Плата за одн по нормативам и по общедомовому счетчику: ОДН: как платить по новым правилам – по счетчику или по нормативу?

Плата за одн по нормативам и по общедомовому счетчику: ОДН: как платить по новым правилам – по счетчику или по нормативу?
Июн 29 2020
alexxlab

Должна ли управляющая организация оплачивать сверхнормативные общедомовые нужды

Допустим, за свет жители дома платят напрямую РСО, между ними заключён договор ресурсоснабжения. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ признал такие отношения законными и сказал, что работают они до истечения срока их действия или до того, как одна из сторон откажется исполнять договор.

Ресурсоснабжающая организация выставляет плату за сверхнормативный ОДН управляющей организации. Сегодня мы расскажем, имеет ли она право так делать и должна ли УО оплачивать сверхнорматив.

ОДН для нежилых помещений: нужно ли начислять и можно ли не платить

Не должна, если она не исполнитель КУ

В подобной ситуации договор между УО и РСО не заключён, это законно. Так разрешил делать Минстрой РФ. Он указал, что прямые договоры, которые потребители КУ заключили с РСО до 30 июня 2015 года, продолжают действовать, а отсутствие между РСО и управляющей организацией не считается лицензионным требованием.

Сперва нужно разобраться, кто в этом случае будет исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг в МКД может выступать управляющая организация или ресурсоснабжающая организация.

Управляющая организация становится исполнителем КУ с даты:

  • указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе УО,
  • заключения договора управления МКД,

но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, который УО заключила с РСО (п. 14 Правил N 354).

До этой даты РСО в качестве исполнителя начинает предоставлять коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД (пп. «б» п. 17 Правил N 354). Эту позицию подтверждает Верховный суд РФ в решении от 13.01.2014 N АКПИ13-1116 и в Обзоре судебной практики от 24.12.2014.

Верховный суд говорит: управляющая организация не может предоставлять потребителям коммунальные услуги, пока не заключит договор с РОС. Функции исполнителя в таком случае выполняет РСО.

Мнение Верховного суда поддерживает Минстрой РФ. Ведомство отмечает, что без договоров ресурсоснабжения, заключённых с РСО, УО, ТСЖ или кооператив не могут быть исполнителями коммунальных услуг.

Поэтому в примере, который мы привели в начале статьи, исполнитель коммунальных услуг – ресурсоснабжающая организация. Вот как это будет выглядеть на схеме:

Минстрой РФ: плата за ОДН по счётчикам или по нормативу?

Должна, если есть договор с РСО

Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный объём ОДН РСО должна заключить договор с УО. Для этого либо потребители, либо РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.

Например, РСО сперва должна расторгнуть договоры с потребителями. Односторонний отказ от исполнения договора одобряет Гражданский кодекс РФ – нужно просто уведомить другую сторону (ст. 450.1 ГК РФ).

Отказ от исполнения договора должен быть точным, недвусмысленным и не предполагающим различных толкований. Другая сторона должна понять, что РСО не намерена далее исполнять принятые на себя обязательства и желает их прекратить.

Отказом от договора ресурсоснабжения между потребителями и РСО можно считать следующие ситуации:

Кому платить за коммунальные услуги на ОДН?

Порядок заключения договора между УО и РСО

Чтобы так и было, нужно внимательно прочитать требования к порядку и форме заключения договора ресурсоснабжения между УО и РСО, и к существенным условиям заключения подобных договоров. Они определяются в соответствии с ГК РФ, положениями Правил N 124.

РСО, владеющая коммунальным ресурсом, который подаётся в МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить УО оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к оферте проекта договора (п. 10 Правил N 124). РСО заранее подписывает проект договора

Договор считается заключённым с момента, когда РСО получит от управляющей организации подписанную оферту (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Это же подтверждает п. 15 Правил N 124: договор ресурсоснабжения вступает в силу в день, когда его подпишет вторая сторона.

Договор можно считать заключённым, если стороны достигли согласия по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенными считаются условия:

  • о предмете договора;
  • которые названы в законе или других правовых актах как существенные;
  • условия, соглашения по которым хочет достичь одна из сторон договора.

Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:

  • вид коммунального ресурса,
  • дата начала поставки,
  • показатели качества,
  • порядок определения объёмов коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
  • порядок определения стоимости коммунального ресурса,
  • порядок оплаты,
  • условие о разграничении ответственности сторон,
  • порядок взаимодействия сторон.

