе частично оплатить расходы собственников за счет бюджетных средств, уменьшив объем расходов собственников (ч.12 ст.13). Если не выражено намерение оплатить всю сумму сразу или за период менее 5 лет, в договор должно быть включено условие об оплате цены равными долями в течение 5 лет.
https://www.9111.ru
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ!
Правительство РФ уничтожило с 01.01.2019 справедливый индивидуальный учет тепла в многоквартирных домах.
Правительство РФ не выполнило постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 года №30, от 20.12.2018 №46 и поддерживает законодательную инициативу Минстроя России по отмене обязанности устанавливать индивидуальные приборы учета тепловой энергии!
Анализ действующих несправедливых формул расчетов за отопление в ПП РФ от 06.05.2011 №354 и предложение справедливых формул для расчетов за отопление по индивидуальным приборам учета тепловой энергии:
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, — потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).
Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:
∑Vипу
Vi бпр = Si ×————-
∑Siипу
где:
Si — общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
∑Vипу — сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года — исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;
∑Siипу — сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.
Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.
По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.
Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.
Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1 оС. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. В котором указано, что потери теплоты через внутренние ограждения помещений настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).
Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18оС на 1оС, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18оС потребуется повышение потребления тепловой энергии около 1-го %, в то время как при снижении температуры на 1оС в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.
Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».
То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел — по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!
Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:
Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии.
Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.
Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).
Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.
Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.
Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.
Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.
Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.
Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):
(Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои
Рi пр цо = (Vi пр + ——————————————— × Si пр) × Tт, 3(1)
(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб
Vд × Sои
Vi инд = Si инд × ————————————- , 3(6)
Sоб × (Sоб — ∑Sj инд + Sои)
Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):
P i инд = Vi инд × Тт. 3(7)
Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):
Sj бпр
P j бпр цо = (Vд — ∑Vi инд — ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт, 3(8)
∑Sj цо бпр
где
(Vд — ∑Vi пр — ∑Vi инд) × Sои
Vi пр одн = —————————————— × Si пр, 3(9)
(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб
Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;
∑Sj цо бпр — площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;
Vд — общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;
∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;
Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Sои – суммарная площадь общих помещений;
∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;
Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии
∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт . 3(10)
Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):
(Vд — ∑Vi инд) × Sои
Рi бпр цо = ————————————- × S j бпр × Tт, 3(11)
(Sоб — ∑Sj инд + Sои) × Sоб
Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):
(Vд — ∑Vi пр) × Sои
Рi пр цо = (Vi пр + —————————— × Si пр) × Tт, 3(12)
(Sоб + Sои) × Sоб
Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)
Sj
P j бпр цо = (Vд — ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)
∑Sj цо бпр
Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)
Данные формулы проверены, полностью сочетаются между собой и проверка по платежам сходится в ноль без остатка.Vд × Sои
Рi бпр цо = ————————- × S j бпр × Tт. 3(14)
(Sоб + Sои) × Sоб
Применение же формул, содержащихся в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:
-
Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;
-
Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.
-
Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.
В связи с изложенным, считаем:
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.
-
Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.
В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:
-
Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.
-
Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».
Обращения в КС РФ сопровождаются приложениями:
- Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, направленное на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС. На 3-х листах в 2-х экземплярах.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме», Источник: http://static.government.ru/media/files/SktBWAQsYlgWpkZIRtaNP3HAx1dZNoAG.pdf. На 16-и листах в 2-х экземплярах.
- Проект постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме. ID проекта 02/07/12-17/00075989. Дата создания: 6 декабря 2017 г. Источник: https://regulation.gov.ru/projects#npa=75989 На 6-и листах в 2-х экземплярах.
- Анализ и предложения по изменениям формул расчетов за услугу отопления в помещениях МКД, в которых хотя бы одно, но не все помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии и ИИТЭ. На 7-и листах в 2-х экземплярах.
- Ответ Министерства экономического развития России от 13.12.2018 №ОГ-Д07-12013 на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» На 4-х листах в 2-х экземплярах.
- Ответ Минстроя России от 13.12.2018 № 54098-ОГ/04 на обращение генерального директора ООО «Техем» А.В.Алексеева по поводу инициативы Минстроя России «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах». На 2-х листах в 2-х экземплярах.
- Е.Г. Малявина. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. На 3-х листах в 2-х экземплярах.
Генеральный директор ООО «Техем»
канд.техн.наук
А.В.Алексеев