Для чего нужны требования к существенным условиям договоров? Чтобы не допустить неопределенность в правоотношениях сторон и предупредить разногласия по поводу исполнения обязательств по договору (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 12444/12 по делу N А32-24023/2011).

Такой же вывод сделал Арбитражный судом Северо-Кавказского округа от 26.01.2015 по делу N А32-22372/2014. Суд отказал РСО во взыскании с управляющей организации платы за период до заключения договора ресурсоснабжения.

Хотя у РСО есть все возможности заключить договор ресурсоснабжения с УО, на практике многие забывают это сделать и сразу начинают выставлять счета на оплату сверхнормативного ОДН. Такая ситуация неправомочна.

Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым

Выводы

  1. РСО может требовать с управляющей организации оплату сверхнормативного ОДН только когда между ними заключён договор.
  2. Чтобы начать выставлять в адрес УО сверхнормативный ОДН, потребители или РСО должны отказаться от действующих прямых договоров.
  3. Положения Правил N 124 дают ресурсоснабжающей организации все возможности заключить договор с управляющей организацией и даже принудить УО к подписанию такого договора.
  4. Если РСО не предпринимала попыток заключить договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, требовать оплату она не имеет права.

Автор – Елена Шерешовец, директор СРО управляющих недвижимостью «КИТ», заведующая кафедрой «РосКапСтрой» при Минстрое РФ, член Экспертного совета при Комитете по энергетике Государственной Думы РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ.

что выгоднее – платить по нормативу или по показаниям счетчика?

Повторение – мать учения. Следуя именно этому правилу, организаторы муниципальной школы «Управдом» время от времени вносят в повестку очередного занятия вопросы, казалось бы, уже не раз озвученные, но остающиеся по-прежнему актуальными. Тем более что состав слушателей школы регулярно пополняется новичками.

Так, одной из тем недавнего занятия муниципального ликбеза стал ОДН – так называемые общедомовые нужды. Точнее, способы расчета количества коммунальных ресурсов, затраченных на общие нужды многоквартирного дома. Разъяснения по всем нюансам этой не теряющей актуальности темы дал главный специалист информационного отдела МКУ «Учетно-регистрационный центр Владивостока» (УРЦ) Игорь Курсаков.
За какие виды ОДН мы платим?
– Основной вопрос, которым задаются жители города, в том числе и те, кто обращается за консультацией в УРЦ, по какому принципу мы платим за ОДН и почему мы платим именно так. 
Для начала: плата за ОДН начисляется за такие ресурсы, как электроэнергия и вода, холодная и горячая, а с 1 июля этого года ОДН выставляется и за водоотведение (ОДН за тепло не начисляется). 

Вычисляют показатели ОДН по воде путем суммирования нормативов потребления холодной и горячей воды. 
Рассчитывается плата за ОДН и по воде, и по электроэнергии по формуле, надо сказать, довольно простой. А именно: объем ОДН умножается на тариф, установленный департаментом по тарифам администрации Приморского края. 
Для расчета непосредственно ОДН, как правило, используются две формулы – в зависимости от того, оборудован дом общедомовым прибором учета (ОДПУ) или нет. Обе формулы прописаны в постановлении правительства № 354.
Формула расчета при наличии ОДПУ
Из показаний ОДПУ (их снимает управляющая домом организация, УК или ТСЖ, 25 числа каждого месяца) вычитают показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), а также нормативный объем ресурса в тех квартирах, где не установлены счетчики. После этого полученная сумма умножается на площадь квартиры, а затем делится на общую площадь дома. 
Обратите внимание: в соответствии с постановлением № 354 в общую площадь дома при определении ОДН по электричеству включается площадь всех жилых и нежилых помещений (к нежилому сектору относятся лестницы, коридоры, фойе, помещения для консьержа, колясочная и т.п.), а также площадь технических этажей, чердаков и подвалов. 
Формула расчета при отсутствии ОДПУ
Норматив по ОДН (он также устанавливается краевым департаментом по тарифам) умножается на общую площадь дома. Дальнейшие вычисления идут в соответствии с предыдущей формулой: полученное число умножается на площадь квартиры и делится на площадь дома. Все необходимые цифры (например площадь дома) указаны в квитанции.
Хотите считать по счетчику? Собирайте собрание
Игорь Курсаков напомнил слушателям «Управдома», что с 1 июня 2017 года расходы на ОДН включаются в состав платы за содержание жилья и отныне называются коммунальными ресурсами на содержание общего имущества (во многих квитанциях указываются так: КР на СОИ). 
– Если раньше вы платили ОДН ресурсоснабжающим организациям, то теперь – управляющей компании (или ТСЖ), – пояснил он. – Также законодатель предусмотрел, что с 1 июня при наличии или отсутствии общедомового прибора учета ОДН рассчитывается исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги на ОДН. Правда, позже появилось дополнение: «с проведением перерасчета расходов исходя из показаний ОДПУ и ИПУ». Но, к сожалению, до сих пор порядок перерасчета правительство не определило. Зато определены случаи, когда перерасчет возможен. 
Первый – если в доме установлена автоматизированная система одновременного съема показаний ОДПУ и ИПУ (не для Владивостока: ни в одном из городских домов таких систем нет).
Второй – исходя из среднемесячного объема потребления ресурсов. Вот только непонятно, за какой год рассчитывать этот среднемесячный показатель. Брать в качестве периода расчета 2016 год тоже не выход, поскольку тогда были приняты старые нормативы. 
И, наконец, третий случай – если вы на общем собрании примете решение определять объем ОДН исходя из показаний ОДПУ. Поэтому при желании каждому дому необходимо провести собрание и определиться со способом расчета ОДН.
Стоит ли отказываться от норматива? 
С 1 июня 2017 года департамент по тарифам принял новые нормативы по ОДН. Особенно заметны отличия измерений по новым нормативам по электроэнергии для хрущевок. Они стали значительно ниже. Настолько, что порой за ОДН, рассчитанный именно по нормативам, платить гораздо выгоднее, нежели по счетчику.
– Кроме того, вы должны понимать, что в соответствии с жилищным законодательством и 258-м ФЗ управляющая компания, даже рассчитывая ОДН по счетчику, выставить вам платеж выше норматива не имеет права, – подчеркнул Курсаков. – В том случае, если ОДН по счетчикам превышает норматив, УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией по факту потребления, а с гражданами – по нормативу, покрывая разницу самостоятельно. Но при этом имейте в виду: если фактическое потребление будет меньше нормативного (что выяснится при ежегодном перерасчете), никто утраченную разницу вам выплачивать не будет. Поэтому подумайте хорошо, стоит ли переходить на расчет ОДН по показаниям ОДПУ, если новые сниженные нормативы более выгодны. Особенно это относится к малоэтажным домам и хрущевкам.

Справка «В» 

Напомним, что муниципальная школа жилищного просвещения «Управдом» создана по инициативе экс-главы Владивостока Игоря Пушкарева для того, чтобы научить горожан разбираться в жилищном законодательстве и подготовить управляющих, способных от имени жильцов выступать профессиональными и грамотными заказчиками жилищно-коммунальных услуг. Организаторами образовательного проекта «Управдом» выступают управление содержания жилфонда администрации города и общественная организация «Домовой контроль». Семинары проходят на бесплатной основе, посетить их могут все желающие. За пять лет работы школы ее слушателями стали более 15 тысяч человек.

 

Автор: Лика ТКАЧЕНКО

Общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2017 года

Принцип оплаты коммунальных услуг по строго установленным тарифам в зависимости от количества проживающих (зарегистрированных) в квартире жильцов остался в далеком прошлом. С развитием рыночных отношений каждый поставщик энергоресурсов: электричества воды, тепла стал заинтересован в получении оплаты за фактически поставленный ресурс, вне зависимости от проблем, которые были у того или иного потребителя, в полном объеме.

Это вызвало необходимость радикально изменять систему оплаты за получаемые энергоресурсы как для собственников помещений так и для управляющих компаний (УК, ТСЖ).
Но практика показала, что объем потребляемых собственниками помещений ресурсов резко отличается от данных, которые ресурсоснабжающие организации фиксировали по своим приборам учета. Получалась ситуация когда значительная часть выработанных и поставленных потребителю ресурсов оказывалась неоплаченной.
Управляющие компании не хотели, а в большинстве случаев не могли, по финансовым соображениям, отнести неучтенные по приборам учета или рассчитанную на основании нормативов потребления часть полученных но не оплаченных ресурсов на свой счет. 
Таким образом, родились общедомовые нужды (ОДН) — строка в счетах оплаты, которая была призвана компенсировать разницу между показаниями приборов учета ресурсоснабжающей организации и фактически потребленными собственниками коммунальными услугами, учтенными по индивидуальным приборам учета или рассчитанными на основании нормативов потребления.

Нормативная база для взимания платы за ОДН

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДНвключает:


Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета. В силу этого — работа управляющих компаний превратилась в бюрократический механизм по составлению ответов на бесчисленные жалобы потребителей и предоставлению расшифровок расчетов. 
Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2015 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2016 года.
Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2017 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

Что включается в  общедомовые нужды (ОДН)

Большинство собственников считает, что в общедомовые нужды включаются расходы на:

• Освещение подъезда и придомовой территории;
• Расходы на уборку помещений;
• Расходы на отопление подъездов и технических помещений.

Поэтому, когда в строке ОДН они видят, что холодной воды в текущем месяце было потреблено в 3-4 раза больше, чем в предыдущем, они задаются вопросом: куда она делась?

Помимо перечисленных расходов энергоресурсов на ОДН они так же включают:

По электроснабжению:

• Работу лифтов;
• Насосов водоснабжения;
• Сигнализации и домофонов;
• Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;
• Технологические потери внутри МКД, связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.

По водоснабжению:

Включать, помимо перечисленных расходов ресурсов, другие статьи платежей запрещается.
Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД. 
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны — пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Общедомовые нужды в 2017 году

Несмотря на то, что в счетах больше не будет «непонятной» и вызывавшей раздражение строки ОДН – оплата за них никуда не исчезнет. Просто все платежи за потребленные на общественные цели для поддержания в рабочем состоянии систем электроснабжения, отопления, водоотведения, санитарного порядка в МКД (многоквартирных домах) будут равномерно распределены и приплюсованы к плате за потребленные коммунальные услуги пропорционально доле собственника в общедомовом имуществе.
Изменится методика расчета общедомовых нужд.
Отныне платежи не могут превышать норм, рассчитанных для каждой из категорий многоквартирного дома в зависимости от срока ввода их в эксплуатацию, этажности, района расположения, состояния инженерных сетей и ряда других факторов. Эти нормативы утверждаются решениями муниципальных органов власти в регионах и призваны нивелировать разницу между начислениями за одинаковый объем поставляемых ресурсов у различных УК и ТСЖ.

Преимущества исключения строки ОДН

Пользоваться преимуществами включения платы за ОДН в счета на оплату смогут исключительно УК. Отныне, у собственников жилых помещений «выбита» из под ног почва для консолидированного выражения недовольства на общих собраниях. Для того, чтобы установить, какие общедомовые нужды и в каком объеме оплачивает тот или иной владелец недвижимости придется провести полную сверку счетов как минимум двух собственников. Дело это хлопотное. Говорить о том, что на повестку дня общего собрания собственников МКД впредь будут выноситься вопросы о завышении платы за ОДН уже не приходится. 
Строки то такой не будет. Следовательно, несогласие с размерами тарифов каждый вынужден будет выражать в индивидуальном порядке, и добиваться ответа от УК или ТСЖ – в одиночку.

Надо ли платить за ОДН

Вопрос о необходимости оплаты ОДН автоматически перестает быть актуальным с 1 января 2017 года, поскольку в счетах уже не будет такой отдельной строки.
Неоплата счетов за потребленные коммунальные услуги в виду несогласия собственника с размером оплаты за ОДН, которые включены в его индивидуальный счет – влечет за собой применение штрафных санкций, вплоть до ограничения пользования каким-либо коммунальным ресурсом: электроэнергией, водоснабжением. Обжаловать действия по отключению энергоресурса можно только в суде. Как правило, суды обязывают энергоснабжающие организации прекратить действия по ограничению поставки энергоресурса ввиду нарушения правил санитарного состояния жилых помещений и нарушения прав граждан, проживающих в жилом помещении (несовершеннолетних детей).
Но это не снимает обязанностей по погашению имеющейся задолженности.
Каким бы не был закон, он – закон. Поэтому – нравится или не нравится – платить за ОДН – надо. Вопрос в том, сколько? Но это – разрешается в каждом конкретном случае и снова же – только в суде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

 Сколько нужно платить за квартиру (расчет) 

 Можно ли не платить за коммунальные услуги 

 Обязательна ли плата за капитальный ремонт? 

 Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, ведь чем больше людей будет знать о своих правах (и доказывать их), тем ответственнее станут службы. 

Идея сайта возникла на основе многочисленных жалоб в сфере коммунальных услуг и отсутствия нужной информации в одном источнике! Это единственный в своем роде жилищный сайт, объединяющий действительно важные и актуальные материалы.

Оплата коммунальных услуг на общедомовые нужды в спорных ситуациях

Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 36-КГ16-23 интересно потому, что рассказывает, кому собственники должны платить за коммунальные услуги на ОДН в спорных случаях. Мы проанализировали его для вас.

Рекомендуем прочитать статью управляющим организациям, которые ещё не заключили договор ресурсоснабжения с РСО.

ПП РФ 1498: Правила предоставления коммунальных услуг собственникам помещений

В чём проблема

В Верховный Суд РФ обратилась собственница жилого помещения в МКД. Она была возмущена незаконным выставлением платы за электроэнергию свыше утверждённых нормативов. Претензию собственница высказывала одновременно и к РСО, и к УО.

Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.

Дело прошло два суда, прежде чем оказаться на рассмотрении в Верховном Суде. Городской суд обязал РСО сделать перерасчёт и оплатить судебные издержки. А ещё обязал заключить договор ресурсоснабжения с УО.

Областной суд оставил в силе решение о заключении договора, но отменил требование о перерасчёте, уплате судебных расходов и штрафа. Собственница, не достигнув своей цели, обратилась в вышестоящий суд.

Посмотрим, какой логики придерживался Верховный Суд и как он рассудил конфликт между РСО, жильцами и УО.

Пост-релиз вебинара «Снижаем расходы на ОДН»

Так кому платить

Суд установил, что плату за электроэнергию на ОДН действительно собирала РСО. Договор с УО она не заключила. Для учёта электричества в доме был установлен ОДПУ, показания со счётчика ежемесячно снимали управляющая организация и РСО.

Жильцы МКД и организации, которые снимают в доме помещения, должны своевременно платить за коммунальные услуги (ст. 153, 154 ЖК РФ).

Ещё одна обязанность жильцов – выбрать один из трёх способов управления МКД:

  • непосредственное управление,
  • управление ТСЖ или ЖК,
  • управляющая организация.

Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.

Верховный Суд РФ согласился, собственники и наниматели жилых помещений по решению ОСС могут платить за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО. Но таким образом нельзя оплачивать КУ, потреблённые на содержание общего имущества в МКД.

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Собираем все факты вместе и делаем вывод, что порядок платы за КУ напрямую зависит от выбранного способа управления МКД. А вот начислять и взимать плату может организация, которую определило общее собрание собственников.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было – напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД. Но в нашем случае домом управляла УО.

Исполнителем КУ была управляющая организация, и она имела полное право взимать плату за оказанные услуги. Платить нужно было управляющей организации.

Поквартирный обход как способ снижения ОДН. Интервью с Николаем Федотовым

Как не повторить ошибку

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

В спорной ситуации суд будет смотреть на то, какой способ управления выбран в МКД. Если домом управляет управляющая организация, оплату за коммунальные услуги на ОДН собирает она.

Что делать со сверхнормативом? Сверхнорматив на ОДН оплачивает управляющая организация, если собственники на ОСС не решают распределить эту сумму между собой.

Это нововведение 2017 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.

Проведите общее собрание собственников для принятия решения о распределении сверхнормативного ОДН между собственниками с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает, из этой статьи.

Как платить за ОДН не по нормативу, а по фактическому потреблению?

Алла, здравствуйте, по просьбе администрации сайта, изучив вопрос, могу лишь дополнить:

Во-первых, Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ внесены изменения в часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ, как выше отметил Олег, но часть 10 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», на которую сослался начальник юридического отдела при ответе на обращение, была также дополнена предложением следующего содержания:

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Данные изменения вступили в силу с 10 августа 2017 г. Так как новые нормативы, установленные Постановлением Правительства Нижегородской области от 31 мая 2017 г. N 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 года N 594», действуют с 01 июля 2017 г., т.е. для многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованные электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, должен применяться норматив 1,6 кВт*ч в месяц на кв. метр.

Какого числа вам был дан ответ? Автор либо намеренно, либо по неосведомленности не указал на это. С 10 августа независимо от того, проводилось общее собрание или нет, при расчете платы за ОДН по электроэнергии должен применяться новый норматив.

Во-вторых, действующая с 01 января 2017 г. по 09 августа 2017 г. редакция части 9.2 ст. 156 ЖК РФ не содержала возможности перерасчета платы, которая определялась, исходя из действующих на тот момент нормативов потребления, без учета показаний общедомовых приборов учета. Только с 10 августа нынешнего года в связи с внесенными в часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ изменениями появилась возможность перерасчета исходя из показаний общедомовых приборов учета в порядке, определенном Правительством РФ. Так как этот порядок еще не определен, то только после принятия постановления будет известно возможно будет его применить к ранее возникшим отношениям или оно будет действовать с даты вступления в силу.

Кто должен оплачивать ОДН: управляющая компания или собственники?

Тот факт, что без оплаты за квартиру и ЖК услуг не обойтись, понимает каждый. Кроме того, неоплата может привести к судебным тяжбам, заведению исполнительного производства и, в итоге, к выселению из жилья. Это связано с тем, что положения ГК РФ и ЖК РФ гласят о том, что каждый владелец обязан надлежащим образом содержать личное имущество и платить за содержание жилья.

Это законодательное правило распространяется не только на сами квартиры, но и на общедомовое имущество. По этой причине в структуру платежа включено: проведение уборки в подъездах и на территориях у дома, выполнение ремонта подвальных помещений и кровли, а также ряд прочих необходимых работ.

Но, несмотря на это, множество жильцов сетуют на то, что в их квитанциях возникла еще одна услуга, а значит, дополнительная статья расходов, ложащаяся на их кошелек – общедомовые нужды. Что подразумевают под этой услугой, и нужно ли ее оплачивать, мы изложим в этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Общедомовые нужды: что это такое?

Что понимают под общедомовым потреблением, и по какой причине владелец жилья обязан вносить плату за него?

Пункт 40 Правил оказания коммунальных услуг владельцам и использующим помещения в многоквартирных домах и жилых зданиях, которые утверждены правительственным постановлением от 06 мая 2011 года под №354 (дальше – Правила 354), обозначил, что каждый из потребителей коммунальных услуг в многоквартирных домах, независимо от избранного метода управления домом в структуре оплаты за коммунальные услуги, отдельно оплачивает услуги, предоставляемые в жилом помещении, и вносит оплату за коммунальные услуги, потребленные при использовании общедомового имущества (в этом пункте подразумевают именно услуги, предоставляемые на общие домовые нужды).

Пункты от 44 до 48 Правил 354 определяют размер оплаты за коммунальную услугу, которая предоставляется для обеспечения общих домовых нужд, с учетом присутствия в доме учетного прибора.

Все формулы, согласно которым рассчитывается плата за коммунальные услуги на общие домовые нужды, упоминаются во втором приложении Правил 354. Нужно обратить внимание на то, что объем оплаты за коммунальные услуги на общие домовые нужды не может подлежать перерасчету по причине отсутствия конкретного потребителя в его жилье.

Список помещений, которые входят в состав общего домового имущества, величина которого используется при расчетах оплаты за коммунальные услуги на общее домовое потребление, определяется правительственным постановлением от 06 мая 2011 года под №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (изменения внесены правительственным постановлением под №344 от 16 апреля 2013 года).

Сюда включены лестничные площадки, сами лестницы, а также тамбурные, площади вестибюлей и холлов, колясочные, помещения, используемые охраной (консьержем), которые не могут принадлежать конкретному жильцу (в соответствии с данными, упомянутыми в домовом паспорте).

Общие домовые нужны за воду: краны в подъездах отсутствуют, однако оплата вноситься должна

По какой причине, если в местах общего пользования нет устройств для водоразбора, УК продолжают начислять плату по общедомовым нуждам?

Потребители должны платить за полный объем, которые был зафиксирован при помощи общего прибора учета. Если же счетчика нет, то объем оплачивается согласно утвержденным нормативам.

Тот факт, что водоразборных устройств в местах общего пользования нет, не может служить поводом для не начисления оплаты на общие домовые нужды.

Оплата за ОДН согласно нормативам и общему домовому счетчику

В обязательном ли порядке применяются нормативы по общедомовым нуждам в ходе проведения расчетов, когда в доме присутствует общий прибор для учета?

Учитывая законодательные изменения, с 01 июня 2013 года нормативы обновлены, если говорить о вычислении объема платы за коммунальные услуги согласно учетным приборам – они будут считаться «фактором ограничения».

Проще говоря, объем коммунальных услуг на общие домовые нужды согласно данным учетных приборов, который распределяется между всеми потребителями, не может быть выше величины, определенной соответствующими нормативами.

Кто должен оплачивать общедомовые нужды?

Рассматривая понятие общих домовых нужд как одной из статей обязательных платежей, предъявляемых владельцам в структуре счета, можно сказать, что это некое недоразумение. Статья расходов по общим домовым нуждам предусматривается ЖК РФ, и оплата за них должна быть распределена между владельцами, согласно условиям основного соглашения.

Казусная ситуация возникла с того момента, когда правительством были исключены затраты по потреблению электроэнергии из общего перечня коммунальных платежей, которыми ведала УК, выделив отдельно подобные затраты. Касательно оплаты по показаниям счетчиков все ясно, но что делать с электроэнергией, потребляемой лифтами и используемой на лестничных площадках?

Схватившись за подобное решение, определенные УК вывели оплату за них из списка коммунальных услуг в отдельную статью, добавив строку в счете по общедомовым нуждам. Преимущественно сумма добавлялась помимо имеющейся квартплаты, которая оставалась на том же уровне.

Судами эти действия признаются мошенническими. Если раньше они были включены в оплату за квартиру, а условия договора решением собрания не изменены, общедомовые нужды оплачивает УК.

Совсем иначе происходит, если вопрос состоит в затратах постоянного или временного характера, которые не прописаны в договорных условиях. К примеру, кто-то предлагает улучшить определенным образом конструкцию дома. При этих обстоятельствах должен быть организован общий сбор, где должна быть утверждена смета, объем платежей дополнительного характера на общие домовые нужды. Оплачивать их обязаны владельцы.

Взаимоотношения между владельцами нежилых помещений и УК

Первые этажи зданий жилого типа преимущественно арендуются или же выкупаются постепенно у жильцов для размещения в них магазинов, ателье, аптек и прочего. ЖК РФ, конечно, не указывает о методе их выплаты на общие нужды дома, но седьмой раздел упомянутого кодекса используется судами по аналогии.

Владельцы помещений нежилого фонда должны выплачивать все общедомовые нужды, которые включены в соглашение, вне зависимости от факта их использования. Любые утверждения собственников магазинов о том, что лифтами они не пользуются, их отопление обособлено и т. п., нельзя назвать юридически обоснованными.

Оплата ими вносится также как и остальными, пропорционально площади. Отопление, к примеру, нужно целиком дому, отключить его не могут, даже если дом будет полностью пустовать. В противном случае строение будет разрушаться.

Помещения нежилого типа, которые принадлежат таким владельцам, довольно распространены. Процесс голосования происходит в ходе общего собрания, с учетом площади жилья участников. К примеру, когда собственник магазина располагает ощутимым весом голосов на сборе, он имеет полное право инициации проведения этого сбора и вынесение на обсуждение вопроса замены УК, при условии, что действующая не оправдала ожиданий.

Может, конечно, выходом будет аренда или покупка нового жилья в более приемлемом доме. Но если у него будет статус многоквартирного, нормы будут задействованы аналогичные.

Если соглашение, заключенное с УК, утверждено в ходе общего сбора, отказ собственника жилья от подписи ничего не даст. Как бы то ни было, он будет обязан соблюсти все требования, зафиксированные документом, и оплачивать суммы, упомянутые в соглашении. За ним же сохранено право агитации за организацию внеочередного собрания собственников для того, чтобы пересмотреть соглашение или отказаться от УК.

Способов доказывания неисполнения УК списка ее обязанностей существует множество: фотографирование фактов невывоза мусора, неисправностей внутридомовых сетей, составление коллективных писем. Вначале нужно подать официальные требования в УК с целью устранения последними выявленных нарушений; при игнорировании – обратиться в ОМС, а также контролирующие профильные органы. Наибольшая эффективность может быть достигнута подачей заявления в органы прокуратуры.

При любых обстоятельствах, текст соглашения обязан быть у вас собой. Для этого необходимо позаботиться о подписании документа, с целью выдачи вашего экземпляра. И уже потом, располагая документом, можно свободно снять с него копии и вести борьбу.

Если УК вам все же не удается одолеть, придется поступить кардинально – продать недвижимость и переселиться. Расторгнуть соглашение без согласия большинства владельцев, у одного собственника нет права.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *